Напоминание

Межпредметные связи в обучении в ДШИ


Автор: Макарова Елена Борисовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин дши
Учебное заведение: МБОУ ДО ПДШИ
Населённый пункт: г.Первоуральск Свердловская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Межпредметные связи в обучении в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

Образования детей «Первоуральская детская школа искусств»

Методическая работа

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ДШИ

Работу выполнила:

Макарова Е.Б.

Преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДОД ПДШИ г.Первоуральска

2015 год

1

Тема

межпредметных

связей

в преподавании

музыкальных

дисциплин

всегда

актуальна, поскольку в комплексной подаче учебных предметов достигается, как правило,

более успешный результат. Межпредметные связи могут быть реализованы одним педагогом,

ведущим

разные

дисциплины

с одними

и теми же

учащимися.

Этот

наиболее

распространённый вариант связей встречается и в училищной практике (теория – сольфеджио,

музыкальная литература – анализ музыкальных произведений, гармония – сольфеджио и др.),

и в практике музыкальных школ (сольфеджио – музыкальная литература, сольфеджио – хор,

сольфеджио – общее фортепиано и т.д.). Продуктивной может быть также работа педагогов,

ведущих разные дисциплины в постоянном контакте друг с другом, когда согласовывается

учебный план, используемые музыкальные произведения, время изучения материала и т.п.

Назначение любой ДМШ –

д а т ь

о б щ е е музыкальное образование

.

В

основу

образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения: работа над

приобретением

исполнительских

навыков

и

умений

находится

в

неразрывной

связи

с

всесторонним

универсальным

развитием

личности

ученика,

расширением

его

художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных

возможностей. Преподаватели всех дисциплин музыкальной школы призваны прививать

любовь к искусству, эстетически воспитывать, а наиболее одаренных детей подготовить к

дальнейшему обучению в профессиональных учебных заведениях.

Одним из важных вопросов, занимающий умы многих педагогов-музыкантов - это

вопрос о взаимосвязи специальных и теоретических дисциплин, воспитание музыкального

мышления и способности понимать музыкальный язык, мыслить звуковыми образами. Это

может осуществить только комплекс музыкальных дисциплин, среди которых большую роль

должны играть теоретические предметы. Каждая дисциплина специфична, она имеет свои

задачи. Нужно дополнять и расширять понятия и сведения, полученные в каждой из них. В

настоящее

время

очень

важны межпредметные

связи

в

процессе

преподавания.

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.

Повседневный контакт между теоретиками , хоровиками и специалистами играет очень

важную роль, так как у них одинаковые задачи: раскрыть и развить музыкальные данные

учащихся, дать им ряд практических навыков, научить их слышать, воспринимать и осознавать

музыкальное звучание во всем его многообразии, но достигается это своими специфическими

средствами. Очень важно остановить внимание на точках соприкосновения между ними. В

своей повседневной педагогической практике мы часто сталкиваемся с тем, что на различных

занятиях

(специальность,

сольфеджио,

хор,

музыкальная

литература

и

другие)

педагогам

приходится касаться одних и тех же вопросов, заострять внимание учащихся на одних и тех же

моментах, работать над одними и теми же навыками.

Слуховое

развитие

в

процессе

музыкального

обучения

осуществляется

комплексно

посредством слушания музыки, разбора произведений, пения, игры на инструменте и путем

специальных упражнений

в

классе

сольфеджио.

Главная

цель

слухового

развития

детей

-эстетическая:

научить

их

воспринимать

художественную

сущность

музыки,

её

2

содержательность. И совершенно очевидно, что упражнения по сольфеджированию, диктанту,

слуховому анализу отдельных элементов музыкальной речи, как бы не важны они были для

развития

слухового

аппарата,

не

приведут

к

этой

цели,

если

слух

постоянно

не

питать

художественными

впечатлениями

от

прослушивания

самой

разнообразной

музыки

и

не

оттачивать его в практике исполнения музыки.«Работая на инструменте над звуком, добиваясь

неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его.»

