Автор: Лебединская Ирина Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Лицей № 6 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: "Великое русское слово" (к 80-летию академика Трубачёва И.Н.) Раздел: начальное образование
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цели внеклассного мероприятия.
3. Оборудование.
4. Разработка урока.
5. Приложения:
Приложение № 1 - Фото к внеклассному мероприятию.
Приложение № 2 – Портрет академика Трубачёва О.Н.
Приложение № 3 – Краткая биография академика
Трубачёва О.Н.
Приложение № 4 – Рассказ о музее русской письменности
им. Трубачёва О.Н.
Приложение № 5 – Камень с письменами.
Приложение № 6 – Высказывания о русском языке.
Приложение № 7- К игре «Угадай слово».
Приложение № 8 – Пословицы о слове.
Приложение № 9 – Портрет Даля В.И.
Приложение № 10 – Картинки звезды.
Приложение № 11 – К игре «Многозначность слова».
Приложение № 12- Старославянский алфавит.
Приложение № 13 – К игре «Игра наоборот».
3
Пояснительная записка
Данное
внеклассное
мероприятие
проведено
в
рамках
недели русского языка в МОУ лицее № 6, приуроченной к Дню
русского языка и посвящённое 80-летию академика Трубачёва
О.Н.
Основная
цель
внеклассного
мероприятия
- вызвать
интерес у первоклассников к глубокому изучению языка, слова,
речи.
Игровая
форма
проведения
внеклассного
мероприятия
способствует
активизации
познавательной
деятельности
учащихся.
В
ходе
мероприятия
дети
знакомятся
с
жизнью
и
творчеством
академика
Трубачёва
О.Н.,
с
музеем
русской
письменности
,
с «Толковым словарём живого великорусского
языка» В.И. Даля. Причём дети самостоятельно готовят этот
материал
к
мероприятию.
Высказывания
русских
учёных
и
писателей
о
русском
языке формирует
уважительное
и
бережное отношение к родному языку, повышает культуру речи
учащихся.
В
игровой
ситуации
дети
знакомятся
со
словом,
с
пословицами, «крылатым» выражением о слове. Высказывают
свои мнения и раскрывают смысл пословиц. Многозначность
слова даёт представление детям о том, что слово может иметь
несколько значений. Знакомство со старославянским алфавитом
вызывает у детей большой интерес к истории русского языка,
что
расширяет
кругозор
учащихся
и
с п о с о б с т вуе т
формированию их познавательной самостоятельности.
4
Цели внеклассного мероприятия:
1.Вызвать интерес
к
глубокому
изучению
языка, слова, речи.
2.Формировать
уважительное
и
бережное
отношение
к
родному
языку;
повышать
культуру речи учащихся.
3.Расширить кругозор учащихся.
4.
Р а з в и в а т ь
п о з н а в а т е л ь н у ю
самостоятельность обучающихся.
5.Развивать образное и логическое мышление.
6. Воспитывать любовь к Родине.
5
Оборудование:
1. Портрет академика Трубачёва О.Н.
2. Портрет Даля В. И.
3.
4
т о м а «Толкового
словаря
живого
великорусского языка».
4. Старославянский алфавит.
5. Пословицы о слове.
6. Высказывания о русском языке.
6
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оформление доски (См. фото 1. Приложение
№1 п.1)
I.
Вступительная часть.
Дорогие ребята! 23 октября в нашем городе
Волгограде празднуется День русского языка.
И
сегодня
мы
не
случайно
проводим
мероприятие, посвящённое этому празднику -
«Великое русское слово».
II.
Основная часть.
1) - Дата 23 октября выбрана не случайно.
В этот день в 1930 году в Сталинграде (так
назывался
наш
город
ранее)
родился
выдающийся русский учёный-лингвист Олег
Николаевич Трубачёв.
Посмотрите на его портрет
(См.
Приложение № 2 )
2)
Биография О.Н. Трубачёва.
(рассказывает заранее подготовленный ученик )
- Яна подготовила рассказ о жизни и
творчестве О.Н. Трубачёва. Послушаем его
внимательно.
(См. Приложение № 3 )
3)
Рассказ о музее русской письменности
имени О.Н. Трубачёва.
