Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Экскурсионное ориентирование "Тропами поэта"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр туризма, экологии и краеведения
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
П Р О Г Р А М М А
Экскурсионное ориентирование
"Тропами поэта"
(По Лермонтовским местам г.Пятигорска)
Программа рассчитана на младший, средний
и старший возраст учащихся.
Срок реализации программы – 5, 6 и 8 часов
(в зависимости от возраста).
Автор:
Педагог дополнительного
образования
Ефанова Надежда Николаевна
город Георгиевск
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним
из
распространенных
в
настоящее
время
типов
туризма,
является
экскурсионный туризм, связанный с посещением различных городов и исторических
мест. Все чаще и чаще можно встретить людей с картой и компасом в руках на
улицах города и, богатых достопримечательностями, окрестностях.
Как правило, в большинстве населенных пунктов можно приобрести городские
карты, на которых нанесены достопримечательности этого региона. Пользуясь этими
картами, туристы могут совершить экскурсию по городу и окрестностям, даже не
прибегая к услугам гида. Наличие таких карт и элементарных навыков пользования
ими
позволяет
туристам
уверенно
и
комфортно
чувствовать
себя
в
любой
незнакомой
местности.
Поэтому
умения
и
навыки
ориентирования
необходимы
людям, путешествующим с экскурсионной целью.
Экскурсионное ориентирование - прикладной вид спортивного ориентирования,
вида спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса
должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на мест-
ности.
Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориентирование имеет
большое
прикладное
значение.
Умение
ориентироваться
-
это
навык,
который
необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с жизнью страны,
воспитывает любовь к Родине, к своему краю. Большое значение краеведение имеет
в
приобщении
учащихся
к
работе
по
охране
памятников
истории
и
культуры,
природного наследия.
Программа
предусматривает
обучение
и
практическое
применение
техники
ориентирования,
изучение
краеведческого
материала,
развитие
творческих
способностей, физическое и личностное совершенствование.
Как заинтересовать детей изучением истории, культуры, географии родного
края, своей страны? Экскурсионное ориентирование дает возможность постоянного
переключения детей с роли пассивного слушателя на роль активного исследователя
–
самому
проложить
маршрут
и
пройти
тропами,
которыми
ходил,
например,
знаменитый
поэт.
Такая
форма
познания
дарит
радость
открытия
и
чувство
сопричастности
к
великой
истории.
Получив
умения
и
навыки
ориентирования,
работы с картографическим материалом и краеведческой литературой, дети более
активно
и
уверенно
отправляются
на
экскурсии
самостоятельно,
с
друзьями,
родителями.
И, несомненно, экскурсия служит образовательному процессу, углубляя его
своей наглядностью.
При
таком
подходе
достигается цель
программы: формирование интереса
учащихся к изучению истории и культуры, природного наследия своего края, страны.
Воспитание гордости за свой народ и замечательных людей прошлого и настоящего.
Программа позволяет решать ряд задач:
Обучающие:
познакомить учащихся с основами ориентирования;
сформировать умения планировать дистанцию экскурсионного маршрута;
научить
работать
с
краеведческой
литературой
и
картографическим
материалом;
дать представление о работе тренера, экскурсовода;
углубить
и
закрепить
знания
учащихся
о
жизни
и
деятельности
М.Ю.
Лермонтова.
Развивающие:
развивать творческие способности;
развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
развивать познавательные и профессиональные интересы;
обогащать эмоциональную сферу.
2
Воспитательные:
воспитывать патриотизм, любовь к малой родине;
формировать интерес к культуре и истории России;
формировать умения организовать культурный досуг;
воспитывать самостоятельность и уверенность в себе.
Весь материал Программы разделен на три взаимосвязанных этапа, на каждом
из которых решаются свои задачи.
Первый этап - информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе
повторяют
правила
дорожного
движения
для
пешеходов,
усваивают
основы
ориентирования и начинают познавать новую для них информацию по краеведению,
Второй этап
- операционно
-
деятельностный. На этом этапе формируются
умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога:
пройти маршрут по заданной дистанции.