А «развивая слух, мы непосредственно действуем на слух»,-говорил Г.Нейгауз. В этих словах

великого

музыканта

выражена

сущность

взаимосвязей

уроков

музыки. Выпускники

музыкальной школы должны уметь сыграть или спеть по нотам несложные произведения,

уметь аккомпанировать пению.

1.Раздел «Чтение с листа» вошел в учебные планы и программы всех дисциплин.

Известно, что этот навык развивается очень медленно и требует большой и кропотливой

работы.

Вот

тут-то

педагогам

специалистам,

теоретикам

и

хоровикам

необходимо

объединить

свои

усилия

и

работать,

отталкиваясь

от

общих

методических

положений.

А

именно, чтение с листа в специальных и теоретических классах требует предварительного

анализа, оно опирается на ладовое восприятие мелодии, а для этого слух должен быть

соответственно подготовлен. Нельзя допускать механического чтения от ноты к ноте, надо

добиваться охвата учащимися музыкального целого.

Полезно практиковать чтение с листа в четыре руки на фортепиано, в различных музыкальных

ансамблях (скрипка и фортепиано, виолончель и фортепиано, две скрипки и т.п.), в оркестре,

хоре двух- и трехголосно на уроках сольфеджио. Это воспитывает исполнительскую волю,

заставляет обращать внимание на ритмическую пульсацию произведения.

2.Подбор мелодии по слуху и транспонирование, так и пение с листа, имеет большое

практическое значение. В самом начале обучения специалисты и теоретики справедливо

считают это одной из важных форм работы. Из опыта известно, что если систематически

заниматься подбором и транспонированием знакомых, а затем и не знакомых мелодий,

можно достигнуть больших успехов в специальных и теоретических классах, причем методика

здесь, как и в чтении с листа, содержит много общего:

-

работу

следует

начинать

с

простейших

мелодий в

небольшом

диапазоне,

постепенно

расширяя его, добиваться сознательного умения слушать направления мелодий;

- вначале надо подбирать от звука и лишь затем в тональности и т.д.

В классах сольфеджио следует продолжать работу по подбору и транспонированию мелодий

по слуху, а так же по подбору аккомпанемента. Но в теоретических классах невозможно

систематически заниматься с каждым учеником индивидуально. Здесь необходима помощь

специалиста, который может не только прослушать ученика и указать ему на ошибки, но и

дать совет в отношении применений той или иной фактуры, подсказать аппликатуру и т.д.

3.Приступая

к

изучению

интервалов,

аккордов

в

классе

сольфеджио,

необходимо

познакомить учащихся с их звучанием в музыкальном контексте, для того что бы учащиеся

3

почувствовали,

что

интервалы

и

аккорды

не

есть

нечто

отвлеченное,

а

что

из

них

складываются

музыкальные

произведения.

У

опытных

педагогов

теоретиков

много

накопленных примеров из литературы на каждый интервал, аккорд. Но этого недостаточно.

Надо, чтобы учащиеся нашли их в музыке, и в первую очередь в произведениях, которые они

сами исполняют в специальных классах. Так, например, заканчивая тему «Трезвучия главных

ступеней

с

обращениями»

можно

попросить

учащихся дома

найти

пройденные

аккорды

в мелодическом и гармоническом звучании в произведениях, которые они играют в классах

специального фортепиано, а ноты принести на урок.

Один из видов работы на уроках сольфеджио- анализ музыкальных произведений из

репертуара

обучающихся.

Мы

разбираем

эпоху,

в

которой

жил

композитор,

историю

написания

произведения,

музыкальную

форму.

Дети

разбирают

строение

каждой

фразы,

мелодическую линию. Это помогает им в работе дома. Ведь главная проблема специалистов,

это не секрет, это домашняя подготовка ученика к уроку специальности. Самый оптимальный

вариант- это привлечение родителей в работе с детьми. Каждый год преподаватель проводит

родительские

собрания

с

открытым

уроком

по

сольфеджио.

На

уроке

дети

все

задания

выполняют,

играя

на

своих

инструментах.

