Напоминание

Ансамбль духовых инструментов (музыкальные инструменты: флейта, труба, саксофон)


Автор: Зарипова Любовь Николаевна
Должность: преподаватель по классу духовых инструментов
Учебное заведение: МКОУДО "Катав–Ивановская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Катав–Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Ансамбль духовых инструментов (музыкальные инструменты: флейта, труба, саксофон)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

«Катав-Ивановская детская школа искусств

Катав-Ивановского муниципального района»

Ансамбль духовых инструментов

(музыкальный инструмент: труба, флейта,

саксофон)

(вариативная часть)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

программа в области музыкального искусства

(5 лет обучения)

Катав-Ивановск 2017 г.

Программа одобрена на методической секции оркестрового отделения 21

декабря 2017 г., протокол № 3 и утверждена педагогическим советом школы

27 декабря 2017 г.

Разработчик:

Зарипова Любовь Николаевна, преподаватель МКОУДО «Катав-Ивановская

ДШИ»

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Содержание учебного предмета.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся.

4.Формы и методы контроля, система оценок.

5.Методическое обеспечение учебного процесса.

Структура программы включает в себя: пояснительную записку, содержание

учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и

методы

контроля

обученности

обучающихся,

систему

оценки,

методическое

обеспечение учебного предмета, список литературы.

«Пояснительная

записка»

содержит

краткую

характеристику

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном

процессе,

срок

реализации

учебного предмета, объём учебного времени, предусмотренного учебным планом

ДШИ, форма проведения учебных аудиторных занятий, цель и задачи учебного

предмета.

Раздел «Содержание

учебного

предмета»

отражает

распределение

репертуара учебного материала учащихся по классам. «Требования к уровню

подготовки

обучающихся» разработаны

на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств». В разделе «Формы и методы

контроля

обученности

обучающихся,

система

оценок»

сформулированы

требования

к

организации

и

форме

проведения

текущего

и

промежуточного

контроля успеваемости учащихся. В разделе «Методическое обеспечение» даны

методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов

организации образовательного процесса. Раздел «Список литературы» состоит

из перечня нотной и методической литературы.

Пояснительная записка.

Учебный предмет «Ансамбль духовых инструментов» (труба, флейта,

саксофон) дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в

области музыкального искусства входит в предметную область «Учебный предмет

по

выбору».

Является

дополнительной

вариативной

частью

дополнительной

общеразвивающей

общеобразовательной

программы

в

области

искусств.

Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления подготовки

обучающихся, определяемой содержанием обязательной части образовательной

программы,

получения

обучающимися

дополнительных

знаний,

умений

и

навыков.

Данный предмет закладывает основы ансамблевых исполнительских навыков

и умений и имеет несомненную практическую значимость для воспитания и

обучения музыканта. Учебный предмет направлен на развитие индивидуальных

способностей

учащихся,

приобретение

ими

навыков

ансамблевой

игры

на

духовом инструменте, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие

ученика.

Программа учебного предмета исполнительской подготовки «Ансамбль

духовых инструментов» разработана на основе следующих программ:

- Музыкальный инструмент (труба, флейта, саксофон); программа для детских

музыкальных

школ

(музыкальных

отделений

школ

искусств)

Министерства

культуры СССР от 1991 года;

-

Музыкальный

инструмент

(труба,

флейта,

саксофон);

адаптированная

программа

для

отделения

общего

эстетического

образования

детских

школ

искусств; Катав-Ивановск 2009 года.

Цель учебного предмета:

развитие

музыкально-творческих

способностей

учащегося,

на

основе

приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого

исполнительства.

Задачи учебного предмета:

стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

формирование

у

обучающихся

комплекса

исполнительских

навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;

расширение

кругозора

учащегося

путем

ознакомления

с

ансамблевым

репертуаром;

решение

коммуникативных

задач

(совместное

творчество

обучающихся

разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в

процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

развитие

чувства

ансамбля

(чувства

партнерства

при

игре

в

ансамбле),

артистизма и музыкальности;

обучение

навыкам

самостоятельной

работы,

а

также

навыкам

чтения

с

листа в ансамбле;

приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных

выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам

академического,

или

эстрадного

пения,

хору,

а

также,

привлекать

к

сотрудничеству струнников, пианистов и исполнителей на других инструментах.