Третий
этап
- практико-ориентационный. Результатом
его
является
практическая деятельность, которая выражается в профессиональной ориентации
по выбранному виду деятельности (тренер, экскурсовод, учитель) и регулярными
занятиями экскурсионным или спортивным ориентированием.
Модель структуры программы. Программа состоит из пояснительной записки,
примерного
учебного
–
тематического
плана
занятий
по
данной
программе
содержания
программы,
методических
рекомендаций,
списка
необходимого
оборудования и снаряжения, списка литературы.
В методических рекомендациях даны практические советы по использованию
программы,
о
том,
как
строить
учебный
процесс,
какие
средства
лучше
использовать.
Список оборудования включает в себя перечень необходимого снаряжения для
реализации
занятий,
предусмотренные
дополнительной
общеобразовательной
программой.
Список
литературы представлен
тремя
разделами
-
список
используемой
литературы по спортивному ориентированию, список литературы краеведческого
направления для педагога и список литературы для школьников.
Реализация
программы
рассчитана
на
5
часов,
6
часов
и
8
часов
(в
зависимости
от
возраста
и
физической
подготовки
учащихся)
. Гибкий
срок
реализации
программы
адаптирован
для
групп
разного
возраста
и
различной
степени физической подготовки. Также на каждом экскурсионном объекте возможно
менять объем информации в зависимости от возраста и подготовленности группы.
Оптимальный количественный состав группы – 15 человек.
Программа рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей
(истории, литературы, Мировой художественной культуры и т.д.), родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Введение
Должны знать:
-
цели и задачи учебно-экскурсионного мероприятия;
-
виды ориентирования;
-
прикладное значение ориентирования;
Должны уметь:
-
соблюдать права и обязанности участников экскурсии;
-
правильно экипироваться.
Техника безопасности
Должны знать:
-
границы полигона;
-
основы безопасности при проведении занятий на местности;
-
меры личной безопасности в криминальной ситуации;
3
-
действия участников в аварийной ситуации;
-
правила дорожного движения;
-
состав медицинской аптечки группы;
-
гигиену тела, одежды, обуви.
Должны уметь:
-
передвигаться в составе группы;
-
соблюдать правила пешехода;
-
пользоваться групповой медицинской аптечкой;
-
соблюдать меры личной гигиены.
Топография и ориентирование
Должны знать:
-
компас и его устройство;
- планшет и его устройство;
-
понятие о технике ориентирования;
-
разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);
-
основные типы топографических знаков;
-
понятие «масштаб».
Должны уметь:
-
правильно пользоваться компасом;
-
ориентировать карту;
-
применять масштабы карт;
-
читать и расшифровывать основные топографические знаки;
-
измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);
-
определять стороны горизонта по компасу;
-
определять точку стояния;
-
определять направление с помощью компаса и карты, по объектам местности;
-
восстанавливать ориентировку после ее потери;
- выполнять действия по выбору пути движения;
-
последовательно осуществлять выбранный путь движения.
Краеведение
Должны знать:
-
значение краеведческой подготовки в общей системе обучения;
-
историю жизни и деятельности М.Ю.Лермонтова на Кавказских Минеральных
Водах;
- важность охраны природы памятников истории и культуры;
-
памятные и исторические места.
Должны уметь:
-
уметь
спланировать
и
пройти
дистанцию
по
экскурсионным
объектам,
связанных с жизнью и деятельностью М.Ю.Лермонтова;
- самостоятельно находить краеведческий материал для экскурсии.
Способы проверки полученных знаний, умений и навыков
Во
время
технических
переходов
между
контрольными
пунктами
(КП),
наблюдение
за
детьми
дает
возможность
оценить
кто
в
какой
степени
усвоил
правила
ориентирования
и
ответить
на
все
возникающие
вопросы.
С
целью
выявления ошибок, во время переходов нужно менять лидера группы (то есть того,
кто идет первым, самостоятельно выбирает путь движения и ведет за собой всю
группу). Здесь необходимо учитывать личностные качества и способности детей.
По окончании экскурсии провести викторину в тестовом варианте. Во время
проведения соревнований на каждом контрольном пункте (экскурсионном объекте)
дается
тест
краеведческого
содержания.
