Напоминание

"Великое русское слово" (к 80-летию академика Трубачёва И.Н.)


Автор: Лебединская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей № 6
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Великое русское слово" (к 80-летию академика Трубачёва И.Н.)
Раздел: начальное образование





Назад





РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

В 1 КЛАССЕ.

к 80-летию академика Трубачёва И.Н.)

Автор методической разработки:

Лебединская Ирина Геннадьевна

Образование: высшее

Место работы: МОУ Лицей № 6

Должность: учитель начальных

классов

I квалификационная категория

Стаж педагогической работы: 21 год
1

Волгоград, 2015
2

Содержание:
1. Пояснительная записка. 2. Цели внеклассного мероприятия. 3. Оборудование. 4. Разработка урока. 5. Приложения:  Приложение № 1 - Фото к внеклассному мероприятию.  Приложение № 2 – Портрет академика Трубачёва О.Н.  Приложение № 3 – Краткая биография академика Трубачёва О.Н.  Приложение № 4 – Рассказ о музее русской письменности им. Трубачёва О.Н.  Приложение № 5 – Камень с письменами.  Приложение № 6 – Высказывания о русском языке.  Приложение № 7- К игре «Угадай слово».  Приложение № 8 – Пословицы о слове.  Приложение № 9 – Портрет Даля В.И.  Приложение № 10 – Картинки звезды.  Приложение № 11 – К игре «Многозначность слова».  Приложение № 12- Старославянский алфавит.  Приложение № 13 – К игре «Игра наоборот». 3

Пояснительная записка
Данное внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка в МОУ лицее № 6, приуроченной к Дню русского языка и посвящённое 80-летию академика Трубачёва О.Н. Основная цель внеклассного мероприятия - вызвать интерес у первоклассников к глубокому изучению языка, слова, речи. Игровая форма проведения внеклассного мероприятия способствует активизации познавательной деятельности учащихся. В ходе мероприятия дети знакомятся с жизнью и творчеством академика Трубачёва О.Н., с музеем русской письменности , с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля. Причём дети самостоятельно готовят этот материал к мероприятию. Высказывания русских учёных и писателей о русском языке формирует уважительное и бережное отношение к родному языку, повышает культуру речи учащихся. В игровой ситуации дети знакомятся со словом, с пословицами, «крылатым» выражением о слове. Высказывают свои мнения и раскрывают смысл пословиц. Многозначность слова даёт представление детям о том, что слово может иметь несколько значений. Знакомство со старославянским алфавитом вызывает у детей большой интерес к истории русского языка, что расширяет кругозор учащихся и с п о с о б с т вуе т формированию их познавательной самостоятельности. 4

Цели внеклассного мероприятия:
1.Вызвать интерес к глубокому изучению языка, слова, речи. 2.Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи учащихся. 3.Расширить кругозор учащихся. 4. Р а з в и в а т ь п о з н а в а т е л ь н у ю самостоятельность обучающихся. 5.Развивать образное и логическое мышление. 6. Воспитывать любовь к Родине. 5

Оборудование:
1. Портрет академика Трубачёва О.Н. 2. Портрет Даля В. И. 3. 4 т о м а «Толкового словаря живого великорусского языка». 4. Старославянский алфавит. 5. Пословицы о слове. 6. Высказывания о русском языке. 6

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оформление доски (См. фото 1. Приложение

№1 п.1)

I.

Вступительная часть.
Дорогие ребята! 23 октября в нашем городе Волгограде празднуется День русского языка. И сегодня мы не случайно проводим мероприятие, посвящённое этому празднику - «Великое русское слово».
II.

Основная часть.
1) - Дата 23 октября выбрана не случайно. В этот день в 1930 году в Сталинграде (так назывался наш город ранее) родился выдающийся русский учёный-лингвист Олег Николаевич Трубачёв. Посмотрите на его портрет (См. Приложение № 2 ) 2)
Биография О.Н. Трубачёва.