Занятия

в

ансамбле

-

накопление

опыта

коллективного

музицирования,

ступень для подготовки игры в оркестре.

Срок освоения программы по учебному предмету «Учебный предмет

(ансамбль

духовых

инструментов)»

для

детей,

поступающих

в

первый

класс

образовательного учреждения в возрасте от 6 до 10 лет, составляет пять лет.

Продолжительность

учебных

занятий

с

третьего

по

пятый

годы

обучения

составляет 35 недель в год.

Учебные занятия по предмету «Учебный предмет (ансамбль духовых

инструментов)» проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа.

Основной

формой

проведения

уроков

являются

мелкогрупповые

занятия

преподавателя

с

учащимися

мелкогрупповая

(от

2

до

10

человек).

Продолжительность урока - 45 минут.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Полугодия

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Количество

недель

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

175

Учебный план

Клас

с

Кол-во часов

в неделю

Формы контроля

1 полугодие

2 полугодие

1

1

-

Промежуточная

аттестация

2

1

Промежуточная

аттестация

Промежуточная

аттестация

3

1

Промежуточная

аттестация

Промежуточная

аттестация

4

1

Промежуточная

аттестация

Промежуточная

аттестация

5

1

-

Итоговая аттестация

I. Содержание учебного предмета.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для

освоения учебного материала.

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются

определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки

совместной игры, такие, как:

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в

ансамблевой

игре

единство

исполнительских

намерений

и

реализацию

исполнительского замысла;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого

исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

II . Требования к уровню подготовки обучающихся.

Настоящие требования разработаны на основе «Рекомендаций по организации

образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих

общеобразовательных программ в области искусств».

Результатом освоения учебной программы

«Учебный предмет (ансамбль

духовых

инструментов)»

является

приобретение

обучающимся

следующих

знаний, умений и навыков:

-

развитые

эмоциональность,

память,

мышление,

воображение

и

творческая

активность при игре в ансамбле;

-

сформированный

комплекс

исполнительских

навыков,

необходимый

для

ансамблевого музицирования;

-

расширенный

кругозор

учащегося

путем

ознакомления

с

ансамблевым

репертуаром;

- развитая коммуникативность при совместном творчестве обучающихся разного

возраста, влияющая на их творческое развитие, умение общаться в процессе

совместного музицирования, оценивать игру друг друга;

- развитое чувство ансамбля, артистизма и музыкальности;

- сформированные навыки самостоятельной работы, а также навыки чтения нот с

листа в ансамбле;

- приобретенный опыт творческой деятельности и публичных выступлений в

сфере ансамблевого музицирования.

III . Формы и методы контроля, система оценок.

Оценка качества реализации учебного предмета является составной частью

содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости

и промежуточную аттестацию учащихся.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.

Основными видами контроля успеваемости являются:

текущий контроль успеваемости учащихся

промежуточная аттестация

итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних

занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во

время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой

формой

текущего

контроля

является

контрольный

урок,

который

проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося

и

степень

освоения

им

учебных

задач

на

определенном

этапе.

Наиболее

распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные

уроки, проводимые с приглашением комиссии или зачеты в виде академических

концертов.

Каждая

форма

проверки

(кроме

переводного

экзамена)

может

быть

как

дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических

концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной

экзамен

проводится

в

конце

каждого

учебного

года,

определяет

качество

освоения

учебного

материала,

уровень

соответствия

с

учебными

задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в

конце

учебных

полугодий

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

предмет «Ансамбль».

По завершении изучения учебного предмета по итогам всех лет обучения

обучающимся

выставляется

отметка,

которая

заносится

в

свидетельство

об

окончании образовательного учреждения.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса.

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль духовых инструментов»

зависит от:

возраста учащихся;

их индивидуальных способностей;

от состава ансамбля;

от количества участников ансамбля.

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

-

словесный (рассказ, объяснение);

-

метод показа;

-

частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной

задачи).

Предложенные

методы

работы

с

ансамблем

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и

основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого

исполнительства на духовых инструментах.

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах

искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.