Оценивается
количество
правильных
ответов и учитывается время прохождения дистанции. Проводится награждение
победителей и призеров.
4
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I.
Для учащихся младшей группы
№
н/н
Наименование темы занятий
Всего,
Ч
В том числе
теорети-
ческих
практических
1.
Введение.
25 мин.
25 мин.
2.
Техника безопасности.
20 мин.
20 мин.
3
Топография и ориентирование.
3.1.
Работа с картой
5 мин.
5 мин.
3.2.
Работа с компасом
5 мин.
5 мин.
3.3.
Условные знаки
5 мин.
5 мин.
3.4.
Масштаб
5 мин.
5 мин.
4
Краеведение.
4.1.
Изучение истории и культуры, природного наследия
своего
края,
страны. История населенных пунктов.
Музеи и экскурсионные объекты края.
Рассказ о городе Георгивске, станицах Незлобная и
Лысогорская, городе Пятигорске, о горах лаколлитах.
50 мин.
50 мин.
4.2.
Прохождение дистанции экскурсионного
ориентирования по объектам, связанным с
жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова:
СТАРТ на площадке у памятника М.Ю. Лермонтова
(сквер по ул. Саборная).
Объект показа: памятник М.Ю. Лермонтову.
5 мин.
5 мин.
КП №1. Музей заповедник М.Ю. Лермонтову (ул.
Лермонтова, 4).
Объект показа: Домик - музей М.Ю. Лермонтова.
25 мин.
20 мин.
5 мин.
КП №2. Лермонтовская галерея (парк "Цветник").
Объект показа: Лермонтовская галерея.
15 мин.
10 мин.
5 мин.
.
КП
№3.
Лермонтовские
(бывшие
Николаевские)
ванны (парк "Цветник").
Объект показа: Лермонтовские ванны.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №4. Грот Дианы (парк "Цветник").
Объект показа: грот Дианы, площадка, прилегающая
к нему.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №5. Скульптура "Орёл" (парк "Цветник").
Объект показа: Скульптура "Орёл", старейшая часть
Пятигорска, окрестности горы Горячей – отрога горы
Машук.
30 мин.
10 мин.
20 мин.
ФИНИШ. Обзорная площадка у cкульптуры “Орёл”.
Заключительная беседа. Подведение итогов.
90 мин.
60 мин.
30 мин.
ИТОГО:
5 час
3ч.50мин.
1ч.10 мин.
5
II.
Для учащихся средней группы
№
н/н
Наименование темы занятий
Всего,
Ч
В том числе
теорети-
ческих
практических
1.
Введение.
25 мин.
25 мин.
2.
Техника безопасности.
20 мин.
20 мин.
3
Топография и ориентирование.
3.1.
Работа с картой
5 мин.
5 мин.
3.2.
Работа с компасом
5 мин.
5 мин.
3.3.
Условные знаки
5 мин.
5 мин.
3.4.
Масштаб
5 мин.
5 мин.
4
Краеведение.
4.1.
Изучение истории и культуры, природного наследия
своего
края,
страны. История населенных пунктов.
Музеи и экскурсионные объекты края.
Рассказ о городе Георгивске, станицах Незлобная и
Лысогорская, городе Пятигорске, о горах лаколлитах.
50 мин.
50 мин.
4.2.
Прохождение дистанции экскурсионного
ориентирования по объектам, связанным с
жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова:
СТАРТ на площадке у памятника М.Ю. Лермонтова
(сквер по ул. Саборная).
Объект показа: памятник М.Ю. Лермонтову.
5 мин.
5 мин.
КП №1. Музей заповедник М.Ю. Лермонтову (ул.
Лермонтова, 4).
Объект показа: Домик - музей М.Ю. Лермонтова.
25 мин.
20 мин.
5 мин.
КП №2. Лермонтовская галерея (парк "Цветник").
Объект показа: Лермонтовская галерея.
15 мин.
10 мин.
5 мин.
.
КП
№3.
Лермонтовские
(бывшие
Николаевские)
ванны (парк "Цветник").
Объект показа: Лермонтовские ванны.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №4. Грот Дианы (парк "Цветник").