Результат

положительный.

Родители

видят,

что

ребенок должен делать дома, используя знания, полученные на уроках сольфеджио

Необходимо, чтобы педагоги-специалисты в своих занятиях использовали получаемые

учащимися

на

уроках

сольфеджио

знания.

Это

не

только

развивает

учащихся,

делает

их

музыкально грамотными, а их исполнение более осмысленным, но и оказывает большую

практическую помощь в работе. Например, известно, что гармонический анализ произведения

(конечно,

в

пределах

теоретических

знаний

учащихся)

способствует

более

быстрому

его

запоминанию, сводит к минимуму количество ошибок.

4.Изучение полифонических произведений на уроках специальности и музыкальной

литературы так же должно опираться на практические навыки пения двух – и трехголосных

полифонических

произведений

на

уроках

сольфеджио

и

в

хоре.

Очень

полезным

упражнением является одновременное пение одного из голосов и исполнение на инструменте

другого;

учащиеся,

овладевшие

этим

навыком

на

уроках

сольфеджио,

обычно

легко

справляются с разучиванием и исполнением полифонических произведений в специальных

классах, так как хорошо слышат все голоса.

Несколько слов о роли хора в цикле учебных дисциплин. С сольфеджио его связывает

работа над вокальными навыками, интонацией, дыханием; со специальными дисциплинами –

исполнительские задачи, возникающие в процессе изучения и исполнения произведения. На

хоровых занятия, как и на уроках по специальности и музыкальной литературе, учащихся

следует

познакомить

не

только

с

содержанием

музыкальных

произведений,

но

и

с

их

стилистическими особенностями и формой.

Хоровые занятия воспитывают умение слушать, вырабатывают навыки слухового контроля,

столь необходимого в специальных классах; кроме того, постоянно обращается внимание

учащихся на голосоведение, что оказывает большую помощь специалистам в работе над

полифонией. В хоре ученики постоянно слышат в живом звучании интервалы и аккорды, с

4

которыми они имеют дело на уроках сольфеджио и специальности. Наконец, на уроках хора

вырабатывается навык чтения с листа.

Большое значение в учебном процессе имеет правильный подбор репертуара. Он должен

быть

ценным

в

художественном

отношении,

доступным

детям

по

содержанию

и

соответствовать методическим задачам на разных этапах обучения. Но это не все, надо, что бы

он был разнообразным, что бы наряду с классическими произведениями в музыкальной

школе как можно больше исполнялись и изучались произведения современной музыки.

Пение

хоровых

произведений,

основанных

на

полифоническом

многоголосии,

позволяет

детям

проследить

по

тексту

движение

каждого

голоса.

Ребенок

легче

запоминает

и

воспроизводит на инструменте полифонию, если использует способ поиграть один голос и

спеть другой.

Среди

всех

предметов

музыкально-теоретического

цикла

важнейшим

для

расширения

общекультурного

и

музыкального

кругозора

учеников

ДМШ

является музыкальная

литература.

На занятиях по музыкальной литературе : демонстрируя музыку, развивая у детей способность

откликаться

на

выразительность

её

художественных

образов

и

осознавать

отдельные

элементы музыкальной речи, мы совершенствуем их слух в его главной функции-как аппарат

восприятия контроля и анализа. Именно на уроках музыкальной литературы учащиеся более

всего получают тот необходимый эстетический материал , без которого слуховое развитие

может утратить свою художественную сущность. Народные песни в обработке композиторов

учащиеся и поют , и слушают, и разбирают, и играют. Произведения европейских, русских,

советских классиков входят в годовые требования каждого исполнительского класса, они

изучаются

на

уроках

музыкальной

литературы,

специальности,

хора,

сольфеджио

на

протяжении всего курса обучения.

Так,

прослеживание

за

музыкой

по

нотам

при

её

прослушивании

позволяет

учащимся

ориентироваться в музыкальном тексте сочинений, облегчает освоение навыка игры и пения

по

нотам. В

тоже

время

работа

с

хрестоматией

по

музыкальной

литературе

возможна

благодаря

опыту,

приобретенному

в

классе

игры

на

инструменте.