(рассказывает заранее подготовленный ученик )
- Яна подготовила рассказ о жизни и творчестве О.Н. Трубачёва. Послушаем его внимательно. (См. Приложение № 3 ) 3)
Рассказ о музее русской письменности

имени О.Н. Трубачёва.

(рассказывает заранее подготовленный ученик )

Учитель
: - Олег Николаевич Трубачёв посвятил всю свою жизнь изучению русского языка, исследованию истории возникновения слов. 2 года назад в Волгограде был открыт первый и единственный в России
музей

русской письменности.
О музее русской письменности нам расскажет Дима. А мы внимательно послушаем и узнаем, что же хранится в этом
Дети

рассматривают

портрет

О.Н. Трубачёва
.
У ч е н и ц а

р а с с к а з ы в а е т

биографию О.Н. Трубачёва.

Ученик рассказывает о музее

русской

письменности

имени
7
музее. (См. Приложение №4 ) - Самым интересным экспонатом в музее считается
камень

с

письменами,
которому больше тысячи лет. (См. Приложение №5 ) - В музее можно проследить, как менялась русская письменность, какие буквы исчезли из нашего языка, а какие появились совсем недавно. Ну и, конечно же, сами труды учёного Трубачёва и предметы, которыми пользовался исследователь. - Изучать историю русского языка сегодня можно во многом, благодаря усилиям О.Н. Трубачёва. Именно поэтому первому в России музею русской письменности присвоено имя учёного-лингвиста Олега Николаевича Трубачёва. 4)
Высказывания о русском языке.
- Многие русские писатели и учёные ценили и любили русский язык. - Вот некоторые высказывания, которые нашла Аня. Она вам их сейчас зачитает. (См. фото 2, Приложение№ 1 п.2 ) - Как эти высказывания богаты и выразительны! Только ТАК можно сказать о русском языке на великом и могучем русском языке.
О.Н. Трубачёва.

Д е т и

р а с с м а т р и в а ю т

и л л ю с т р а ц и ю

к а м н я

с

письменами.

У ч е н и ц а

з а ч и т ы в а е т

в ы с к а з ы в а н и я

р у с с к и х

писателей и учёных о русском

языке. (См. Приложение №6 )
8

III.

Игры.

1.

Дети

делятся

на

3

группы.

Каждая

группа

получает своё задание.

Игра 1.

«Угадай слово»
- Каждой группе выдаётся лист с пятью картинками. (См. Приложение № 7 ). Вы под каждой картинкой пишите букву, на которую начинается предмет, изображённый на этой картинке. В итоге у вас должно получиться слово. - Какое слово получили? - А теперь прочитайте слово ниже. - Теперь соедините эти два слова в словосочетания. Вы получите выражения. Объясните их смысл.
Дети

выполняют

задание.

(См. Фото 3. 4. 5. Приложение

№1 п.3)
с л о в о - П о л у ч и л и с л о в о
«СЛОВО».
- Держать. (1 гр.) - Давать. (2 гр.) - Красное. (3 гр.) 1 группа: - «Держать слово» - это значит, что человек, старается выполнить своё обещание. Например, если ребёнок обещает каждое ут ро заправлять с в о ю постель, то он должен сдержать своё слово. 2 группа: - «Давать слово» - это значит, что человек, что- т о о б е щ а е т с д е л а т ь . Например, мальчик дал слово больше не драться и не обзываться на других ребят, значит, он должен сдержать своё обещание. 3 группа: - «Красное слово» - это значит, красивое слово. Н а п р и м е р , г о в о р я т 9

Игра 2.

«Собери пословицу»
- Часто в нашем русском языке мы используем пословицы и поговорки. - Пословицы – это народная мудрость. Они выражают оценку жизни, а потому народ ценит и бережёт их. - Каждая группа получает несколько слов. Из этих слов вы должны составить пословицу о слове. (См. Приложение №8 ). А потом найти эту пословицу среди данных других и постараться объяснить её смысл.
не слово - вылетит - воробей, не поймаешь

слово давши а не -держись, не -крепись

давши

худое доведёт слово дела злого до

На доске даны четыре пословицы:

Худое слово доведёт до дела злого.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Давши слово – держись, а не давши – крепись.

