Напоминание

«Современные подходы к организации процесса в условиях введения ФГОС НОО на занятиях начального технического моделирования»


Автор: Суворова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Каменский дом детского творчества"
Населённый пункт: пгт.Каменск, Кабанский район,республика Бурятия
Наименование материала: доклад
Тема: «Современные подходы к организации процесса в условиях введения ФГОС НОО на занятиях начального технического моделирования»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОКЛАД

ТЕМА: «Современные подходы к организации процесса в условиях

введения ФГОС НОО на занятиях начального технического моделирова-

ния»

Одним из эффективных средств, приобщения учащихся к техническому

творчеству является моделирование. С моделями дети знакомятся еще в до-

школьном возрасте

Я педагог дополнительного образования т.о. НТМ

Мною реализуется программа «САМОДЕЛКИН», в рамках реализации

которой организованный процесс работы над созданием различных моде-

лей взаимосвязан с формированием познавательного интереса, с преодо-

лением трудностей в ходе разработки исследовательских проектов. В про-

цессе волевого действия формируются определённые качества, такие как ак-

куратность, находчивость, умение самостоятельно принимать технические

решения. Все это происходит при соблюдении принципов дидактики: со-

знательности и активности, систематичности и последовательности, доступ-

ности и научности.

Моя программа предоставляет возможность познакомиться с основами

конструирования и моделирования, приучает ребят самостоятельно решать

технические задачи и одновременно проблемы художественно-эстетиче-

ской направленности, плавно подводит к исследовательской деятельности.

В соответствии с этим в программе заложено значительное количество прак-

тических часов, разделы программы спланированы с учетом упора на само-

стоятельную работу детей.

В начале моей деятельности работы детей отличались однотипностью,

честно говоря, не вызывали у них особого интереса к технологическому про-

цессу. Я не видела блеска в глазах ребят. Меня как педагога это очень огорча-

ло. Я понимала, что нужно изменить подходы к преподаванию предмета, сде-

лать свои занятия интересными, увлекательными. - Но как?

Я читала статьи в периодических изданиях (Муниципальное образова-

ние: Инновации и эксперимент) Научно-практический журнал «Педагогиче-

ское искусство», в Интернете. Но самое большое впечатление оказали на

меня статьи, в журнале «Педагогическое искусство где показана роль декора-

тивно-прикладного искусства, которая способствует развитию творче-

ских способностей.

Где я увидела поразительные вещи: роботов, искусные рамки, сде-

ланные из бросового материала. Произведение современных мастеров завора-

живали, будили воображение. Вот оно - подлинное искусство!

Если бы этому можно было научить моих ребят! Я поняла, что это именно та

область, где я могу себя проявить.

Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и

практических навыков играют занятия начальным техническим моделирова-

нием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как

творческой, так и производственной деятельности человека.

Таким образом, начальное техническое моделирование является первона-

чальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь,

признано приоритетным направлением дополнительного образования детей:

В. В. Путин подписал одно из поручений адресовано Правительству Россий-

ской Федерации – «Разработать комплекс мер, направленных на создание

условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-

технического творчества.

На занятиях начальным техническим моделированием обучающиеся вы-

полняют различные виды работ: аппликации; , конструирование, выжигание,

рисование, плетение и многое другое. Используя различные техники изготов-

ления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действитель-

ности в измененном масштабе (уменьшенном или увеличенном) по схемам,

чертежам и эскизам.

Исходя из того, что сегодняшнюю жизнь невозможно представить без раз-

нообразных механизмов, машин, высокотехнологичных конструкций, особая

роль отводится техническому моделированию и конструированию, под кото-

рыми принято понимать создание детьми макетов и действующих моделей

автомобилей, судов, самолетов, ракет по готовым чертежам, эскизам, образ-

цам и описаниям.

В процессе занятий начальным техническим моделированием учащиеся

получают знания об окружающей действительности (машинах, технике, рабо-

чих профессиях), отрабатывают трудовые умения и навыки, расширяют поли-

технический кругозор. Таким образом, актуальность занятия НТМ очевидна:

– это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию

макетов и моделей, несложных технических объектов;

– это начало процесса формирования у младших школьников начальных по-

литехнических знаний и умений;

– это основа дизайнерского мастерства.

Итак, начальное техническое моделирование – это один из видов техниче-

ского творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и

окружающих, овладевать трудовыми и профессиональными навыками,

способствует развитию фантазии и технического мышления.

Возникает вопрос? Можно ли обучить техническому творчеству?

Я полагаю, что творчество можно расширить следующими средствами:

а) Развитие базы знаний.

