Автор: Забирова Зарема Равильевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Ансамбль ОРП"
Раздел: дополнительное образование
Оглавление.
Структура программы учебного предмета 3
Пояснительная записка 4
Содержание программы. 9
Материально–техническое и методическое обеспечение 13
Список рекомендуемой литературы 14
1
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета
Цель
Задачи
Срок реализации учебного предмета
Формы и методы контроля
Контроль и учет успеваемости
Критерии оценок
Сведения о затратах учебного времени
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I год обучения
II год обучения
III год обучения
IV год обучения
Краткий репертуарный список
Ожидаемые результаты
III.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
IV.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая образовательная программа по предмету «Фортепианный
ансамбль» разработана в соответствии с Государственными стандартами к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной общеразвивающей программы в области исполнительской
подготовки «Фортепиано».
Ансамблевая игра на фортепиано – это вид совместного
музицирования, которым занимались во все времена на любом уровне
владения инструментом. Ансамблевое музицирование является методом
всестороннего развития учащихся, игра в ансамбле дисциплинирует ритмику,
совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения
выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного
исполнения, а также учит слушать партнёра, вести диалог, понимать друг
друга.
Ансамблевое музицирование является воплощением идеи педагогики
сотрудничества в коллективном творчестве учащихся. Неоценима
роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Она является лучшим средством заинтересовать ребёнка, помогает
эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап
обучения. Ученик знакомится с произведениями различных
художественных стилей и исторических эпох.
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим
потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха,
памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. При этом
расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта, воспитывается и
формируется художественный вкус, понимание содержания исполняемого
произведения.
Знание ансамблевого репертуара помогает ученику иметь
3
представление о различных стилях и направлениях музыкального искусства:
эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века,
отечественной и зарубежной музыки XX века.
Ансамблевое музицирование помогает выработать навыки по решению
музыкально-исполнительских задач, обусловленных художественным
содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
Роль занятий в классе ансамбля переоценить невозможно. Игра в
ансамбле имеет даже большее значение, чем сольное исполнение. Это
пробуждает живой интерес ребенка к совместному творчеству.
Игру в ансамбле следует включать в процесс обучения как можно раньше,
практически с первых шагов. Дети, играющие в ансамбле, лучше
ориентируются в нотном тексте и читают с листа, увереннее чувствуют себя
на сцене во время выступления.
Итак, обобщим сказанное:
•
Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию
всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,
полифонического, тембро-динамического).
•
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию
ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы
ритма, а так же овладеть более сложными метроритмическими
категориями (агогика, пауза и др.).
•
Ансамблевое музицирование способствует развитию аналитической,
логической, рациональной памяти.
•
Работа над фортепианным ансамблем интенсивно развивает образное
мышление учащихся и способствует формированию обобщённых
музыкальных понятий.
•
Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс
развития игровых способностей.
4
Возраст поступающих в первый класс: с 7 до 10 лет.
Количество часов в неделю с 1-4 классы – 0,5ч
Цели программы:
-выявление и развитие детей в области музыкального искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями;
-воспитание у детей культуры ансамблевого музицирования;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности, путём участия в
творческих мероприятиях: фестивалях, концертах, творческих вечерах,
театрализованных представлениях и др.;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Задачи программы:
воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание у учащихся навыков самостоятельной творческой
деятельности как способа реализации полученных знаний, умений и
навыков;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков;
5
выработка у учащихся личностных качеств, способствующих:
Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся,
дифференцированные педагогические задачи и методы работы.
Срок реализации предмета «Фортепианный ансамбль» составляет 4 года,
1-4 классы.
Формы и методы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную и
корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости:
– текущий контроль;
– промежуточная аттестация;
– итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений учащихся осуществляется в рамках
урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
контрольные уроки по ансамблю.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля
учебной работы учащихся по дополнительной общеразвивающей программе
в области исполнительской подготовки и проводится с целью определения:
– качества реализации образовательного процесса;
– качества практической подготовки по учебному предмету;
– уровня умений и навыков, сформированных у учащихся на определённом
этапе обучения.
В соответствии с требованиями к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации общеразвивающей программы в области
исполнительской подготовки «Фортепианный ансамбль» промежуточная
аттестация проходит в виде:
– контрольных уроков по ансамблю;
6
– участия в творческих конкурсах, фестивалях;
– исполнения концертных программ.
Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком
промежуточной и итоговой аттестаций.
Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой
отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой
по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного экзамена.
Критерии оценок контроля успеваемости учащихся
5 «отлично»
Продемонстрирована
согласованность
работы
всех
групп
и
солирующих
инструментов, выступление яркое, текст орекстровой партитуры исполнен
точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива и его
руководителя.
