"Использование предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Степанова Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад №-98 Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Использование предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Использование предметно-развивающей среды как средство
экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель. Создание
предметно-развивающей
среды
для
старшего
дошкольного
возраста, как средство экологического воспитания детей.
Задачи.
Совершенствовать
предметно-развивающую
среду
для
обеспечения
оптимальных
условий
экологического
развития
детей
старшего
дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Способствовать
формированию
у
детей
потребности
в
общении
с
природой, интересов к познанию ее законов и явлений.
Расширять экологическую компетентность педагогов, воспитанников и
родителей и возможности их участия в практической деятельности по
изучению и охране объектов природы.
Вступление
Слайд 1. В современных условиях, проблема экологического воспитания
дошкольника приобретает особую остроту и актуальность, вот поэтому мы
решили создать познавательную тропинку в нашей подготовительной группе,
направленную
на
воспитательно-образовательную
работы по
формированию
основ экологической культуры дошкольников, которая позволяет по – новому
посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав нашей
тропинки
входят
не
только
объекты
живой
и
неживой
природы,
но
и
представление
о
родной
стране,
традициях
родного
края.
Объекты
познавательной тропинки дают большие возможности для сенсорного развития
детей,
для
проведения
систематических
наблюдений,
экологических
праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального
развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и
сопереживания живым организмам.
Слайд
2 .
Что
такое
познавательная
тропинка?
Это
специально
оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он
состоит из ряда видовых точек – объектов или остановок. Материал и формы
работы
подбираются
разнообразные.
Меняются,
всегда
находиться
что-то
новое,
необычное,
интересное
и
увлекательное
для
детей.
Составляется
картотека экологической
тропинки, на которой указываются все остановки
значками.
Хозяином
познавательной
тропинки
стал
придуманный
взрослыми
и
детьми сказочный герой – Молодой совенок Филя. Он, как и наши дети очень
любознательный и познает мир вместе с нами.
Слайд 3. Первым объектом нашей экологической тропинки является
«Чудо – дерево », где живет наш Совенок.
В дереве есть дупло, откуда дети получают письма от природы, в которых
содержаться
задания,
просьбы,
поручения,
например:
отыскать
какое-
то
растение (по описанию), угадать, где находиться какой-то объект и исследовать
его, сочинить сказку, нарисовать «портрет животного», сделать проект.
Также мы работаем вместе с родителями над созданием жалобной книги от
природы. В ней рассказывается какой вред наносит человечество окружающему
миру. Таким образом, «Чудо-Дерево», является мотивацией для предстоящей
образовательной
деятельности.
Итогом
выполненного
задания:
появление
в
дупле дубового листочка, которым дети украшают дерево.
Слайд 4. Следующим объектом нашей экологической тропы является
остановка «История нашей Родины России и Родного Края».
Знакомясь с Родиной, ребенок получает много новых знаний об истории
России и родного города. О великих датах нашей страны, праздниках. Дети
узнают, что у родного города есть тоже день рождение и много других дат, по
которым определяют его историю: как наш город помогал фронту во время
Великой Отечественной войны, открытие заводов, фабрик, узнает о её флоре и
фауне, о жизни
населения города в прошлом и настоящем, памятных и
любимых местах отдыха, роли человека в развитии и процветании родных мест
и о многом другом.
Ознакомление с родным городом и его достопримечательностями поможет
ребенку
осознавать
себя
живущим
в
определенный
временной
период,
в
определенных
условиях,
и
в
тоже
время
приобщиться
к
богатствам
национальной и мировой культуры.
Слайд 5. Следующая остановка «В гостях у Хозяйки медной горы».
Тут мы подобрали коллекцию «Мир камней», которым так богат наш Урал,
знакомимся с творчеством уральских писателей, создали книгу иллюстраций по
сказам Бажова. Вместе с родителями оформили уголок Хозяйки медной горы из
различной бижутерии из камня. Тут дети могут рассмотреть бусы, сережки,
брошки, примерить на себе все эти украшения.
Мы
сотрудничаем
с
музеем
изобразительного
искусства.
Например,
очередная встреча была просвещена русской народной игрушке. Дети наглядно
увидели музейные экспонаты. Изготовили своими руками Ангелов, которых
было принято дарить на Руси в святые праздники. Чтоб у детей осталось в
памяти
данная тема, мы решили самостоятельно создать свою коллекцию
кукол: кукла Травница, символизирует крепкое здоровье, кукла Кубышка –
создается для благополучия в семье.
Воспитывая детей на традициях Родного Края, исторических событиях,
достопримечательностях Родины, мы помогаем им установить положительные
отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Слайд 6. Остановка «Уголок природы»
Главной особенностью нашего уголка природы
является то, что его
экспонаты доступны детям. Они не только рассматривают, но и работают с
коллекциями, имеют возможность подержать экспонаты в своих руках. Ребёнок
спокойно может подойти к уголку природы сделать массаж рук шишками,
закрепить названия хвойных и лиственных деревьев, создать выставку поделок
из природного материала. Взять по желанию книги, открытки, дидактические
игры.
