Напоминание

"Применение компьютерных технологий на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"


Автор: Кляус Светлана Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ №33"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение компьютерных технологий на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Государственное образовательное казенное

учреждение

«Специальная коррекционная школа-интернат

№33 г. Братска

Иркутской области»

ДОКЛАД

«Применение компьютерных технологий

на уроках математики в специальной

(коррекционной) школе VIII вида».


Кляус Светлана Борисовна Учитель математики.
Братск 2016 На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Для обучения, развития и воспитания современных детей недостаточно традиционной системы обучения. Необходимо использовать такие методы, приемы и средства обучения, чтобы ребятам на уроке было интересно. Только в этом случае повышается познавательная активность школьников, мышление начинает работать более продуктивно. Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным предметом становится математика. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Особенно актуален вопрос использования ИКТ в нашей школе, ведь большинство учеников из малообеспеченных семей и не имеют дома компьютеров, не говоря уже о доступе к сети Интернет. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов. В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности . В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя информационные технологии, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к
познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались.
(слайд
Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации
.
Включив в структуру урока математики применение ИКТ можно выделить ряд преимуществ
: (слайд 3)
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей. Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. При обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. На своих уроках я применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям:  подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования;  создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов;  использование тематических презентаций для организации внеклассной деятельности обучающихся;  использование Интернета для поиска информации исторического, практического характера. На уроках математики наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий:
(слайд 4)
 Компьютерные игры;  Тренажеры; устный счет;  Тесты;  Компьютерные презентации Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока. Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др
. (слайд 5)

На этапе актуализации знаний возможно использование презентаций для организации разных видов устного счета, компьютерных игр, что способствует развитию внимания, памяти, мышления. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы
. (слайды 6,7,8)
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.
(слайд 9)
На этапе закрепления можно использовать математические тренажеры, компьютерные игры.
(слайд10)
Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока. Специальных пособий для наших школ пока не выпускают, поэтому учителю приходится приспосабливать те, которые предназначены для других школ и учебных заведений, а также в большом количестве изготавливать самому. Эти наглядные пособия должны отвечать как общим требованиям, предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для коррекционной школы. Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд) Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание с уже имеющимися в арсенале педагога технологиями, методами и приемами. Учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения. В качестве примера я могу показать презентации, которые я использовала на уроках.
(слайд 11)
«Доли. Обыкновенные дроби»- изучение нового материала, «Путешествие в страну дробей»- урок обобщения, «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», «Сложение
и вычитание десятичных дробей»- уроки закрепления. Они обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Ит ак, введение ИК технологий в проце сс с п е ц и а л ь н о го (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития
.

(слайд

12)
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также будет способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей.


В раздел образования