"Формирования муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени образовательных программ"
Автор: Мустафаева Софья Ахмедовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ№3" Населённый пункт: Краснотурьинск, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: "Формирования муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени образовательных программ" Раздел: полное образование
Из опыта участия в реализации проекта « Формирования муниципаль-
ной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени об-
щеобразовательных программ»
Вот уже, который год наша школа участвует в региональном проекте « Фор-
мирования муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками
третьей ступени общеобразовательных программ», который разработан с це-
лью повышения качества образования выпускников третьей ступени образо-
вательных школ и получения положительных результатов ЕГЭ, а также выяв-
ления пробелов в знаниях учащихся и разработки по возможности универ-
сального инструмента для ликвидации эти пробелов и более качественной
подготовки
к
сдаче
ЕГЭ.
По
результатам
проводимых
мониторинговых
контрольных работ проводится анализ типичных ошибок, составляется план
индивидуальных и групповых консультаций, для каждого ученика разработан
маршрутный лист ликвидации пробелов в знаниях и умениях, в основе кото-
рого положен кодификатор требований к уровню подготовки выпускников по
математике.
Данный проект систематизирует проводимую нами ранее подготовку к
ЕГЭ по математике.
Единый государственный экзамен по математике, привнесенный в россий-
ское образовательное пространство, имеет свои сильные и слабые стороны.
Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к
экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ,
особенностях процедуры его проведения. Эта информация важна в первую
очередь для учителя, который учит школьников и готовит их к экзамену. ЕГЭ
помогает решить такую важную задачу, стоящую перед учителем, как освое-
ние технологией обучения и организации итогового повторения, позволяю-
щих выпускникам демонстрировать уровень своих знаний не ниже своей го-
довой отметки.
Проанализировав содержание вариантов по ЕГЭ, можно сделать вывод, что
часть В содержит порядка 70% материала, который прямо или косвенно фор-
мируется в основной школе, а также параметрический и геометрический ма-
териал в части С. В связи с этим уже в основной школе необходимо начинать
подготовку по таким разделам:
а) действительные числа и действия с ними;
б) степенные выражения и их преобразования;
в) свойства арифметического корня;
г) функции и их свойства;
д) уравнения, неравенства и их системы;
е) решение текстовых задач на проценты;
ж) арифметическая и геометрическая прогрессии;
з) решение комплексных задач по геометрии.
Поэтому, начиная с 5-го класса, необходимо найти время для проверки под-
готовленности через тестирование. Необходимо с 5-го класса внедрять в
учебный процесс разноуровневые тематические тесты. Роль учителя в данной
ситуации мотивационная, без нотаций и наказаний. Тесты имеют обучаю-
щую, контролирующую и развивающую роль.
Особое внимание стоит обратить на формулировки вопросов. Привыкнув
к традиционным формулировкам «Выполните действия», «Решите уравне-
ние», «Решите систему неравенств» и т. д., ученики могут испытывать затруд-
нения, если вопрос задается нетрадиционно. ВЕГЭ представлен широкий
спектр вопросов. Применяя умения выполнять арифметические действия, ре-
шать уравнения, упрощать выражения, такие знакомые и хорошо отрабатыва-
емые в основной школе, вопросы делают их более интересными неожидан-
ными, например:
- найдите количество точек экстремума функции…
-выберите наибольшее целое число из промежутка…
-укажите наименьшее натуральное решение неравенства…
-найдите число целых решений неравенства…
-найдите
среднее
арифметическое
натуральных
решений
системы
нера-
венств…
Учащиеся одного класса имеют разные уровень подготовки, зависящий и от
того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связа-
но с математикой. Все эти различия требуют от учителя разной методики под-
готовки учащихся к экзамену. Готовность ученика к экзамену включает и соб-
ственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые
решить под силу , и способность к самоконтролю, и умение правильно распо-
рядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация.
В первую очередь необходимо изучить формат и структуру контрольно-
измерительных материалов, которые используются в ЕГЭ по математике.
Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нерв-
ной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет
сдача экзамена. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника
на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изуче-
ние программного материала с включений заданий в формах, используемых
при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в
знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому
учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированности приемов
самопроверки.
На первых уроках 10-го и 11-го класса обязательно должны содержаться
задания на вычисление: сложение, умножение, деление дробей, преобразова-
ние иррациональных и тригонометрических выражений. Неважно, в какой
форме это будет проходить – в устной или письменной, но это должно быть.
Очень важно правильно сориентировать старшеклассников - на каком
уровне они будут изучать материал ( на какую отметку они претендуют). Ка-
кие и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень.
