Автор: Малых Ирина Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч–Бруевича
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Использование интернет–мемов в рекламе"
Раздел: высшее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В РЕКЛАМЕ
Малых Ирина Викторовна
магистрант Санкт-Петербургского государственного университета
телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
Россия, г. Санкт-Петербург
Мемом (англ.
meme) называют некую идею, поведение или стиль,
который распространяется от человека к человеку внутри культуры – часто с
целью
передачи
определенного
феномена,
темы
или
значения,
представленных мемом.
Мем действует как единое целое для воплощения культурных идей,
символов или практик, которые могут передаваться от одного ума к другому
посредством
письма,
речи,
жестов,
ритуалов
или
других
имитируемых
явлений с имитированной темой.
Понятие
«мем»
является
неологизмом,
придуманным
Ричардом
Докинсом. Оно возникло из книги Докинза «Эгоистичный ген», изданной в
1976 году.
Докинс использовал этот термин для обозначения любого культурного
объекта,
который
наблюдатель
мог
бы
рассмотреть,
копировать
и,
при
необходимости,
немного
видоизменить.
Он
предположил,
что
можно
рассматривать
многие
культурные
объекты
в
качестве
репликаторов
и
указывать на мелодии, моды и изученные навыки в качестве примеров. Мемы,
как правило, копируются и распространяются при помощи людей. Поскольку
люди не всегда копируют мемы в совершенстве, и потому, что они могут
уточнять, комбинировать или иным образом модифицировать их с помощью
других мемов для создания новых мемов, можно сказать, что любой мем
является
гибкой
и
динамичной
единицей.
Докинс
сравнивал
процесс,
с
помощью которого мемы выживают и изменяются за счет эволюции культуры,
с процессом естественного отбора генов в биологической эволюции. [1]
Мемы, как и гены, различаются по своей способности копироваться и
распространяться; успешные мемы остаются и распространяются, тогда как
негодные
срываются
и
забываются.
Таким
образом,
мемы,
которые
оказываются
более
эффективными
при
тиражировании
и
выживании,
собираются в некий пул мемов, который впоследствии становится частью
культуры.
Жизненные формы могут передавать информацию как по вертикали
(например, от родителя к ребенку), так и по горизонтали (через вирусные
распространения).
Мемы
могут
реплицироваться
вертикально
и
горизонтально
даже
в
пределах
одного
поколения,
а
также
оставаться
бездействующими в течение длительных периодов времени.
На текущем этапе развития глобальной сети «Интернет» мемом (или же
интернет-мемом)
называют
некую
деятельность,
концепцию,
фразу
или
картинку,
распространяющуюся
от
пользователя
к
пользователю
через
интернет.
Интернет-мемы
могут
относиться
к
различным
существующим
интернет-культурам
или
субкультурам,
которые
часто
создаются
и
распространяются по разным сайтам.
Интернет-мемы
имеют
дополнительное
свойство,
отсутствующее
в
обычных мемах – метки интернета оставляют след в среде, через которую они
распространяются
(к
примеру,
социальные
сети),
что
делает
их
прослеживаемыми и анализируемыми.
В первые годы существования интернета такой контент распространялся
в основном через электронной почте или дискуссионным сообществам. Клубы
и группы новостей также были популярны, потому что они позволили при
помощи
простых
операций
пользователям
обмениваться
информацией
с
разнообразными собеседниками за короткий период времени. Со временем
появлялись
определенные
мемы,
которые
изначально
не
контактировали
между собой, а просто содействовали обмену информацией в сообществах,
обращаясь к отзывам, комментариям, мнениям и т.д.
Источник мема – чаще всего событие или явление, им может являться
как человек (непосредственный создатель), так и его слова, образ, какое-то
действие,
или
вовсе
неодушевленный
предмет.
Ретрансляторами,
таким
образом, являются все люди, которые каким-либо образом распространяют
данный мем – посредством комментариев, репостов или устного обсуждения
вне интернетной жизни.
Интернет-мемы
уже
давно
стали
больше,
чем
просто
забавным
изображением
или
видео
и
прочно
заняли
место
основного
символа
современной культуры. Мемы изучают ученые, без лекции про мемы не
проходит ни одна конференция на современную тематику, про них пишут
научные статья и работы.
Мемы для молодых людей значат намного больше, чем кажется, потому
что в целом мемы – способ выражения эмоций для масс. Однако если спросить
у молодежи, что, по их мнению, является мемом, то, скорее всего, данное ими
определение будет весьма расплывчатым.
Просвещение человека, живущего в XXI века, человека, считающего
себя
современным
–
одна
из
основных
задач,
стоящих
перед
научным
сообществом. Важно не только знать, что мем – это единица культурной
информации, но и уметь использовать их как в виртуальной жизни, так и в
реальной.
При
этом
следует
учитывать,
что
чаще
всего
распространение
«хороших»
мемов,
то
есть,
той
информации,
которая
оставляет
людей
неравнодушными,
происходит
в
интернете
с
мгновенной
скоростью,
поскольку их основное свойство
– вирусный характер. Именно поэтому
многие пользователи начали использовать интернет-мемы в своих интересах
– например, как способ продвижения какой-то шутки, себя как интернет-
персонажа или же в качестве рекламы товара или услуги.
На текущий момент развития интернет-коммуникаций понятие мемов и
их
использование
занимает
довольно
объемный
пласт
в
исследовании
интернет-контента. Все больше крупных предприятий переносят рекламу из
реальной жизни в виртуальную. Увеличение количества виртуальных лекций
на
тему
создания
грамотного
рекламного
контента
с
использованием
интернет-мемов,
различные
форумы
с
выступлением
специалистов
свидетельствуют о стабильно растущем интересе к данной теме.
Можно сказать, что мемы являются новым языком выражения своих
эмоций в современном мире интернет-зависимости, бесконечно пестрящим
количеством
информации,
которую
мы
поглощаем
ежесекундно,
наполненном ссылками и комментариями друзей и влиятельных лиц.
Интернет-мемы, несущие в себе рекламный контент, не могут быть
сделаны случайным образом или же просто смешно подписаны. Чаще всего
этому
предшествует
исследование
скрытого
значения,
устанавливается
возможность
потенциальной
связи
между
брендом
и
целью
рекламы,
оцениваются
плюсы
и
минусы
потенциального
внедрения
рекламной
кампании с использованием мемов.
Бренды становятся более осторожными в отношении публикуемого
контента и оценивают мемы с разных сторон – не заденет ли он чьи-нибудь
чувства? Является ли он действительно актуальным и забавным? Не принесет
ли негативные последствия публикация данного мема?
Использование интернет-мемов в рекламе – один из способов создания
связи между потенциальным покупателем и брендом. Мемы в социальных
сетях
обеспечивают
гораздо
более
тесный
уровень
взаимодействия,
чем
ярковыраженные коммерческие предложения, пользователи интернета высоко
ценят контент, который приносят улыбку - когда они видят, что компании
прилагают усилия, чтобы развлечь их, это оставляет у них неизгладимое
положительное впечатление, следовательно, лояльность целевой аудитории к
бренду
растёт
и
вероятность
покупки
рекламируемого
продукта
увеличивается в разы.
Список использованных источников
1. Докинз Р. Эгоистичный ген / Пер. с англ. Н.О. Фоминой. М.: Мир, 1993.