Напоминание

картина из природного материала "Сова"


Автор: Гагарина Марина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Юргамышская школа искусств"
Населённый пункт: Курганская область п. Юргамыш
Наименование материала: методическое пособие ,картина из природного материала (соломка)
Тема: картина из природного материала "Сова"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Юргамышская школа искусств»

Методическое пособие картина из

природного материала

(соломка)

Составитель: Гагарина Марина Николаевна

п.Юргамыш

Содержание:

1.Введение

2. Пояснительная записка

3. История возникновения

4. Художественная обработка

5. Инструменты и оформление

6. Изготовление картины поэтапно

7. Заключение

8.Источники информации

Введение

Человек по натуре своей - художник

Он всюду стремится вносить в свою жизнь

красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое

воображение людей и уважение к их труду.

М.Горький

В последние десятилетия появилось много работ, посвященных изучению народного

искусства.

Обращение

к

истокам

национальной

культуры,

к

памятникам

народного

декоративно-прикладного творчества связано в первую очередь с непреходящим значением

для современников этого живого родника. Мы отдаем дань уважения нашим предкам,

создавшим

эти

изумительные

произведения,

напоенные

спокойствием

и

красотой.

Образцы народного искусства, возрожденные и бережно хранимые, несут людям свет

красоты и добра.

Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую

личность, но и помогает восстановить связь поколений, глубже понять и осознать чувство

патриотизма, любви к своей «малой» родине, к Отечеству.

Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной

ценности,

и

это

подтверждают

сохранившиеся

образцы

народной

живописи.

Музеи

становятся центрами. Вокруг которых сохраняются или заново рождаются старинные

промыслы.

В данной работе речь пойдет об

изделиях

из

соломки, конкретнее- картине. И

утратить, не развивать эту отрасль в декоративно-прикладном искусстве будет огромной

потерей для будущих поколений. Изделия

из

соломки

уже

в своей основе несут

спокойствие, красоту, созерцание, а значит – доброту, любовь. Это единственное лекарство

– искусство, способное вылечить современную повсеместную жестокость и духовное

обнищание. А начинать общение нужно (необходимо!) с детства, ведь с младых ногтей

соприкасаясь

с

миром

декоративно-прикладного

творчества,

дети

становятся

духовно

богаче, постигают переходящую ценность высоких идеалов красоты.

Данная работа может быть полезной студентам, школьникам,

любому человеку,

увлекающимся

декоративно-прикладным

искусством,

в

частности,

работой

с

соломкой.

Цель

предлагаемой

работы,

прежде

всего

духовное,

нравственное

развитие

личности на основе постижения, прикосновения к традициям древнего национального

мастерства,

воспитание

эстетического

отношения

к

окружающему

миру

посредством

глубокого освоения техники изготовления картин из соломки,

ну и, конечно, поиск –

творческая

реализация

личности

в

области

декоративно-прикладного

искусства

посредством создания высокохудожественных изделий.

Задачи данной работы:

Познакомить с предметом ДПИ -изделия из соломки;

Научить изготавливать картины из соломки;

Развивать умение грамотно и творчески подходить к работе над изделием;

Повысить интерес к работе с соломкой, стремление к самообразованию в области

народного творчества.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы уделяется большое внимание изучению различных видов народного

декоративно – прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды

творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных

материалов – лозы, бересты, рогозы и соломки.

В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от

старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время

в условиях городской или сельской цивилизации такая преемственность прервалась.

Сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности

ремесленного и художественного опыта в какой – то мере помогут методические

рекомендации, поэтому крайнее важно обеспечить методическими рекомендациями по

работе с соломкой учреждения дополнительного образования детей.

Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных

предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было

освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи

образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни

земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных

затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома

всегда была в достатке.

В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают так называемый

соломит – теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной и

прошитой проволокой соломы.

Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют

большую роль в эстетическом воспитании младших школьников.

Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для

развития творческой активности, интуиции и фантазии детей.

История изготовления утилитарных изделий из соломки уходит вглубь веков – к

тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие.

Солома обувала и одевала крестьянина, утепляла его дома и служила ему

постелью. Из неё изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.

Кроме того, крестьяне считали, что в соломе заключена сила плодородия,

способное оказывать действие на благополучное течение их жизни. Поэтому

соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные

ритуалы и праздники славян сопровождались изготовлением обрядовых изделий из

соломы.

Обрядовое творчество с соломой заложило основу самоплетения, сформировало

основные художественные приёмы этого вида народного творчества. Ещё в

прошлом веке изделия из соломы имело массовое и почти повсеместное

распространение как в России, так и на Украине, а особенно в Беларуссии.

