Напоминание

"Адаптация и готовность детей к школе"


Автор: Доценко Елена Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №18
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация и готовность детей к школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья учителя класса коррекции Доценко Елены Алексеевны,

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа - интернат №18»

Г. Кисловодск

АДАПТАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Ключевые

слова: адаптация,

готовность,

коммуникативные

умения,

преемственность,

техническое оснащение.

Успешная адаптация к школьной жизни определяется готовностью ребенка к обучению,

которая рассматривается как целостное психофизическое и личностное развитие ребёнка.

Понятие готовности включает в себя все важные сферы созревания ребёнка: личностно-

интеллектуальную,

мотивационную,

нравственно-волевую,

физическую

и

коммуникативную.

Комплексный

подход

и

учёт

основных

компонентов

готовности

к

школьному

обучению

в

современных

образовательных

условиях

позволяет

прогнозировать

успешность

дальнейшего

обучения.

Наравне

с

развитием

интеллектуальных

способностей

важным

является

формирование

коммуникативных

и

социальных умений, навыков поведения и общения.

Готовность учащихся к школе можно разделить на три составляющие: физическая,

интеллектуальная

и

личностная.

Физическое

состояние

детей

определяют

медики

и

заносят результаты обследований в индивидуальные медицинские карты. В дальнейшем

каждый ребёнок проходит педагогическую и психологическую диагностики. На данном

этапе учитель меняет позицию обучающего на позицию наблюдающего человека. Целью

исследований

является

получение

достоверных

данных

об

уровне

самостоятельности

ребёнка. В итоговом показателе учитываются не только интеллектуальные способности

детей, но и поведенческие особенности, проявленные в процессе выполнения работы,

которые также вносятся в лист наблюдений.

Для последующего формирования гармоничной личности более продуктивен переход от

традиционной диагностики отдельных психических функций и свойств к

комплексной

диагностике,

педагогически

более

важных

характеристик.

Первоклассник,

уже

обладающий

рядом

признаков,

должен

быть

зрелым

в

эмоциональном,

интеллектуальном и социальном отношениях.

В

эмоциональном

отношении

будущие

ученики

должны

обладать

сравнительно

хорошей

эмоциональной

устойчивостью.

В

интеллектуальной

области

важны

концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к решению

поставленных задач и логическое запоминание. Социальная составляющая выражается в

проявлении

интереса

к

получению

новых

знаний

и

потребности

в

общении

со

сверстниками.

Требования образовательной программы, разные виды нагрузки и новый режим жизни

не должны быть тяжелы для детей.

Облегчить

переход

детей

к

новому

этапу

жизни

может

помочь

преемственность

дошкольного

и

младшего

школьного

периодов.

Что

такое

преемственность

между

дошкольным и начальным звеном обучения? Многие учёные предлагают рассматривать

преемственность

между

указанными

звеньями

как

одно

из

условий

непрерывного

образования ребёнка. В данном случае под «преемственностью» понимается построение

единой содержательной линии, которая обеспечивает эффективное развитие ребёнка, его

успешный переход на следующую ступень развития, связь и согласованность каждого

компонента

методической

системы

образования.

Дополнительной

ступенью

между

детским садом и школой всё чаще становятся центры развития и курсы подготовки к

школе. Деятельность данных учреждений по-разному влияет на ребёнка. При возрастании

занятости детей и дополнительных нагрузках, также возрастает их утомляемость, которая

ведёт к снижению интереса к обучению.

«Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер,

Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление – это явления физиологического и

химического

порядка.

Они

аналогичны

отравлению

организма.

Был

открыт

яд

переутомления

«кенотоксин»,

который

отрицательно

воздействует

не

только

на

работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние.» [1, 9.]

Н.Ф. Виноградовой приводился интересный пример по организации учебного труда

учащихся. «Сколько сил, а главное, времени, требуется учителю, чтобы научить ребенка

раскладывать целесообразно на парте все необходимое на уроке, ориентироваться в

рабочих тетрадях, в учебнике как печатной книге и т.п. А ведь все это может быть легко

сформировано в дошкольном возрасте в процессе игры «в школу», в изобразительной и

конструктивной деятельности.» [1, 9.]

Специальная (предметная) подготовка детей к школе не обеспечивает формирования на

необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые помогают ему учиться.

Под

словом

«учиться»

в

данном

случае

следует

понимать

умение

владеть

учебной

самодеятельностью. Дети, приходящие в школу, уже умеют читать, писать и считать, но

не умеют наблюдать и сравнивать. Это связано с недостаточным развитием внимания,

усидчивости и корректировки своего эмоционального состояния, которые тесно связаны с

процессом самовоспитания. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного

уровня

развития

игровой

деятельности,

в

частности,

сюжетно-ролевой

игры.

Научно-

технический прогресс предоставляет возможности восполнения этого пробела. Развитие

игр-ситуаций, соединённых с интересной и занимательной информацией, позволит детям

«вживаться» в процесс обучения.

Таким

образом,

использование

учителем

разнообразных

форм

наглядности,

технического

оснащения

и

моделирование

ситуаций

позволит

ускорить

и

облегчить

процесс,

перехода

ребёнка

от

дошкольного

к

начальной

и

последующим

ступеням

обучения.

Введение этих средств обучения в дошкольный период позволит решить проблему в

определении готовности ребёнка к школе.

Список использованных источников

1.

Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между

дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа –

2000. – №1. – с.7 – 12.

2.

Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2000

3.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ

процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И.Пидкасистый. – М.:

Педагогика, 1972.



В раздел образования