Автор: Зарипова Любовь Николаевна
Должность: преподаватель по классу духовых инструментов
Учебное заведение: МКОУДО "Катав–Ивановская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Катав–Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Ансамбль духовых инструментов (музыкальные инструменты: флейта, труба, саксофон)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Катав-Ивановская детская школа искусств
Катав-Ивановского муниципального района»
Ансамбль духовых инструментов
(музыкальный инструмент: труба, флейта,
саксофон)
(вариативная часть)
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
(5 лет обучения)
Катав-Ивановск 2017 г.
Программа одобрена на методической секции оркестрового отделения 21
декабря 2017 г., протокол № 3 и утверждена педагогическим советом школы
27 декабря 2017 г.
Разработчик:
Зарипова Любовь Николаевна, преподаватель МКОУДО «Катав-Ивановская
ДШИ»
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Содержание учебного предмета.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
4.Формы и методы контроля, система оценок.
5.Методическое обеспечение учебного процесса.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, содержание
учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и
методы
контроля
обученности
обучающихся,
систему
оценки,
методическое
обеспечение учебного предмета, список литературы.
«Пояснительная
записка»
содержит
краткую
характеристику
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном
процессе,
срок
реализации
учебного предмета, объём учебного времени, предусмотренного учебным планом
ДШИ, форма проведения учебных аудиторных занятий, цель и задачи учебного
предмета.
Раздел «Содержание
учебного
предмета»
отражает
распределение
репертуара учебного материала учащихся по классам. «Требования к уровню
подготовки
обучающихся» разработаны
на
основе
«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств». В разделе «Формы и методы
контроля
обученности
обучающихся,
система
оценок»
сформулированы
требования
к
организации
и
форме
проведения
текущего
и
промежуточного
контроля успеваемости учащихся. В разделе «Методическое обеспечение» даны
методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов
организации образовательного процесса. Раздел «Список литературы» состоит
из перечня нотной и методической литературы.
Пояснительная записка.
Учебный предмет «Ансамбль духовых инструментов» (труба, флейта,
саксофон) дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в
области музыкального искусства входит в предметную область «Учебный предмет
по
выбору».
Является
дополнительной
вариативной
частью
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной
программы
в
области
искусств.
Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части образовательной
программы,
получения
обучающимися
дополнительных
знаний,
умений
и
навыков.
Данный предмет закладывает основы ансамблевых исполнительских навыков
и умений и имеет несомненную практическую значимость для воспитания и
обучения музыканта. Учебный предмет направлен на развитие индивидуальных
способностей
учащихся,
приобретение
ими
навыков
ансамблевой
игры
на
духовом инструменте, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
ученика.
Программа учебного предмета исполнительской подготовки «Ансамбль
духовых инструментов» разработана на основе следующих программ:
- Музыкальный инструмент (труба, флейта, саксофон); программа для детских
музыкальных
школ
(музыкальных
отделений
школ
искусств)
Министерства
культуры СССР от 1991 года;
-
Музыкальный
инструмент
(труба,
флейта,
саксофон);
адаптированная
программа
для
отделения
общего
эстетического
образования
детских
школ
искусств; Катав-Ивановск 2009 года.
Цель учебного предмета:
•
развитие
музыкально-творческих
способностей
учащегося,
на
основе
приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи учебного предмета:
•
стимулирование
развития
эмоциональности,
памяти,
мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
•
формирование
у
обучающихся
комплекса
исполнительских
навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
•
расширение
кругозора
учащегося
путем
ознакомления
с
ансамблевым
репертуаром;
•
решение
коммуникативных
задач
(совместное
творчество
обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
•
развитие
чувства
ансамбля
(чувства
партнерства
при
игре
в
ансамбле),
артистизма и музыкальности;
•
обучение
навыкам
самостоятельной
работы,
а
также
навыкам
чтения
с
листа в ансамбле;
•
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования.
Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам
академического,
или
эстрадного
пения,
хору,
а
также,
привлекать
к
сотрудничеству струнников, пианистов и исполнителей на других инструментах.
