Напоминание

Экскурсионное ориентирование "Тропами поэта"


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Экскурсионное ориентирование "Тропами поэта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

Центр туризма, экологии и краеведения

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

П Р О Г Р А М М А

Экскурсионное ориентирование

"Тропами поэта"

(По Лермонтовским местам г.Пятигорска)

Программа рассчитана на младший, средний

и старший возраст учащихся.

Срок реализации программы – 5, 6 и 8 часов

(в зависимости от возраста).

Автор:

Педагог дополнительного

образования

Ефанова Надежда Николаевна

город Георгиевск

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним

из

распространенных

в

настоящее

время

типов

туризма,

является

экскурсионный туризм, связанный с посещением различных городов и исторических

мест. Все чаще и чаще можно встретить людей с картой и компасом в руках на

улицах города и, богатых достопримечательностями, окрестностях.

Как правило, в большинстве населенных пунктов можно приобрести городские

карты, на которых нанесены достопримечательности этого региона. Пользуясь этими

картами, туристы могут совершить экскурсию по городу и окрестностям, даже не

прибегая к услугам гида. Наличие таких карт и элементарных навыков пользования

ими

позволяет

туристам

уверенно

и

комфортно

чувствовать

себя

в

любой

незнакомой

местности.

Поэтому

умения

и

навыки

ориентирования

необходимы

людям, путешествующим с экскурсионной целью.

Экскурсионное ориентирование - прикладной вид спортивного ориентирования,

вида спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса

должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на мест-

ности.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности, ориентирование имеет

большое

прикладное

значение.

Умение

ориентироваться

-

это

навык,

который

необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с жизнью страны,

воспитывает любовь к Родине, к своему краю. Большое значение краеведение имеет

в

приобщении

учащихся

к

работе

по

охране

памятников

истории

и

культуры,

природного наследия.

Программа

предусматривает

обучение

и

практическое

применение

техники

ориентирования,

изучение

краеведческого

материала,

развитие

творческих

способностей, физическое и личностное совершенствование.

Как заинтересовать детей изучением истории, культуры, географии родного

края, своей страны? Экскурсионное ориентирование дает возможность постоянного

переключения детей с роли пассивного слушателя на роль активного исследователя

самому

проложить

маршрут

и

пройти

тропами,

которыми

ходил,

например,

знаменитый

поэт.

Такая

форма

познания

дарит

радость

открытия

и

чувство

сопричастности

к

великой

истории.

Получив

умения

и

навыки

ориентирования,

работы с картографическим материалом и краеведческой литературой, дети более

активно

и

уверенно

отправляются

на

экскурсии

самостоятельно,

с

друзьями,

родителями.

И, несомненно, экскурсия служит образовательному процессу, углубляя его

своей наглядностью.

При

таком

подходе

достигается цель

программы: формирование интереса

учащихся к изучению истории и культуры, природного наследия своего края, страны.

Воспитание гордости за свой народ и замечательных людей прошлого и настоящего.

Программа позволяет решать ряд задач:

Обучающие:

познакомить учащихся с основами ориентирования;

сформировать умения планировать дистанцию экскурсионного маршрута;

научить

работать

с

краеведческой

литературой

и

картографическим

материалом;

дать представление о работе тренера, экскурсовода;

углубить

и

закрепить

знания

учащихся

о

жизни

и

деятельности

М.Ю.

Лермонтова.

Развивающие:

развивать творческие способности;

развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;

развивать познавательные и профессиональные интересы;

обогащать эмоциональную сферу.

2

Воспитательные:

воспитывать патриотизм, любовь к малой родине;

формировать интерес к культуре и истории России;

формировать умения организовать культурный досуг;

воспитывать самостоятельность и уверенность в себе.

Весь материал Программы разделен на три взаимосвязанных этапа, на каждом

из которых решаются свои задачи.

Первый этап - информационно-познавательный. Воспитанники на этом этапе

повторяют

правила

дорожного

движения

для

пешеходов,

усваивают

основы

ориентирования и начинают познавать новую для них информацию по краеведению,

Второй этап

- операционно

-

деятельностный. На этом этапе формируются

умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога:

пройти маршрут по заданной дистанции.