Объект показа: грот Дианы.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №5. Скульптура "Орёл" (парк "Цветник").
Объект показа: Скульптура "Орёл", старейшая часть
Пятигорска, окрестные горы.
30 мин.
10 мин.
20 мин.
КП №6. Елизаветинский источник (парк "Цветник").
Объект показа: Академическая галерея.
20 мин.
5 мин.
15 мин.
КП №7. Грот Лермонтова (парк "Цветник").
Объект показа: территория бывшего Емануелевского
парка, грот Лермонтова.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №8. Беседка «Эолова арфа» (парк "Цветник").
Объект показа: Беседка «Эолова арфа».
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №9. Площадка у Провала (по бульвару Гагарина,
гора Машук).
Объект показа: Провал.
20 мин.
5 мин.
15 мин.
ФИНИШ. Площадка у Провала. Заключительная
беседа. Подведение итогов.
90 мин.
60 мин.
30 мин.
6
ИТОГО:
6 час.
4ч.10 мин.
1ч.50 мин.
III.
Для учащихся старшей группы
№
н/н
Наименование темы занятий
Всего,
Ч
В том числе
теорети-
ческих
практических
1.
Введение.
25 мин.
25 мин.
2.
Техника безопасности.
20 мин.
20 мин.
3
Топография и ориентирование.
3.1.
Работа с картой
5 мин.
5 мин.
3.2.
Работа с компасом
5 мин.
5 мин.
3.3.
Условные знаки
5 мин.
5 мин.
3.4.
Масштаб
5 мин.
5 мин.
4
Краеведение.
4.1.
Изучение истории и культуры, природного наследия
своего
края,
страны. История населенных пунктов.
Музеи и экскурсионные объекты края.
Рассказ о городе Георгивске, станицах Незлобная и
Лысогорская, городе Пятигорске, о горах лаколлитах.
50 мин.
50 мин.
4.2.
Прохождение дистанции экскурсионного
ориентирования по объектам, связанным с
жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова:
СТАРТ на площадке у памятника М.Ю. Лермонтова
(сквер по ул. Саборная).
5 мин.
5 мин.
КП №1. Музей заповедник М.Ю. Лермонтову (ул.
Лермонтова, 4).
Объект показа: Домик - музей М.Ю. Лермонтова.
25 мин.
20 мин.
5 мин.
КП №2. Лермонтовская галерея (парк "Цветник").
Объект показа: Лермонтовская галерея.
15 мин.
10 мин.
5 мин.
.
КП
№3.
Лермонтовские
(бывшие
Николаевские)
ванны (парк "Цветник").
Объект показа: Лермонтовские ванны.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №4. Грот Дианы (парк "Цветник").
Объект показа: грот Дианы, площадка, прилегающая
к нему.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
КП №5. Скульптура "Орёл" (парк "Цветник").
Объект показа: Скульптура "Орёл", старейшая часть
Пятигорска, окрестные горы.
30 мин.
10 мин.
20 мин.
КП №6. Елизаветинский источник (парк "Цветник").
Объект показа: Академическая галерея.
20 мин.
5 мин.
20 мин.
КП №7. Грот Лермонтова (парк "Цветник").
Объект показа: территория бывшего Емануелевского
парка, грот Лермонтова.
10 мин.
5 мин.
10 мин.
КП №8. Беседка «Эолова арфа» (парк "Цветник").
Объект показа: Беседка «Эолова арфа».
10 мин.
5 мин.
10 мин.
КП №9. Площадка у Провала (по бульвару Гагарина,
гора Машук).
Объект показа: Провал.
20 мин.
5 мин.
15 мин.
7
КП №10. Обзорная площадка «Ворота солнца».
Объект
показа:
Панорама
г.Пятигорска
и
окрестностей. Горы лакколиты.
75 мин.
5мин.
70 мин.
КП
№11.
Место
дуэли
М.Ю.Лермонтова
(гора
Машук).
Объект
показа:
Памятник
на
месте
ду эли
М.Ю.Лермонтова.
45 мин.
5 мин.
40 мин.
ФИНИШ.