(рассказывает заранее подготовленный ученик )
Учитель
:
- Олег Николаевич Трубачёв посвятил
всю свою жизнь изучению русского языка,
исследованию истории возникновения слов.
2 года назад в Волгограде был открыт
первый
и
единственный
в
России музей
русской письменности.
О музее русской письменности нам
расскажет
Дима.
А
мы
внимательно
послушаем и узнаем, что же хранится в этом
Дети
рассматривают
портрет
О.Н. Трубачёва
.
У ч е н и ц а
р а с с к а з ы в а е т
биографию О.Н. Трубачёва.
Ученик рассказывает о музее
русской
письменности
имени
7
музее.
(См. Приложение №4 )
- Самым интересным экспонатом в музее
считается камень
с
письменами, которому
больше тысячи лет.
(См. Приложение №5 )
- В музее можно проследить, как менялась
русская письменность, какие буквы исчезли
из нашего языка, а какие появились совсем
недавно.
Ну
и,
конечно
же,
сами
труды
учёного
Трубачёва
и
предметы,
которыми
пользовался исследователь.
- Изучать историю русского языка сегодня
можно во многом, благодаря усилиям О.Н.
Трубачёва. Именно поэтому первому в России
музею русской письменности присвоено имя
учёного-лингвиста
Олега
Николаевича
Трубачёва.
4)
Высказывания о русском языке.
- Многие русские писатели и учёные
ценили и любили русский язык.
- Вот некоторые высказывания, которые
нашла Аня. Она вам их сейчас зачитает.
(См.
фото 2, Приложение№ 1 п.2 )
-
Как
эти
высказывания
богаты
и
выразительны! Только ТАК можно сказать о
русском языке на великом и могучем русском
языке.
О.Н. Трубачёва.
Д е т и
р а с с м а т р и в а ю т
и л л ю с т р а ц и ю
к а м н я
с
письменами.
У ч е н и ц а
з а ч и т ы в а е т
в ы с к а з ы в а н и я
р у с с к и х
писателей и учёных о русском
языке. (См. Приложение №6 )
8
III.
Игры.
1.
Дети
делятся
на
3
группы.
Каждая
группа
получает своё задание.
Игра 1.
«Угадай слово»
- Каждой группе выдаётся лист с пятью
картинками.
(См. Приложение № 7 ).
Вы под каждой картинкой пишите букву, на
которую начинается предмет, изображённый
на
этой
картинке.
В
итоге
у
вас
должно
получиться слово.
- Какое слово получили?
- А теперь прочитайте слово ниже.
-
Теперь
соедините
эти
два
слова
в
словосочетания.
Вы
получите
выражения.
Объясните их смысл.
Дети
выполняют
задание.
(См. Фото 3. 4. 5. Приложение
№1 п.3)
с
л
о
в
о
-
П о л у ч и л и
с л о в о
«СЛОВО».
- Держать.
(1 гр.)
- Давать.
(2 гр.)
- Красное.
(3 гр.)
1 группа:
- «Держать слово»
-
это
значит,
что
человек,
старается
выполнить
своё
обещание.
Например,
если
ребёнок
обещает
каждое
ут ро
заправлять
с в о ю
постель,
то
он
должен
сдержать своё слово.
2 группа:
- «Давать слово» -
это значит, что человек, что-
т о
о б е щ а е т
с д е л а т ь .
Например,
мальчик
дал
слово больше не драться и
не
обзываться
на
других
ребят,
значит,
он
должен
сдержать своё обещание.
3 группа:
- «Красное слово» -
это значит, красивое слово.
Н а п р и м е р ,
г о в о р я т
9
Игра 2.
«Собери пословицу»
-
Часто
в
нашем
русском
языке
мы
используем пословицы и поговорки.
-
Пословицы – это народная мудрость. Они
выражают
оценку
жизни,
а
потому
народ
ценит и бережёт их.
- Каждая группа получает несколько слов. Из
этих слов вы должны составить пословицу о
слове.
(См. Приложение №8 ).
А потом найти
эту
пословицу
среди
данных
других
и
постараться объяснить её смысл.
не слово - вылетит - воробей, не поймаешь
слово давши а не -держись, не -крепись
давши
худое доведёт слово дела злого до
На доске даны четыре пословицы:
Худое слово доведёт до дела злого.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Давши слово – держись, а не давши – крепись.
Спасибо – великое слово.