Занятия
в
ансамбле
-
накопление
опыта
коллективного
музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.
Срок освоения программы по учебному предмету «Учебный предмет
(ансамбль
духовых
инструментов)»
для
детей,
поступающих
в
первый
класс
образовательного учреждения в возрасте от 6 до 10 лет, составляет пять лет.
Продолжительность
учебных
занятий
с
третьего
по
пятый
годы
обучения
составляет 35 недель в год.
Учебные занятия по предмету «Учебный предмет (ансамбль духовых
инструментов)» проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа.
Основной
формой
проведения
уроков
являются
мелкогрупповые
занятия
преподавателя
с
учащимися
мелкогрупповая
(от
2
до
10
человек).
Продолжительность урока - 45 минут.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего
часов
Классы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
Полугодия
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Количество
недель
16
19
16
19
16
19
16
19
16
19
Аудиторные
занятия
16
19
16
19
16
19
16
19
16
19
175
Учебный план
Клас
с
Кол-во часов
в неделю
Формы контроля
1 полугодие
2 полугодие
1
1
-
Промежуточная
аттестация
2
1
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
3
1
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
4
1
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
5
1
-
Итоговая аттестация
I. Содержание учебного предмета.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются
определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
•
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой
игре
единство
исполнительских
намерений
и
реализацию
исполнительского замысла;
•
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,
обусловленных
художественным
содержанием
и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
II . Требования к уровню подготовки обучающихся.
Настоящие требования разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
общеобразовательных программ в области искусств».
Результатом освоения учебной программы
«Учебный предмет (ансамбль
духовых
инструментов)»
является
приобретение
обучающимся
следующих
знаний, умений и навыков:
-
развитые
эмоциональность,
память,
мышление,
воображение
и
творческая
активность при игре в ансамбле;
-
сформированный
комплекс
исполнительских
навыков,
необходимый
для
ансамблевого музицирования;
-
расширенный
кругозор
учащегося
путем
ознакомления
с
ансамблевым
репертуаром;
- развитая коммуникативность при совместном творчестве обучающихся разного
возраста, влияющая на их творческое развитие, умение общаться в процессе
совместного музицирования, оценивать игру друг друга;
- развитое чувство ансамбля, артистизма и музыкальности;
- сформированные навыки самостоятельной работы, а также навыки чтения нот с
листа в ансамбле;
- приобретенный опыт творческой деятельности и публичных выступлений в
сфере ансамблевого музицирования.
III . Формы и методы контроля, система оценок.
Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью
содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости
и промежуточную аттестацию учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащихся
промежуточная аттестация
итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой
формой
текущего
контроля
является
контрольный
урок,
который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная
аттестация
определяет
успешность
развития
учащегося
и
степень
освоения
им
учебных
задач
на
определенном
этапе.
Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные
уроки, проводимые с приглашением комиссии или зачеты в виде академических
концертов.
Каждая
форма
проверки
(кроме
переводного
экзамена)
может
быть
как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной
экзамен
проводится
в
конце
каждого
учебного
года,
определяет
качество
освоения
учебного
материала,
уровень
соответствия
с
учебными
задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце
учебных
полугодий
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного
на
предмет «Ансамбль».
По завершении изучения учебного предмета по итогам всех лет обучения
обучающимся
выставляется
отметка,
которая
заносится
в
свидетельство
об
окончании образовательного учреждения.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса.
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль духовых инструментов»
зависит от:
•
возраста учащихся;
•
их индивидуальных способностей;
•
от состава ансамбля;
•
от количества участников ансамбля.
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
-
словесный (рассказ, объяснение);
-
метод показа;
-
частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).
Предложенные
методы
работы
с
ансамблем
являются
наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на духовых инструментах.
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах
искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.
Некоторые практические рекомендации, приведенные далее, могут оказаться
полезными
для
руководителя
ансамбля
и
учащихся,
приобретающих
навыки
ансамблевой игры, пробующих свои силы в аранжировке.
