Автор: Бойко Анна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СКОШ № 7"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Антонимы"
Раздел: среднее образование
Автор: Бойко Анна Витальевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Роль и место темы в курсе: урок получения новых знаний
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы
проведения
урока: технология
критического
мышления,
приёмы:
«верные
и
неверные
утверждения»,
«синквейн».
Продолжительность урока: 45 минут
Планируемые результаты:
Личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной
деятельности.
Предметные – расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических
средств, совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования посредством работы
над темой «Антонимы» (находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, устанавливать связь антонимов с
многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи).
Метапредметные:
Коммуникативные – определять цель учебной деятельности, договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные – оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные – систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню
заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Оборудование и ресурсы: карточки для групповой работы; учебная доска, учебник. Презентация «Антонимы».
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.;
под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014. – 317с.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Оргмомент
Стадия
«Вызов»
- Здравствуйте, ребята!
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
На
партах
у
детей
рисунки
из
книги
С.
Михалкова (Приложение №1)
- Ребята, кто изображен на рисунке?
- Кто автор произведений о дяде Степе?
-
А
какими
словами
вы
опишете
рост
дяди
Степы?
(учитель
на
доске
в
1
столбик
прикрепляет заранее напечатанные слова) Если
дети называют слово, которого нет в заготовке,
его можно подписать мелом на доске.
- Как называются эти слова?
- Какие слова называются синонимами?
- А какие синонимы вы подберёте к описанию
роста людей, которые находятся рядом с дядей
Стёпой?
- Какое значение имеют слова в 1 и 2 столбике?
- А как называются слова с противоположным
значением,
вы
узнаете,
если
правильно
расшифруете
схемы
и
по следовательно
соедините то, что отгадали.
1) союз 2) звонкий согласный
в а к н с т
3) глухой согласный
р т м
Включение в работу, самоопределение.
Отвечают на вопросы.
Ученики
называют
слова: высокий,
огромный, большой, гигантский.
Ответы учеников:
синонимы
- слова
одной
и
той
же
части речи, различные по звучанию и
написанию,
но
имеющие
одинаковое
и л и
о ч е н ь
б л и з к о е лексическое
значение.
Ученики
называют
слова:
низкие,
крошечные,
маленькие,
невысокие,
небольшие.
Расшифровывают схемы.
Коммуникативные УУД:
п л а н и р о в а т ь
у ч е б н о е
сотрудничество
с
учителем,
сверстниками.
Личностные УУД:
-
проявлять
спо собно сть
к
самооценке
на
основе
критерия
у с п е ш н о с т и
у ч е б н о й
деятельности;
- воспитание интереса к предмету
через разные виды работы.
Регулятивные УУД:
-
определять
и
формулировать
т е м у
и
ц е л ь
у р о к а
в
сотрудничестве с учителем;
-
планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей;
-
в н о с и т ь
н е о б х о д и м ы е
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки
и
учёта
характера
сделанных
ошибок.
Познавательные УУД:
-
и с п ол ь з о в ат ь
р а з л и ч н ы е
способы
обработки,
анализа
и
представления информации;
- строить монологическую речь в
устной форме.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь
4) местоимение 3 лица
мы они вы
5) местоимение 1 лица
мы вы они
- Назовите тему сегодняшнего урока.
Прием «Верные и неверные утверждения»
- Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы,
что…».
Правила игры:
У
вас
на
столах
лежат
листы,
на
которых
начерчена
таблица, как
у
меня
на
доске.
Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю
вопросы, которые начинаются со слов «Верите
ли
Вы,
что
...».
Вы
обсуждаете
ответы
в
парах. Если
вы
верите,
то
во
второй
строке
ставите
«+»,
если
нет,
то
«-»,
если
у
вас
возникнет
спор,
то
обведите
этот
номер
в
кружок.
1
2
3
4
5
6
7
Вопросы:
Верите ли Вы, что …
1. … антонимы – это слова с противоположным
значением?
2. … к любому слову можно подобрать
антоним?
3. … антонимами являются слова одной и той
же части речи?
4. … у одного слова может быть несколько
Называют тему урока «Антонимы»
Заполняют таблицу.
других;
-
совместно
договариваться
о
правилах поведения и общения в
группе;
- строить речевое высказывание в
соответствии
с
поставленными
задачами;
- оформлять свои мысли в устной
и письменной форме.
антонимов?
5. … антонимы отвечают на один и тот же
вопрос?
6. … у слов любой части речи могут быть
антонимы?
7. … антонимы делают нашу речь более яркой и
выразительной?
- А теперь проверим, верны ли ваши
предположения.
- Какие вопросы вызвали спор?
- Ребята, что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Аргументируют одинаковые мнения, а
также
приводят
аргументы,
если
их
мнения разошлись.
Обсуждение спорных ответов.
Стадия
«Осмысление
»
Делит класс на 4 группы и раздает задание для
каждой группы.
1 группа. Найти антонимы к данным словам. К
каждому ли слову можно подобрать антоним?
Какой вывод можете сделать?
да - ,
хороший - ,
дом - ,
весело - ,
дерево - ,
мир - ,
день - .
2 группа. Найти антонимы к данным словам.
Какими частями речи могут быть слова-
антонимы? Вывод.
Добрый - ,
быстро - ,
день - ,
весело - ,
хороший - ,
работать -
3 группа. Даны пары слов. Это антонимы или
нет? Докажите.
День – ночной.
Добрый – зло.
Групповая работа.
Ребята выполняют задания и отвечают
на
поставленный
вопрос.