Подготовка должна носить системный характер. По каждой теме необхо-
димо дать краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и
пр), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повы-
шенном уровнях) и тесты.
Также важно правильно настроить учащихся на выполнение экзамена-
ционной работы, предложить им правильную стратегию.
Трудность в сдаче ЕГЭ для многих старшеклассников, да и учителей,
связана, прежде всего, с непониманием того, как к нему готовиться. И здесь
во многих случаях подготовка сводится к разбору решений экзаменационных
задач прошлых лет. Эффективность такой подготовки достаточно сомнитель-
на. Между тем уже в самой структуре ЕГЭ содержится указание на то, как
можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить
материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение
либо по содержательным (вычисления, буквенные выражения, уравнения,
неравенства, элементы математического анализа и т.д.), либо по функцио-
нальным линиям. Такой подход будет способствовать формированию более
прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника
на экзамене.
Итоговое повторение в 11 –м классе целесообразно организовать « по
содержательным блокам».
Тема предваряется необходимой справочной информацией, представ-
ленной в максимально сжатой форме. Затем подробно разбирается больше ко-
личество примеров (практически на каждый прием, когда-либо встречавший-
ся в зданиях группы В). В этой части присутствуют пример, к которому при-
ведено решение, или несколько аналогичных примеров с небольшими нюан-
сами в решениях.
Затем идут тренировочные упреждения, которые даются в традицион-
ной форме. Повторение темя должно заканчиваться выполнением тематиче-
ского теста.
Оценивание выполнения теста рекомендуется осуществлять по системе
« зачтено – не зачтено». «Зачтено можно выставлять при правильном выпол-
нении не менее 60% заданий теста. В противном случае выставляется «не
зачтено». Расчет времени на выполнение теста следует производить из расче-
та не более трех минут на выполнение одного задания. Смысл такой органи-
зации материала – постепенное нарастание сложности, плановый переход от
традиционной формы заданий к тестовой. Удобство пользования материалом,
как учениками, так и учителями.
За два года старшей школы к изученным ранее функциям добавляются
тригонометрические функции, показательная функция и логарифмическая
функция. Именно с этими функциями, как правило, связано большинство за-
дач ЕГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без знания свойств этих функ-
ций и уверенного владения ими применительно к задачам различных типов.
Поэтому организовать обобщающее повторение в 11-м классе можно и по
функциональным линиям (Многочлены», «Рациональные функции», «Ирра-
циональные
функции»,
«Тригонометрические
функции»,
«Показательная
функция»,
«Логарифмическая
функция»).
В
этом
случае
внутри
каждого
функционального блока следует выделить однотипные содержательные бло-
ки: числовые и буквенные выражения, уравнения и системы уравнений, нера-
венства и системы неравенств, производная и первообразная, исследование
функций.
Возможностей для организации эффективного обобщающего повторе-
ния и продуктивной подготовки к экзаменам в настоящее время довольно
много. Главное – не подменять итоговое повторение бессистемным решением
(и уж тем более – бездумным заучиванием решений) того или иного числа за-
дач. При грамотной организации итогового обобщающего повторения удастся
диагностировать проблемные зоны в знаниях учащихся, закрыть их, овладеть
общими навыками решения задач различных типов, эффективно и продуктив-
но подготовить учеников к экзамену и, в конечном счете, обеспечить их необ-
ходимым багажом для продолжения образования.
В качестве одного из типичных недостатков современной математиче-
ской подготовки учащихся в нашей стране чаще всего называют почти полное
неумение работать с задачами хотя бы минимальной практической направ-
ленности. Подавляющее большинство упражнений в учебниках направлены
на проверку умений» вычислять, упрощать, решать» и т.п. Но доля текстовых,
практико – ориентированных задач на ЕГЭ возрастает. Многие задачи суще-
ственно используют учебный материал УМК А.Г. Мордковича.
При выполнении заданий базового и повышенного уровня выпускники
допускают много вычислительных ошибок.
Для устранения недостатков в подготовке учебников к ЕГЭ по матема-
тике, необходимо совершенствовать процесс преподавания: активнее вклю-
чать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциа-
ция требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использо-
вать практические разработки по индивидуализации обучения (создание ин-
дивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по
организации усвоения и пр.).
Чтобы получить высокие результаты в средней школе, нужно добиться
успешного овладения теми результатами, которые формируются в основной
школе.
