Напоминание

"Современные здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС"


Автор: Сливинская Анастасия Юрьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Ёлочка"
Населённый пункт: с.Покосное, Братский район, Иркутская область
Наименование материала: проект
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Современные

здоровьесберегающие

технологии ДОУ

в рамках реализации ФГОС»

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Ёлочка»

с.Покосное


«Забота о здоровье - это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».



В.А. Сухомлинский


Сегодня нет необходимости убеждать кого либо

в актуальности проблемы здоровья детей.

К началу ХХI века в России сложилась по истине

драматическая ситуация. С 1990 г происходит

беспрецедентное уменьшение народонаселения России.

Смертность превышает рождаемость в 1,5 – 2,5 раза. Только

8% новорожденных имеют высокую жизнеспособность, 31%

подростков страдают психическими расстройствами.

Стратегическое направление государственной

политики - поддержка и сохранение здоровья как

детского, так и взрослого населения.

Общество и государство предъявляют системе

образования социальный заказ на здоровую

личность.


Что

мы

можем

сделать,

для

укрепления

здоровья

детей

и

для

коррекции

имеющихся

нарушений,

в

условиях детского сада?


2013г.

2014г.

Количество

заболеваний

306

296

Заболеваемость

4,2%

3,8%

В поисках новых подходов в работе мы изучили

заболеваемость в нашем детском саду.

Данные мониторинговых исследований показали в

2013/14 г.г. имели хронические заболевания или

отклонения в физическом развитии среди детей

поступивших в детский сад – 22%

Анализ заболеваемости за этот период показал:


Возникла

необходимость

в

разработке

системы,

направленной

на

улучшение

здоровья детей.


Федеральный

государственный

образовательный

стандарт направлен на решение следующих задач:

Охрану

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

детей,

в

том

числе

их

эмоционального

благополучия;

Обеспечения равных возможностей

для полноценного

развития каждого ребенка в период дошкольного детства

независимо

от

места

жительства,

пола,

нации,

языка,

социального

статуса,

психофизиологических

и

других

особенностей



том

числе

ограниченных

возможностей

здоровья);

Формирование общей культуры личности детей, в том

числе

ценностей

здорового

образа

жизни,

развития

их

с о ц и а л ь н ы х

н р а в с т в е н н ы х

э с т е т и ч е с к и х ,

интеллектуальных,

физических

качеств,

инициативности,

с амос тояте л ьн ос ти

и

отв е т с тв е н н ос ти

р е б е н к а ,

формирования предпосылок учебной деятельности;


Особенности вариативности и разнообразия содержания

Программы и организационных форм дошкольного

образования, возможности формирования Программ

различной направленности с учетом образовательных

потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей (законных

представителей) в вопросах развития и образования,

охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано,

обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их

возрастных и индивидуальных особенностей.

Такая интеграция возможна только при условии реального

соединения в единое целое процессов обучения, воспитания

и развития.

В связи с этим актуальной становится интегрированное

включение здоровьесберегающих технологий в

образовательное пространство ДОУ.


Для полноценного физического развития детей,

реализации потребности в движении в дошкольном

учреждении созданы определенные условия:

Физкультурный зал


Спортивные островки в группах ДОУ


«Тренирующая полоса»

Лестница
(ходьба с физической нагрузкой)
Беговая дорожка
(50 м., с использованием нетрадиционного оборудования)
Лестница
(ходьба с физической нагрузкой)
Физкультурный зал


(с использованием полосы препятствий)

Главный фактор -

учет состояния физического здоровья

детей и их потенциала.

Воспитательно-образовательный

процесс

строится

с

учётом

использования

различных

здоровьесберегающих

технологий.

Под

руководством

взрослых

ежедневно

проводятся

мероприятия,

способствующие

активизации

двигательной

деятельности.


Утренняя гимнастика

– это заряд бодрости на весь день, одно из

средств физического оздоровления детей.