Спасибо – великое слово.
«вставить красное словцо» - это значит, употребить какую-нибудь красивую фразу в разговоре .
Д е т и

с о с т а в л я ю т

и з

с л о в

пословицу, затем находят её среди

данных

и

объясняют

её

смысл.

(См. Фото 6.7.8. Приложение №1

п.4)
1 группа: - «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь». Значение - что сказано, то сказано. Если уж кто-либо проговорился о том, чего не нужно было, то ничего не исправить. 2 группа: - «Давши слово – держись, а не давши- к р е п и с ь » . З н ач е н и е - пообещал что либо (дал слово), выполняй (держи его), как бы тяжело не б ы л о . Е с л и с ч и т а е ш ь правильным не д а ват ь обещание, то и не давай. 3 группа: - «Худое слово доведёт до дела злого». Н у ж н о б ы т ь о ч е н ь осторожным со словом. М о г у т б ы т ь п л о х и е последствия после этого. - « Спасибо – великое слово». 10
- Прочитайте пословицу, которая осталась. - В чём смысл этой пословицы? - С л о в о "спасибо" п р о и з о ш л о о т словосочетания "Спаси Бог". Говоря человеку спасибо, мы желаем ему, чтобы его спас Бог, то есть, по мнению христиан, мы желаем человеку наивысшего блага. Поэтому «спасибо» - это на самом деле великое слово. ---------------------------------------------------------------------- 2)
Знакомство с фразеологическим оборотом.
- Есть в народе такое «крылатое» выражение
-

«Не

бросай

слова

на

ветер».
Как вы понимаете это выражение? Попробуйте объяснить его смысл. - Говорить без пользы или необдуманно; опрометчиво обещать и не выполнять обещанного; умение ценить своё слово. 3)
Знакомство со словарём В.И. Даля.
- В русском языке так много слов, что всех не сосчитать. Их количество, разве только можно сравнить с количеством звёзд на небе. - Вот посмотрите на эти четыре большие и толстые книги
.

(Учитель

показывает

детям

четыре

тома

словаря

Даля.)
Эти книги – достояние русского языка. Это «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. - По смот рите на порт рет Д а л я . (См. Приложение № 9) - Владимир Иванович Даль – русский учёный и лингвист. Про славился как а вт о р «Толкового словаря живого великорусского
Дети высказывают свои мнения.

Дети высказывают свои мнения.

Дети

рассматривают

портрет

В.И. Даля.
11
языка». В нём собрано очень много слов.
Игра 3.

«Собери слово»
- Я сейчас предлагаю вам из букв составить одно из таких слов. Каждая группа получает несколько букв. Из этих букв соберите слово . - Какое слово получилось? - Послушайте, как толкует в своём словаре Даль слово «звезда». «
Звезда
– одно из светящих небесных тел, видимых в безоблачную ночь…» - А как вы думаете, как ещё мог истолковать слово «звезда» Даль? Какое он мог ещё дать ему значение? - Верно. Даль так и толкует: «… или: морское животное, похожее на звезду».
На

доску

учитель

вывешивает

иллюстрацию звезды

как небесного тела и звезды как морского животного.
(см. Приложение № 10) 3)
Работа над многозначностью слова.
- Большинство русских слов имеет не одно, а несколько значений. Вспомните, ка к называются такие слова? - Приведите примеры таких слов.
Игра 4.

«Многозначное слово»
- Каждая группа получает лист с буквами
Дети

составляют

из

букв

слово

«ЗВЕЗДА». (См.

Фото

9.10.11.

