Автор: Дорофеева Татьяна Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 79
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: Сюжетно–ролевая игра во второй младшей группе
Тема: Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе на примере сюжетно ролевых игр : " Угощение", " Водители", " Парикмахерская"
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе на примере СРИ : «
Угощение», « Водители», « Парикмахерская»
Воспитатель: Дорофеева Татьяна Егоровна
Во второй младшей группе происходит качественное изменение в
деятельности детей. Предметная деятельность уступает ведущую роль игре.
Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые. Научить ребёнка
четвёртого года жизни играть в сюжетно-ролевые игры — ответственное и
важное задание педагога. Необходимо так подготовить и организовать игру,
чтобы не превратить творческое участие ребёнка в просто повторение
предложенных взрослым действий. Ведь играя свободно, малыш испытывает
радость творчества и воплощённых желаний.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Поэтому многие
психологи и ученые убеждены, что без игры невозможно полноценное
формирование личности ребёнка. Главная цель сюжетно-ролевой игры:
устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребёнка,
дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия,
материалы, отношения.
Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют:
Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный
замысел, но и следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это
положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со
сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в том числе и
посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её
развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны
вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру
с куклой или другим персонажем, ребёнок тоже строит диалог,
произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.
Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно
выбирают игры о том, что им наиболее близко и знакомо: о семье,
детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме,
вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры
«Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы
обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества,
а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные
действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в
сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя
в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с
окружающими.
Развитию творчества, воображения, умения импровизировать.
Соединить в игре события реальной жизни и творчески их
интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно,
воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы
стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали
много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же
представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки,
выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие
дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям
удовольствие и развивает творческие способности, но и служит
отличным средством эмоциональной разгрузки.
Для осуществления сюжетно – ролевой игры воспитатель должен тщательно
продумать все нюанса:
Место проведения. Обычно сюжетно-ролевые игры устраивают в
помещении группы, в игровой зоне. Но летом их лучше проводить на
свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят на
участок, выбирая затенённое место, где ребятам не будут мешать те, кто
занимается свободными или подвижными играми: павильон, беседку.
Оборудование. Воспитатель готовит как игрушки и материалы, так и
элементы костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски
строителей и др., а также предметы-заместители. Последние
используются в разных играх, а хранить их можно в ящиках или
контейнерах, выставляя во время игры. Детей следует с младшего
возраста учить бережно использовать оборудование, не ломать
игрушки, а после игр складывать всё на место.
Методы и приёмы привлечения интереса детей к игре. Это могут быть
беседа, загадка, показ иллюстраций, создание проблемной ситуации.
Усложнение в игре. Повторяясь, сюжетно-ролевая игра должна
обязательно содержать какое-либо усложнение, новшество, чтобы не
только забавлять, но и развивать детей. Например, повторно играя в
игру «Магазин», следует выбирать новые товары для продажи: овощи и
фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую технику,
продукты, книги. Каждый раз планируя проведение сюжетной игры,
воспитатель продумывает, чему новому научатся дети, какой игровой
навык усовершенствуют.