Разнообразие форм проведения утренней

гимнастики

способствует

формированию интереса детей к ней:

ритмическая гимнастика

гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них

гимнастика состоящая из хороводов

cюжетные танцы

обыгрывание сюжетного стихотворения

подвижные игры

оздоровительный бег

гимнастика по интересам и игры

по желанию детей.


Физкультурные занятия.

Физкультурные занятия имеют разную форму организации в

зависимости от направленности обучения:

традиционные

игровые

сюжетно-игровые

тематические

интегрированные

тренировочного типа

занятия ритмической гимнастикой

занятия по интересам

занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов

занятия – соревнования.


Занятия включают в себя следующие элементы:

Ритмопластика

позволяет детям раскрыть свой образ

через музыкально-ритмический комплекс, способствующий

распределению

нагрузки

на

все

группы

мышц

и

даёт

возможность детям перевоплощаться.

Применяем ритмопластику со среднего возраста.


Корригирующая

гимнастика

включается

в

различные

формы

физкультурно-оздоровительных

мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы

гимнастики после дневного сна.

Форма проведения зависит

от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения

носят

игровой,

сюжетный

характер,

способствуют

укреплению

мышц

спины,

плечевого

пояса,

брюшного

пресса – «мышечного корсета».


В

качестве

профилактики

опорно-двигательного

аппарата

мы используем игровые упражнения и элементы

ортопедической гимнастики.


Дыхательная

гимнастика

стала

неотъемлемой

частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы

дыхательной

гимнастики

способствуют

выработке

правильного

дыхания,

предупреждению

простудных

заболеваний.


Гимнастика для глаз

проводится ежедневно по 3-5

мин. в любое свободное время; в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки начиная с младшего

возраста.

Самомассаж

– способствует расслаблению мышц и

снятию нервно-эмоционального напряжения.


Точечный

самомассаж



используем

в

преддверии

эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное

время

начиная

со

старшего

возраста.

Проводится

под

контролем старшей медицинской сестры.


Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности

и

улучшения

работы

мозга

ежедневно

используем

пальчиковую гимнастику.

Гимнастика рекомендуется

всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок времени.


Подвижные и спортивные игры

проводятся

как

часть

физкультурного

занятия,

на

прогулке,

в

групповой

комнате. Игры подразделяем на малую и среднюю степени

подвижности.

Проводятся

ежедневно

во

всех

возрастных

группах.


Релаксация



является

необходимым

компонентом

физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей

и целей определяется ее интенсивность.


Музыкотерапия

-

используется

в

различных

формах

физкультурно-оздоровительной

работы

(для

снятия

напряжения, повышения эмоционального настроя и т.д.).


Для развития у детей навыка концентрации, пластики,

координации

движений

используется

психогимнастика.

Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше

представить

тот

или

иной

образ

и

войти

в

него.

Эти

упражнения помогают создать на занятии положительный

эмоциональный

настрой,

устранить

замкнутость,

снять

усталость.

Для

проведения

психогимнастики

используем

технологию М.И.Чистяковой.


Для воздействия на межполушарное взаимодействие

и

д л я

у к р е п л е н и я

з д о р о в ь я

д е т е й

и с п о л ь з у е т с я

кинезиологическая

гимнастика,

которая

позволяет

комплексно

воздействовать

на

укрепление

и

сохранения

здоровья ребёнка. Проводится со старшей группы.


Для воспитания у детей потребности в занятии спортом,

ежемесячно

проводятся

развлечения,

спортивные

праздники

или

дни здоровья.


Р ациона л ьно

в

тече ние

дня

и с п о л ь зу ю т с я

физкультурные минутки


Начиная со старшего возраста во второй половине дня

под руководством педагога-психолога проводятся

игротреннинги, коммуникативные игры.

Деятельность строится по определенной схеме и состоит

из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры

разной степени подвижности,


Ежедневно, после дневного сна, проводится

бодрящая

гимнастика.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках,

умывание; ходьба по дорожкам; легкий бег из группы в зал и

обратно с разницей температуры в помещениях.