Приложение №1 п.5)
- П о л у ч и л о с ь с л о в о «звезда». - Есть морская звезда – это животное, которое обитает в море. - Такие слова называются
многозначными

словами.
О н и и м е ют од н о и л и несколько значений.
Дети приводят примеры 2-3-х

м н о г о з н а ч н ы х

с л о в ,

объясняют их многозначность.
12
разного цвета. Вам нужно будет собрать буквы одинакового цвета по порядку и записать их в клеточках того же цвета. Затем соединить линией это слово с подходящей картинкой. (Причём, у каждой группы получаются одинаковые слова, но картинки разные.) (См. Приложение № 11 ) - Молодцы! 4)
Знакомство со старославянской азбукой.
- Мы с вами составили уже много слов из букв нашего русского с о в р е м е н н о го алфавита. Напомните, сколько в нём букв? - А вот в старославянском алфавите 49 букв. Посмотрите на старославянский алфавит. (См. Приложение №12) Его нам принёс Ваня. (См. фото 12. Приложение №1 п.6 )
Каждая

группа

«собирает»

слова: ручка, ключ, игла.

Соединяет

слова

с

нужной

картинкой.

Затем

по

очереди

объясняют

многозначность

каждого слова.

*РУЧКА*
1 группа: - Это предмет, которым мы пишем. 2 группа: - Дверная ручка. 3 группа: - Ручка малыша.
*КЛЮЧ*
1 группа: - Гаечный ключ, которым откручивают и закручивают гайки. 2 группа: - Это предмет, которым открывают и закрывают замок в двери. 3 группа: - Скрипичный ключ.
*ИГЛА*
1 группа: - Игла у ежика, дикобраза, сосны и ели. 2 группа: - Рыба - игла. 3 группа: - Это предмет для шитья. - В русском современном алфавите 33 буквы. 13
Ваня вам расскажет, как в старославянском алфавите назывались буквы. - Одни буквы со временем ушли из старославянского алфавита, другие буквы заменили. Так и пришли к современному алфавиту. Сейчас в нём 33буквы. - П о п р о б у й т е н а з в а т ь п о б у к в а м старославянского алфавита слово «звезда». - Молодцы!
Игра 5.

«Старославянское слово»
- Ка жд а я группа получ а е т о б р а з е ц старославянского алфавита и несколько букв этого алфавита. - Найдите в алфавите вот эту букву Прочтите её название. - Как сейчас называется эта буква? - А теперь давайте попробуем составить слова, используя старославянские буквы. У 1-ой группы будет слово «ШАР», у 2-ой – «ДОМ», у 3-ей – «РИС». - Назовите буквы, которые вы использовали.
В а н я

р а с с к а з ы в а е т

о д н о к л а с с н и к а м ,

к а к

в

старославянском

алфавите

назывались буквы.
-
З
- «земля»,
В
– «веди»,
Е
– «есть»,
З
- «земля»,
Д
– «добро»,
А
- «аз». - Буква «слово». -Она называется буква «эс».
Дети

составляют

данные

с л ов а ,

и с п ол ь зуя

бу к в ы

старославянского

алфавита.

(См. фото 13. Приложение №1

п. 7 )
1 группа: 2 группа: 3 группа: 1 группа: - «ша», - «аз», - «реци». 2 группа: - «добро», - 14

Игра 6.

«Игра наоборот»
- А сейчас игра наоборот. Я зашифровала слово названиями старославянских букв. Найдите буквы по их названию и прочитайте слово. (См.Приложение № 13)
СЛОВО

ЛЮДИ

ОНЪ

ВЪДИ

ОНЪ
- Какое слово получилось? - Молодцы!!!
IV.

Заключительная часть.
- Наше мероприятие «Великое русское слово», посвящённое Дню русского языка, я бы хотела закончить строками стихотворения великой поэтессы Анны Ахматовой. «… Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя русская речь, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО…» «он», - «мыслете». 1 группа: - «реци», - «иже», - «слово».
Дети

ищут

буквы

по

их

названиям в старославянском

алфавите

и

получают

слово

«СЛОВО». (См.

Фото



14.

Приложение № 1 п.8)
- П о л у ч и л о с ь с л о в о «СЛОВО».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
15

1.

доски

ФОТО

№ 1

2.

Высказывания о русском языке.

ФОТО

№ 2

3.

Игра «Угадай слово»
16

ФОТО

№ 3

ФОТО

№ 4

ФОТО

№ 5
17

4.

