Автор: Доценко Елена Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №18
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация и готовность детей к школе"
Раздел: начальное образование
Статья учителя класса коррекции Доценко Елены Алексеевны,
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат №18»
Г. Кисловодск
АДАПТАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Ключевые
слова: адаптация,
готовность,
коммуникативные
умения,
преемственность,
техническое оснащение.
Успешная адаптация к школьной жизни определяется готовностью ребенка к обучению,
которая рассматривается как целостное психофизическое и личностное развитие ребёнка.
Понятие готовности включает в себя все важные сферы созревания ребёнка: личностно-
интеллектуальную,
мотивационную,
нравственно-волевую,
физическую
и
коммуникативную.
Комплексный
подход
и
учёт
основных
компонентов
готовности
к
школьному
обучению
в
современных
образовательных
условиях
позволяет
прогнозировать
успешность
дальнейшего
обучения.
Наравне
с
развитием
интеллектуальных
способностей
важным
является
формирование
коммуникативных
и
социальных умений, навыков поведения и общения.
Готовность учащихся к школе можно разделить на три составляющие: физическая,
интеллектуальная
и
личностная.
Физическое
состояние
детей
определяют
медики
и
заносят результаты обследований в индивидуальные медицинские карты. В дальнейшем
каждый ребёнок проходит педагогическую и психологическую диагностики. На данном
этапе учитель меняет позицию обучающего на позицию наблюдающего человека. Целью
исследований
является
получение
достоверных
данных
об
уровне
самостоятельности
ребёнка. В итоговом показателе учитываются не только интеллектуальные способности
детей, но и поведенческие особенности, проявленные в процессе выполнения работы,
которые также вносятся в лист наблюдений.
Для последующего формирования гармоничной личности более продуктивен переход от
традиционной диагностики отдельных психических функций и свойств к
комплексной
диагностике,
педагогически
более
важных
характеристик.
Первоклассник,
уже
обладающий
рядом
признаков,
должен
быть
зрелым
в
эмоциональном,
интеллектуальном и социальном отношениях.
В
эмоциональном
отношении
будущие
ученики
должны
обладать
сравнительно
хорошей
эмоциональной
устойчивостью.
В
интеллектуальной
области
важны
концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к решению
поставленных задач и логическое запоминание. Социальная составляющая выражается в
проявлении
интереса
к
получению
новых
знаний
и
потребности
в
общении
со
сверстниками.
Требования образовательной программы, разные виды нагрузки и новый режим жизни
не должны быть тяжелы для детей.
Облегчить
переход
детей
к
новому
этапу
жизни
может
помочь
преемственность
дошкольного
и
младшего
школьного
периодов.
Что
такое
преемственность
между
дошкольным и начальным звеном обучения? Многие учёные предлагают рассматривать
преемственность
между
указанными
звеньями
как
одно
из
условий
непрерывного
образования ребёнка. В данном случае под «преемственностью» понимается построение
единой содержательной линии, которая обеспечивает эффективное развитие ребёнка, его
успешный переход на следующую ступень развития, связь и согласованность каждого
компонента
методической
системы
образования.
Дополнительной
ступенью
между
детским садом и школой всё чаще становятся центры развития и курсы подготовки к
школе. Деятельность данных учреждений по-разному влияет на ребёнка. При возрастании
занятости детей и дополнительных нагрузках, также возрастает их утомляемость, которая
ведёт к снижению интереса к обучению.
«Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер,
Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление – это явления физиологического и
химического
порядка.
Они
аналогичны
отравлению
организма.
Был
открыт
яд
переутомления
–
«кенотоксин»,
который
отрицательно
воздействует
не
только
на
работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние.» [1, 9.]
Н.Ф. Виноградовой приводился интересный пример по организации учебного труда
учащихся. «Сколько сил, а главное, времени, требуется учителю, чтобы научить ребенка
раскладывать целесообразно на парте все необходимое на уроке, ориентироваться в
рабочих тетрадях, в учебнике как печатной книге и т.п. А ведь все это может быть легко
сформировано в дошкольном возрасте в процессе игры «в школу», в изобразительной и
конструктивной деятельности.» [1, 9.]
Специальная (предметная) подготовка детей к школе не обеспечивает формирования на
необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые помогают ему учиться.
Под
словом
«учиться»
в
данном
случае
следует
понимать
умение
владеть
учебной
самодеятельностью. Дети, приходящие в школу, уже умеют читать, писать и считать, но
не умеют наблюдать и сравнивать. Это связано с недостаточным развитием внимания,
усидчивости и корректировки своего эмоционального состояния, которые тесно связаны с
процессом самовоспитания. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного
уровня
развития
игровой
деятельности,
в
частности,
сюжетно-ролевой
игры.
Научно-
технический прогресс предоставляет возможности восполнения этого пробела. Развитие
игр-ситуаций, соединённых с интересной и занимательной информацией, позволит детям
«вживаться» в процесс обучения.
Таким
образом,
использование
учителем
разнообразных
форм
наглядности,
технического
оснащения
и
моделирование
ситуаций
позволит
ускорить
и
облегчить
процесс,
перехода
ребёнка
от
дошкольного
к
начальной
и
последующим
ступеням
обучения.
Введение этих средств обучения в дошкольный период позволит решить проблему в
определении готовности ребёнка к школе.
Список использованных источников
1.
Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между
дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа –
2000. – №1. – с.7 – 12.
2.
Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2000
3.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ
процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И.Пидкасистый. – М.:
Педагогика, 1972.