«вставить красное словцо» -
это
значит,
употребить
какую-нибудь
красивую
фразу в разговоре
.
Д е т и
с о с т а в л я ю т
и з
с л о в
пословицу, затем находят её среди
данных
и
объясняют
её
смысл.
(См. Фото 6.7.8. Приложение №1
п.4)
1
группа:
-
«Слово
-
не
воробей,
вылетит
–
не
поймаешь». Значение - что
сказано,
то
сказано.
Если
уж кто-либо проговорился о
том, чего не нужно было, то
ничего не исправить.
2 группа:
-
«Давши слово –
держись,
а
не
давши-
к р е п и с ь » . З н ач е н и е
-
пообещал
что
либо
(дал
слово),
выполняй
(держи
его),
как
бы
тяжело
не
б ы л о .
Е с л и
с ч и т а е ш ь
правильным
не
д а ват ь
обещание, то и не давай.
3
группа:
-
«Худое
слово
доведёт
до
дела
злого».
Н у ж н о
б ы т ь
о ч е н ь
осторожным
со
словом.
М о г у т
б ы т ь
п л о х и е
последствия после этого.
-
«
Спасибо
–
великое
слово».
10
- Прочитайте пословицу, которая осталась.
- В чём смысл этой пословицы?
-
С л о в о "спасибо"
п р о и з о ш л о
о т
словосочетания "Спаси Бог". Говоря человеку
спасибо, мы желаем ему, чтобы его спас Бог,
то
есть,
по
мнению
христиан,
мы
желаем
человеку
наивысшего
блага.
Поэтому
«спасибо» - это на самом деле великое слово.
----------------------------------------------------------------------
2)
Знакомство с фразеологическим оборотом.
- Есть в народе такое «крылатое» выражение -
«Не
бросай
слова
на
ветер». Как
вы
понимаете
это
выражение?
Попробуйте
объяснить его смысл.
-
Говорить
без
пользы
или
необдуманно;
опрометчиво
обещать
и
не
выполнять
обещанного; умение ценить своё слово.
3)
Знакомство со словарём В.И. Даля.
- В русском языке так много слов, что всех не
сосчитать.
Их
количество,
разве
только
можно сравнить с количеством звёзд на небе.
- Вот посмотрите на эти четыре большие и
толстые
книги
.
(Учитель
показывает
детям
четыре
тома
словаря
Даля.)
Эти
книги
–
достояние
русского
языка.
Это
«Толковый
словарь
живого
великорусского
языка»
Владимира Ивановича Даля.
-
По смот рите
на
порт рет
Д а л я .
(См.
Приложение № 9)
- Владимир Иванович Даль – русский учёный
и
лингвист.
Про славился
как
а вт о р
«Толкового
словаря
живого
великорусского
Дети высказывают свои мнения.
Дети высказывают свои мнения.
Дети
рассматривают
портрет
В.И. Даля.
11
языка». В нём собрано очень много слов.
Игра 3.
«Собери слово»
- Я сейчас предлагаю вам из букв составить
одно из таких слов. Каждая группа получает
несколько букв. Из этих букв соберите слово
.
- Какое слово получилось?
- Послушайте, как толкует в своём словаре
Даль слово «звезда».
« Звезда – одно из светящих небесных тел,
видимых в безоблачную ночь…»
- А как вы думаете, как ещё мог истолковать
слово «звезда» Даль? Какое он мог ещё дать
ему значение?
- Верно. Даль так и толкует: «… или: морское
животное, похожее на звезду».
На
доску
учитель
вывешивает
иллюстрацию звезды
как небесного тела и звезды как морского животного.
(см. Приложение № 10)
3)
Работа над многозначностью слова.
- Большинство русских слов имеет не одно, а
несколько
значений.
Вспомните,
ка к
называются такие слова?
- Приведите примеры таких слов.
Игра 4.
«Многозначное слово»
-
Каждая
группа
получает
лист
с
буквами
Дети
составляют
из
букв
слово
«ЗВЕЗДА». (См.
Фото
9.10.11.
Приложение №1 п.5)
-
П о л у ч и л о с ь
с л о в о
«звезда».
- Есть морская звезда – это
животное, которое обитает
в море.
-
Такие
слова
называются
многозначными
словами.