Сейчас «соломка» стала редкостью, своё искусство в этой области показывают

лишь немногие мастера. Изделия, созданные их руками, приобрели славу лучшего

национального сувенира, экспортируются и хранятся во многих музеях мира.

Данное методическое пособие посвящено сохранению и развитию этого вида

народно-прикладного творчества.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Хлеб-одна из самых важнейших основ нашего благосостояния. Можно себе

представить, насколько важен был хлеб в прошлом-от урожая зависела сама

жизнь земледельца и его семьи. Естественно, что и солома всегда максимально

употреблялась в хозяйстве земледельческих народов и нашла многообразное

применение в их жизни.

Этот материал не требовал от крестьянина каких-либо затрат на заготовку и

приобретение. Кулями обмолоченной соломы клали крыши. Солома шла на корм

и подстилку скоту. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью,

утепляла его дом.

Сечёную солому раньше добавляли в глину, из которой сбивали кирпичи-сырцы.

Солому использовали при оштукатуривании стен как снаружи, так и изнутри. Не

обошли вниманием соломенный отвар даже медики. В древности существовало

множество рецептов, в которых присутствовала солома.

И, наконец, солома использовалась, как топливо, чаще всего в безлесных районах

страны.

Солома, имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск,

постоянно привлекала народных умельцев. Из неё плели многие необходимые в

быту изделия- кубелы для хранения муки и зерна, корзины, формы для

выпекания хлеба, чаши, всевозможные циновки, а также плетёжки, из которых

сшивали головные уборы, сумки и другие изделия.

Завораживающая красота природного материала способствовала возникновению

инкрустации соломкой и различных панно, картин из соломки.

Соломка- очень интересный материал, раскрывающий большие возможности

каждому, кто захочет с ней работать.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА

1.

Заготовка соломки:

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее

нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-

желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом

проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый

оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сначала удаляют

узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по

длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она

потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их

некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать

количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы

осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в

целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а

также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на

правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите,

чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или

перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г

аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут

на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху.

Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы

отбеливателя.

Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если

отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.

С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием

натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно

длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это

следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них

ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную

ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры

нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким

способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо

внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель

(перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение

соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом

калии – розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно

прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно

придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей

буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотя растительные краски имеют

мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой

светостойкостью.

При покраске соломки можно использовать и анилиновые красители, предназначенные

для тканей. Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий

блеск природного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые

сильно выгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные

анилином, нельзя ставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца.

После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки соломки можно получить, прокалив ее

в печи или духовом шкафу. Соломины, распластанные в ленту, достаточно только

прокалить горячим утюгом.

2. Обработка соломки:

Существует три способа обработки соломки:

Холодный - этот способ не сложный: соломенные трубочки разрезают резаком

повдоль, раскрывают стороны и проглаживают кольцами ножниц, сильно нажимая

на них. Полученные таким образом соломенные ленты, приобретают ещё больший

блеск и эластичность, чем при горячей обработке.

Горячий. В банку наливают воды столько, чтобы она покрыла соломку, и кипятят

её минут 15-20, при температуре 60-80 гр., затем необходимо разрезать

соломенные трубочки резаком и прогладить горячим утюгом на твёрдой основе.

Выглаженная соломка приобретает золотистый блеск.

Горячий способ без замачивания в воде. Этим способом обрабатываются мягкие,

зрелые травы, например, овёс, рожь, ячмень. Пшеница – жёсткая, она используется

только при замачивании. Соломины разрезают резаком вдоль и проглаживаются

утюгом. После проглаживания соломенные ленты наклеивают на тонкую бумагу

или кальку, получая соломенное полотно, соблюдая, при этом цвет соломинок, их

длину.

3.

Тонирование соломки:

Соломка имеет различные оттенки: жёлтый, зеленоватый, сиреневый, розовый,

фиолетовый и т.д., если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой

обработке, отбеливанию соломенных лент. Применяя различные оттенки, следует

избегать ярких красок, они выглядят неестественно, гораздо приятнее смотрится

работа из приглушённых оттенков.

Белый цвет соломки можно получить, подержав её в растворе перекиси водорода: 5

таблеток на 0,7 литров воды. После окрашивания тщательно промыть водой.

Жёлтый цвет можно получить кипячением с содой. Чем дольше держать в содовой

воде, тем ярче будет окрас. На один литр воды при кипении высыпать неполную

одну столовую ложку питьевой соды.

Коричневый цвет зависит от температуры утюга или духового шкафа и от того,

сколько времени соломенные ленты находятся под тепловой обработкой.

Серый цвет соломка приобретает в конце августа, когда колосья перестоят на корню.

4.

