Авторы: Делеу Вячеслав Михайлович, Корякин Василий Егорович
Должность: тренер–преподаватель, старший тренер–преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО "ДЮСШ" МО "Мирнинский район"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственно–волевых качеств у подростков
Раздел: дополнительное образование
Формирование нравственно-волевых качеств подростков.
Активная
гражданская
позиция
молодого
человека
является
следствием
нравственного воспитания, осуществляемого в семье, школе, в обществе через его
всевозможные институты воспитания. Только гражданская активность, творческая
самодеятельность помогут молодому человеку стать нужной обществу зрелой
личностью с оригинальным мышлением, практичностью, развитой способностью
к переустройству и обновлению.
Тем не менее, наша сегодняшняя практика свидетельствует о серьезных
упущениях
в
нравственной
воспитанности
подростков.
У
многих
из
них
наблюдаются
отрицательные
черты
характера,
выражающиеся
чаще
всего
в
нравственной
невоспитанности,
в
слабом
волевом
развитии,
недостатках
в
развитии гражданственности, терпимости, гуманности, в распространении черт и
качеств личности с проблемами и отклонениями в системе отношений, растущих
с другими людьми.
В
педагогической
литературе
в
целом
широко
освещается
проблема
нравственного воспитания подростков и юношей.
Однако, подростки, имеющие
после
учебы
свободное
время,
требуют
пристального
внимания
тех,
кто
их
окружает, кто с ними общается и контактирует. Не секрет, что общество мало
обращает
на
них
внимание,
и
отдельные
из
них
даже
встают
на
путь
правонарушений. Самораскрытие потенциальных возможностей человека зависит
от него самого.
Нравственно совершенствовать личность молодого человека невозможно
через
навязывание
ему
моральных
идей,
этических
норм,
нравственных
принципов против его воли и желаний. Прежде всего, важно разбудить в нем его
добродетельные начала, выявить позитивные духовно-нравственные качества. Все
это
ложится
в
основу
самовоспитания,
осуществляемого
путем
включения
подростка
в
духовно-практический
опыт,
направлений
на
достижения
своего
внутреннего «Я».
Комплекс мероприятий для обеспечения нравственно-волевого развития
личности подростка.
1.
Формируя
нравственно-волевые
качества
(целеуст ремленно сть,
самообладание, упорство, общественную инициативу и чувство ответственности
перед
коллективом
и
товарищами,
а
также
лидерские
качества),
тренеру
-
преподавателю
необходимо
коллективную
учебно-тренировочную
работу
с
подростками сочетать с индивидуальной.
2. Формировать у воспитанников культуру переживания страхов и преодоления
неудач и ошибок.
3. Учитывать особенности современного подростка (гиперчувствительность ко
лжи,
неискренности
и
двойной
морали,
резкая
реакция
на
надменность
и
высокомерие, склонность повышать голос).
4. Формировать осознанную нравственно-волевую позицию подростков.
5. Использовать содержание учебно-тренировочных занятий и личное общение с
тренером
и
со
сверстниками
в
качестве
источника
и
средства
накопления
положительного опыта нравственно-волевого поведения.
6.
Расширять
и
разнообразить
внутригрупповые
критерии
успешности
подростков.
7. Строить свою работу в соответствии с жизненными целями и ценностями
подростков.
8.
Помогать
подросткам
в
формировании
системы
межличностного
взаимодействия в коллективе.
9. Организовать учебно-тренировочный процесс как условие для реализации
возможностей подростка и поощрять активность ребенка в ведении «Дневника
саморазвития».