"Современные здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС"
Автор: Сливинская Анастасия Юрьевна Должность: заведующий Учебное заведение: МКДОУ д/с "Ёлочка" Населённый пункт: с.Покосное, Братский район, Иркутская область Наименование материала: проект Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС" Раздел: дошкольное образование
беспрецедентное уменьшение народонаселения России.
Смертность превышает рождаемость в 1,5 – 2,5 раза. Только
8% новорожденных имеют высокую жизнеспособность, 31%
подростков страдают психическими расстройствами.
Стратегическое направление государственной
политики - поддержка и сохранение здоровья как
детского, так и взрослого населения.
Общество и государство предъявляют системе
образования социальный заказ на здоровую
личность.
Что
мы
можем
сделать,
для
укрепления
здоровья
детей
и
для
коррекции
имеющихся
нарушений,
в
условиях детского сада?
2013г.
2014г.
Количество
заболеваний
306
296
Заболеваемость
4,2%
3,8%
В поисках новых подходов в работе мы изучили
заболеваемость в нашем детском саду.
Данные мониторинговых исследований показали в
2013/14 г.г. имели хронические заболевания или
отклонения в физическом развитии среди детей
поступивших в детский сад – 22%
Анализ заболеваемости за этот период показал:
Возникла
необходимость
в
разработке
системы,
направленной
на
улучшение
здоровья детей.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт направлен на решение следующих задач:
•
Охрану
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
в
том
числе
их
эмоционального
благополучия;
•
Обеспечения равных возможностей
для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства
независимо
от
места
жительства,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических
и
других
особенностей
(в
том
числе
ограниченных
возможностей
здоровья);
•
Формирование общей культуры личности детей, в том
числе
ценностей
здорового
образа
жизни,
развития
их
с о ц и а л ь н ы х
н р а в с т в е н н ы х
э с т е т и ч е с к и х ,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
с амос тояте л ьн ос ти
и
отв е т с тв е н н ос ти
р е б е н к а ,
формирования предпосылок учебной деятельности;
•
Особенности вариативности и разнообразия содержания
Программы и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
•
Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано,
обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей.
Такая интеграция возможна только при условии реального
соединения в единое целое процессов обучения, воспитания
и развития.
В связи с этим актуальной становится интегрированное
включение здоровьесберегающих технологий в
образовательное пространство ДОУ.
Для полноценного физического развития детей,
реализации потребности в движении в дошкольном
учреждении созданы определенные условия:
Физкультурный зал
Спортивные островки в группах ДОУ
«Тренирующая полоса»
Лестница
(ходьба с физической
нагрузкой)
Беговая дорожка (50
м., с использованием
нетрадиционного
оборудования)
Лестница
(ходьба с физической
нагрузкой)
Физкультурный зал
(с
использованием полосы
препятствий)
Главный фактор -
учет состояния физического здоровья
детей и их потенциала.
Воспитательно-образовательный
процесс
строится
с
учётом
использования
различных
здоровьесберегающих
технологий.
Под
руководством
взрослых
ежедневно
проводятся
мероприятия,
способствующие
активизации
двигательной
деятельности.
Утренняя гимнастика
– это заряд бодрости на весь день, одно из
средств физического оздоровления детей.
Разнообразие форм проведения утренней
гимнастики
способствует
формированию интереса детей к ней:
•
ритмическая гимнастика
•
гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них
•
гимнастика состоящая из хороводов
•
cюжетные танцы
•
обыгрывание сюжетного стихотворения
•
подвижные игры
•
оздоровительный бег
•
гимнастика по интересам и игры
по желанию детей.
Физкультурные занятия.
Физкультурные занятия имеют разную форму организации в
зависимости от направленности обучения:
•
традиционные
•
игровые
•
сюжетно-игровые
•
тематические
•
интегрированные
•
тренировочного типа
•
занятия ритмической гимнастикой
•
занятия по интересам
•
занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
•
занятия – соревнования.
Занятия включают в себя следующие элементы:
Ритмопластика
позволяет детям раскрыть свой образ
через музыкально-ритмический комплекс, способствующий
распределению
нагрузки
на
все
группы
мышц
и
даёт
возможность детям перевоплощаться.