В

с в о е й

р а б о т е

и с п о л ь з у е м

коррекционные

технологии:

Сказкотерапию

используем

для

психологической

терапевтической

и

развивающей

работы.

Сказку

может

рассказывать

взрослый,

либо

это

может

быть

групповое

рассказывание с обыгрыванием сюжета.

Технологии воздействия цветом

на ребенка.

Уделяем особое внимание цветовой гамме интерьера ДОУ.

Ц в е т

п о м о г а е т

с н я т ь

н а п р я ж е н и е

и

п о в ы с и т ь

эмоциональный настрой ребенка.


Наряду

с

традиционными

формами

двигательной

активности

используем

«ласковую

минутку»,

тренирующие

игровые

дорожки:

«тропинка

развлечений»,

«энергетическая

дорожка»,

тихие

тренажеры.


Время (час)

Содержание деятельности

Формы двигательной нагрузки

(ДН)

Время ДН

(мин)
с 7.00 до 8.00 Прием детей, совместная деятельность воспитателя с детьми, игровая деятельность. Тренирующая игровая дорожка. 10 с 8.00 до 9.10 Утренняя гимнастика Физические упражнения, упражнения на дыхание, игровой массаж. Оздоровительный бег. 15 5 Подготовка к завтраку, завтрак Пальчиковая игра 2 Игровая деятельность детей «Тропинка развлечений», 3 подвижная игра По желанию детей (2-5) с 9.10 до 11.00 Организованные занятия Динамические паузы, физ.минутки, пальчиковая гимнастика, упражнения по коррекции зрения. 4 ФИЗО Ритмика Физические упражнения, массаж, релаксация, подвижные игры 30 МУЗО Ритмические движения, дыхательная гимнастика, подвижные игры, пальчиковые игры, имитационные упражнения. 15 с 11.00 до 12.15 Прогулка Подвижные игры, коммуникативные игры, физические упражнения. до 30 с 12.15 до 13.00 Индивидуальная работа узких специалистов (педагог-психолог, ст.медсестра) Динамические паузы, точечный массаж, релаксация. 7 с 13.00 до 15.00 Подготовка ко сну, сон с 15.00 до 16.10 Подъем детей. Игровая деятельность. Гимнастика после сна, ходьба по корригирующей дорожке. Подвижные игры, «Тропинка развлечений», индивидуальные занятия на тренажерах. 4 до 15 с 16.10 до 16.30 Занятия по интересам Динамические паузы, физ.минутки, упражнения на коррекцию зрения. 3 с 16.30. до 17.10 Подготовка к ужину, ужин Подвижная игра. 5 с 17.10 до 18.00 Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой. Подвижные игры, спортивные игры, физические упражнения (индивидуальная работа). 20
Модель режима двигательной активности детей в течение дня


