"Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"
Автор: Кузнецова Елена Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов С. Тербуны в с. Урицкое Населённый пункт: с. Урицкое Тербунского района, Липецкой области Наименование материала: статья Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики" Раздел: среднее образование
Актуальность
Учебный
предмет
”Математика”
уникален
в
деле
формирования
личности.
Образовательный,
развивающий
потенциал
математики
огромен.
Не
случайно
ведущей
целью
математического
образования
является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств
мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
Математика
выступает
именно
как
предмет
общего
образования,
который позволяет наделять подрастающего человека способностями,
необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям
жизни в современном обществе.
Развивает
и
формирует
ученика
не
столько
само
знание,
сколько
метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в
рамках
воспроизведения
усвоенных
знаний,
то
это
не
способствует
развитию человека.
Основная цель
Основная цель
внедрения современных педагогических технологий
внедрения современных педагогических технологий :
формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по
предмету математика
Основные задачи
Основные задачи
•
повысить качество знаний учащихся
•
научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное,
рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения
задания;
•
повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
•
повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении
материала;
•
развивать коммуникативные умения;
•
развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ,
сравнение и сопоставление фактов и явлений;
•
воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
•
развивать межпредметные связи.
Что же такое проблемное обучение?
Что же такое проблемное обучение?
Вот так это описали И. Я. Лернер, и
М. Н.
Скаткин
«Своеобразие
проблемного
обучения
в
том, что учащиеся систематически включаются
учителем в процесс поиска доказательного решения
новых для них проблем, благодаря чему они учатся
самостоятельно
добывать
знания,
применять
ранее усвоенные и овладевают опытом творческой
деятельности»
Главные цели проблемного обучения:
Главные цели проблемного обучения:
•
развитие мышления и способностей учащихся, развитие
творческих умений;
•
усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе
активного поиска и самостоятельного решения проблем, в
результате эти знания, умения более прочные, чем при
традиционном обучении;
•
воспитание активной творческой личности учащегося,
умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные
проблемы.
Шесть типов проблемных задач
Шесть типов проблемных задач
•
ситуация неожиданности;
•
ситуация конфликта;
•
ситуация несоответствия;
•
ситуация неопределённости;
•
ситуация выбора;
•
ситуация предложения
Технологическая схема проблемного обучения
Технологическая схема проблемного обучения
Актуализация знаний
Актуализация знаний
раз
m
m
a
a
a
а
...
раз
k
k
b
a
b
b
b
b
...
1) Верно ли, что: 2 • 2 • 2 = 2
3
;
(-3)3 = 9;
5 • 5 • 5 • 5 = 4
5
; 7
1
= 7;
25
0
= 25; х • x • x • x • x = 4
х
2) Сформулировать определение степени с натуральным показателем.
Записать правило на доске: a
n
= … ? n – ? а – ?
3) Верно ли, что:
4) Прочитать выражения и найти их значения:
3
4
– 2
5
; – 2 · 3
2
+ 4 · 5
2
; 3
4
· 3
3
.
Алгебра 7 класс «Умножение степеней с одинаковыми
Алгебра 7 класс «Умножение степеней с одинаковыми
основаниями»
основаниями»
План работы:
План работы:
1.
Найти значение выражения, используя
определение степени (ответ запишите в
виде степени):
2
3
· 2
2
;
2.
Проверка ответов выполненной работы
2
3
· 2
2
= 8· 4 = 32 = 2
5
;
3.
Вывод:
правило умножения степеней с
одинаковыми основаниями.
Найти значение выражения:
3
4
· 3
3
.
Математика 5 класс «Деление десятичной дроби на натуральное
Математика 5 класс «Деление десятичной дроби на натуральное
число»
число»
Технология проблемного обучения на уроках математики
– это способ достижения цели через детальную разработку
проблемы, которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом.
Результатом моего опыта
Результатом моего опыта можно считать:
-
рост мотивации к изучению предмета;
- увеличение количества участников олимпиад, математических
конкурсов, проектно-исследовательских работ;
- рост качества знаний учащихся
- методические разработки серии уроков по алгебре в 7 классе и
математики 5 класса.
”Сначала я открывал истины, известные многим,
затем стал открывать истины, известные некоторым,
и,
наконец,
стал
открывать
истины,
никому
ещё
неизвестные. Видимо, это и есть путь становления
творческой
стороны
интеллекта,
путь
развития
изобретательского таланта”
Константин Эдуардович Циолковский