Применяем ритмопластику со среднего возраста.
Корригирующая
гимнастика
включается
в
различные
формы
физкультурно-оздоровительных
мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы
гимнастики после дневного сна.
Форма проведения зависит
от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения
носят
игровой,
сюжетный
характер,
способствуют
укреплению
мышц
спины,
плечевого
пояса,
брюшного
пресса – «мышечного корсета».
В
качестве
профилактики
опорно-двигательного
аппарата
мы используем игровые упражнения и элементы
ортопедической гимнастики.
Дыхательная
гимнастика
стала
неотъемлемой
частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы
дыхательной
гимнастики
способствуют
выработке
правильного
дыхания,
предупреждению
простудных
заболеваний.
Гимнастика для глаз
проводится ежедневно по 3-5
мин. в любое свободное время; в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки начиная с младшего
возраста.
Самомассаж
– способствует расслаблению мышц и
снятию нервно-эмоционального напряжения.
Точечный
самомассаж
–
используем
в
преддверии
эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное
время
начиная
со
старшего
возраста.
Проводится
под
контролем старшей медицинской сестры.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности
и
улучшения
работы
мозга
ежедневно
используем
пальчиковую гимнастику.
Гимнастика рекомендуется
всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок времени.
Подвижные и спортивные игры
проводятся
как
часть
физкультурного
занятия,
на
прогулке,
в
групповой
комнате. Игры подразделяем на малую и среднюю степени
подвижности.
Проводятся
ежедневно
во
всех
возрастных
группах.
Релаксация
–
является
необходимым
компонентом
физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей
и целей определяется ее интенсивность.
Музыкотерапия
-
используется
в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной
работы
(для
снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и т.д.).
Для развития у детей навыка концентрации, пластики,
координации
движений
используется
психогимнастика.
Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше
представить
тот
или
иной
образ
и
войти
в
него.
Эти
упражнения помогают создать на занятии положительный
эмоциональный
настрой,
устранить
замкнутость,
снять
усталость.
Для
проведения
психогимнастики
используем
технологию М.И.Чистяковой.
Для воздействия на межполушарное взаимодействие
и
д л я
у к р е п л е н и я
з д о р о в ь я
д е т е й
и с п о л ь з у е т с я
кинезиологическая
гимнастика,
которая
позволяет
комплексно
воздействовать
на
укрепление
и
сохранения
здоровья ребёнка. Проводится со старшей группы.
Для воспитания у детей потребности в занятии спортом,
ежемесячно
проводятся
развлечения,
спортивные
праздники
или
дни здоровья.
Р ациона л ьно
в
тече ние
дня
и с п о л ь зу ю т с я
физкультурные минутки
Начиная со старшего возраста во второй половине дня
под руководством педагога-психолога проводятся
игротреннинги, коммуникативные игры.
Деятельность строится по определенной схеме и состоит
из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности,
Ежедневно, после дневного сна, проводится
бодрящая
гимнастика.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках,
умывание; ходьба по дорожкам; легкий бег из группы в зал и
обратно с разницей температуры в помещениях.
В
с в о е й
р а б о т е
и с п о л ь з у е м
коррекционные
технологии:
Сказкотерапию
используем
для
психологической
терапевтической
и
развивающей
работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
групповое
рассказывание с обыгрыванием сюжета.
Технологии воздействия цветом
на ребенка.
Уделяем особое внимание цветовой гамме интерьера ДОУ.
Ц в е т
п о м о г а е т
с н я т ь
н а п р я ж е н и е
и
п о в ы с и т ь
эмоциональный настрой ребенка.
Наряду
с
традиционными
формами
двигательной
активности
используем
«ласковую
минутку»,
тренирующие
игровые
дорожки:
«тропинка
развлечений»,
«энергетическая
дорожка»,
тихие
тренажеры.
Время (час)
Содержание деятельности
Формы двигательной нагрузки
(ДН)
Время ДН
(мин)
с 7.00 до 8.00
Прием детей, совместная
деятельность воспитателя с детьми, игровая
деятельность.
Тренирующая игровая дорожка.
10
с 8.00 до 9.10
Утренняя гимнастика
Физические упражнения, упражнения на
дыхание, игровой массаж.