Формы работы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. группа
Подвижные игры во время утреннего приема детей Ежедневно 3 – 5 мин. Ежедневно 5 – 7 мин. Ежедневно 7– 10 ми. Ежедневно 10– 12 мин. Утренняя гимнастика Ежедневно 3 – 5 мин. Ежедневно 5 – 7 мин. Ежедневно 7– 10 мин. Ежедневно 10– 12 мин. Физкультминутки По необходимости на обучающих занятиях 2 – 3 мин. По необходимости на обучающих занятиях 2 – 3 мин. По необходимости на обучающих занятиях 2 – 3 мин. По необходимости на обучающих занятиях 2 – 3 мин. Релаксация После всех обучающих занятий 1 – 3 мин После всех обучающих занятий 1 – 3 мин После всех обучающих занятий 1 – 3 мин После всех обучающих занятий 1 – 3 мин Музыкально- ритмические движения На Музо 6 – 8 мин. На Музо 8 – 10 мин. На Музо 10 – 12 мин. На Музо 12 – 15 мин. Физкультурные занятия (2 в зале, 1 на воздухе) 3 раза в неделю 10 – 15 мин. 3 раза в неделю 15 – 20 мин. 3 раза в неделю 20 – 25 мин. 3 раза в неделю 25 – 30 мин. Логоритмика 1 раз в неделю 15 мин. 1 раз в неделю 20 мин. 1 раз в неделю 25 мин. 1 раз в неделю 30 мин. Коррекционная физкультура: ♦ игровой стретчинг ♦ занятия на тренажерах 1 раз в неделю 15 мин. 1 раз в неделю 20 мин. 1 раз в неделю 25 мин. 1 раз в неделю 30 мин. ЛФК (профилактика и кор-рекция плоскостопия и нарушений осанки) По подгруппам 1 раз в неделю 15 мин. По подгруппам 2 раза в неделю 40 мин. По подгруппам 2 раза в неделю 40 мин. По подгруппам 1 раз в неделю 30 мин. Тренирующуя игровая дорожка Ежедневно 6 - 8 мин. Ежедневно 8 - 10 мин. Ежедневно 8 - 10 мин. Ежедневно 10 - 12 мин. Подвижные игры: ♦ сюжетные ♦бессюжетные ♦ игры-забавы ♦ соревнования ♦ эстафеты ♦ аттракционы Ежедневно не менее двух игр по 5 - 7 мин. Ежедневно не менее двух игр по 7 - 8 мин. Ежедневно не менее двух игр по 8 - 10 мин. Ежедневно не менее двух игр по 10 - 12 мин. Игровые упражнения: ♦ зоркий глаз ♦ ловкие прыгуны ♦ подлезания ♦ пролезания ♦ перелезание Ежедневно по подгруппам 4 – 6 мин. Ежедневно по подгруппам 6 – 8 мин. Ежедневно по подгруппам 8 – 10 мин. Ежедневно по подгруппам 8 – 10 мин. Оздоровительные мероприятия: ♦ гимнастика пробуждения ♦ дыхательная гимнастика ♦ игровой массаж Ежедневно 5 мин. Ежедневно 6 мин. Ежедневно 7 мин. Ежедневно 8 мин. Физические упражнения и игровые задания: ♦ игры с элементами логоритмики ♦ артикуляционная гимнастика ♦ пальчиковая гимнастика Ежедневно сочетая упражнения по выбору 3 – 5 мин. Ежедневно сочетая упражнения по выбору 6 – 8 мин. Ежедневно сочетая упражнения по выбору 8 – 10 мин. Ежедневно сочетая упражнения по выбору 10 – 15 мин. Психогимнастика 1 раз в неделю 3 – 5 мин. 1 раз в неделю 6 – 8 мин. 1 раз в неделю 8 – 10 мин. 1 раз в неделю 12 – 15 мин. Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 10 – 15 мин. 1 раз в месяц по 15 – 20 мин. 1 раз в месяц по 20 – 25 мин. 1 раз в месяц по 25 – 30 мин. Спортивный праздник 2 раза в год по 10 – 15 мин. 2 раза в год по 15 – 20 мин. 2 раза в год по 20 – 25 мин. 2 раза в год по 25 – 30 мин. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня ♦ Ежедневно. ♦ Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. ♦ Проводится под руководством воспитателя.
Модель физкультурно
-
оздоровительной работы


2013г.

2014г.
Количество заболеваний 187 132 Заболеваемость 1,2% 0,7% Дети имеющие хронические заболевания (болезни органов дыхания, аллергические заболевания, заболевания органов пищеварения) 3,2% 2,5%
На сегодняшний день анализ заболеваемости показывает

постепенную, стабильную динамику снижения.

Только

внедрение

в

практику

здоровьесберегающих

тех н ол о ги й

и

с и с те м н ы й

п од ход

к

о р г а н и з а ц и и

физкультурно-оздоровительных мероприятий позволяет нам

эффективно осуществлять снижение уровня заболеваемости

детей в ДОУ и приобщать их к здоровому образу жизни.

Презентация подготовлена заведующим МКДОУ д\с «Ёлочка» Сливинской А. Ю.


В раздел образования