Напоминание

"Формирования учебного сотрудничества младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках английского языка"


Автор: Косарева Елена Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: "МОУ СОШ №18 имени Героя Советского Союза Александра Александровича Полянского"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования учебного сотрудничества младших школьников в процессе решения проектных задач на уроках английского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




При разработке федеральных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. В последнее время эту проблему пытаются решить через организацию проектной деятельности. Но выявляются две крайности: либо это механический перенос метода проекта в начальную школу из основной, либо простое присваивание названия «проект» всему, что только не делает ся (самостоятельное решение задач или выполнение упражнений и т д.). На самом деле полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А. Б. Воронцова, что проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся [8, с. 10]. Концептуальную основу метода проектных задач составляет задачный подход. Сущность подхода состоит в том, чтобы «…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы сделать решение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно-значимыми для учеников и, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи» [5, с. 40]. Основной педагогической целью проектных задач в начальных классах является способствование формированию разных способов учебного сотрудничества, возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. При решении проектных задач дети
самостоятельно сформулируют стоящую перед ними задачу - самостоятельно определяют стратегию решения задачи - используют известные способы учебного сотрудничества, приобретенные в начальных классах. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить отдельной жизнью [24, c. 112]. Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для
решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных [30, c. 24]. Проектная задача несет в себе следующие педагогические эффекты [32, c. 24]: 1 ) Задаёт реальную возможность организации взаимодействия детей между собой при решении поставленной задачи; 2) Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания; 3 ) Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие спо собно сти: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы- модели); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других). Проектные задачи в начальной школе представляют собой предпосылку к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи содержат творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробовать различные пути решения. Они должны помочь детям научиться видеть и слышать друг друга. Но для того чтобы включение системы проектных задач в образовательный
процесс давало эффект, необходимы серьёзные изменения в содержании и организации всего процесса обучения. Структура проектной задачи состоит из следующих этапов [21, c. 36]: 1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации. Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации). 2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить). 3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата. Работа в парах и группах в процессе решения проектной задачи помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации сотрудничества – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения в процессе решения проектной задачи, можно выделить некоторые правила осуществления сотрудничества [33, c. 21]:  любое мнение ценно;  ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;  повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
 хочешь говорить – подними руку;  дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;  обращение начинается с имени;  критика должна быть тактичной;  отсутствие результата – тоже результат;  голос – твой божественный дар, умей им владеть. Таким образом, основные идеи, присущие всем описанным здесь видам работы – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха - дают возможность ориентироваться на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы или один из возможных способов его реализации. Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Под учебным сотрудничеством понимается педагогический метод, который базируется на взаимодействии учащихся в малых группах, где они самостоятельно или с помощью учителя, устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи, несут ответственность за собственные успехи и успехи группы. При формировании сотрудничества младших школьников важное место занимают проектные задачи, где через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и, в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.


В раздел образования