Автор: Шеломенцева Вера Григорьевна
Должность: преподаватель секции «Фортепиано»
Учебное заведение: МБУ ДО "Ирбитская ДМШ"
Населённый пункт: г. Ирбит Свердловская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Адаптация обучающихся в музыкальной школе»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
Муниципального образования город Ирбит
«Ирбитская детская музыкальная школа»
Методическое сообщение на тему:
«АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Шеломенцева В.Г. –
преподаватель секции
«Фортепиано»
Ирбит
2018
АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На сегодняшний день проблема адаптации обучающихся в музыкальной
школе не является достаточно изученной по сравнению с общеобразовательной
школой. Однако тема адаптации в сфере дополнительного образования является
актуальной. Почти на всех учащихся сказывается вхождение в учебный процесс
музыкальной
школы,
смена
режима
жизнедеятельности.
Невозможность
приспособиться к удвоившейся нагрузке приводит иногда к уходу из музыкальной
школы.
Ребенок, без сомнения, подвергается большой нагрузке – и физической и
психологической. Ухудшается состояние здоровье первоклассника. По данным
ряда исследователей дети быстро утомляются, даже теряют аппетит, тревожно
спят.
Педагогу
необходимо
правильно
выстроить
свое
взаимоотношение
с
учеником,
очень
важно
научить
детей
получать
удовольствие
от
процесса
познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
Уроки
–
это
часть
жизни
детей,
требующая
элементарного
комфорта,
благоприятного общения. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу,
атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для
малышей желанным, расположить ребенка к себе так, чтоб он с удовольствием
шел в школу, ждал встречи с учителем. Лишь находясь на волне радостей и
эмоционального подъема дети быстрее включаются в работу и активны на уроке.
Стиль общения должен быть не авторитарным, а дружеским.
Работа
с
первоклассником
накладывает
на
учителя
огромную
ответственность, когда надо не только научить, но и удивить, влюбить ребенка в
свой предмет. Использовать игровые моменты, стихи, подтекстовку, элементы
сказки. Вот мнение большого музыканта, педагога, искусствоведа М.С. Казиника:
«Каждый
урок
–
это
маленький
спектакль,
маленькая
сказка,
разыгранная
в
музыке».
В первые несколько месяцев занятий необходимо придерживаться игровых
методов. Так, при изучении первых песенок можно в альбоме рисовать картинки,
2
соответствующие
их
содержанию.
У
ребенка
складывается
первое
видение
музыкального образа, первые ассоциации и параллели между словом звуком и
образом.
Маленькие дети очень плохо запоминают аппликатуру в гаммах, и здесь
может помочь сказка. Гамма начинается с первой ступени, с тоники – это королева
и она всегда главная, всегда впереди – ее всегда нужно играть первым пальцем. А
слуги, которые окружают королеву, играют для нее четвертыми пальцами. Дети
быстрее запоминают это и становятся более внимательными.
Педагогу
важно
эмоционально
и
морально
поддерживать
ученика,
ориентировать ребенка на успех. Первые неудачи в детском возрасте влекут за
собой опускание рук, депрессию, нежелание ходить в музыкальную школу. Детям
со
средними
музыкальными
данными
необходимо
подбирать
посильную
программу. Развивать и поддерживать интерес к музыкальной культуре, концертам
и
публичным
выступлениям.
Классный
концерт
для
начинающих
детей
становится «отправной» точкой, после которой и у ребенка и родителей меняется
отношение
к
занятиям
на
инструменте.
Присутствие
родителей
на
концерте
становится немаловажным фактором для успеха последующего обучения: видя на
сцене
своего
ребенка,
переживая
его
первые
победы
и
поражения,
родители
невольно втягиваются в процесс и начинают серьезно относиться к обучению
ребенка в музыкальной школе.
Когда
учеба
приносит
детям
радость
или
хотя
бы
не
вызывает
у
них
негативных переживаний, тогда адаптация проходит безболезненно. Необходимо
обязательно хвалить ребенка за улучшения результатов, меньше ругать, а лучше
совсем не ругать. Психологи выделяют несколько правил грамотной критики:
если ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще;
не критиковать в присутствии одноклассников. Никто не любит публичной
критики, особенно дети;
начинайте с хорошего, даже если хорошее трудно найти;
если выступление было неудачным, скажите, что верите в возможность
исправить ситуацию;
ни в коем случае не сравнивайте результаты обучающегося с достижениями
3
другого,
более
успешного
ученика.
Сравнивать
ребенка
можно
только
с
ним
самим.
Педагог,
у
которого
сформировалась
система
преподавания,
имеет
стабильный контингент. Частая ошибка молодых педагогов – это требование от
ученика выполнение нескольких указаний сразу. Ученик не может сосредоточить
свое
внимание
на
большом
количестве
информации
у
ребенка
складывается
впечатление, что у него ничего не получается, ему трудно учится и соответственно
пропадает интерес к обучению. А интерес необходимо все время поддерживать –
как
можно
раньше
и
чаще
предоставлять
детям
возможность
участвовать
в
концертах, конкурсах.
Очень важна работа с родителями, ведь самые близкие для ребенка люди –
это конечно родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего
ребенка, а значит никто, кроме них не может так помочь маленькому человеку в
знакомстве и укреплению связей с новым занятием, которое может перерасти в
серьезное
увлечение
и
даже
профессию.
Очень
хорошо,
если
родители
или
бабушки, дедушки присутствуют на первых занятиях рядом с ребенком. Это
помогает заинтересованным родителям контролировать самостоятельные занятия
детей.
К.Д.Ушинский отметил, что личный пример учителя – это луч солнца для
молодой
души,
который
ничем
заменить
невозможно.
Следует
отметить,
что
настоящий педагог в той или иной степени должен обладать таким качеством как
энтузиазм, быть способным к терпению, иметь мягкий подход и путь одобрения.
Несомненно, быть преданным своему делу, любить детей, поддерживать себя в
хорошей
исполнительской
форме,
постоянно
учиться,
совершенствоваться
и
«идти
в
ногу
со
временем».
Именно
такой
педагог
способен
решить
любые
проблемы своих маленьких учеников.
Литература:
Хохрякова
Г.А.
-
Фортепиано:
возможно
ли
обучение
без
мучения?
-
Екатеринбург, 1998. - 62 с.
4