Автор: Суворова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Каменский дом детского творчества"
Населённый пункт: пгт.Каменск, Кабанский район,республика Бурятия
Наименование материала: доклад
Тема: «Современные подходы к организации процесса в условиях введения ФГОС НОО на занятиях начального технического моделирования»
Раздел: дополнительное образование
ДОКЛАД
ТЕМА: «Современные подходы к организации процесса в условиях
введения ФГОС НОО на занятиях начального технического моделирова-
ния»
Одним из эффективных средств, приобщения учащихся к техническому
творчеству является моделирование. С моделями дети знакомятся еще в до-
школьном возрасте
Я педагог дополнительного образования т.о. НТМ
Мною реализуется программа «САМОДЕЛКИН», в рамках реализации
которой организованный процесс работы над созданием различных моде-
лей взаимосвязан с формированием познавательного интереса, с преодо-
лением трудностей в ходе разработки исследовательских проектов. В про-
цессе волевого действия формируются определённые качества, такие как ак-
куратность, находчивость, умение самостоятельно принимать технические
решения. Все это происходит при соблюдении принципов дидактики: со-
знательности и активности, систематичности и последовательности, доступ-
ности и научности.
Моя программа предоставляет возможность познакомиться с основами
конструирования и моделирования, приучает ребят самостоятельно решать
технические задачи и одновременно проблемы художественно-эстетиче-
ской направленности, плавно подводит к исследовательской деятельности.
В соответствии с этим в программе заложено значительное количество прак-
тических часов, разделы программы спланированы с учетом упора на само-
стоятельную работу детей.
В начале моей деятельности работы детей отличались однотипностью,
честно говоря, не вызывали у них особого интереса к технологическому про-
цессу. Я не видела блеска в глазах ребят. Меня как педагога это очень огорча-
ло. Я понимала, что нужно изменить подходы к преподаванию предмета, сде-
лать свои занятия интересными, увлекательными. - Но как?
Я читала статьи в периодических изданиях (Муниципальное образова-
ние: Инновации и эксперимент) Научно-практический журнал «Педагогиче-
ское искусство», в Интернете. Но самое большое впечатление оказали на
меня статьи, в журнале «Педагогическое искусство где показана роль декора-
тивно-прикладного искусства, которая способствует развитию творче-
ских способностей.
Где я увидела поразительные вещи: роботов, искусные рамки, сде-
ланные из бросового материала. Произведение современных мастеров завора-
живали, будили воображение. Вот оно - подлинное искусство!
Если бы этому можно было научить моих ребят! Я поняла, что это именно та
область, где я могу себя проявить.
Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и
практических навыков играют занятия начальным техническим моделирова-
нием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как
творческой, так и производственной деятельности человека.
Таким образом, начальное техническое моделирование является первона-
чальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь,
признано приоритетным направлением дополнительного образования детей:
В. В. Путин подписал одно из поручений адресовано Правительству Россий-
ской Федерации – «Разработать комплекс мер, направленных на создание
условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-
технического творчества.
На занятиях начальным техническим моделированием обучающиеся вы-
полняют различные виды работ: аппликации; , конструирование, выжигание,
рисование, плетение и многое другое. Используя различные техники изготов-
ления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действитель-
ности в измененном масштабе (уменьшенном или увеличенном) по схемам,
чертежам и эскизам.
Исходя из того, что сегодняшнюю жизнь невозможно представить без раз-
нообразных механизмов, машин, высокотехнологичных конструкций, особая
роль отводится техническому моделированию и конструированию, под кото-
рыми принято понимать создание детьми макетов и действующих моделей
автомобилей, судов, самолетов, ракет по готовым чертежам, эскизам, образ-
цам и описаниям.
В процессе занятий начальным техническим моделированием учащиеся
получают знания об окружающей действительности (машинах, технике, рабо-
чих профессиях), отрабатывают трудовые умения и навыки, расширяют поли-
технический кругозор. Таким образом, актуальность занятия НТМ очевидна:
– это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию
макетов и моделей, несложных технических объектов;
– это начало процесса формирования у младших школьников начальных по-
литехнических знаний и умений;
– это основа дизайнерского мастерства.
Итак, начальное техническое моделирование – это один из видов техниче-
ского творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и
окружающих, овладевать трудовыми и профессиональными навыками,
способствует развитию фантазии и технического мышления.
Возникает вопрос? Можно ли обучить техническому творчеству?
Я полагаю, что творчество можно расширить следующими средствами:
а) Развитие базы знаний.