Выбирают
одного человека от группы, который
представит работу группы и ответ на
поставленный вопрос.
Личностные УУД:
-
формировать
ответственное
отношение к учению, готовность
и способность к самообразованию
и
саморазвитию
на
о с н о в е
м о т и в а ц и и
к
о бу ч е н и ю
и
познанию;
- формировать коммуникативную
компетентность
в
общении,
сотрудничестве со сверстниками;
- проявлять интерес к изучению
темы;
-
понимать,
что
язык
является
главным
средством
общения
людей, помогающим выразить их
мысли и чувства, что язык — это
великая
ценность
и
культурное
достояние русского народа.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное действие в
соответствии с планом;
-
соотносить
свои
действия
с
планируемыми результатами;
-
осуществлять
контроль
своей
Физминутка
Работать – отдых.
4 группа.
Найти антонимы к данным словам. Какой вывод
можете сделать?
Старый (волк) -
Старая (газета) -
Старые (вещи) –
Легкий (труд) –
Легкий (путь) –
Легкий (ветер) –
- Принимая во внимание ответы ребят,
сформулируйте правило, какие слова
называются антонимами?
- Представьте нашу речь без антонимов, какая
бы она была? Зачем же нужны антонимы?
- Действительно, антонимы, как и синонимы,
делают нашу речь более яркой и выразительной.
Игра «Делай все наоборот».
Я называю действие, а вы выполняете
противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. }2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. }2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) Поворот туловища влево. }2 р.
7) Закройте глаза (откройте) }2 р.
8) Привстаньте.
9) Присядьте.
- Выполните упражнение «Подберите антонимы». Тот,
кто выполнит задание верно, по первым буквам
подобранных слов узнает оценку, которую получит за
Формулируют
правило: антонимы
–
это слова одной и той же части речи,
различные по звучанию и написанию, с
противоположным
л е кс и ч ес к и м
значением.
Отвечают на вопрос.
Выполняют упражнение.
Широкий - узкий;
твердый - мягкий;
д е я т е л ь н о с т и
в
п р о ц е с с е
достижения результата;
-
распределять
обязанности
для
выполнения
учебного
задания
в
группе;
-
выполнять
взаимопроверку
учебного задания;
-
выполнять
с а м о п р о в е р к у
учебного задания;
- контролировать своё поведение
во время игры со сверстниками,
соблюдая
определённые
правила
игры.
Коммуникативные УУД:
-
формулировать
собственное
мнение;
- строить понятные для партнёра
высказывания;
- адекватно взаимодействовать в
группе
и
приходить
к
общему
решению.
Познавательные УУД:
-
и с п ол ь з о в ат ь
р а з л и ч н ы е
способы
обработки,
анализа
и
представления информации;
- строить монологическую речь в
устной форме;
- применять на практике знания о
с л о в а х
–
а н т о н и м а х
и
использовать их в речи;
-
делать
выводы
о
значении
антонимов в устной и письменной
речи.
свой труд.
Широкий -
твердый -
старый -
скучный -
бесполезный -
неряшливый -
- Спишите текст, заменяя выделенные слова
антонимами.
Зимний день невыносимо душен. Тяжёлые
кучевые облака клубятся и клубятся. Вот они
превратились уже в белые тучи, закрыли и
тёмное небо, и тусклое солнце. Вдруг с неба
стали капать крупные редкие капли.
Закончилась гроза.
Взаимопроверка.
старый - новый;
скучный - интересный;
бесполезный - ценный;
неряшливый - аккуратный.
Записывают текст, заменяя
выделенные слова антонимами, и
выполняют взаимопроверку.
Стадия
«Рефлексия»
- А теперь давайте вернемся к заданию «Верите
ли вы...» и проверим, не ошиблись ли вы в
своих предположениях. Я снова буду читать
вопросы, а вы во 2-ой строке ставите нужный
знак.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось?
Почему?
- Заканчивая разговор об антонимах, я
предлагаю вам написать синквейн. Вспомним,
что такое синквейн и как он строится.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- На эти вопросы попытаемся ответить на
следующих уроках.
- С каким настроением заканчиваете урок?
Синквейн
-
это
стихотворение
из
пяти
строк,
которое
строится
по
правилам.
В
первой
строчке
тема
н а з ы в а е т с я
о д н и м
с л о в о м
(существительным). Вторая строчка
- это описание темы в двух словах
(двумя
прилагательными).
Третья
строчка - это описание действия в
рамках
этой
темы
тремя
словами
(глаголами
или
деепричастиями,
Личностные УУД:
-
с л ед о ва н и е
в
п о в е д е н и и
моральным нормам.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное действие в
соответствии с планом;
-
выполнять
самооценку
работы
на уроке
Коммуникативные УУД:
-
формулировать
собственное
мнение;
-
использовать
критерии
для
обоснования своего суждения.
о п и с ы в а ю щ и м и
х а р а к т е р н ы е
действия объекта. Четвертая строка
-
это
фраза
из
четырех
с л о в ,
показывающая
отношение
к
теме.
Последняя строка - это синоним из
одного
слова,
который
повторяет
суть темы.
Пример синквейна.
Антонимы.
Различные, выразительные.
Помогают, делают, обогащают.
Без них речь бедна.
Противопоставление.
Д е т и
п о к а з ы в а ю т
с м а й л и к и
(настроение).
Домашнее
задание.
Задает домашнее задание: §32, упр.244.
Дает комментарий к домашнему заданию.
Записывают домашнее задание.
Приложение 1.