Все

преподаватели

добиваются знания итальянской терминологии на всех дисциплинах.

К мелодиям золотого фонда мирового музыкального искусства обращаемся и мы – педагоги,

ведущие

уроки

сольфеджио,

работая

с

отрывками

из

произведений

русских

и

советских

композиторов:

М.И.Глинки

и

С.Рахманинова,

А.Даргомыжского

и

Д.Шостаковича,

великолепного

Моцарта

и

блистательного

Россини,

утонченного

Шопена

и

решительного

Бетховена. Сколько замечательных нотных примеров в учебниках сольфеджио из русского,

украинского, казахского музыкального фольклора. Все они, кроме роли учебного материала

для

развития

ладотонального,

мелодического

и

гармонического

слуха

учащихся

играют

положительную роль и для совершенствования их памяти, чувства ритма, для становления и

развития вокальных, сольных и ансамблевых навыков пения играют и художественную роль в

воспитании

вкуса

учащихся,

способствуют

развитию

кругозора

и

общей

культуры.

Здесь

5

проявляется

и

межпредметная

связь.

Работая

над

многими

мелодиями

из

учебников

сольфеджио, я применяю краткий комментарий об эпохе или стиле композитора, или даю

краткую

характеристику

герою

оперы,

фрагмент

арии

которого

предлагается

для

сольфеджирования. Это помогает ребятам петь выразительно и точно в характере музыки.

На уроках музыкальной литературы обязательно надо использовать детские иллюстрации.

Они не только помогают педагогу закрепить какие-то навыки, положения, но и оживляют и

активируют

весь

педагогический

процесс.

При

изучении

творчества

любого

русского

или

западноевропейского

композитора

следует

спросить

ученика,

какие

произведения

этого

композитора

они

играли

или

играют,

и

попросить

на

ближайшем

уроке

исполнить

эти

произведения.

Другая форма работы - это диктанты. Используя сборник С. Привалова «Сольфеджио на

материале музыкальной литературы», можно в разных формах написания приобщать детей к

музыке великих композиторов.

В практике музыкальных школ среди прочих существует ещё одна форма совместной работы

п е д а г о г о в

постановка

с

детьми

музыкальных

сказок.

Это

очень

интересный

и увлекательный

вид

деятельности,

способствующий

развитию

музыкальных

и творческих

навыков,

самовыражению

учащихся.

В плане

межпредметных

связей

музыкальная

сказка

представляет собой объединение в единое целое самых разных дисциплин. Так, вокальные

партии выучиваются педагогами на уроках сольфеджио, музыкальные жанры, используемые

композиторами в той или иной сказке, изучаются детьми в курсе музыкальной литературы.

Добавим также основы сценического мастерства, придумывание вместе с детьми костюмов,

декораций,

грима,

причёсок

и т.д., —

и мы выходим

на связь

с

параллельными

видами

искусства и дисциплинами, напрямую в музыкальной школе не затрагиваемыми.

Музыкальные

сказки

позволяют

ознакомить

детей

с особенностями

музыкального

языка

и средствами выразительности на достаточно раннем этапе обучения. Весь материал сказок –

песни, ансамбли, хоровые номера – разучиваются обычно на уроках сольфеджио. Знакомя

учеников с музыкой спектакля, педагог обязательно останавливается на основных средствах

музыкальной

выразительности,

связывая

их использование

с созданием

определённого

образа.

Дети,

принимающие

участие

в спектакле,

обычно

занимаются

в разных

группах

по сольфеджио

и

музыкальной литературе

и учатся

в разных

классах.

Но это

нисколько

не мешает

в

работе.

Хотя

на определённые

роли

намечены

определённые

ученики,

в разучивании вокальных партий, в процессе анализа средств выразительности принимает

участие вся группа. В этой работе дети выучивают сольные партии, что обеспечивает в случае

необходимости взаимозаменяемость.