Успешному
проведению
репетиций
ансамбля
способствует
следующая
предварительная работа:
- изучение партий учащимися самостоятельно или под руководством педагога
по специальности;
-
репетиция
по
группам
для
выравнивания
звукового
баланса,
точности
интонирования, штрихов и точной динамики.
Общность замысла и конкретность задач устанавливается на корректурной
репетиции, на которой после проигрывания
с
листа руководитель объясняет
исполнительский
план
данного
произведения,
уточняет
штрихи
и
динамику,
анализирует роль каждого исполнителя во всех фрагментах пьесы.
Очень важно при первом же проигрывании иметь тщательное выписанные
партии,
где
строго
соблюдались
бы
одинаковость
и
точность
штрихов,
динамических оттенков, указание темпов.
Одним
из
важнейших
критериев
мастерства
ансамбля
является
чистота
интонации.
Настройке
ансамбля
и
контролю
за
интонацией
следует
уделять
постоянное внимание.
Перед началом репетиции каждый учащийся должен разыграться и настроить
свой инструмент.
Очень полезны следующие упражнения:
- унисоны;
- проигрывание гамм в унисон и октаву;
-
настройка
по
си-бемоль
мажорному
трезвучию
и
игра
трезвучий
по
хроматизму вверх и вниз до предельного диапазона;
- крещендо и диминуэндо от РР до FF всем ансамблем.
Значительное внимание на репетициях следует уделять звукоизвлечению, от
которого зависит качественное и красивое звучание ансамбля в целом.
Важным разделом работы с ансамблем является контроль за точностью и
одновременностью начала и окончания звука. Часто учащиеся, стараясь играть
точно, отстукивают ритм ногой, что приводит к эмоциональной и физической
скованности.
Следует воспитывать у детей чувство общего темпо-ритма, что достигается
систематической совместной работой каждого из исполнителей и всего ансамбля.
Одним из дефектов звучания учебных ансамблей является неточное дотягивание
длительностей
некоторых
нот.
Следует
отметить,
что
в
современной
музыке
длинные ноты должны звучать, как правило, до начала следующей доли.
Умение слышать мелодическую линию первого голоса каждым участником
ансамбля является обязательным условием для выравнивания звукового баланса.
Однако,
в
современной
музыке
каждый
голос
очень
важен,
поэтому
все
инструменты должны звучать с одинаковой интенсивностью.
Необходимо
постоянно
контролировать
звуковое
равновесие
между
инструментами, звучащими в верхнем регистре и играющими в среднем и низком.
Работа
над
выравниванием
звучности
должна
проводиться
на
репетициях.
Каждый музыкант должен научиться слушать себя и ансамбль в целом. Очень
важным в этом смысле является выбор рациональной посадки.
На репетициях для того, чтобы участники лучше слышали весь ансамбль,
иногда полезно менять посадку, располагая, исполнителей лицом друг к другу.
Педагог
должен
иметь
в
виду,
что
формирование
ансамбля
иногда
происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном
учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном
ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В
данном
случае
педагогу
необходимо
распределить
партии
в
зависимости
от
степени
подготовленности
учеников.
В
целях
расширения
музыкального
кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников
с
большим
числом
произведений,
не
доводя
их
до
уровня
концертного
выступления. На начальном этапе обучения важнейшим требованием является
ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом
произведении
в
ансамбле.
Педагог
должен
обращать
внимание
на
сбалансированную
динамику,
штриховую
согласованность,
ритмическую
слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. При выборе
репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к
тематическому
разнообразию,
обращать
внимание
на
сложность
материала,
ценность
художественной
идеи,
качество
инструментовок
и
переложений
для
конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные
возможности
данного
состава.
Грамотно
составленная
программа,
профессионально,
творчески
выполненная
инструментовка
-
залог
успешных
выступлений.
За период обучения в ансамбле учащийся знакомится с музыкой различных
стилей и направлений
от самых ранних до современных и должен научиться
понимать специфику каждого из них.
Преподаватель
должен
постоянно
требовать
от
учеников
правильного
звукоизвлечения, точной фразировки, исполнения всех специфических приемов,
добиваться физического и эмоционального раскрепощения.