Третий

этап

- практико-ориентационный. Результатом

его

является

практическая деятельность, которая выражается в профессиональной ориентации

по выбранному виду деятельности (тренер, экскурсовод, учитель) и регулярными

занятиями экскурсионным или спортивным ориентированием.

Модель структуры программы. Программа состоит из пояснительной записки,

примерного

учебного

тематического

плана

занятий

по

данной

программе

содержания

программы,

методических

рекомендаций,

списка

необходимого

оборудования и снаряжения, списка литературы.

В методических рекомендациях даны практические советы по использованию

программы,

о

том,

как

строить

учебный

процесс,

какие

средства

лучше

использовать.

Список оборудования включает в себя перечень необходимого снаряжения для

реализации

занятий,

предусмотренные

дополнительной

общеобразовательной

программой.

Список

литературы представлен

тремя

разделами

-

список

используемой

литературы по спортивному ориентированию, список литературы краеведческого

направления для педагога и список литературы для школьников.

Реализация

программы

рассчитана

на

5

часов,

6

часов

и

8

часов

зависимости

от

возраста

и

физической

подготовки

учащихся)

. Гибкий

срок

реализации

программы

адаптирован

для

групп

разного

возраста

и

различной

степени физической подготовки. Также на каждом экскурсионном объекте возможно

менять объем информации в зависимости от возраста и подготовленности группы.

Оптимальный количественный состав группы – 15 человек.

Программа рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей

(истории, литературы, Мировой художественной культуры и т.д.), родителей.

ОЖИДАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Введение

Должны знать:

-

цели и задачи учебно-экскурсионного мероприятия;

-

виды ориентирования;

-

прикладное значение ориентирования;

Должны уметь:

-

соблюдать права и обязанности участников экскурсии;

-

правильно экипироваться.

Техника безопасности

Должны знать:

-

границы полигона;

-

основы безопасности при проведении занятий на местности;

-

меры личной безопасности в криминальной ситуации;

3

-

действия участников в аварийной ситуации;

-

правила дорожного движения;

-

состав медицинской аптечки группы;

-

гигиену тела, одежды, обуви.

Должны уметь:

-

передвигаться в составе группы;

-

соблюдать правила пешехода;

-

пользоваться групповой медицинской аптечкой;

-

соблюдать меры личной гигиены.

Топография и ориентирование

Должны знать:

-

компас и его устройство;

- планшет и его устройство;

-

понятие о технике ориентирования;

-

разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);

-

основные типы топографических знаков;

-

понятие «масштаб».

Должны уметь:

-

правильно пользоваться компасом;

-

ориентировать карту;

-

применять масштабы карт;

-

читать и расшифровывать основные топографические знаки;

-

измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);

-

определять стороны горизонта по компасу;

-

определять точку стояния;

-

определять направление с помощью компаса и карты, по объектам местности;

-

восстанавливать ориентировку после ее потери;

- выполнять действия по выбору пути движения;

-

последовательно осуществлять выбранный путь движения.

Краеведение

Должны знать:

-

значение краеведческой подготовки в общей системе обучения;

-

историю жизни и деятельности М.Ю.Лермонтова на Кавказских Минеральных

Водах;

- важность охраны природы памятников истории и культуры;

-

памятные и исторические места.

Должны уметь:

-

уметь

спланировать

и

пройти

дистанцию

по

экскурсионным

объектам,

связанных с жизнью и деятельностью М.Ю.Лермонтова;

- самостоятельно находить краеведческий материал для экскурсии.

Способы проверки полученных знаний, умений и навыков

Во

время

технических

переходов

между

контрольными

пунктами

(КП),

наблюдение

за

детьми

дает

возможность

оценить

кто

в

какой

степени

усвоил

правила

ориентирования

и

ответить

на

все

возникающие

вопросы.

С

целью

выявления ошибок, во время переходов нужно менять лидера группы (то есть того,

кто идет первым, самостоятельно выбирает путь движения и ведет за собой всю

группу). Здесь необходимо учитывать личностные качества и способности детей.