Музыка

этих

спектаклей

даёт

материал

достаточно

разнообразный

для

использования

на уроках

сольфеджио.

От довольно

простых

песен,

которые были

в

первой

сказке,

мы переходим

к более

сложным

вокально-интонационным

задачам.

Сольные

партии

усложняются в основном за счёт ритма — пунктирный ритм, синкопы, сложные ритмические

группы

в размере

6/8 и т.п.

обычно

изучаются

на уроках

сольфеджио

позже,

чем

прорабатываются в музыкальных сказках. Но возникают новые задачи, связанные с работой

6

над

многоголосием.

Так,

во второй

постановке

есть

хоровое

двухголосие,

дуэты

главных

персонажей

это

не только

поочередное

пение,

но и

двухголосное.,

с имитациями

и элементами

подголосочной

полифонии.

Так

как

в этих

сказках

есть

хоровые

номера,

педагоги получили возможность более полно задействовать группу учеников одного класса.

В музыкальном

спектакле

ученики

принимают

участие

с удовольствием,

и работа

над

многоголосием в хорах из сказки оказывается для них не такой сложной, так как интерес

к постановке играет для них большую роль.

Когда

весь

музыкальный

материал

спектакля

выучен,

начинаются

сводные

репетиции.

Поскольку

зачастую

на каждую

роль

претендуют

два-три

человека,

дух

соперничества

заставляет

ребят

проявлять

фантазию,

импровизировать

движения, жесты,

танцы,

ярко

выражать эмоции, одним словом, творить. На таких общих репетициях педагоги стараются

проводить аналогии с большими оперными спектаклями, поскольку жанр оперы изучается

в курсе музыкальной литературы первого года обучения. Конечно, изучить подробно строение

и драматургию

музыкального

спектакля

невозможно,

но обязательно

ведётся

разговор

о жанре,

лежащем

в основе

какого-либо

номера,

об особенностях

его

воплощения.

Отмечается

и повторение

тем,

их изменение

или

преобразование

в

процессе

развития

сюжета. На этих примерах дети учатся понимать, что одна и та же музыкальная тема может

изменять свой характер – менять размер, лад, жанровый облик и приобретать совершенно

противоположные

черты.

Музыкальные

номера

в

таких

спектаклях

часто

носят

изобразительный

характер,

и это

даёт

возможность

вести

разговор

о программности

и изобразительности в музыке.

.Занятия по

общему фортепиано могут помочь учащимся струнного, народного, духового

и других

отделений

осваивать

и закреплять

навыки

и умения,

которые

им

необходимы

на занятиях по сольфеджио и в классе специальности. Так, некоторые формы работы имеют

общие

методические

положения,

и одновременная

работа

над ними

в разных

классах

(специальность, сольфеджио, общее фортепиано) играет значительную роль в музыкальном

развитии и воспитании учащегося.

Начало занятий по общему фортепиано с первого класса может оказать большую помощь

в развитии ученика, его музыкального слуха, чувства ритма, координации. Здесь, разумеется,

есть

свои

трудности,

которые

вытекают

из того,

что игра

на фортепиано

с первых

шагов

требует распределения внимания между большим числом объектов. Это правильное чтение

нотного

текста,

нужные

клавиши,

точные

пальцы,

ритмичность,

штрихи,

контроль

игры,

осмысленное исполнение.

Кроме

того,

в классе

общего

фортепиано

перед учеником

встает

еще

задача

научиться

ориентироваться на клавиатуре незнакомого ему инструмента. Здесь тоже существуют свои

сложности, так как зачастую и в более старших классах дети не очень четко представляют себе

движение

вверх

и вниз

на фортепиано,

путают

регистры

и октавы.

Поэтому

в первый

год

обучения

важно

научить

ребенка

быстро

и легко

находить

нужные

звуки

на клавиатуре

в разных

октавах.

Для достижения

этой

цели

активно

используются

такие

упражнения,

как исполнение

коротких

мелодий

с перенесением

их в разные

октавы

с обязательным

7

их названием,

творческие

задания,

в которых

предлагается

подобрать

подходящую

для какого-нибудь

сказочного

или литературного

персонажа

(или ге р о я

к и н о -

или мультфильма) октаву или регистр.