Наиболее
полезной
формой
работы
в
этом
направлении
представляется
коллективное
прослушивание,
анализ
и
обсуждение
записей
выдающихся
отечественных и зарубежных профессиональных ансамблей.
Для успешной работы ансамбля большое значение имеет правильный подбор
репертуара. Руководитель ансамбля должен формировать репертуар для учебной
работы и для концертных выступлений. Отобранные произведения, имеющие
определенные
художественные
задачи
и
технические
трудности,
не
должны
выходить за пределы потенциальных возможностей исполнителей.
Репертуарные списки.
1 класс:
• В. Шаинский «Вместе весело шагать»
• Б. Савельев «Песенка кота Леопольда»
• В. Шаинский «Чебурашка»
• Г. Гладков «Я на солнышке лежу»
• В. А. Моцарт «Колыбельная»
• Г. Гладков «Песня Волка и Зайца»
2 класс:
• Петров «Служебный роман»
• И. Шатров «На сопках Манчжурии»
• Е. Дрейзен «Берёзка»
• А. Джойс «Осенний сон»
• А. Александров «Гимн России»
3 класс:
• Беккер «Радость победы»
• Тухманов «День победы»
• В. Агапкин «Прощание славянки»
• Старинный марш «Привет музыкантам»
4 класс:
• А. Аедоницкий «Нашей юности оркестр»
• Кв. Джонс «Боса нова»
• Г. Зубков «Встреча» из к-ма «Цыган»
• Г. Голлач «Лекция в стиле латино»
• М. Кюсс «Амурские волны»
5 класс:
• А. Зацепин «Есть только миг»
• Э. Морриконе «Мелодия» из к-ма «Профессионал»
• Г. Пучков «Очи чёрные»
• М. Балакирев «Полька»
4.1. Перечень учебно-методической литературы.
1.Аксёнов Е., Браславский, В., Суровцев С., Михайлов Н., Халилов В.
«Школа игры для духового оркестра» М., «Советский композитор», 1989
2.Блажевич В. «Школа коллективной игры на духовых инструментах» (часть
1-2) Л., М., «Музгиз», 1948
3. Бухаров В.. Иванов-Радкевич Н., Лысань Г., Мальтер Л. . «Школа
коллективной игры на духовых инструментах» М., «Музгиз», 1960
4.Васильев Е., Зырянов Я. «Курс обучения игре в духовом оркестре» Вып. 1-
12 Украйна музична», 1978
5.Благой
Д.
Камерный
ансамбль
и
различные
формы
коллективного
музицирования /
6. Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
7.
Благой
Д.
Искусство
камерного
ансамбля
и
музыкально-педагогический
процесс. М.,1979
8. Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
9. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
10.
Готлиб
А.
Фактура
и
тембр
в
ансамблевом
произведении.
Музыкальное
искусство. Выпуск 1. М.,1976
11. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
4.2. Перечень нотной литературы.
1.«Любимые мелодии» Вып.1-3, М., Музгиз 1963
2. «Музыка танцев» Вып.4 М., «Советский композитор», 1963
3. «Первые выступления» Вып.6 М.. «Музыка» 1964
4. «Первые шаги» Вып.1 М., «Музгиз», 1963
5. «Песни в переложении для духового оркестра» Вып.1 М., «Советский
композитор», 1963
6. «Песни, марши, танцы» Л., «Музгиз», 1960
7. «Песни и танцы наших друзей» М., «Советский композитор», 1963
8. «Песни о Родине» М., «Музгиз», 1962
9. «Пионерское звено» Вып. 5 М., «Музгиз», 1964
10. «Популярные песни и марши» М., «Советский композитор», 1961
11. «Репертуарный сборник самодеятельных духовых оркестров» Вып.1 М.,
«Советский композитор», 1963
12. «Сборник старинных вальсов» М., «Музгиз», 1964
13. «Танцевальная музыка» Вып.4-5 М., «Советский композитор», 1963
14. «Хрестоматия для духовых оркестров» Вып. 6 М., «Музгиз», 1963
15. «Хрестоматия для духовых оркестров» Вып. 5 М., «Музгиз», 1962