Некоторые практические рекомендации, приведенные далее, могут оказаться

полезными

для

руководителя

ансамбля

и

учащихся,

приобретающих

навыки

ансамблевой игры, пробующих свои силы в аранжировке.

Успешному

проведению

репетиций

ансамбля

способствует

следующая

предварительная работа:

- изучение партий учащимися самостоятельно или под руководством педагога

по специальности;

-

репетиция

по

группам

для

выравнивания

звукового

баланса,

точности

интонирования, штрихов и точной динамики.

Общность замысла и конкретность задач устанавливается на корректурной

репетиции, на которой после проигрывания

с

листа руководитель объясняет

исполнительский

план

данного

произведения,

уточняет

штрихи

и

динамику,

анализирует роль каждого исполнителя во всех фрагментах пьесы.

Очень важно при первом же проигрывании иметь тщательное выписанные

партии,

где

строго

соблюдались

бы

одинаковость

и

точность

штрихов,

динамических оттенков, указание темпов.

Одним

из

важнейших

критериев

мастерства

ансамбля

является

чистота

интонации.

Настройке

ансамбля

и

контролю

за

интонацией

следует

уделять

постоянное внимание.

Перед началом репетиции каждый учащийся должен разыграться и настроить

свой инструмент.

Очень полезны следующие упражнения:

- унисоны;

- проигрывание гамм в унисон и октаву;

-

настройка

по

си-бемоль

мажорному

трезвучию

и

игра

трезвучий

по

хроматизму вверх и вниз до предельного диапазона;

- крещендо и диминуэндо от РР до FF всем ансамблем.

Значительное внимание на репетициях следует уделять звукоизвлечению, от

которого зависит качественное и красивое звучание ансамбля в целом.

Важным разделом работы с ансамблем является контроль за точностью и

одновременностью начала и окончания звука. Часто учащиеся, стараясь играть

точно, отстукивают ритм ногой, что приводит к эмоциональной и физической

скованности.

Следует воспитывать у детей чувство общего темпо-ритма, что достигается

систематической совместной работой каждого из исполнителей и всего ансамбля.

Одним из дефектов звучания учебных ансамблей является неточное дотягивание

длительностей

некоторых

нот.

Следует

отметить,

что

в

современной

музыке

длинные ноты должны звучать, как правило, до начала следующей доли.

Умение слышать мелодическую линию первого голоса каждым участником

ансамбля является обязательным условием для выравнивания звукового баланса.

Однако,

в

современной

музыке

каждый

голос

очень

важен,

поэтому

все

инструменты должны звучать с одинаковой интенсивностью.

Необходимо

постоянно

контролировать

звуковое

равновесие

между

инструментами, звучащими в верхнем регистре и играющими в среднем и низком.

Работа

над

выравниванием

звучности

должна

проводиться

на

репетициях.

Каждый музыкант должен научиться слушать себя и ансамбль в целом. Очень

важным в этом смысле является выбор рациональной посадки.

На репетициях для того, чтобы участники лучше слышали весь ансамбль,

иногда полезно менять посадку, располагая, исполнителей лицом друг к другу.

Педагог

должен

иметь

в

виду,

что

формирование

ансамбля

иногда

происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном

учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном

ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В

данном

случае

педагогу

необходимо

распределить

партии

в

зависимости

от

степени

подготовленности

учеников.

В

целях

расширения

музыкального

кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников

с

большим

числом

произведений,

не

доводя

их

до

уровня

концертного

выступления. На начальном этапе обучения важнейшим требованием является

ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом

произведении

в

ансамбле.

Педагог

должен

обращать

внимание

на

сбалансированную

динамику,

штриховую

согласованность,

ритмическую

слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. При выборе

репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к

тематическому

разнообразию,

обращать

внимание

на

сложность

материала,

ценность

художественной

идеи,

качество

инструментовок

и

переложений

для

конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные

возможности

данного

состава.

Грамотно

составленная

программа,

профессионально,

творчески

выполненная

инструментовка

-

залог

успешных

выступлений.

За период обучения в ансамбле учащийся знакомится с музыкой различных

стилей и направлений

от самых ранних до современных и должен научиться

понимать специфику каждого из них.

Преподаватель

должен

постоянно

требовать

от

учеников

правильного

звукоизвлечения, точной фразировки, исполнения всех специфических приемов,

добиваться физического и эмоционального раскрепощения.

