Напоминание

«Адаптация обучающихся в музыкальной школе»


Автор: Шеломенцева Вера Григорьевна
Должность: преподаватель секции «Фортепиано»
Учебное заведение: МБУ ДО "Ирбитская ДМШ"
Населённый пункт: г. Ирбит Свердловская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Адаптация обучающихся в музыкальной школе»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования

Муниципального образования город Ирбит

«Ирбитская детская музыкальная школа»

Методическое сообщение на тему:

«АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Шеломенцева В.Г. –

преподаватель секции

«Фортепиано»

Ирбит

2018

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

На сегодняшний день проблема адаптации обучающихся в музыкальной

школе не является достаточно изученной по сравнению с общеобразовательной

школой. Однако тема адаптации в сфере дополнительного образования является

актуальной. Почти на всех учащихся сказывается вхождение в учебный процесс

музыкальной

школы,

смена

режима

жизнедеятельности.

Невозможность

приспособиться к удвоившейся нагрузке приводит иногда к уходу из музыкальной

школы.

Ребенок, без сомнения, подвергается большой нагрузке – и физической и

психологической. Ухудшается состояние здоровье первоклассника. По данным

ряда исследователей дети быстро утомляются, даже теряют аппетит, тревожно

спят.

Педагогу

необходимо

правильно

выстроить

свое

взаимоотношение

с

учеником,

очень

важно

научить

детей

получать

удовольствие

от

процесса

познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.

Уроки

это

часть

жизни

детей,

требующая

элементарного

комфорта,

благоприятного общения. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу,

атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для

малышей желанным, расположить ребенка к себе так, чтоб он с удовольствием

шел в школу, ждал встречи с учителем. Лишь находясь на волне радостей и

эмоционального подъема дети быстрее включаются в работу и активны на уроке.

Стиль общения должен быть не авторитарным, а дружеским.

Работа

с

первоклассником

накладывает

на

учителя

огромную

ответственность, когда надо не только научить, но и удивить, влюбить ребенка в

свой предмет. Использовать игровые моменты, стихи, подтекстовку, элементы

сказки. Вот мнение большого музыканта, педагога, искусствоведа М.С. Казиника:

«Каждый

урок

это

маленький

спектакль,

маленькая

сказка,

разыгранная

в

музыке».

В первые несколько месяцев занятий необходимо придерживаться игровых

методов. Так, при изучении первых песенок можно в альбоме рисовать картинки,

2

соответствующие

их

содержанию.

У

ребенка

складывается

первое

видение

музыкального образа, первые ассоциации и параллели между словом звуком и

образом.

Маленькие дети очень плохо запоминают аппликатуру в гаммах, и здесь

может помочь сказка. Гамма начинается с первой ступени, с тоники – это королева

и она всегда главная, всегда впереди – ее всегда нужно играть первым пальцем. А

слуги, которые окружают королеву, играют для нее четвертыми пальцами. Дети

быстрее запоминают это и становятся более внимательными.

Педагогу

важно

эмоционально

и

морально

поддерживать

ученика,

ориентировать ребенка на успех. Первые неудачи в детском возрасте влекут за

собой опускание рук, депрессию, нежелание ходить в музыкальную школу. Детям

со

средними

музыкальными

данными

необходимо

подбирать

посильную

программу. Развивать и поддерживать интерес к музыкальной культуре, концертам

и

публичным

выступлениям.

Классный

концерт

для

начинающих

детей

становится «отправной» точкой, после которой и у ребенка и родителей меняется

отношение

к

занятиям

на

инструменте.

Присутствие

родителей

на

концерте

становится немаловажным фактором для успеха последующего обучения: видя на

сцене

своего

ребенка,

переживая

его

первые

победы

и

поражения,

родители

невольно втягиваются в процесс и начинают серьезно относиться к обучению

ребенка в музыкальной школе.

Когда

учеба

приносит

детям

радость

или

хотя

бы

не

вызывает

у

них

негативных переживаний, тогда адаптация проходит безболезненно. Необходимо

обязательно хвалить ребенка за улучшения результатов, меньше ругать, а лучше

совсем не ругать. Психологи выделяют несколько правил грамотной критики:

если ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще;

не критиковать в присутствии одноклассников. Никто не любит публичной

критики, особенно дети;

начинайте с хорошего, даже если хорошее трудно найти;

если выступление было неудачным, скажите, что верите в возможность

исправить ситуацию;

ни в коем случае не сравнивайте результаты обучающегося с достижениями

3

другого,

более

успешного

ученика.

Сравнивать

ребенка

можно

только

с

ним

самим.

Педагог,

у

которого

сформировалась

система

преподавания,

имеет

стабильный контингент. Частая ошибка молодых педагогов – это требование от

ученика выполнение нескольких указаний сразу. Ученик не может сосредоточить

свое

внимание

на

большом

количестве

информации

у

ребенка

складывается

впечатление, что у него ничего не получается, ему трудно учится и соответственно

пропадает интерес к обучению. А интерес необходимо все время поддерживать –

как

можно

раньше

и

чаще

предоставлять

детям

возможность

участвовать

в

концертах, конкурсах.

Очень важна работа с родителями, ведь самые близкие для ребенка люди –

это конечно родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего

ребенка, а значит никто, кроме них не может так помочь маленькому человеку в

знакомстве и укреплению связей с новым занятием, которое может перерасти в

серьезное

увлечение

и

даже

профессию.

Очень

хорошо,

если

родители

или

бабушки, дедушки присутствуют на первых занятиях рядом с ребенком. Это

помогает заинтересованным родителям контролировать самостоятельные занятия

детей.

К.Д.Ушинский отметил, что личный пример учителя – это луч солнца для

молодой

души,

который

ничем

заменить

невозможно.

Следует

отметить,

что

настоящий педагог в той или иной степени должен обладать таким качеством как

энтузиазм, быть способным к терпению, иметь мягкий подход и путь одобрения.

Несомненно, быть преданным своему делу, любить детей, поддерживать себя в

хорошей

исполнительской

форме,

постоянно

учиться,

совершенствоваться

и

«идти

в

ногу

со

временем».

Именно

такой

педагог

способен

решить

любые

проблемы своих маленьких учеников.

Литература:

Хохрякова

Г.А.

-

Фортепиано:

возможно

ли

обучение

без

мучения?

-

Екатеринбург, 1998. - 62 с.

4



В раздел образования