Слайд
7. Коллекции
шишек,
веток
и
семян
различных
деревьев
и
кустарников, в том числе и не произрастающих в нашей местности, дают
возможность связать особенности их внешнего вида с их родным климатом.
Разнообразный природный материал также является хорошим подспорьем для
занятий по ручному труду. Песок, глина, речная и морская, крупная и мелкая
галька, образцы разной почвы постоянно используются в экспериментах и
опытах по разным блокам программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»
(«Волшебница-Вода», «Воздух-невидимка», «Камни, песок, глина», «Почва»,
«Животные»,
«Растения»).
Изучаем, ухаживаем, наблюдаем за комнатными
растениями,
которые
разделены
с
помощью
знаков
на
три
группы:
лекарственные, ………………….
Слайд 8. Дежурные в уголке природы поливают комнатные растения,
протирают
тряпочкой
пыль,
отмечают
схематично
состояние
погоды,
стрелочкой указывают время года, ставят в кармашек части суток. Посадили
огород
в
мини
теплицах.
В
одной
овощи,
в
другой
фрукты.
Проводим
эксперименты с луком, ведем дневник наблюдения за луком в разных условиях.
Очень
интересным
решением
для
«оживления»
и
разнообразия
развивающей
среды
является
создание
альпийской
горки
в
группе
с
фонтанчиком и небольшим водоемом.
Слайд 9. Рядом мы расположили остановку «Центр науки (лаборатория)
– опыты, так как он взаимосвязан с уголком природы. «Центр науки» создан
для
развития
познавательного
интереса
дошкольников,
развития
навыков
исследовательской деятельности. Пытливый ум ребёнка задаёт сотни вопросов,
пытаясь постичь огромный окружающий мир. Поиск ответов на эти вопросы –
это часть его повседневной жизни. Экологическая лаборатория предоставляет
детям возможность проводить маленькие, но настоящие научные исследования.
Наши
дети
превращаются
в
ученых
и
проводят
разнообразные
опыты
и
наблюдения.
В
«Центре науки» для проверки собственных гипотез дети
используют:
разнообразный
природный
материал,
коллекции,
настоящие
приборы, модели и простое оборудование из упаковочных материалов. Дети
проводят исследования как самостоятельно, по собственной инициативе, так и
на самых разных занятиях под руководством взрослого. Они исследуют воду,
воздух, магниты, камни, растения. Нередко исследования организуются как
ответ на вопрос ребенка о заинтересовавшем его объекте или явлении.
У нас в наличие наглядные материалы для расширения представлений
дошкольников
об
окружающем
мире
(дидактические
игры,
познавательная
литература, энциклопедии, альбомы для рассматривания, коллекции, схемы,
карты
и
т.п.).
Коллекция
семян,
шишек,
камней.
Все
это
храниться
в
контейнерах. Так же мы имеем микроскоп, лупы, шприцы, пипетки и многое
другое, что необходимо нашим детям для маленьких открытий и элементарных
опытов.
Уникальность
нашей
лаборатории
в
ее
доступности,
возможность
использования
детьми
материалов
и
оборудования
в
самостоятельной
деятельности.
А так же мы соблюдаем принципы безопасности, здоровьесберегающих
требований (достаточная освещенность, санитарное состояние оборудования и
пособий,
создание
условия
для
соблюдения
правил
безопасности
при
организации опытов и экспериментов).
Мы
постоянно
пополняем
картотеку
опытов,
стараемся
находить
интересное и увлекательное.
Слайд 10. Остановка «Планетарий»
Система
работы
по
теме
«Космос»
предполагает
лично стно-
ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на
развитие
умственных,
познавательных,
коммуникативных
способностей,
которые
осуществляется
через
различные
виды
детской
деятельности.
Содержание
образовательной
деятельности
доступно
возрасту,
даёт
детям
способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о
космосе.
Наличие центра «Планетария» в нашей группе помогает систематизировать
детские
представления
о
Вселенной,
Солнечной
системе
и
ее
планетах.
Расширять
знания
детей
о
государственных
праздниках,
знакомим
их
со
знаменательными датами, важными для нашей страны, формирует понятие о
себе, как о жителе планеты Земля.
Наш «Планетарий», также служит в качестве уголка уединения.
Слайд 11. Остановка «Мини – музей»
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры,
является работа не только с детьми, но их семьями. С этой целью, кроме
общепринятых
форм
работы
с
родителями
мы
привлекаем
родителей
к
различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из
природного и бросового материала для выставок, создание макетов, и многое
другое.
И,
как
видите,
этот
замечательный
мини
–
музей
«Исторических
памятников родного Края» создали наши дружные семьи. А экскурсоводами
выступают здесь сами дети.
Так же на этом объекте у нас проводятся литературные вечера «Встречи у
камина»,
театрализованные
представления
в
зависимости
от
тематических
недель.
Таким образом, «Познавательная тропинка», созданная в нашей группе,
позволяет воспитывать ребенка через общение с природой. Формирует высокую
экологическую культуру поведения в природной среде. Воспитывает гуманное
отношение
к
природе,
к
родному
краю
и
городу.
Формирует
систему
экологических знаний и представлений. Развивает эстетические чувства. Дети
участвуют в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по
охране и защите природы.