О н и
и м е ют
од н о
и л и
несколько значений.
Дети приводят примеры 2-3-х
м н о г о з н а ч н ы х
с л о в ,
объясняют их многозначность.
12
разного
цвета.
Вам
нужно
будет
собрать
буквы
одинакового
цвета
по
порядку
и
записать их в клеточках того же цвета. Затем
соединить
линией
это
слово
с
подходящей
картинкой.
(Причём,
у
каждой
группы
получаются одинаковые слова, но картинки
разные.)
(См. Приложение № 11 )
- Молодцы!
4)
Знакомство со старославянской азбукой.
- Мы с вами составили уже много слов из
букв
нашего
русского
с о в р е м е н н о го
алфавита. Напомните, сколько в нём букв?
- А вот в старославянском алфавите 49 букв.
Посмотрите
на
старославянский
алфавит.
(См. Приложение №12)
Его
нам
принёс
Ваня.
(См.
фото
12.
Приложение №1 п.6 )
Каждая
группа
«собирает»
слова: ручка, ключ, игла.
Соединяет
слова
с
нужной
картинкой.
Затем
по
очереди
объясняют
многозначность
каждого слова.
*РУЧКА*
1
группа:
-
Это
предмет,
которым мы пишем.
2 группа:
- Дверная ручка.
3 группа:
- Ручка малыша.
*КЛЮЧ*
1
группа:
-
Гаечный
ключ,
которым
откручивают
и
закручивают гайки.
2
группа:
-
Это
предмет,
которым
открывают
и
закрывают замок в двери.
3 группа:
- Скрипичный ключ.
*ИГЛА*
1
группа:
-
Игла
у
ежика,
дикобраза, сосны и ели.
2 группа:
- Рыба - игла.
3 группа:
- Это предмет для
шитья.
-
В
русском
современном
алфавите 33 буквы.
13
Ваня вам расскажет, как в старославянском
алфавите назывались буквы.
-
Одни
буквы
со
временем
ушли
из
старославянского
алфавита,
другие
буквы
заменили.
Так
и
пришли
к
современному
алфавиту. Сейчас в нём 33буквы.
-
П о п р о б у й т е
н а з в а т ь
п о
б у к в а м
старославянского алфавита слово «звезда».
- Молодцы!
Игра 5.
«Старославянское слово»
-
Ка жд а я
группа
получ а е т
о б р а з е ц
старославянского алфавита и несколько букв
этого алфавита.
- Найдите в алфавите вот эту букву
Прочтите её название.
- Как сейчас называется эта буква?
-
А
теперь
давайте
попробуем
составить
слова, используя старославянские буквы.
У 1-ой группы будет слово «ШАР», у 2-ой –
«ДОМ», у 3-ей – «РИС».
- Назовите буквы, которые вы использовали.
В а н я
р а с с к а з ы в а е т
о д н о к л а с с н и к а м ,
к а к
в
старославянском
алфавите
назывались буквы.
- З - «земля», В – «веди», Е
–
«есть», З
-
«земля», Д –
«добро», А - «аз».
- Буква «слово».
-Она называется буква «эс».
Дети
«Игра наоборот»
-
А
сейчас
игра
наоборот.
Я
зашифровала
слово
названиями
старославянских
букв.
Найдите буквы по их названию и прочитайте
слово.
(См.Приложение № 13)
СЛОВО
ЛЮДИ
ОНЪ
ВЪДИ
ОНЪ
- Какое слово получилось?
- Молодцы!!!
IV.
Заключительная часть.
-
Наше
мероприятие
«Великое
русское
слово», посвящённое Дню русского языка, я
бы хотела закончить строками стихотворения
великой поэтессы Анны Ахматовой.
«… Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя русская речь,
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО…»
«он», - «мыслете».
1 группа: -
«реци», -
«иже», - «слово».
Дети
ищут
буквы
по
их
названиям в старославянском
алфавите
и
получают
слово
«СЛОВО». (См.
Фото
№
14.
Приложение № 1 п.8)
- П о л у ч и л о с ь
с л о в о
«СЛОВО».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
15
1.
доски
ФОТО
№ 1
2.
Высказывания о русском языке.
ФОТО
№ 2
3.
Игра «Угадай слово»
16
ФОТО
№ 3
ФОТО
№ 4
ФОТО
№ 5
17
4.
