Автор: Благодерова Светлана Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Усть–Удинский Дом детского творчества"
Населённый пункт: р.п. Усть–Уда, Иркутская область
Наименование материала: психологический тренинг
Тема: "Общение"
Раздел: дополнительное образование
Психологический тренинг
«Общение»
Благодерова С.А.
«Общение»
Цель: получение навыка выстраивания дружеского общения
Задачи: -коррекция и развитие процесса общения и взаимоотношений детей
-развитие понимания личностных особенностей каждого человека
-осознание восприятия себя окружающими людьми
-тренировать в правилах, которые способствуют созданию дружеских отношений.
Форма проведения :
тренинг
Оборудование: компьютер, цветные карандаши, картинки, правила, плакат, книга «Тропинка
к своему Я» Хухлаева О.В. Москва «Генес»2012г.
Содержание занятия
1.Разминка
З
дравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть.
Наше занятие мы начнем, с разминки.
* Здравствуй солнце (дети кистями рук показывают шар),
-Здравствуй небо (ребята ладошками тянутся к небу),
-Здравствуй Земля (ребята приседают и ладошками трогают пол),
-Здравствуй планета Земля (Ребята встают и делают большой круг руками).
А теперь своему соседу привет передайте .
-Привет сосед улыбнись мне в ответ?»
2.- «Что вы хотите узнать на этом занятии?»
3.Повторение правил работы в группе
4. Оценка уровня информированности
5.
Актуализация проблемы
Сказочка «Волшебный камешек»
Жил-был мальчик Саша. И учился он хорошо, и пел красиво, и рисовал лучше всех. Да
только друзей у него не было, потому что он обзывался и дрался. Подойдет к нему сосед
Пашка и скажет: «Давай
вместе
покатаемся
на
велосипеде». А Саша станет
его
обзывать, что он толстый. Идет одноклассница Настя, нечаянно заденет Сашу за плечо.
А он как даст ей кулаком в спину. Заплачет Настя от боли, а Саша только смотрит со
стороны хмуро. И ругали Сашу за это, и наказывали. Ничего не помогало. Однажды играл
Саша на
улице один, скучно одному играть. Рядом на скамеечке старик читал газету.
Смотрел-смотрел он на Сашу и говорит:
– Невесело одному играть. Я знаю, почему ты один – потому что ты не умеешь дружить.
Я помогу тебе, я знаю один секрет. – И старик дал Саше маленький блестящий камешек.
– Это не простой, а волшебный камень, – сказал он. – Положи его в карман. Когда ты
снова захочешь ударить или обозвать кого-нибудь, сильно сожми камень в руке и скажи
про себя три раза заклинание: «Крабле-крубле».
Взял Саша камешек и ушел.
Утром, когда мальчик пришел в школу ,подошла к нему Вера и спросила.
–Саша, я учебник дома оставила., давай работать вместе– сказала она. И только захотел
Саша обозвать девочку, что она забываха как вспомнил про волшебный камешек. Он
сделал, как учил его старик: сжал камешек в руке и трижды шепотом повторил: «Крабле-
крубле». И... о чудо! Он не обозвал Веру! А сказал, конечно, будем работать вместе.
Теперь с Сашей все дети дружат.
-Скажите, а у вас есть друзья?
-Что значит дружить??
-Как много важных слов вы сейчас назвали.
Скажите, а дружбе можно научиться?
А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)
Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать и потренироваться в этих правилах.
6-7. Информационный блок. Приобретение практических навыков
Упражнение «Веник».
На столике вы видите цветные палочки. Каждый участник берет одну палочку. Каждый
участник называет свое имя и рассказывает, почему выбрал этот цвет.
А теперь попробуйте сломать свою палочку. Ну как легко сломалась???
А теперь посмотрите, у меня в руках 8 палочек? как вы думаете, так же легко будет их
сломать…
Как вы думаете, на какое правило дружбы похоже то, что мы сейчас делали?
Правила:
Оказывать помощь.
Уважать право друга иметь других друзей кроме себя. (плакат
Скажите, а как люди, т.е. мы с вами можем друг-друга подбадривать?
Сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в этом, проведем упражнение «Комплимент».
Упражнение «Комплимент».
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят
друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по
часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый
участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить
или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?
Правила:
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Радоваться вместе с другом успехам, победам.