По окончании экскурсии провести викторину в тестовом варианте. Во время

проведения соревнований на каждом контрольном пункте (экскурсионном объекте)

дается

тест

краеведческого

содержания.

Оценивается

количество

правильных

ответов и учитывается время прохождения дистанции. Проводится награждение

победителей и призеров.

4

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I.

Для учащихся младшей группы

н/н

Наименование темы занятий

Всего,

Ч

В том числе

теорети-

ческих

практических

1.

Введение.

25 мин.

25 мин.

2.

Техника безопасности.

20 мин.

20 мин.

3

Топография и ориентирование.

3.1.

Работа с картой

5 мин.

5 мин.

3.2.

Работа с компасом

5 мин.

5 мин.

3.3.

Условные знаки

5 мин.

5 мин.

3.4.

Масштаб

5 мин.

5 мин.

4

Краеведение.

4.1.

Изучение истории и культуры, природного наследия

своего

края,

страны. История населенных пунктов.

Музеи и экскурсионные объекты края.

Рассказ о городе Георгивске, станицах Незлобная и

Лысогорская, городе Пятигорске, о горах лаколлитах.

50 мин.

50 мин.

4.2.

Прохождение дистанции экскурсионного

ориентирования по объектам, связанным с

жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова:

СТАРТ на площадке у памятника М.Ю. Лермонтова

(сквер по ул. Саборная).

Объект показа: памятник М.Ю. Лермонтову.

5 мин.

5 мин.

КП №1. Музей заповедник М.Ю. Лермонтову (ул.

Лермонтова, 4).

Объект показа: Домик - музей М.Ю. Лермонтова.

25 мин.

20 мин.

5 мин.

КП №2. Лермонтовская галерея (парк "Цветник").

Объект показа: Лермонтовская галерея.

15 мин.

10 мин.

5 мин.

.

КП

№3.

Лермонтовские

(бывшие

Николаевские)

ванны (парк "Цветник").

Объект показа: Лермонтовские ванны.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №4. Грот Дианы (парк "Цветник").

Объект показа: грот Дианы, площадка, прилегающая

к нему.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №5. Скульптура "Орёл" (парк "Цветник").

Объект показа: Скульптура "Орёл", старейшая часть

Пятигорска, окрестности горы Горячей – отрога горы

Машук.

30 мин.

10 мин.

20 мин.

ФИНИШ. Обзорная площадка у cкульптуры “Орёл”.

Заключительная беседа. Подведение итогов.

90 мин.

60 мин.

30 мин.

ИТОГО:

5 час

3ч.50мин.

1ч.10 мин.

5

II.

Для учащихся средней группы

н/н

Наименование темы занятий

Всего,

Ч

В том числе

теорети-

ческих

практических

1.

Введение.

25 мин.

25 мин.

2.

Техника безопасности.

20 мин.

20 мин.

3

Топография и ориентирование.

3.1.

Работа с картой

5 мин.

5 мин.

3.2.

Работа с компасом

5 мин.

5 мин.

3.3.

Условные знаки

5 мин.

5 мин.

3.4.

Масштаб

5 мин.

5 мин.

4

Краеведение.

4.1.

Изучение истории и культуры, природного наследия

своего

края,

страны. История населенных пунктов.

Музеи и экскурсионные объекты края.

Рассказ о городе Георгивске, станицах Незлобная и

Лысогорская, городе Пятигорске, о горах лаколлитах.

50 мин.

50 мин.

4.2.

Прохождение дистанции экскурсионного

ориентирования по объектам, связанным с

жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова:

СТАРТ на площадке у памятника М.Ю. Лермонтова

(сквер по ул. Саборная).

Объект показа: памятник М.Ю. Лермонтову.

5 мин.

5 мин.

КП №1. Музей заповедник М.Ю. Лермонтову (ул.

Лермонтова, 4).

Объект показа: Домик - музей М.Ю. Лермонтова.

25 мин.

20 мин.

5 мин.

КП №2. Лермонтовская галерея (парк "Цветник").

Объект показа: Лермонтовская галерея.

15 мин.

10 мин.

5 мин.

.

КП

№3.

