Автор: Самсонова Альбина Давацыреновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №3
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан–Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Перспективы развития детских школ искусств в современных условиях
Раздел: дополнительное образование
Перспективы развития
детских школ искусств
в современных условиях
Подготовила
А.Д.Самсонова,
директор МАУ ДО ДШИ №3 г. Улан-Удэ
г. Улан-Удэ.
Сегодня,
в
постиндустриальном
обществе,
где
решены
задачи
удовлетворения
базовых
потребностей
человека,
на
передний
план
выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста, ставится задача
про ектирования
про ст ранства персонального
образования
д л я
самореализации личности.
Детские школы искусств – сложившаяся уникальная образовательная
система, которая формирует не только нравственные ценности, но и дает
огромную возможность развить творческие способности каждого ребенка.
К позитивным тенденциям развития системы дополнительного образования
детей можно отнести следующие позиции:
На протяжении последних лет прослеживается положительная динамика
развития контингента учащихся: 2013 - 4746 чел., 2014- 5043 чел., 2015-5262.
-
стабильность
охвата
обучающихся
в
системе
дополнительного
художественного образования – 7,7 % от общего количества школьников от 5
до 18 лет, что доказывает востребованность и популярность данного типа
образования;
-
в
системе
дополнительного
образования
в
сфере
культуры
сконцентрирована работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных
д е т е й ; результаты
работы
детских
школ
искусств
находят
свое
подтверждение
в
итогах
международных
и
всероссийских
конкурсов,
фе стивалей,
выставок,
где
во спитанники
наших
у ч р е ж д е н и й
продемонстрировали высокий уровень достижений .
-ведется работа по модернизации системы аттестации педагогических
кадров с опорой на профессиональный стандарт, который вступает в
силу с 01.01.2017 г.
Вместе с тем, в системе дополнительного образования в сфере
культуры имеется ряд проблем:
1.
Одна из главных проблем школ искусств города – низкий уровень
материально-техниче ской
базы.
На
сегодня
т р е б о ва н и я ,
предъявляемые к детским образовательным учреждениям однозначно
говорят,
что
школа
искусств
должна
иметь:
концертный,
хореографический залы, оборудованные художественные мастерские,
подсобные
помещения
для
художественного
отделения,
душевые
и
раздевальные комнаты для девочек и мальчиков, отдельное помещение
для
хранения
уборочного,
хозяйственного
инвентаря.
Если
сегодня
контингент
ШИ
от
общего
количества
детей,
обучающихся
по
дополнительным
программам
составляет
12%,
то
к
2025
по
нормативам охват детей должен составлять 75 %. А школам города уже
сейчас
не
хватает
площадей,
ведь
согласно
нормам
СанПина
на
обучающегося положено 2 кв.м., а практически все школы существуют
в приспособленных помещениях, нуждаются в зданиях.
2. Существуют проблемы, связанные с достаточно высоким объемом
затрат на музыкальные инструменты, костюмы, оплату поездок и участие в
конкурсах,
что
также
создает
определенные
барьеры
для
детей
из
малообеспеченных
семей
к
занятиям
в
учреждениях
доп.
образования.
Требуется увеличение бюджетных мест в ШИ, на сегодня школы города
имеют всего 2500 бюджетных мест.
3.
Мы живем в век информационных технологий. Учащиеся должны
иметь право пользоваться
бесплатно информационными ресурсами.
Так общеобразовательная школа пользуется интернетом на бесплатной
о с н о ве ,
ка к
б ы т ь
с о
школа ми
и с ку с с т в ?
Модернизация
и н ф р а с т р у к т у р ы
д о п о л н и т е л ь н о го
о б р а з о в а н и я
д е т е й
предусматривает:
создание
условий
для
использования
цифровых
инновационных
технологий,
в
том
числе
учебно-научно-
производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному
прототипированию, мультипликационных и видео-студий;
4.
Следующий
вопрос
-
финансирование
школ.
Учебный
план
по
предпрофессиональному образованию составляет 152 ч, по окончании
школы возрастает до 180 ч, т.о. недофинансирование составляет почти
30 часов, а это невыполнение учебного плана, не получение в полном
объеме
предпрофессионального
образования.