Виды расположения соломки

Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водоросли,

туловища и т.д.).

«Елочки» (такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков цветов,

оперения птиц). Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и

наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно.

«Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для

изготовления соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На

заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали.

Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами

.

5.

Этапы работы над изделиями:

1. поиск нужного вам изображения;

2.поиск нужного размера картины и, соответственно - рамы для картины, обтягивание

основы для картины тканью;

3.разработка эскиза картины ( несколько дубликатов);

4.деление изображений на картине на детали, перевод их на бумагу или кальку;

5.наклеивание соломенных полосок на бумажные детали ( с учётом нужного

направления и цвета соломки);

6.заобъёмить детали с помощью утюга;

7.сборка объёмных изображений из готовых деталей;

8.окончательная сборка картины. оформление.

ИНСТРУМЕНТЫ И ОФОРМЛЕНИЕ

Для работы с соломкой не требуется каких– либо особых инструментов и специально

оборудованного листа. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены

солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться

так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.

Во время работы потребуются:

- ножницы и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;

- клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;

- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания

плоскостных готовых изделий;

- картон, калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от

внешних воздействий), рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);

- утюг и гладильная доска (для разглаживания соломы);

- паяльник (задают темные оттенки) малой мощности;

- карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти;

- деревянные заготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых

предметах, декорируя сам предмет);

- емкость (лучше использовать кювет или таз).

Планшетом могут служить ровные тонированные поверхности ДВП, ДСП, картона,

фанера, срез дерева, бархатная бумага. Самый выразительный фон-ткань. Используют

хлопчатую и льняную ткань, бортовку, шифон, шёлк, микрофибр, бархат на

хлопчато-бумажной основе. Ткань не блестит, соломка хорошо наклеивается на

основу (ткань) и прочно держится, не отщёлкивается. Для этого берётся планшет и

обтягивается тканью. Единственное требование-аккуратное использование клея, чтобы

не было пятен от излишек клея и подтёков. Аппликацию на деревянной поверхности

желательно покрыть лаком. Лаки используются бесцветные, чтобы не исказился цвет

соломки.

Клей используется ПВА (поливинилацетатный), единственный клей, пригодный для

работы детям, не токсичный и разрешён министерством здравоохранения. Он хорошо

крепит соломку к любой основе, легко смывается с рук, при высыхании водостоек.

Все остальные клеи содержат вредные токсичные примеси и требуют особой

осторожности.

Для наклеивания объёмных изображений использовать лучше всего клей «Момент

-столяр», он быстро склеивает поверхность и не имеет запаха.

Инструменты для работы: ножницы(большие и маленькие), резак или

хирургический скальпель, клей ПВА, пинцет, утюг, калька, гладильная доска,

кисточки для клея, картон, ёмкость для кипячения соломки, плита.

Изготовление картины поэтапно.

Для начала создаём эскиз, продумываем его, прорабатываем мелкие детали и

стилизуем изображение .Затем эскиз переносим на формат будущей картины( в данном

случае 50 х 60 см)

Крупные детали разбиваем на более мелкие и размечаем цифрами или буквами.

(фото 1)

Фото 1

Следующий этап работы - подготовка основы под картину : изготавливается коробка

из плотного картона , низ её делаем более глубоким, чтобы туда вошли объёмные детали

изображения.

На

основу

наклеиваем

ткань

тёмного

оттенка(

в

данном

случае

-флис),

имитирующая бархат. Тёмный цвет ткани будет выигрышно оттенять золото соломки.

Далее

из

бумаги

вырезаем

силуэт

птицы

(чуть

меньшего

объёма,

чем

на

эскизе)

,

обклеиваем соломенными лентами и наклеиваем на подготовленную основу картины .

Сделано это для того, чтобы правильно наклеивать сверху объёмные мелкие детали, не

боясь ошибиться (фото 2) .

Фото 2

После этого начинается основная работа над картиной : изготовление объёмных

деталей изображения птицы.

Каждая деталь вырезается из тонкой бумаги, на неё наклеиваются соломенные

полоски, затем детали придают объём с помощью утюга или выжигателя (если элемент

совсем

маленького

размера)

и

наклеивают

под

неё

так

называемые

"пенёчки"

-это

несколько маленьких кусочков гофрированного картона, придающие объём и устойчивость

деталям и месту их крепления.

Работа над объёмными изображениями начинается с самого дальнего от зрителя : то

есть,

если

перед

нами

птица,

то

мы

работаем

над

самыми

нижними

пёрышками,

а

следующие

наклеиваем

поверх

предыдущих

и

так

далее.

Только

после

этого

изготавливается тело птицы, шея, головка.

В данной картине сначало изготавливается хвост птицы, затем ветка дерева, на

которой сидят совы.