Лермонтовские

(бывшие

Николаевские)

ванны (парк "Цветник").

Объект показа: Лермонтовские ванны.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №4. Грот Дианы (парк "Цветник").

Объект показа: грот Дианы.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №5. Скульптура "Орёл" (парк "Цветник").

Объект показа: Скульптура "Орёл", старейшая часть

Пятигорска, окрестные горы.

30 мин.

10 мин.

20 мин.

КП №6. Елизаветинский источник (парк "Цветник").

Объект показа: Академическая галерея.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

КП №7. Грот Лермонтова (парк "Цветник").

Объект показа: территория бывшего Емануелевского

парка, грот Лермонтова.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №8. Беседка «Эолова арфа» (парк "Цветник").

Объект показа: Беседка «Эолова арфа».

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №9. Площадка у Провала (по бульвару Гагарина,

гора Машук).

Объект показа: Провал.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

ФИНИШ. Площадка у Провала. Заключительная

беседа. Подведение итогов.

90 мин.

60 мин.

30 мин.

6

ИТОГО:

6 час.

4ч.10 мин.

1ч.50 мин.

III.

Для учащихся старшей группы

н/н

Наименование темы занятий

Всего,

Ч

В том числе

теорети-

ческих

практических

1.

Введение.

25 мин.

25 мин.

2.

Техника безопасности.

20 мин.

20 мин.

3

Топография и ориентирование.

3.1.

Работа с картой

5 мин.

5 мин.

3.2.

Работа с компасом

5 мин.

5 мин.

3.3.

Условные знаки

5 мин.

5 мин.

3.4.

Масштаб

5 мин.

5 мин.

4

Краеведение.

4.1.

Изучение истории и культуры, природного наследия

своего

края,

страны. История населенных пунктов.

Музеи и экскурсионные объекты края.

Рассказ о городе Георгивске, станицах Незлобная и

Лысогорская, городе Пятигорске, о горах лаколлитах.

50 мин.

50 мин.

4.2.

Прохождение дистанции экскурсионного

ориентирования по объектам, связанным с

жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова:

СТАРТ на площадке у памятника М.Ю. Лермонтова

(сквер по ул. Саборная).

5 мин.

5 мин.

КП №1. Музей заповедник М.Ю. Лермонтову (ул.

Лермонтова, 4).

Объект показа: Домик - музей М.Ю. Лермонтова.

25 мин.

20 мин.

5 мин.

КП №2. Лермонтовская галерея (парк "Цветник").

Объект показа: Лермонтовская галерея.

15 мин.

10 мин.

5 мин.

.

КП

№3.

Лермонтовские

(бывшие

Николаевские)

ванны (парк "Цветник").

Объект показа: Лермонтовские ванны.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №4. Грот Дианы (парк "Цветник").

Объект показа: грот Дианы, площадка, прилегающая

к нему.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

КП №5. Скульптура "Орёл" (парк "Цветник").

Объект показа: Скульптура "Орёл", старейшая часть

Пятигорска, окрестные горы.

30 мин.

10 мин.

20 мин.

КП №6. Елизаветинский источник (парк "Цветник").

Объект показа: Академическая галерея.

20 мин.

5 мин.

20 мин.

КП №7. Грот Лермонтова (парк "Цветник").

Объект показа: территория бывшего Емануелевского

парка, грот Лермонтова.

10 мин.

5 мин.

10 мин.

КП №8. Беседка «Эолова арфа» (парк "Цветник").

Объект показа: Беседка «Эолова арфа».

10 мин.

5 мин.

10 мин.

КП №9. Площадка у Провала (по бульвару Гагарина,

гора Машук).

Объект показа: Провал.

20 мин.

5 мин.

15 мин.

7

КП №10. Обзорная площадка «Ворота солнца».

Объект

показа:

Панорама

г.Пятигорска

и

окрестностей. Горы лакколиты.

75 мин.

5мин.

70 мин.

КП

№11.

Место

дуэли

М.Ю.Лермонтова

(гора

Машук).

Объект

показа:

Памятник

на

месте

ду эли

М.Ю.Лермонтова.

45 мин.

5 мин.

40 мин.

ФИНИШ.