Игра «Собери пословицу»
ФОТО
№ 6
18
ФОТО
№ 7
ФОТО
№ 8
5.
Игра «Собери слово»
19
ФОТО
№ 9
ФОТО
№ 10
ФОТО
№ 11
20
6.
Знакомство со старославянской азбукой.
ФОТО
№ 12
7.
Игра «Старославянское слово»
ФОТО
№ 13
21
8.
Игра «Игра наоборот»
ФОТО
№ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Академик
22
Олег
Николаевич
Трубачёв
(1930-2002)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Трубачев Олег Николаевич: биография
23
Олег Николаевич Трубачев родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в
семье
врача.
В
1942
г.
ему
довелось
пережить
страшные
дни
бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. Первое время
жили в Горьком, в 1944 г., после освобождения Украины, поселились в
Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и в 1947 г. поступил в
университет.
Он
рано
обратил
на
себя
внимание
преподавателей
и
сокурсников способностями к языкам и редким среди студентов интересом
к славянской этимологии. Выпускником университета он знал уже более
д е с я т к а
я з ы к о в .
Продолжать образование приехал в Москву (1952), где вначале работал
корреспондентом
иностранного
отдела
"Комсомольской
правды"
и
параллельно учился в заочной аспирантуре Института славяноведения АН
СССР. Уже год спустя он перешел на очное обучение, в 1957 г. защитил
кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Академии наук. В 1961 г. по
приглашению академика В.В.Виноградова, директора Института русского
языка,
О.Н.Трубачев
создал
и
возглавил
в
этом
институте
сектор
этимологии и ономастики, которым руководил в течение 40 лет - до конца
жизни. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1972 г. стал
членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - действительным членом
РАН. В 1996 г. он был избран председателем Национального комитета
с л а в и с т о в
в
Р о с с и и .
Основным в жизни творчестве Трубачёва была наука - этимология.
М н о г о
т р у д о в
Т р у б а ч ё в а
п о с в я щ е н ы
э т и м о л о г и и .
Олег Николаевич Трубачёв умер 9 марта 2002 в Москве. В историю он
вошёл как
Российский языковед, специалист в области сравнительно-
исторического
языкознания,
славист,
лексикограф,
этимолог.
Академик
РАН (1992).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
В Волгограде открыт музей русской
письменности
24
В Волгограде 23 октября празднуется День русского языка.
Дата
выбрана
неслучайно.
В
этот
день
в
1930
году
в
Сталинграде
родился
выдающийся
русский
ученый-лингвист
Олег
Николаевич
Трубачев.
Ко
дню
рождения
исследователя
были
приурочены
сразу
два
события
–
презентация мемориальной доски в
память
об
Олеге
Трубачеве
и
открытие
первого
в
России
музея
р у с с к о й
п и с ь м е н н о с т и .
Олег
Николаевич
Трубачев
посвятил
всю
свою
жизнь
изучению
русского
языка,
исследованию
и с то р и и
возникновения слов, потому памятную доску в честь нашего
выдающегося
земляка
разместили
рядом
с
входом
в
б и б л и о т е к у
н а
у л и ц е ,
г д е
р о д и л с я
у ч е н ы й .
Кроме того, в рамках празднования Дня русского языка в
Волгограде был открыт первый и единственный в России
м у з е й
р у с с к о й
п и с ь м е н н о с т и .
Самым
интересным
экспонатом
по
праву
можно
считать
камень
с
письменами,
которым
больше
тысячи
лет.
Его
позаимствовали в Волгоградском краеведческом музее. Есть
на выставке и экспозиция, посвященная Олегу Трубачеву. В
ней
собранны
многие
труды
ученого,
а
также
предметы,
которыми
пользовался
исследователь.
В
музее
можно
проследить, как менялась русская письменность, какие буквы
исчезли из нашего языка, а какие появились совсем недавно.
Изучать историю русского языка сегодня можно во многом
благодаря усилиям Олега Николаевича Трубачева. Именно
поэтому
первому
в
России
музею
русской
письменности
присвоено имя выдающегося волгоградца.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
25
Слово –
не воробей, вылетит – не
поймаешь.
Давши слово – держись, а
не давши – крепись.
Худое слово доведёт до
дела злого.
СПАСИБО – великое
слово .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
29