б) Создание правильной атмосферы для творчества.
в) Поиск аналогий.
Как известно каждое занятие имеет свою структуру.
Я дополнила главные этапы занятия:
изучение нового материала и
актуализация полученных знаний,
включив в них новые средства обучения
Это дало мне возможность проводить занятия творчески, нестандартно, по
– новому. Я остановлюсь подробнее на этих новых средствах обучения.
Итак, развитие базы знаний.
На занятии детям я предлагаю большой объём информации из области искус-
ства, науки, литературы, математики, который связан с темой занятия.
Цель этого этапа занятия вызвать интерес к изучаемой теме, дать инфор-
мацию, которая является толчком к творчеству, к желанию работать необычно
усердно, творчески.
Например, при изучении темы: Воздушный океан и его корабли» я предла-
гаю ребятам познакомиться с виды летательных аппаратов, повторить
свойства воздуха, познакомить с принципами устойчивого полёта.
Анализируя просмотренный материал мы понимаем, что Планёр – это само-
лет без двигателя. При рассмотрения основных частей самолёта мы зна-
комимся с новыми понятиями, строим на доске самолёт.
Создаем инструкционную карту- описываем этапы работ.
Прежде чем приступить к запуску моделей мы проводим опыт с бумагой, по-
вторяем свойства воздуха – дуем на лист и анализируем скорость потока воз-
духа воздуха, далее проводим опыты с планёром. Делим ребят на 3-4 группы.
Одна группа испытывает планёр загнутым закрылок на руле киля вправо, вле-
во, вверх, вниз. И наблюдаем как полетит планёр.
А теперь рассмотрим создание правильной атмосферы для творчества.
Я считаю, что особенно удачно атмосфера творчества создаётся на за-
нятии, когда дети работают в группах, участвуют в "мозговом штурме".
Суть его в том, что группа детей генерирует как можно больше идей, не
высказывая, критики в адрес друг друга. Этот прием облегчает развитие твор-
ческой идеи.
Например, проект «телефон».
Объявляю тему практической работы на занятии, ребята самостоятельно
делятся на группы 3-4 человека и приступают к разработке проекта.
Вырабатывая единое решение в подходе к изготовлению телефона, ребята
делают технологические карты и шаблоны. При работе над этим проектом
каждый участник творческой группы выполнял определённую технологиче-
скую операцию.
Один ребёнок вырезает из гофрокартона детали кортуса, второй вырезает
детали трубки, третий занимается дизайном, а 4-ый склеивает детали.
Изделия в творческих группах получатся совершенно разными.
- На мой взгляд, это самый творческий этап занятия, и он особенно
нравится моим воспитанникам.
На этапе урока актуализация знаний, чаще всего это практическая рабо-
та, применяю приём поиск аналогий.
Прежде чем приступить к практической работе на занятии, мы с ребятами
вспоминаем всё, что знаем и умеем, и применяем прошлые знания и умения
в новой ситуации.
Важно увести детей от репродуктивного метода, а привести к творческому.
Самым скучным этапом освоения программы является графическая подготов-
ка и чтобы этот этап стал творчески интересным мы делаем наши поделки в
виде практических изделий. Создаём подарочные коробочки «Смешарики»-
это и работа по шаблонам и закрепление графических изображений линий
чертежа и творческий подход к созданию своей модели. Ко дню именинника
мы создаём торт из разных кусочков , при оформлении своего кусочка ис-
пользуют все свои технические навыки, творческое воображении.
В этом состоит задача педагога на этом этапе занятий. Например, сначала
ребята учатся изготавливать модели и макета из бумаг, а изучая графическое
изображение, ученики выполняют технологические операции из гофрокарто-
на и пластика, находя в этих работах аналогию.
Все эти приёмы делают занятия НТМ творческим, необычным и очень
продуктивным.
Когда я смотрю в глаза своих учеников на уроке, когда я вижу, как они
увлечены, с каким упорством и старанием выполняют сложные проекты, Я
ВЕРЮ, ЧТО С ТАКИМИ ДЕТЬМИ У НАШЕЙ РОССИИ ВЕЛИКОЕ БУДУ-
ЩЕЕ!!!
Когда - то давно мне попались на глаза слова, которые стали девизом
моей работы:
Ты камни не старайся обойти,
Не сбрасывай их вниз с остервененьем.
Пускай преграды на твоём пути
Всё время превращаются в ступени.
И так потихоньку от ступеньки к ступеньке я поднимаюсь по лесенке
мастерства, знаний и опыта.