Из
этого
следует
–
школам
искусств
необходимо
полное
финансирование
новых
программ,
ведь
изменения
законодательства
носят
характер
муниципального заказа, для исполнения которого нужны гарантии его
финансового обеспечения.
5.
Особое внимание при комплектовании учреждений обращается
на
доступность
получения
дополнительного
образования
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детям-инвалидам.
Такая
возможность
предоставляется
в
школах
города.
В
ДШИ
№3,4,6,7,
ДХШ обучается 22 человека.
7. Школы искусств обладают замечательным кадровым ресурсом, имеют
сильные преподавательские коллективы. Но наблюдается тенденция старения
педагогических кадров. Так по состоянию на 1 января 2016 г. численность
преподавателей
детских
школ
искусств
города
Улан-Удэ
составляет
347
человек, из которых более 38% составляют работники старше 50 лет, при
этом доля молодых специалистов со стажем от 3 до 5 лет – всего 9%. На
сегодня вакансия по ДШИ составляет более 30 специалистов.
8. Остро стоит проблема с привлечением и закреплением молодых
специалистов. Школа
оказывает
молодому
специалисту
разовую
материальную помощь на сумму 5 тыс.
при поступлении на работу.
При
базовом окладе (4430 руб.), молодому преподавателю начисляется 6532 руб.
при ставке 18 ч, с учетом того, что северный коэффициент ему не полагается,
т.к наш юный коллега не имеет стажа работы. Стимулирующая часть также
не может особо прибавить доходы – специалист только приступил к работе и
пока
не
имеет
результатов.
Какие
пути
решения
данной
проблемы
нам
представляются?
Это повышение
базового
о к л а д а педагогических
работников. При 18 ч преподаватель – стажист при базовом окладе 4430
получает 7536,93 руб. Стимулирующая часть заработной платы педагогов
составляет 40 %. Ведь кропотливая ежедневная работа с учеником уходит на
второй план, в гонке за стимулирующими, что в корне неверно.
10.
необходимо
пополнение
методического,
библиотечного
фонда
школы, ведь ребенок должен прийти в библиотеку и получить нужную
литературу.
Но всё же школы искусств города активно укрепляют
свои позиции в социокультурном пространстве.
1.В настоящее время с целью выявления новых имен талантливых
детей
детские
школы
искусств
города,
являются
организаторами
конкурсов юных музыкантов - межшкольного, районного уровней. С
целью
повышения
квалификации
преподавателей
проводятся
методические семинары-практикумы, мастер-классы.
Следует
приветствовать
тот
факт,
что
соорганизаторами
конкурса
«Маленький
виртуоз»
ДШИ
№6
является
Администрация
Октябрьского
района, конкурса юных пианистов «Путь к успеху» ДШИ №3, методических
семинаров,
проводимых
ДХШ
-
Колледж
искусств
им.
П.И.Чайковского,
Ресурсный учебно-методический центр.
В
2015
г.
во
второй
раз
в
Российской
Федерации
проведен
Общероссийский конкурс «50 лучших детских школ искусств», учрежденный
Министерством культуры Российской Федерации. Детская школа искусств
№3
стала победителем этого конкурса, достойно представив г. Улан-Удэ и
Республику Бурятия.
В конкурсе приняли участие 107 школ из 55 регионов
Российской Федерации, победителями стали 50 детских школ искусств из 40
регионов. Награждение состоялось в торжественной обстановке на Новой
сцене
Большого
театра
в
г.
Москва.
Вручал
диплом
Павел
Астахов,
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Министерство культуры Российской Федерации выделило по 100 тыс. рублей
победителям
конкурса.
Эта
значительная,
важная
для
нас
победа,
стала
возможной, благодаря усилиям, слаженной целенаправленной работе всего
педагогического коллектива школы.
В ДШИ №3 произошло еще очень важное событие-завершен
капитальный ремонт мансардного этажа. Это особенно ценно для школы,
т.к. в таких сложных экономических условиях были выделены средства для
решения этого вопроса.От имени детских школ искусств города Улан-Удэ
хочу
поблагодарить
Городской
совет
депутатов,
Администрацию
города,
Комитет по культуре за внимание, поддержку и помощь в создании условий
для плодотворной деятельности наших коллективов и выразить надежду, что
те проблемы, которые указаны в моей работе будут решаться.