Напоминание

"Антонимы"


Автор: Бойко Анна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СКОШ № 7"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Антонимы"
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Бойко Анна Витальевна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Роль и место темы в курсе: урок получения новых знаний

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы

проведения

урока: технология

критического

мышления,

приёмы:

«верные

и

неверные

утверждения»,

«синквейн».

Продолжительность урока: 45 минут

Планируемые результаты:

Личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной

деятельности.

Предметные – расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических

средств, совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии

интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования посредством работы

над темой «Антонимы» (находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, устанавливать связь антонимов с

многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи).

Метапредметные:

Коммуникативныеопределять цель учебной деятельности, договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные – оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с

учителем.

Познавательные – систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню

заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Оборудование и ресурсы: карточки для групповой работы; учебная доска, учебник. Презентация «Антонимы».

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.;

под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014. – 317с.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Оргмомент

Стадия

«Вызов»

- Здравствуйте, ребята!

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

На

партах

у

детей

рисунки

из

книги

С.

Михалкова (Приложение №1)

- Ребята, кто изображен на рисунке?

- Кто автор произведений о дяде Степе?

-

А

какими

словами

вы

опишете

рост

дяди

Степы?

(учитель

на

доске

в

1

столбик

прикрепляет заранее напечатанные слова) Если

дети называют слово, которого нет в заготовке,

его можно подписать мелом на доске.

- Как называются эти слова?

- Какие слова называются синонимами?

- А какие синонимы вы подберёте к описанию

роста людей, которые находятся рядом с дядей

Стёпой?

- Какое значение имеют слова в 1 и 2 столбике?

- А как называются слова с противоположным

значением,

вы

узнаете,

если

правильно

расшифруете

схемы

и

по следовательно

соедините то, что отгадали.

1) союз 2) звонкий согласный

в а к н с т

3) глухой согласный

р т м

Включение в работу, самоопределение.

Отвечают на вопросы.

Ученики

называют

слова: высокий,

огромный, большой, гигантский.

Ответы учеников:

синонимы

- слова

одной

и

той

же

части речи, различные по звучанию и

написанию,

но

имеющие

одинаковое

и л и

о ч е н ь

б л и з к о е лексическое

значение.

Ученики

называют

слова:

низкие,

крошечные,

маленькие,

невысокие,

небольшие.

Расшифровывают схемы.

Коммуникативные УУД:

п л а н и р о в а т ь

у ч е б н о е

сотрудничество

с

учителем,

сверстниками.

Личностные УУД:

-

проявлять

спо собно сть

к

самооценке

на

основе

критерия

у с п е ш н о с т и

у ч е б н о й

деятельности;

- воспитание интереса к предмету

через разные виды работы.

Регулятивные УУД:

-

определять

и

формулировать

т е м у

и

ц е л ь

у р о к а

в

сотрудничестве с учителем;

-

планировать

свои

действия

в

соответствии

с

поставленной

задачей;

-

в н о с и т ь

н е о б х о д и м ы е

коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки

и

учёта

характера

сделанных

ошибок.

Познавательные УУД:

-

и с п ол ь з о в ат ь

р а з л и ч н ы е

способы

обработки,

анализа

и

представления информации;

- строить монологическую речь в

устной форме.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь

4) местоимение 3 лица

мы они вы

5) местоимение 1 лица

мы вы они

- Назовите тему сегодняшнего урока.

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы,

что…».

Правила игры:

У

вас

на

столах

лежат

листы,

на

которых

начерчена

таблица, как

у

меня

на

доске.

Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю

вопросы, которые начинаются со слов «Верите

ли

Вы,

что

...».

Вы

обсуждаете

ответы

в

парах. Если

вы

верите,

то

во

второй

строке

ставите

«+»,

если

нет,

то

«-»,

если

у

вас

возникнет

спор,

то

обведите

этот

номер

в

кружок.

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы:

Верите ли Вы, что …

1. … антонимы – это слова с противоположным

значением?

2. … к любому слову можно подобрать

антоним?

3. … антонимами являются слова одной и той

же части речи?

4. … у одного слова может быть несколько

Называют тему урока «Антонимы»

Заполняют таблицу.

других;

-

совместно

договариваться

о

правилах поведения и общения в

группе;

- строить речевое высказывание в

соответствии

с

поставленными

задачами;

- оформлять свои мысли в устной

и письменной форме.

антонимов?

5. … антонимы отвечают на один и тот же

вопрос?

6. … у слов любой части речи могут быть

антонимы?

7. … антонимы делают нашу речь более яркой и

выразительной?

- А теперь проверим, верны ли ваши

предположения.

- Какие вопросы вызвали спор?

- Ребята, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

Аргументируют одинаковые мнения, а

также

приводят

аргументы,

если

их

мнения разошлись.

Обсуждение спорных ответов.

Стадия

«Осмысление

»

Делит класс на 4 группы и раздает задание для

каждой группы.

1 группа. Найти антонимы к данным словам. К

каждому ли слову можно подобрать антоним?

Какой вывод можете сделать?

да - ,

хороший - ,

дом - ,

весело - ,

дерево - ,

мир - ,

день - .

2 группа. Найти антонимы к данным словам.

Какими частями речи могут быть слова-

антонимы? Вывод.

Добрый - ,

быстро - ,

день - ,

весело - ,

хороший - ,

работать -

3 группа. Даны пары слов. Это антонимы или

нет? Докажите.

День – ночной.

Добрый – зло.

Групповая работа.

Ребята выполняют задания и отвечают

на

поставленный

вопрос.

Выбирают

одного человека от группы, который

представит работу группы и ответ на

поставленный вопрос.