К таким важным результатам обучения математике в 5-6-х классах и ал-
гебре в 7-9 классах относятся умения:
- выполнять вычисления с обыкновенными и десятичными дробями;
- преобразовать многочлены, алгебраические дроби, степени с целыми пока-
зателями и квадратные корни;
- решать линейные, квадратные и дробно-рациональные уравнения и неравен-
ства;
- читать свойства функций по их графикам, исследовать отдельные свойства
функций аналитически.
Учителям математики, начинающим работу в 10-м классе и готовящим
выпускников к итоговой аттестации, необходимо в начале учебного года по-
лучить достоверную информацию об уровне подготовки десятиклассников по
основным разделам курса алгебры основной школы и современно организо-
вать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Этой цели служит
организация вводного повторения материала курса математики 7-9 классов.
Вполне понятно, что решить проблему ликвидации пробелов в знаниях
десятиклассников по курсу алгебры основной школы только с помощью орга-
низации вводного повторения не удастся. Поэтому целесообразно организо-
вать еще и индивидуальные повторение, учитывающее проблемы в знаниях и
умениях конкретного ученика, и с помощью диагностических работ система-
тически фиксировать продвижение старшеклассников по пути достижения
уровня запланированных требований.
Итак, для успешной подготовки к итоговой аттестации в старших клас-
сах необходимо целенаправленное вводное повторение разделов курса алге-
бра 7- 9-х классов (математики 5-6-х классов) и систематический мониторинг
продвижения отдельных учеников по ликвидации пробелов за основную шко-
лу.
Вместе с тем не стоит забывать, что курс алгебры и начал анализа отли-
чается не только преемственностью с курсом математики 5-6-х классов и кур-
сом алгебры 7-9-х классов, но и преемственными связями между различны-
ми разделами внутри самого курса. Поэтому для обеспечения прочного овла-
дения всеми основными элементами содержания, изучаемыми в старшей
школе не только на базовом, но и на повышенном уровне, нужно проводить
систематическое повторение пройденного. Во многих учебниках, входящих в
федеральный компонент, такое повторение обеспечивается системой упраж-
нений, рекомендованных для домашней работы. Обычно эти упражнения до-
статочно объемны, трудоемки и требуют письменного выполнения.
Одним из возможных альтернативных путей организации текущего по-
вторения может быть исполнение в ходе обучения устных упражнений.
Устные упражнения традиционно включаются в учебный процесс на
уроках математики в основной школе, но недостаточно используются в стар-
ших классах. Устные упражнения, проводимые обычно в начале урока, имеют
своей основной целью актуализацию знаний, необходимых для последующе-
го объяснения учителя. Вместе с тем они могут выполнять и другие функции
–
например,
использоваться
для
первичного
закрепления
материала,
при
опросе (фронтальном и индивидуальном).
При разработке содержания и формы представления устных упражне-
ний следует позаботиться об обеспечении простоты «технических» преоб-
разований и вычислений, необходимых для
их выполнения. Этот подход
позволит сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне их выпол-
нения, то есть на определении метода их решения. Кроме того, простота тех-
нических стороны устных упражнений позволяет м их помощью моделиро-
вать различные нестандартные ситуации применения тех или иных знаний
(теоретического
материала),
в
которых
центр
тяжести
сосредоточен
на
конструировании нового метода и не осложнен сопутствующими (второсте-
пенными) деталями.
Таким образом, учитель сможет связать учебный материал из различ-
ных разделов курса, обеспечивая, с одной стороны, систематическое повторе-
ние, а с другой стороны, мотивируя более подготовленных учащихся к реше-
нию задач повышенной сложности. Отдавая должное вводному и системати-
ческому текущему повторению, нельзя переоценить важность и значение ито-
гового повторения, в ходе которого осуществляется систематизация знаний
по мере изучения всего курса.
Следует отметить, что в настоящее время имеется много пособий, пред-
назначенных для подготовки к сдаче ЕГЭ. С точки зрения информирования
учащихся об уровне сложности задач и широте используемого содержания в
процессе обучения целесообразно рассматривать задачи, непосредственно ис-
пользовавшиеся в вариантах ЕГЭ, тем более, что уже не первый год создан и
систематически
пополняется
открытый
банк
экзаменационных
заданий
МИОО, непосредственным разработчиком вариантов ЕГЭ. В календарно – те-
матическом планировании по математике в 9-11 классах обязательно должна
быть графа «Повторение», где предусматривается систематическая работа по
повторению ранее изученного материала.
Учитель математики МБОУ « СОШ№3»
город Краснотурьинск
Мустафаева Софья Ахмедовна