4 «хорошо»
Хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не
всё технически проработано, есть определенное количество погрешностей.
Есть
предположение,
что
репетиционный
период
был
недостаточно
основательным.
3 «удовлетворительно»
Слабое, невыразительное выступление , технически вялое. Есть серьезные
погрешности в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюден, есть
расхождения в темпах между отдельными партиями.
«зачет»
(без
оценки)
–
отражает
достаточный
уровень
подготовки
и
исполнения на данном этапе обучения.
Данная
система
оценки
качества
исполнения
является
основной.
В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и
с
учетом
целесообразности
оценка
качества
исполнения
может
быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и
7
точно оценить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны
обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений
и
навыков,
а
также
степень
готовности
учащихся
выпускного
класса
к
возможному
продолжению
профессионального
образования
в
области
музыкального
искусства.
При
выведении
экзаменационной
(переводной)
оценки учитывается следующее: - оценка годовой работы ученика: - оценка
на академическом концерте или экзамене; - другие выступления ученика в
течении учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти
и полугодий учебного года.
Сведения о затратах учебного времени
В и д
у ч е б н о й
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего
часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество
недель
16
19
16
19
16
19
16
19
Аудиторные
занятия
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
Самостоятельна
я работа
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
Максимальная
учебная нагрузка
16
19
16
19
16
19
16
19
140
Аттестация*
КУ
КУ
КУ
КУ
КУ
КУ
КУ
ИЭ
*КУ-контрольный урок , ИЭ- итоговый экзамен
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Годовые требования по классам
Первый год обучения:
8
Учащиеся должны знать:
- устройство инструмента, приёмы извлечения звука.
- основы нотной грамоты
- привычный навык чтения нот
- первичные навыки пения
Дети должны уметь:
- читать ноты
- играть в ансамбле
Второй год обучения:
Учащиеся формируют следующие навыки:
- умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
- умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
- совместно работать над динамикой произведения;
- умением передать характер исполняемых произведений.
В течении учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью
готовности).
В
конце
года
–
контрольный
урок
из
1-2
произведений.
Публичное выступление учащихся может приравниваться к контрольному
уроку.
Третий год обучения:
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение
навыков,
полученных
на
уроках
учебного
предмета
«Специальность»;
развитие
музыкального
мышления
и
средств
выразительности;
работа
над
агогикой
и
педализацией;
воспитание
артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 4-5 произведений. В конце учебного года проходит
контрольный
урок,
на
котором
исполняется
2
произведения.
Четвертый год обучения:
В первом полугодии продолжается совершенствование ансамблевых навыков
и расширение исполнительского кругозора в вопросах камерного репертуара.
9
В
конце
второго
полугодия
учащиеся
сдают
экзамен
по
ансамблю.
Исполняют 2 разнохарактерных произведения.
Краткий репертуарный список
Ансамбли
I-й класс
1. Александров Н. «Игра вперегонки»
2. Английская народная песня «Чайник»
3. Баркаускас В. «Варили, варили кашу»
4. Баркаускас В. «Земля поднимала траву»
5. Баркаускас В. «Когда я был маленьким»
6. Беркович И. «Игра»
7. Беркович И. «Маленький рассказ»
8. Беркович И. «Мелодия»
9. Весняк Ю. «Танец»
10.Витлин В. «Дед Мороз»
11.Гайдн Й. «Отрывок из симфонии»
12.Красев М. «Колыбельная»
13.Левина З. «Тик-так»
14.Лобачев Г. «Кот Васька»
15.Мордасов И. «Первый вальсик»
16.Моцарт В. А. «Тема и вариации»
17.Русская народная песня «Здравствуй, гостья зима»
18.Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
II-й класс
1. «Шотландская народная песня» пер. Г. Балаева
2. Греческая народная песня «Продавец»
3. Кабалевский Д. «Наш край»
4. Калинников В. «Киска»
10
5. Кемпферт Б. «Путники в ночи»
6. Латвийский танец «Рыбачок»
7. Моцарт В. А. «Отрывок» из I-й части симфонии g-moll
8. Немецкая народная песня «Вокруг дерева»
9. Немецкая народная песня «Кукушка»
10.Немецкая народная песня «Хохлатка»
11.Родригес А. «Жаворонок»
12.Родригес Х. «Кумпарсита»
13.Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
14.Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»
15.Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
16.Хренников Т. «Московские окна»
III-й класс
1. «Украинский народный танец» обр. М. Мильмана
2. Бетховен Л. «3 немецких танца»
3. Бетховен Л. «Контрданс»
4. Глинка М. «Заключительный хор «Славься»» из оперы «Иван Сусанин»