общего

фортепиано

на начальном

этапе —

не количество

произведений,

а общая

работа

по развитию слуха и слуховой памяти. Эта работа помогает ученику лучше осваивать основные

навыки

и на уроках

сольфеджио

и осуществляется

с помощью

выполнения

и постепенного

усложнения следующих заданий:

1.Точное интонирование голосом отдельных звуков, взятых педагогом на инструменте; позже —

п е н и е

и н т е р в а л о в

и а к к о р д о в ,

в з я т ы х

в гармоническом

звучании;

2.Запоминание

и повторение

голосом

коротких

и простых

мелодий,

с постепенным

у с л о ж н е н и е м

м е л о д и ч е с к о г о

и р и т м и ч е с к о г о

р и с у н к а ;

3.Разучивание

песен

на с л у х

и п о д б о р

и х на инструменте

от разных

звуков;

4.Нахождение на инструменте по слуху отдельных звуков или простейших созвучий.

При этом

в классе

общего

фортепиано

материалом

для занятий

могут

стать

песни,

разучиваемые на уроках сольфеджио и мелодии из учебных пособий по этому предмету.

Игра

простейших

мелодий

по нотам

вводится

постепенно,

здесь

тоже

необходимо

использовать задания, которые могут помочь ученику на занятиях сольфеджио, такие, как:

1 . И г р а т ь

м е л о д и ю

и п е т ь

е е

с о с л о в а м и

и л и н а з в а н и е м

н о т ;

2 . П е т ь

м е л о д и ю ,

н е и г р а я

( с о с л о в а м и

и л и н а з в а н и е м

н о т ) ;

3 . И г р а т ь

м е л о д и ю

с о с ч е т о м

в с л у х

и л и про себя;

4.Анализировать мелодию по фразам, анализировать фразы с осмыслением фразы как целого

и выделением главных звуков во фразе, находить повторения фраз, точные и с изменениями,

о т м е ч а т ь

з а в е р ш е н н о с т ь

и л и незавершенность

музыкальных

п о с т р о е н и й .

На начальном этапе обучения возможна игра по нотам «по указке» — назвать звук прежде,

ч е м

е г о

с ы г р а т ь .

З д е с ь

о д н о в р е м е н н о

з а к р е п л я ю т с я

с в я з ь

между названиями

нот

и их местоположением

на нотном

стане

и расположением

звуков

на клавиатуре.

Подбор

мелодий

от других

звуков

помогает

освоить

навык

«относительного

чтения»:

необходимость

понимать,

куда

движется

мелодия,

на какое

расстояние,

какие

звуки

повторяются и т. п.

На следующем

этапе,

когда

предполагается

игра

по нотам,

обязательна

предварительная

работа над текстом, когда ученику предлагается сначала назвать ноты и паузы и простучать

ритм со счетом вслух и только после этого приступать к исполнению пьесы на фортепиано.

Кроме

того,

возможно

использование

такого

упражнения,

как сольмизация,

то есть

проговаривание нотного текста в ритме данной мелодии. Эта форма работы, применяемая

на уроках

сольфеджио,

на уроке

общего

фортепиано

дает

возможность

дополнительно

закрепить

такой

навык,

как умение

точно

воспроизводить

ритмический

рисунок

8

и одновременно

четко

и точно

проговаривать

названия

звуков.

Такие

задания

могут

выполняться с дирижированием или тактированием и помогут ученику в работе над чтением

с листа, которое вводится на раннем этапе обучения. В начале работы над чтением с листа

можно

предложить

ученику

не только

исполнить

простую

пьесу,

но перед исполнением

проговорить или спеть мелодию голосом с названием нот, а для этого можно предварительно

дать ладовую настройку.