Сова-мама изготавливается в первую очередь, так как совёнок расположен ближе

к зрителю.

Делаем ряды перьев, придаём им объём и нужный тон с помощью утюга.

Перья скрепляются между собой полосками бумаги с изнаночной стороны.

Получившаяся большая деталь тела приклеивается дугообразно, чтобы в районе

животика птицы был объём, в этом месте под деталь приклеиваются «пенёчки»-это

несколько слоёв картона (фото 3) .

Фото 3

Крылья:

перышкам

на

крыле

придаётся

объём

с

помощью

выжигателя

и

приклеиваются они без «пенёчков» (фото 4,6).

Важно выложить ряды перьев дугообразно и ровно по контуру крыла , чтобы они

смотрелись естественно.

Горизонтальные ряды перьев на крыле с изнанки скрепляются между собой

вертикальными бумажными полосками (фото 5).

фото 4

Фото 5

Фото 6

Голова совы обклеивается соломкой методом «веер»: полоска разглаженной

соломки разрезается по диагонали, получаются длинные треугольники (фото 7).

Ими обклеивается нужная деталь .

Фото 7

Детали головы придаётся объём с помощью утюга и далее наклеиваются детали

клюва и глаз (фото 8 и 9).

Фото 8

Фото 9

Готовая деталь головы наклеивается на деталь тела совы (фото 10).

Фото 10

Далее наклеиваем крыло и аналогичным образом изготавливаем совёнка. (фото 11 и

12).

Фото 11

Фото 12

Когда все основные детали изображения уже собраны из более мелких, приступаем к

оформлению самых мелких элементов : глаза, ушки, лапы и т.д.То есть

те

детали,

которые

расположены

сверху

основных.

Тонировать

элементы

можно

с

помощью

выжигателя, там, где это необходимо.

Наши совы готовы. Теперь необходимо изготовить плоскостной орнамент вокруг

птиц, лапки с коготками, «ушки» на головке птицы, чтобы картина получилась цельной

(фото 13).

Фото 13

На заключительном этапе работы чистим

ткань - основу

от

мелких мусоринок,

накладываем на картину стекло, раму, и оформляем раму

багетом. Работа завершена

( фото 14 ). Дерзайте и творите!

Фото 14

Заключение

Среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по

декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется

художественная обработка многих природных материалов.

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии

школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Оно способствуют

гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма,

высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам

ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Взяв в руку резец или чекан, сделав первый узор, ученик испытывает радостное

изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее

нерукотворными. Школьник становится участником увлекательного процесса создания

полезных и красивых изделий.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы

школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий

народных мастеров, формированию эстетического вкуса вооружать учащихся

техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести

психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. В процессе

создания декоративного изделия дети на практике применяют знания по изобразительному

искусству, черчению и другим предметам, преподаваемым в школе.

В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей

формируются художественные трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами

участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить

удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы

эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить,

когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается

решение творческих задач с необходимостью овладения приемами специфических

ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в

том или ином материале.

В процессе художественно обработки дерева и соломки вырабатывается точность и

координация движения. Ряд операций в процессе художественной обработке материалов

помогает выработать устойчивость руки.

Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного искусства, является одним из

активных средств эстетического и трудового воспитания школьников. Процесс труда по

художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением

увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Приобретают умение

самостоятельно трудиться, стремление создать прекрасное. Результаты труда приносят

детям творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие.

У школьников происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических знаний,

формирование ряда специальных навыков культуры труда, пробуждение интереса к

профессиям. Такие занятия способствуют формированию универсальных способностей,

творческой направленности в трудовом процессе, то есть таких качеств личности, которые

потребуются выпускникам школы и в дальнейшей жизни каким бы видом деятельности

они не занимались.

Гагарина Марина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории

МКУ ДО «Юргамышская школа искусств (с авторскими работами).

Гагарина Марина Николаевна, преподаватель МКУ ДО «Юргамышская школа искусств

(с авторскими работами).

Источники информации :

1.

Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для

учителя. –М.: Просвещение, 1979. – С.75.

2.

Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой.

Школа ремесел. - 1999. - №8. – С.11.

3.

Газарян С.С. Прекрасное своими руками. – М.: Детская литература,

1980. – С.118.

4.

Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М.: «Культура и традиции» , 2000. –

С.11.

5.

Паниченко А.П. Соломенная сказка: Детское объединение «Сувенир». – Белово,

1998. – С.25.

6.

Федотов П.А. Сухие травы : Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-

ПРЕСС, 1997 . – С.45.

7.

Булыгина Г.Е. Чудо соломка.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.



В раздел образования