Психолог:
Добрых слов ты не жалей
На душе от них светлей
Чуток к просьбе друг будь
Ладным в жизни будет путь.
-А
вот
наш
дальнейший
путь с
препятствиями. (По комнате раскладываются
предметы и препятствия)
Упражнение «Слепой и поводырь».
Участники
группы
делятся
на
пары.
Один
закрывает
глаза.
Второй
становится
поводырем. Он должен провести партнера по всей группе, обходя при этом препятствия.
Затем участники пары меняются ролями.
Скажите, а что должен испытывать «слепой», чтобы спокойно следовать за поводырем?
Правила:
Доверять.
Но доверять мы можем не только свою жизнь, но и тайны.
Упражнение «Льдинки»
«Льдинки» раскладываются на определенном расстоянии друг от друга , но так, чтобы
можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по
льдинкам. Затем льдинки убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так
далее
пока
расстояние
не
станет
таким,
что
без
помощи
товарища
они
не
смогут
переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не
догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться
за руки.
Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.
Правила:
-Поддерживать в трудные минуты
Упражнение «Фигуры»
Ребята встают в круг и берутся за руки, образуя круг.
Задание:
н
е выпуская
рук, построить фигуру, показанную
психологом
круг,
треугольник, ромб, сердце
Учащиеся делятся ощущениями от совместной деятельности.
-Не критиковать.
-Уметь договариваться. По доброму относиться друг к другу
Смотрите, сколько правил дружбы мы открыли.
А чтобы их выполнять, надо быть хорошим другом. Давайте подумаем. Какие качества
мы должны в себе развивать (ответы детей)
Давайте выложим «ступеньки» к нашим правилам и решим, по каким идти ступеькам
к дружбе.
«Цветовой диктант»
Психолог диктует детям разные качества (мужество, хитрость, доброта, нежность,
жадность, искренность, зависть, верность и т.д.) нужно выложить «слова- ступеньки» к
слову Дружба. Взять ту полоску цветной бумаги, ассоциируемое с этими качествами по
их мнению. Обсуждение.
- Запомните, что в развитии каждого человека, особое место, играет дружба. Когда вы
обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом
деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку в своем развитии.
-Сейчас я приглашаю всех в круг
Упражнение «На полянке»
(Звучит музыка)
Закроем глаза и представим…. Лето. Мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит
солнышко, поют птички, тихо шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и
уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя Какого они цвета?».Какой цветок вас рад
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли
им
представить
полянку,
солнышко,
пение
птиц,как
они
себя
чувствовали
во
время
проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается
нарисовать то, что они увидели.
«Коллаж» (картинки с цветами, деревьями, животными, солнце, птицы и т.д.)
-Представьте, что этот лист бумаги – поляна, на которой вырастут ваши цветы. Каждый
вправе решать, где удобнее будет расти его цветку: среди других в лесу или в сторонке от
всех на опушке леса или на клумбе. Выберите подходящее место и приклейте свой
цветочек».. Пожеланию, заселите вашу поляну.
Работа в группе.
-Благодаря совместным усилиям и сотрудничеству, совместному творчеству обычный
лист бумаги превратился в красивую картину «Чудесная поляна». Каждый цветок на
нашей «чудесной поляне» не одинок, рядом с ним растут много других «цветов - друзей»!
Вы тоже не одиноки. Поглядите вокруг вас тоже друзья. Вы вместе «один за всех и все за
одного»!
Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.
Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!
«Музыкальное настроение. Подари другу движение»
Звучит песня «Дружба это не работа». Дети танцуют , придумывая движение по
очереди.
Рефлексия:
-Что понравилось?
- Что было сложным?
-Чему научились?
«Получили ли вы от тренинга то, что ожидали?»
-Я бы вас хотела спросить, а может кому-нибудь из вас подарить волшебный
камешек?........................
О чем нужно помнить при общении?
Упражнение «Подари добро» (Дети встают в пары)
-Я желаю тебе добра,
-Ты желаешь мне добра.
-Давай с тобой обнимемся и над землей поднимемся .
- Тепло сердец соединим и станем солнышком одним! (образуют большой круг,
имитируя солнце.)
Ритуал прощания.
Раз. Два. Три. До свидания мы!
Спасибо всем!