б) Создание правильной атмосферы для творчества.

в) Поиск аналогий.

Как известно каждое занятие имеет свою структуру.

Я дополнила главные этапы занятия:

изучение нового материала и

актуализация полученных знаний,

включив в них новые средства обучения

Это дало мне возможность проводить занятия творчески, нестандартно, по

– новому. Я остановлюсь подробнее на этих новых средствах обучения.

Итак, развитие базы знаний.

На занятии детям я предлагаю большой объём информации из области искус-

ства, науки, литературы, математики, который связан с темой занятия.

Цель этого этапа занятия вызвать интерес к изучаемой теме, дать инфор-

мацию, которая является толчком к творчеству, к желанию работать необычно

усердно, творчески.

Например, при изучении темы: Воздушный океан и его корабли» я предла-

гаю ребятам познакомиться с виды летательных аппаратов, повторить

свойства воздуха, познакомить с принципами устойчивого полёта.

Анализируя просмотренный материал мы понимаем, что Планёр – это само-

лет без двигателя. При рассмотрения основных частей самолёта мы зна-

комимся с новыми понятиями, строим на доске самолёт.

Создаем инструкционную карту- описываем этапы работ.

Прежде чем приступить к запуску моделей мы проводим опыт с бумагой, по-

вторяем свойства воздуха – дуем на лист и анализируем скорость потока воз-

духа воздуха, далее проводим опыты с планёром. Делим ребят на 3-4 группы.

Одна группа испытывает планёр загнутым закрылок на руле киля вправо, вле-

во, вверх, вниз. И наблюдаем как полетит планёр.

А теперь рассмотрим создание правильной атмосферы для творчества.

Я считаю, что особенно удачно атмосфера творчества создаётся на за-

нятии, когда дети работают в группах, участвуют в "мозговом штурме".

Суть его в том, что группа детей генерирует как можно больше идей, не

высказывая, критики в адрес друг друга. Этот прием облегчает развитие твор-

ческой идеи.

Например, проект «телефон».

Объявляю тему практической работы на занятии, ребята самостоятельно

делятся на группы 3-4 человека и приступают к разработке проекта.

Вырабатывая единое решение в подходе к изготовлению телефона, ребята

делают технологические карты и шаблоны. При работе над этим проектом

каждый участник творческой группы выполнял определённую технологиче-

скую операцию.

Один ребёнок вырезает из гофрокартона детали кортуса, второй вырезает

детали трубки, третий занимается дизайном, а 4-ый склеивает детали.

Изделия в творческих группах получатся совершенно разными.

- На мой взгляд, это самый творческий этап занятия, и он особенно

нравится моим воспитанникам.

На этапе урока актуализация знаний, чаще всего это практическая рабо-

та, применяю приём поиск аналогий.

Прежде чем приступить к практической работе на занятии, мы с ребятами

вспоминаем всё, что знаем и умеем, и применяем прошлые знания и умения

в новой ситуации.

Важно увести детей от репродуктивного метода, а привести к творческому.

Самым скучным этапом освоения программы является графическая подготов-

ка и чтобы этот этап стал творчески интересным мы делаем наши поделки в

виде практических изделий. Создаём подарочные коробочки «Смешарики»-

это и работа по шаблонам и закрепление графических изображений линий

чертежа и творческий подход к созданию своей модели. Ко дню именинника

мы создаём торт из разных кусочков , при оформлении своего кусочка ис-

пользуют все свои технические навыки, творческое воображении.

В этом состоит задача педагога на этом этапе занятий. Например, сначала

ребята учатся изготавливать модели и макета из бумаг, а изучая графическое

изображение, ученики выполняют технологические операции из гофрокарто-

на и пластика, находя в этих работах аналогию.

Все эти приёмы делают занятия НТМ творческим, необычным и очень

продуктивным.

Когда я смотрю в глаза своих учеников на уроке, когда я вижу, как они

увлечены, с каким упорством и старанием выполняют сложные проекты, Я

ВЕРЮ, ЧТО С ТАКИМИ ДЕТЬМИ У НАШЕЙ РОССИИ ВЕЛИКОЕ БУДУ-

ЩЕЕ!!!

Когда - то давно мне попались на глаза слова, которые стали девизом

моей работы:

Ты камни не старайся обойти,

Не сбрасывай их вниз с остервененьем.

Пускай преграды на твоём пути

Всё время превращаются в ступени.

И так потихоньку от ступеньки к ступеньке я поднимаюсь по лесенке

мастерства, знаний и опыта.



В раздел образования