Задания по сольфеджио часто предполагают упражнения, которые могут быть проделаны

с преподавателем

на уроках

общего

фортепиано.Так,

представление

о ступенях

лада,

их взаимосвязях

может

дать

не только

использование

наглядных

пособий

на уроке

сольфеджио, но и проигрывание гамм, сочинение и импровизация коротких мелодий на уроке

фортепиано, подбор мажорных и минорных гамм от разных тоник. В дальнейшем эти задания

могут усложняться — подбор трезвучий главных ступеней, построение интервалов и аккордов,

игра и слушание их, определение и запоминание характера звучания какого-либо интервала

или аккорда.

Подбор аккомпанемента — одна из важнейших форм работы, она тоже не может обходиться

без занятий

в классе

общего

фортепиано.

Начиная

с простых

заданий,

например,

пения

мелодий на органном пункте фортепиано, учащийся постепенно переходит к более сложным —

игре басового голоса, а затем к аккомпанементу из изученных по сольфеджио аккордов.

Таким образом, сочетая аналогичные формы работы на групповых и индивидуальных занятиях, можно

добиваться лучших результатов в развитии музыкальных способностей

учащегося, его творческих

возможностей.

Ритмика. Межпредметная связь с теоретическими дисциплинами.

.. Ритмика помогает в развитии чувства ритма, координации движений, помогает ученику

ориентироваться в музыкальных формах, развивает музыкальное мышление. Основной

задачей предмета является передача музыки, ритма, характера произведения через

движение. Вся наша жизнь ритмична. Ритму подчиняются все процессы в природе: смена

дня и ночи, биоритмы организма, сердцебиение, речь человека. Особенно музыкальный

ритм связан с ритмической упорядоченностью человеческих движений, имеющие единую

эмоциональную природу. Самым ритмичным и сильным по воздействию на человека

средством является музыка.

Ритмика – учебный предмет, который в полной мере решает проблему межпредметных

связей в музыкальном образовании. Здесь и слушание музыки, и элементарная теория

музыки (начальное сольфеджио), и навыки вокально – хорового пения, и развитие мелкой

моторики и всего аппарата будущего инструменталиста. Помимо музыкальных дисциплин

ритмика решает проблемы общего оздоровления (сегодня ритмика применяется для

лечения нервных связей позвоночника, в дефектологии, в развитии детей с

ограниченными возможностями).

Работа с учениками на занятиях ритмики строится на основных движениях, доступных

9

всем обучающимся, даже с ослабленным здоровьем: хлопки, шаги, бег, прыжки, работа с

предметами, например, мячами, простейшими музыкальными инструментами. Основное

направление работы – просчитывание и прохлопывание различных ритмов, начиная от

простейших и с постепенным усложнением, выделение сильной доли, показ движением

особенностей характера музыкального отрывка. По отзывам преподавателей сольфеджио

и специальных инструментов заметно большое отличие в развитии детей, посещающих

регулярно занятия ритмики, от тех, кто по тем или иным причинам ритмику не посещает.

ВЫВОД

Педагоги – музыканты в своей повседневной работе не должны замыкаться в рамках своей

узкой специальности, а как можно чаще проникать в сферу смежных

специальностей. Итак, для выполнения одной из основных задач музыкальной школы –

воспитание формирования будущего музыканта – профессионала или любителя,

необходима единая направленность в работе педагогов всех специальностей, нужна связь

между преподаванием специальных и теоретических дисциплин. Для осуществления этой

связи необходимо, что бы педагоги-теоретики чаще обращались к живой музыкальной

практике учащихся, а педагоги-специалисты не ограничивались обучением игре на

инструменте, а всесторонне развивали учащихся, опираясь на знания, полученные в

теоретических классах. «Музыкальный педагог не должен быть «спецом» в одной какой-

либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время

музыкальным историком, музыкальным этнографом, исполнителем владеющим

инструментом… Главное, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальные

произведения в возможно большем количестве» В.В. Асафьев.

Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных

предметов, единство целей обучения и практическая слуховая основа всех дисциплин в

ДМШ создает благоприятные объективные условия для разносторонних и плодотворных

межпредметных связей в музыкальном воспитательном процессе.

10

11



В раздел образования