П л о щ а д к а
в
с о с н о в о м
б о р у .
Заключительная беседа. Подведение итогов.
90мин.
60мин.
30 мин.
ИТОГО:
8 час.
4ч.20мин.
3ч.40мин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ВВЕДЕНИЕ – 25 мин.
Организационные
вопросы объединения. Понятие туристско – краеведческой
деятельности.
Экскурсионное
ориентирование.
Экскурсионный
туризм.
Ориентирование - средство физического воспитания, оздоровления, закаливания.
Эмоциональность, связь с природой, историей и культурой. Права и обязанности
участников.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ- 20 мин.
Меры безопасности во время проезда в автотранспорте.
Основы безопасности во время занятий на местности. Границы полигона. Правила
дорожного
движения.
Правила
пешеходов.
Меры
личной
безопасности
в
криминальной и аварийной ситуации. Состав медицинской аптечки группы. Гигиена
тела, одежды
и обуви. Профилактика спортивных травм и заболеваний. Правила
передвижения в составе группы.
ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ -
Младшая группа – 1 час, средняя – 1 час. 40 мин., старшая – 3 часа 15 мин.
Виды спортивного ориентирования. Компас, планшет, одежда, обувь.
Понятие
о
технике
ориентирования.
Разновидности
карт:
топографические,
спортивные. Масштаб карты.
Условные
знаки
топографических
карт.
Изображение
высоты
местности
с
помощью горизонталей.
Измерение
расстояний
на
местности
(шагами,
по
времени,
визуально).
Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта
по
компасу. Определение точки стояния. Определение
и контроль
направлений с
помощью компаса и карты, по объектам местности.
Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, линейные ориентиры.
КРАЕВЕДЕНИЕ
Младшая группа – 2 час, средняя – 2 часа 40 мин., старшая – 2 часа 50 мин.
Значение
и
место
краеведческой
подготовки в
общей системе
обучения.
История населенных пунктов. Музеи и экскурсионные объекты края.
Участие в краеведческих викторинах, соревнованиях.
Важность охраны природы, памятников истории и культуры.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА – 10 мин.
Ответить на вопросы детей об экскурсионных объектах города, связанных с
жизнью и деятельностью М.Ю.Лермонтова;
Обратить внимание детей на то, что они научились планировать и проходить
маршруты по историческим и культурным объектам.
Предложить
детям
поделится
своими
впечатлениями:
написать,
сочинить,
нарисовать
и
т.д.
Так
как
сейчас
все
дети
с
удовольствием
фотографируют,
предложить провести конкурс фотографий «Тропой поэта».
8
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Особенность ориентирования в городских условиях заключается в том, что
карту здесь ориентируют не по направлению север – юг, а по окружающим объектам.
«Привязкой»
к
местности
могут
служить
названия
улиц,
площадей,
отдельные
сооружения и проч. Но при дальнейшем ориентировании на местности необходима
ориентация карты на север. Поэтому необходимы навыки работы с компасом.
Экскурсионное ориентирование по программе "Тропами поэта" проводится
по мемориальному лермонтовскому кварталу, парку "Цветник" и горе Машук. Это
возможно потому, что здесь сосредоточено очень много экскурсионных объектов,
связанных с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова.
В маршруты, приведенные в программе, включены не все экскурсионные объекты
этой тематики. Такие как:
Лермонтовская сосна, пятигорский бульвар.
Дом княжны Мери (дом № 12 по проспекту Кирова).
Дом неимущих офицеров (здание курортной поликлиники, просп. Кирова, 19).
Пятигорская ресторация (просп. Кирова, 30).
Старое пятигорское кладбище - место первоначального погребения
М.Ю.Лермонтова.
Лермонтовские (бывшие Николаевские) ванны (просп. Кирова, 21).
Таким образом, включая в маршрут новые объекты, данная программа может
быть задействована для групп одного состава в другое время по другому маршруту.
А так же по мере взросления или повышения уровня физической подготовки, что
позволяет прохождение более сложного маршрута.