Личностные УУД:

-

формировать

ответственное

отношение к учению, готовность

и способность к самообразованию

и

саморазвитию

на

о с н о в е

м о т и в а ц и и

к

о бу ч е н и ю

и

познанию;

- формировать коммуникативную

компетентность

в

общении,

сотрудничестве со сверстниками;

- проявлять интерес к изучению

темы;

-

понимать,

что

язык

является

главным

средством

общения

людей, помогающим выразить их

мысли и чувства, что язык — это

великая

ценность

и

культурное

достояние русского народа.

Регулятивные УУД:

- выполнять учебное действие в

соответствии с планом;

-

соотносить

свои

действия

с

планируемыми результатами;

-

осуществлять

контроль

своей

Физминутка

Работать – отдых.

4 группа.

Найти антонимы к данным словам. Какой вывод

можете сделать?

Старый (волк) -

Старая (газета) -

Старые (вещи) –

Легкий (труд) –

Легкий (путь) –

Легкий (ветер) –

- Принимая во внимание ответы ребят,

сформулируйте правило, какие слова

называются антонимами?

- Представьте нашу речь без антонимов, какая

бы она была? Зачем же нужны антонимы?

- Действительно, антонимы, как и синонимы,

делают нашу речь более яркой и выразительной.

Игра «Делай все наоборот».

Я называю действие, а вы выполняете

противоположное действие.

1) Опустите руки вниз.

2) Поднимите руки вверх. }2 р.

3) Голову поднимите.

4) Голову опустите. }2 р.

5) Поворот туловища вправо.

6) Поворот туловища влево. }2 р.

7) Закройте глаза (откройте) }2 р.

8) Привстаньте.

9) Присядьте.

- Выполните упражнение «Подберите антонимы». Тот,

кто выполнит задание верно, по первым буквам

подобранных слов узнает оценку, которую получит за

Формулируют

правило: антонимы

это слова одной и той же части речи,

различные по звучанию и написанию, с

противоположным

л е кс и ч ес к и м

значением.

Отвечают на вопрос.

Выполняют упражнение.

Широкий - узкий;

твердый - мягкий;

д е я т е л ь н о с т и

в

п р о ц е с с е

достижения результата;

-

распределять

обязанности

для

выполнения

учебного

задания

в

группе;

-

выполнять

взаимопроверку

учебного задания;

-

выполнять

с а м о п р о в е р к у

учебного задания;

- контролировать своё поведение

во время игры со сверстниками,

соблюдая

определённые

правила

игры.

Коммуникативные УУД:

-

формулировать

собственное

мнение;

- строить понятные для партнёра

высказывания;

- адекватно взаимодействовать в

группе

и

приходить

к

общему

решению.

Познавательные УУД:

-

и с п ол ь з о в ат ь

р а з л и ч н ы е

способы

обработки,

анализа

и

представления информации;

- строить монологическую речь в

устной форме;

- применять на практике знания о

с л о в а х

а н т о н и м а х

и

использовать их в речи;

-

делать

выводы

о

значении

антонимов в устной и письменной

речи.

свой труд.

Широкий -

твердый -

старый -

скучный -

бесполезный -

неряшливый -

- Спишите текст, заменяя выделенные слова

антонимами.

Зимний день невыносимо душен. Тяжёлые

кучевые облака клубятся и клубятся. Вот они

превратились уже в белые тучи, закрыли и

тёмное небо, и тусклое солнце. Вдруг с неба

стали капать крупные редкие капли.

Закончилась гроза.

Взаимопроверка.

старый - новый;

скучный - интересный;

бесполезный - ценный;

неряшливый - аккуратный.

Записывают текст, заменяя

выделенные слова антонимами, и

выполняют взаимопроверку.

Стадия

«Рефлексия»

- А теперь давайте вернемся к заданию «Верите

ли вы...» и проверим, не ошиблись ли вы в

своих предположениях. Я снова буду читать

вопросы, а вы во 2-ой строке ставите нужный

знак.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось?

Почему?

- Заканчивая разговор об антонимах, я

предлагаю вам написать синквейн. Вспомним,

что такое синквейн и как он строится.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

- На эти вопросы попытаемся ответить на

следующих уроках.

- С каким настроением заканчиваете урок?

Синквейн

-

это

стихотворение

из

пяти

строк,

которое

строится

по

правилам.

В

первой

строчке

тема

н а з ы в а е т с я

о д н и м

с л о в о м

(существительным). Вторая строчка

- это описание темы в двух словах

(двумя

прилагательными).

Третья

строчка - это описание действия в

рамках

этой

темы

тремя

словами

(глаголами

или

деепричастиями,

Личностные УУД:

-

с л ед о ва н и е

в

п о в е д е н и и

моральным нормам.

Регулятивные УУД:

- выполнять учебное действие в

соответствии с планом;

-

выполнять

самооценку

работы

на уроке

Коммуникативные УУД:

-

формулировать

собственное

мнение;

-

использовать

критерии

для

обоснования своего суждения.

о п и с ы в а ю щ и м и

х а р а к т е р н ы е

действия объекта. Четвертая строка

-

это

фраза

из

четырех

с л о в ,

показывающая

отношение

к

теме.

Последняя строка - это синоним из

одного

слова,

который

повторяет

суть темы.

Пример синквейна.

Антонимы.

Различные, выразительные.

Помогают, делают, обогащают.

Без них речь бедна.

Противопоставление.

Д е т и

п о к а з ы в а ю т

с м а й л и к и

(настроение).

Домашнее

задание.

Задает домашнее задание: §32, упр.244.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.



В раздел образования