5. Глинка М. «Полька»
6. Зив М. «Обида»
7. Моцарт В. А. «Весенняя песня»
8. Раков Н. «Маленький вальс»
9. Римский-Корсаков Н. «Ладушки» хор из оперы «Сказка о царе Салтане»
10.Русская народная песня «Светит месяц»
11.Русская народная песня «Я на гору шла»
12.Украинская народная песня «У сусида хата была» обр. И. Берковича
13.Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
14.Шостакович Д. «Шарманка»
15.Шуберт Ф. «Лендлер»
16.Шуберт Ф. «Эскиз» op. 18А
11
17.Эшпай А. «Песенка шофера»
IV-й класс
1. «А напоследок я скажу» из к/ф «Жестокий романс»
2. «Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс»
3. «Оплавляются свечи» из к/ф «Петербургские тайны»
4. «Песенка о морском дьяволе» из к/ф «Человек-амфибия»
5. «Рио-рита» (пасадобль)
6. «С днем рождения» оранж. Г. Балаев
7. Альбиони Т. «Адажио»
8. Беркович И. «Вальс F-dur»
9. Блантер М. «Футбол»
10.Бриттен Б. «Крестьянский паренек»
11.Вильельдо А. «Танго «Эль-Чоко»
12.Гершвин Д. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»
13.Дунаевский И. «Песенка о капитане» из к/ф «Дети капитана Гранта»
14.Козловский А. «Вальс» из спектакля «Принцесса Турандот»
15.Островский А. «Девчонки и мальчишки»
16.Хачатурян К. «Вариации Редиски» из балета «Чиполлино»
17.Хренников Т. «Как соловей о розе»
18.Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»
Ожидаемые результаты:
К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство
ответственности
за
качество
освоения
собственной
партии,
они
должны
достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах,
динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.
Развить в себе такие навыки, как:
- «чувство партнёрства»;
- умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских
намерений;
12
- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых
действий;
- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая
при этом музыкальной ткани.
Итогом
проделанной
работы
и
оценкой
работы
учащихся
могут
быть
выступления
на
школьном
концерте,
выездных
конкурсах
(зональных,
республиканских).
Оценивается учёба по четвертям и выставляется итоговая годовая оценка. На
эту оценку влияют выступления в ансамбле на концертах и достигнутые
результаты – благодарности, сертификаты, благодарности, грамоты, дипломы
и т.д.
III.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Материально - техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации данной программы в образовательном учреждении есть все
необходимые условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с
наличием инструмента «фортепиано». Музыкальные инструменты регулярно
обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
Методическое обеспечение учебного процесса
Рекомендуемые учебные издания – сборники гамм, этюдов, упражнений.
Художественный материал по программе. Использование методической и
учебной литературы, музыкальных словарей.
Дополнительные
источники:
музыкальные
энциклопедии,
поисковые
системы, сайты Интернета, Сайты издательств.
IV.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
13
Благой
Д.
Камерный
ансамбль
и
различные
формы
коллективного
музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
Благой Д. Искусство камерного ансамбля
и музыкально-педагогический
процесс. М.,1979
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле /
Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении.
/Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,
педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
«Азбука игры на фортепиано» сост. С. Барсукова, Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2001.
«Альбом ученика пианиста» 4 класс сост. Г. Цыганова, Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2005.
«Вдвоем веселее» сост. И. Стучинская, «Советский композитор», 1988.
«Играем в ансамбле» сост. В. Строчковская
«Играем вдвоем» сост. Ф. Гимерверт, Санкт-Петербург: «Союз
художников», 2003.
«Калинка» Избранное, выпуск 2, сост. А. Бакулов, Москва: «Кифара»,
1995.
«Первые шаги маленького пианиста» сост. Т. И. Взорова, Москва:
«Музыка», 1986.
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей», часть I, сост. С.
Ляховицкая, Ленинград: «Музыка», 1965.
«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей», часть II, Ленинград:
«Музыка», 1975.
14
«Фортепиано» ДМШ 2 класс, сост. Б. Милич, Москва: «Кифара», 1994.
«Хрестоматия для фортепиано» 3 кл. ДМШ сост. Н. Любомудрова,
Москва: «Музыка», 1981.
«Юный пианист» сост. Л. Ройзман, Москва: «Советский композитор»,
1956.
Балаев Г. «Современые фортепианные ансамбли», Ростов-на-Дону, 2000.
Музыка отдыха «Улыбка» сост. Н. Матвеева, Москва: «Советский
композитор», Москва, 1986.
Прокофьев С. «Детская музыка» op. 65
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано I-II класса ДШИ,
Выпуск 2-й сост. С. А. Барсукова, Ростов-на-Дону, 2003.
Хачатурян К. «Музыка из балета «Чиполлино
15