Игра «Собери пословицу»

ФОТО

№ 6
18

ФОТО

№ 7

ФОТО

№ 8

5.

Игра «Собери слово»
19

ФОТО

№ 9

ФОТО

№ 10

ФОТО

№ 11
20

6.

Знакомство со старославянской азбукой.

ФОТО

№ 12

7.

Игра «Старославянское слово»

ФОТО

№ 13
21

8.

Игра «Игра наоборот»

ФОТО

№ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Академик 22

Олег

Николаевич

Трубачёв
(1930-2002)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Трубачев Олег Николаевич: биография
23
Олег Николаевич Трубачев родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. В 1942 г. ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. Первое время жили в Горьком, в 1944 г., после освобождения Украины, поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и в 1947 г. поступил в университет. Он рано обратил на себя внимание преподавателей и сокурсников способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии. Выпускником университета он знал уже более д е с я т к а я з ы к о в . Продолжать образование приехал в Москву (1952), где вначале работал корреспондентом иностранного отдела "Комсомольской правды" и параллельно учился в заочной аспирантуре Института славяноведения АН СССР. Уже год спустя он перешел на очное обучение, в 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Академии наук. В 1961 г. по приглашению академика В.В.Виноградова, директора Института русского языка, О.Н.Трубачев создал и возглавил в этом институте сектор этимологии и ономастики, которым руководил в течение 40 лет - до конца жизни. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1972 г. стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - действительным членом РАН. В 1996 г. он был избран председателем Национального комитета с л а в и с т о в в Р о с с и и . Основным в жизни творчестве Трубачёва была наука - этимология. М н о г о т р у д о в Т р у б а ч ё в а п о с в я щ е н ы э т и м о л о г и и . Олег Николаевич Трубачёв умер 9 марта 2002 в Москве. В историю он вошёл как Российский языковед, специалист в области сравнительно- исторического языкознания, славист, лексикограф, этимолог. Академик РАН (1992).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
В Волгограде открыт музей русской письменности 24
В Волгограде 23 октября празднуется День русского языка. Дата выбрана неслучайно. В этот день в 1930 году в Сталинграде родился выдающийся русский ученый-лингвист Олег Николаевич Трубачев. Ко дню рождения исследователя были приурочены сразу два события – презентация мемориальной доски в память об Олеге Трубачеве и открытие первого в России музея р у с с к о й п и с ь м е н н о с т и . Олег Николаевич Трубачев посвятил всю свою жизнь изучению русского языка, исследованию и с то р и и возникновения слов, потому памятную доску в честь нашего выдающегося земляка разместили рядом с входом в б и б л и о т е к у н а у л и ц е , г д е р о д и л с я у ч е н ы й . Кроме того, в рамках празднования Дня русского языка в Волгограде был открыт первый и единственный в России м у з е й р у с с к о й п и с ь м е н н о с т и . Самым интересным экспонатом по праву можно считать камень с письменами, которым больше тысячи лет. Его позаимствовали в Волгоградском краеведческом музее. Есть на выставке и экспозиция, посвященная Олегу Трубачеву. В ней собранны многие труды ученого, а также предметы, которыми пользовался исследователь. В музее можно проследить, как менялась русская письменность, какие буквы исчезли из нашего языка, а какие появились совсем недавно. Изучать историю русского языка сегодня можно во многом благодаря усилиям Олега Николаевича Трубачева. Именно поэтому первому в России музею русской письменности присвоено имя выдающегося волгоградца.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
25

Камень с

письменами

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
26

Высказывания о

русском языке

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
27
Держать Давать Красное
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
28

Слово
– не воробей, вылетит – не поймаешь. Давши
слово
– держись, а не давши – крепись. Худое
слово
доведёт до дела злого. СПАСИБО – великое
слово
.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
29

Владимир

Иванович

Даль
( 1801 –1872 )
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
30

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
31

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12
32

Старославянский

алфавит

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13
33

Слово

Людiе

Онъ

Въди

Онъ
34


В раздел образования