В
зависимости
от
возраста
и
подготовленности
группы,
планируются
маршруты трех
уровней
сложности:
меняется
количество
контрольных
пунктов
(экскурсионных
объектов),
длина
маршрута,
конечный
пункт
и
вероятность
комбинирования с автоэкскурсией. Например, пешеходная экскурсия до Провала и,
тем более, до «Места дуэли М.Ю.Лермонтова» (гора Машук) возможно только для
физически
подготовленной
старшей
группы.
Путь
от
Провала
до
«Места
дуэли
М.Ю.Лермонтова» предполагает два варианта:
1.
Обход горы Машук с восточной и северной стороны (через Комсомольскую
поляну) – 5 км. Рекомендуется во время жаркой погоды, так как весь путь
проходит по тенистому лесу.
2.
Обход горы Машук с южной и западной стороны (через обзорную площадку
«Ворота
солнца».
–
4
км.
В
большинстве
–
незатененное
открытое
пространство. Этот путь от КП №9 до КП №11 приведен в программе.
Возможно проведение соревнований по экскурсионному ориентированию.
Территория
для
проведения
соревнований
должна
быть
компактна,
строго
ограничена и не пересечена оживленными транспортными магистралями;
Все
маршруты
являются
исключительно
пешими
и
не
подразумевают
использование общественного городского или любого иного вида транспорта;
При
подготовке
к
соревнованиям
учащиеся
должны
изучить
вопросы
краеведения, используя литературу, указанную для школьников. Рекомендуется не
более одного – двух наименований. Вопросы для тестов краеведческой викторины
формировать только из этих источников.
На
каждом
контрольном
пункте
(экскурсионном
объекте)
дается
тест
краеведческого
содержания.
Оценивается
количество
правильных
ответов
и
учитывается время прохождения дистанции.
Обязательное проведение инструктажа по технике безопасности во время
переезда
в
автотранспорте
и
во
время
пешеходной
экскурсии
(экскурсионного
9
ориентирования).
Обратить особое внимание на экипировку учащихся - спортивная одежда и
обувь
в
зависимости
от
времени
года
и
погоды.
Иметь
запас
питьевой
воды,
бутерброды.
Рекомендуемая сезонность – целесообразно проводить мероприятие только
во время теплой сухой погоды.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Планшет с зажимом;
Карта с нанесенной дистанцией - по количеству участников;
Таблица условных знаков - по количеству участников (карты и таблицы
должны быть герметизированы - упакованы в файл);
Компас - по количеству участников;
Медицинская аптечка.
10
1. Литература по ориентированию.
1.
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: ФиС, 1983 г.
2.
Богатое С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. М.: Военное изда-
тельство, 1982 г.
3.
Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ,
1995 г.
4.
Кошельков. С А. Обеспечение безопасности при проведении туристских сле-
тов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997 г.
5.
Правила
соревнований
по
спортивному
ориентированию.
М.:
Федерация
спортивного ориентирования РФ, 1995 г.
6.
Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М.: Просвещение, 1990 г.
7.
Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997 г.
3.
Литература по краеведению.
1.
Гниловской В.Г. Занимательное краеведение. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974.
2.
Елисеев А. Георгиевск. Георгиевская типография, 2005.
3.
Лермонтовская
энциклопедия
/
Гл.
ред.
В.
А.
Мануйлов.
М.:
Сов.
энциклопедия, 1981.
4.
Недумов С. И. Лермонтовский Пятигорск. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974.
5.
Селегей П. Е. В краю синих гор: Альбом. М.: Сов. Россия, 1982.
6.
Селегей П. Е. Заповедный лермонтовский край: Путеводитель по Гос. музею-
заповеднику М. Ю. Лермонтова. Ставрополь: Кн. изд-во, 1980.
7.
Чекалин С.В. Наедине с тобой, брат… Ставрополь: Кн. изд-во, 1988.
3. Литература для учащихся.
1.
Кавказские Минеральные Воды/ Сост., статья «Пятигорск» М.К.Павлов. М.:
Профиздат, 1989.
2.
Озолин Н.Г. Путь к успеху. М.: ФиС, 1985 г.
3.
По лермонтовским местам/ Сост., статья «Кавказские Минеральные Воды» Е.Г.
Селегей. М.: Профиздат, 1987.
11