Наиболее

полезной

формой

работы

в

этом

направлении

представляется

коллективное

прослушивание,

анализ

и

обсуждение

записей

выдающихся

отечественных и зарубежных профессиональных ансамблей.

Для успешной работы ансамбля большое значение имеет правильный подбор

репертуара. Руководитель ансамбля должен формировать репертуар для учебной

работы и для концертных выступлений. Отобранные произведения, имеющие

определенные

художественные

задачи

и

технические

трудности,

не

должны

выходить за пределы потенциальных возможностей исполнителей.

Репертуарные списки.

1 класс:

• В. Шаинский «Вместе весело шагать»

• Б. Савельев «Песенка кота Леопольда»

• В. Шаинский «Чебурашка»

• Г. Гладков «Я на солнышке лежу»

• В. А. Моцарт «Колыбельная»

• Г. Гладков «Песня Волка и Зайца»

2 класс:

• Петров «Служебный роман»

• И. Шатров «На сопках Манчжурии»

• Е. Дрейзен «Берёзка»

• А. Джойс «Осенний сон»

• А. Александров «Гимн России»

3 класс:

• Беккер «Радость победы»

• Тухманов «День победы»

• В. Агапкин «Прощание славянки»

• Старинный марш «Привет музыкантам»

4 класс:

• А. Аедоницкий «Нашей юности оркестр»

• Кв. Джонс «Боса нова»

• Г. Зубков «Встреча» из к-ма «Цыган»

• Г. Голлач «Лекция в стиле латино»

• М. Кюсс «Амурские волны»

5 класс:

• А. Зацепин «Есть только миг»

• Э. Морриконе «Мелодия» из к-ма «Профессионал»

• Г. Пучков «Очи чёрные»

• М. Балакирев «Полька»

4.1. Перечень учебно-методической литературы.

1.Аксёнов Е., Браславский, В., Суровцев С., Михайлов Н., Халилов В.

«Школа игры для духового оркестра» М., «Советский композитор», 1989

2.Блажевич В. «Школа коллективной игры на духовых инструментах» (часть

1-2) Л., М., «Музгиз», 1948

3. Бухаров В.. Иванов-Радкевич Н., Лысань Г., Мальтер Л. . «Школа

коллективной игры на духовых инструментах» М., «Музгиз», 1960

4.Васильев Е., Зырянов Я. «Курс обучения игре в духовом оркестре» Вып. 1-

12 Украйна музична», 1978

5.Благой

Д.

Камерный

ансамбль

и

различные

формы

коллективного

музицирования /

6. Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996

7.

Благой

Д.

Искусство

камерного

ансамбля

и

музыкально-педагогический

процесс. М.,1979

8. Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

9. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971

10.

Готлиб

А.

Фактура

и

тембр

в

ансамблевом

произведении.

Музыкальное

искусство. Выпуск 1. М.,1976

11. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970

4.2. Перечень нотной литературы.

1.«Любимые мелодии» Вып.1-3, М., Музгиз 1963

2. «Музыка танцев» Вып.4 М., «Советский композитор», 1963

3. «Первые выступления» Вып.6 М.. «Музыка» 1964

4. «Первые шаги» Вып.1 М., «Музгиз», 1963

5. «Песни в переложении для духового оркестра» Вып.1 М., «Советский

композитор», 1963

6. «Песни, марши, танцы» Л., «Музгиз», 1960

7. «Песни и танцы наших друзей» М., «Советский композитор», 1963

8. «Песни о Родине» М., «Музгиз», 1962

9. «Пионерское звено» Вып. 5 М., «Музгиз», 1964

10. «Популярные песни и марши» М., «Советский композитор», 1961

11. «Репертуарный сборник самодеятельных духовых оркестров» Вып.1 М.,

«Советский композитор», 1963

12. «Сборник старинных вальсов» М., «Музгиз», 1964

13. «Танцевальная музыка» Вып.4-5 М., «Советский композитор», 1963

14. «Хрестоматия для духовых оркестров» Вып. 6 М., «Музгиз», 1963

15. «Хрестоматия для духовых оркестров» Вып. 5 М., «Музгиз», 1962



В раздел образования