Напоминание

"Партнерские взаимоотношения семьи и дошкольной образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"


Автор: Худосовцева Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Клинцовский педагогический лицей
Населённый пункт: Калужская обл., г.Сухиничи
Наименование материала: Статья
Тема: "Партнерские взаимоотношения семьи и дошкольной образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Партнерские взаимоотношения семьи и дошкольной образовательной

организации в условиях реализации федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А.Сухомлинский Важной задачей в системе дошкольного образования является воспитание подрастающего поколения в современном обществе. В законе РФ «Об образовании в РФ» говорится , что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений между родителями и образовательной организацией, основанных на сотрудничестве, взаимопонимании и доверительности. Эффективность работы детского сада зависит во многом от партнерских взаимоотношений между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я» и начало этому будет происходить в семье. На «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка акцентируется внимание и в «Законе об образовании в РФ» и в ФГОС ДО, именно вся работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать микроклимат семьи, повышение педагогической культуры родителей и установление сотрудничества в условиях реализации стандарта дошкольного образования. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собойспособ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательного пространства индивидуального развития ребенка. Современные процессы в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. В современных условиях необходимо выстраивать партнерские взаимоотношения, которое понимается как взаимовыгодное конструктивное взаимодействие характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат». В соответствии с ФГОС ДО образовательная организация обязана: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; • обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; Работа с родителями конечно должна планироваться заранее, чтобы иметь возможность обсудить все мероприятия плана. При реализации плана можно использовать как традиционные форм работы ДОО и семьи, так же инновационные формы и методы работы: • - "Круглый стол" по любой теме; • - тематические выставки; • - консультации специалистов по запросам родителей; • - семейные спортивные встречи; • - почта доверия, телефон доверия; • - открытые занятия для просмотра родителей; • - родительская гостиная, клуб; • - конкурс семейных талантов; • - результаты семейного успеха; • - день открытых дверей; Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей конечно приведут к положительному результату: • - будет положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. • - знание обиндивидуальных особенностей ребенка повлияет на развитие личностных качеств, познавательного интереса у детей. При реализации нового подхода к взаимодействию с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей активно происходят. Повышение педагогической культуры родителей и привлечение их к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. А желание развивать партнерские взаимоотношения с семьей на современном уровне дает результаты: • со стороны родителей стала исходить инициатива по проведению новых форм общения семей группы. • педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. • воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
Принципы взаимодействия с родителями
1.Преемственность согласованных действий Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности». 2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия. 3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей. 5. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. 6. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 7. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. 8. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Обращая внимание на значимость данного вопроса следует сказать предполагаемом

результате партнерского взаимодействия между педагогами и родителями:

Мотивационно-ценностный компонент
Родители: • осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников; Педагоги: • осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект- субъектному); • обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители: • знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста; • знают приемы и методы взаимодействия с педагогами. Педагоги: • владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; • умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями,оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители: • реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста; • активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП; Педагоги: • учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; • умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
• признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»; • стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
Рефлексивный
Родители: • самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; • самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора; • удовлетворены работой педагогов ДОО. Педагоги: • владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков; • осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное взаимодействие с ними. Планируя ту или иную форму работы, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к саморазвитию и сотрудничеству.
В последнее время активно можно использовать такие формы сотрудничества,

которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в

педагогическом процессе, так и в жизни детского сада
. Это:
Информационно-аналитические
• анкетирование; • опрос; • "почтовый ящик".
Наглядно-информационные
• родительские клубы; • мини-библиотека; • информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»; • выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
Познавательные
• родительские гостиные; • нетрадиционные родительские собрания; • устные журналы; • экскурсии.
Досуговые
• праздники; • совместные досуги; • акции; • участие родителей в конкурсах, выставках. Семья и дошкольная образовательная организация – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Родители должны быть не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Таким образом-при тесном сотрудничестве меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.
Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Литература
1. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте. / Двинянинова Ю.А // Воспитатель ДОУ. – 2012. - №12. 2.Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. -М.; Мозаика-Синтез, 2013. 3.Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. _М.; Линка-Пресс, 2010. 4.Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014. 5.Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждогоребенка.М.:Педуниверситет «Первое сентября, 2014. 6.Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.


В раздел образования