П л о щ а д к а

в

с о с н о в о м

б о р у .

Заключительная беседа. Подведение итогов.

90мин.

60мин.

30 мин.

ИТОГО:

8 час.

4ч.20мин.

3ч.40мин.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ВВЕДЕНИЕ – 25 мин.

Организационные

вопросы объединения. Понятие туристско – краеведческой

деятельности.

Экскурсионное

ориентирование.

Экскурсионный

туризм.

Ориентирование - средство физического воспитания, оздоровления, закаливания.

Эмоциональность, связь с природой, историей и культурой. Права и обязанности

участников.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ- 20 мин.

Меры безопасности во время проезда в автотранспорте.

Основы безопасности во время занятий на местности. Границы полигона. Правила

дорожного

движения.

Правила

пешеходов.

Меры

личной

безопасности

в

криминальной и аварийной ситуации. Состав медицинской аптечки группы. Гигиена

тела, одежды

и обуви. Профилактика спортивных травм и заболеваний. Правила

передвижения в составе группы.

ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ -

Младшая группа – 1 час, средняя – 1 час. 40 мин., старшая – 3 часа 15 мин.

Виды спортивного ориентирования. Компас, планшет, одежда, обувь.

Понятие

о

технике

ориентирования.

Разновидности

карт:

топографические,

спортивные. Масштаб карты.

Условные

знаки

топографических

карт.

Изображение

высоты

местности

с

помощью горизонталей.

Измерение

расстояний

на

местности

(шагами,

по

времени,

визуально).

Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта

по

компасу. Определение точки стояния. Определение

и контроль

направлений с

помощью компаса и карты, по объектам местности.

Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, линейные ориентиры.

КРАЕВЕДЕНИЕ

Младшая группа – 2 час, средняя – 2 часа 40 мин., старшая – 2 часа 50 мин.

Значение

и

место

краеведческой

подготовки в

общей системе

обучения.

История населенных пунктов. Музеи и экскурсионные объекты края.

Участие в краеведческих викторинах, соревнованиях.

Важность охраны природы, памятников истории и культуры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА – 10 мин.

Ответить на вопросы детей об экскурсионных объектах города, связанных с

жизнью и деятельностью М.Ю.Лермонтова;

Обратить внимание детей на то, что они научились планировать и проходить

маршруты по историческим и культурным объектам.

Предложить

детям

поделится

своими

впечатлениями:

написать,

сочинить,

нарисовать

и

т.д.

Так

как

сейчас

все

дети

с

удовольствием

фотографируют,

предложить провести конкурс фотографий «Тропой поэта».

8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Особенность ориентирования в городских условиях заключается в том, что

карту здесь ориентируют не по направлению север – юг, а по окружающим объектам.

«Привязкой»

к

местности

могут

служить

названия

улиц,

площадей,

отдельные

сооружения и проч. Но при дальнейшем ориентировании на местности необходима

ориентация карты на север. Поэтому необходимы навыки работы с компасом.

Экскурсионное ориентирование по программе "Тропами поэта" проводится

по мемориальному лермонтовскому кварталу, парку "Цветник" и горе Машук. Это

возможно потому, что здесь сосредоточено очень много экскурсионных объектов,

связанных с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова.

В маршруты, приведенные в программе, включены не все экскурсионные объекты

этой тематики. Такие как:

Лермонтовская сосна, пятигорский бульвар.

Дом княжны Мери (дом № 12 по проспекту Кирова).

Дом неимущих офицеров (здание курортной поликлиники, просп. Кирова, 19).

Пятигорская ресторация (просп. Кирова, 30).

Старое пятигорское кладбище - место первоначального погребения

М.Ю.Лермонтова.

Лермонтовские (бывшие Николаевские) ванны (просп. Кирова, 21).

Таким образом, включая в маршрут новые объекты, данная программа может

быть задействована для групп одного состава в другое время по другому маршруту.

А так же по мере взросления или повышения уровня физической подготовки, что

позволяет прохождение более сложного маршрута.

В

зависимости

от

возраста

и

подготовленности

группы,

планируются

маршруты трех

уровней

сложности:

меняется

количество

контрольных

пунктов

(экскурсионных

объектов),

длина

маршрута,

конечный

пункт

и

вероятность

комбинирования с автоэкскурсией. Например, пешеходная экскурсия до Провала и,

тем более, до «Места дуэли М.Ю.Лермонтова» (гора Машук) возможно только для

физически

подготовленной

старшей

группы.

Путь

от

Провала

до

«Места

дуэли

М.Ю.Лермонтова» предполагает два варианта:

1.

Обход горы Машук с восточной и северной стороны (через Комсомольскую

поляну) – 5 км. Рекомендуется во время жаркой погоды, так как весь путь

проходит по тенистому лесу.

2.

Обход горы Машук с южной и западной стороны (через обзорную площадку

«Ворота

солнца».

4

км.

В

большинстве

незатененное

открытое

пространство. Этот путь от КП №9 до КП №11 приведен в программе.

Возможно проведение соревнований по экскурсионному ориентированию.

Территория

для

проведения

соревнований

должна

быть

компактна,

строго

ограничена и не пересечена оживленными транспортными магистралями;

Все

маршруты

являются

исключительно

пешими

и

не

подразумевают

использование общественного городского или любого иного вида транспорта;

При

подготовке

к

соревнованиям

учащиеся

должны

изучить

вопросы

краеведения, используя литературу, указанную для школьников. Рекомендуется не

более одного – двух наименований. Вопросы для тестов краеведческой викторины

формировать только из этих источников.

На

каждом

контрольном

пункте

(экскурсионном

объекте)

дается

тест

краеведческого

содержания.

Оценивается

количество

правильных

ответов

и

учитывается время прохождения дистанции.

Обязательное проведение инструктажа по технике безопасности во время

переезда

в

автотранспорте

и

во

время

пешеходной

экскурсии

(экскурсионного

9

ориентирования).

Обратить особое внимание на экипировку учащихся - спортивная одежда и

обувь

в

зависимости

от

времени

года

и

погоды.

Иметь

запас

питьевой

воды,

бутерброды.

Рекомендуемая сезонность – целесообразно проводить мероприятие только

во время теплой сухой погоды.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Планшет с зажимом;

Карта с нанесенной дистанцией - по количеству участников;

Таблица условных знаков - по количеству участников (карты и таблицы

должны быть герметизированы - упакованы в файл);

Компас - по количеству участников;

Медицинская аптечка.

10

1. Литература по ориентированию.

1.

Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: ФиС, 1983 г.

2.

Богатое С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. М.: Военное изда-

тельство, 1982 г.

3.

Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ,

1995 г.

4.

Кошельков. С А. Обеспечение безопасности при проведении туристских сле-

тов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997 г.

5.

Правила

соревнований

по

спортивному

ориентированию.

М.:

Федерация

спортивного ориентирования РФ, 1995 г.

6.

Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М.: Просвещение, 1990 г.

7.

Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997 г.

3.

Литература по краеведению.

1.

Гниловской В.Г. Занимательное краеведение. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974.

2.

Елисеев А. Георгиевск. Георгиевская типография, 2005.

3.

Лермонтовская

энциклопедия

/

Гл.

ред.

В.

А.

Мануйлов.

М.:

Сов.

энциклопедия, 1981.

4.

Недумов С. И. Лермонтовский Пятигорск. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974.

5.

Селегей П. Е. В краю синих гор: Альбом. М.: Сов. Россия, 1982.

6.

Селегей П. Е. Заповедный лермонтовский край: Путеводитель по Гос. музею-

заповеднику М. Ю. Лермонтова. Ставрополь: Кн. изд-во, 1980.

7.

Чекалин С.В. Наедине с тобой, брат… Ставрополь: Кн. изд-во, 1988.

3. Литература для учащихся.

1.

Кавказские Минеральные Воды/ Сост., статья «Пятигорск» М.К.Павлов. М.:

Профиздат, 1989.

2.

Озолин Н.Г. Путь к успеху. М.: ФиС, 1985 г.

3.

По лермонтовским местам/ Сост., статья «Кавказские Минеральные Воды» Е.Г.

Селегей. М.: Профиздат, 1987.

11



В раздел образования