Оздоровительный бег.
15
5
Подготовка к завтраку, завтрак
Пальчиковая игра
2
Игровая деятельность детей
«Тропинка развлечений»,
3
подвижная игра
По желанию
детей (2-5)
с 9.10 до 11.00
Организованные занятия
Динамические паузы, физ.минутки,
пальчиковая гимнастика, упражнения по
коррекции зрения.
4
ФИЗО
Ритмика
Физические упражнения, массаж,
релаксация, подвижные игры
30
МУЗО
Ритмические движения, дыхательная
гимнастика, подвижные игры, пальчиковые
игры, имитационные упражнения.
15
с 11.00 до 12.15
Прогулка
Подвижные игры, коммуникативные
игры, физические упражнения.
до 30
с 12.15 до 13.00
Индивидуальная работа узких
специалистов (педагог-психолог,
ст.медсестра)
Динамические паузы, точечный
массаж, релаксация.
7
с 13.00 до 15.00
Подготовка ко сну, сон
с 15.00 до 16.10
Подъем детей.
Игровая деятельность.
Гимнастика после сна, ходьба по
корригирующей дорожке.
Подвижные игры,
«Тропинка развлечений»,
индивидуальные занятия на
тренажерах.
4 до 15
с 16.10 до 16.30
Занятия по интересам
Динамические паузы, физ.минутки,
упражнения на коррекцию зрения.
3
с 16.30. до 17.10
Подготовка к ужину, ужин
Подвижная игра.
5
с 17.10 до 18.00
Подготовка к прогулке, прогулка,
уход детей домой.
Подвижные игры, спортивные игры,
физические упражнения (индивидуальная
работа).
20
Модель режима двигательной активности детей в течение дня
Формы работы
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовит. группа
Подвижные игры во
время утреннего приема детей
Ежедневно 3 – 5 мин.
Ежедневно 5 – 7 мин.
Ежедневно 7– 10 ми.
Ежедневно 10– 12 мин.
Утренняя гимнастика
Ежедневно 3 – 5 мин.
Ежедневно 5 – 7 мин.
Ежедневно 7– 10 мин.
Ежедневно 10– 12 мин.
Физкультминутки
По необходимости на
обучающих занятиях 2 – 3 мин.
По необходимости на
обучающих занятиях
2 – 3 мин.
По необходимости на
обучающих занятиях
2 – 3 мин.
По необходимости на
обучающих занятиях
2 – 3 мин.
Релаксация
После всех обучающих
занятий 1 – 3 мин
После всех
обучающих занятий
1 – 3 мин
После всех
обучающих занятий
1 – 3 мин
После всех обучающих
занятий 1 – 3 мин
Музыкально-
ритмические движения
На Музо 6 – 8 мин.
На Музо 8 – 10 мин.
На Музо 10 – 12 мин.
На Музо 12 – 15 мин.
Физкультурные
занятия (2 в зале, 1 на воздухе)
3 раза в неделю
10 – 15 мин.
3 раза в неделю
15 – 20 мин.
3 раза в неделю
20 – 25 мин.
3 раза в неделю
25 – 30 мин.
Логоритмика
1 раз в неделю 15 мин.
1 раз в неделю
20 мин.
1 раз в неделю
25 мин.
1 раз в неделю
30 мин.
Коррекционная
физкультура:
♦ игровой стретчинг
♦ занятия на тренажерах
1 раз в неделю
15 мин.
1 раз в неделю
20 мин.
1 раз в неделю
25 мин.
1 раз в неделю
30 мин.
ЛФК (профилактика и
кор-рекция плоскостопия и
нарушений осанки)
По подгруппам 1 раз в
неделю 15 мин.
По подгруппам
2 раза в неделю 40
мин.
По подгруппам 2 раза
в неделю 40 мин.
По подгруппам
1 раз в неделю 30 мин.
Тренирующуя
игровая дорожка
Ежедневно
6 - 8 мин.
Ежедневно
8 - 10 мин.
Ежедневно
8 - 10 мин.
Ежедневно
10 - 12 мин.
Подвижные игры:
♦ сюжетные
♦бессюжетные
♦ игры-забавы
♦ соревнования
♦ эстафеты
♦ аттракционы
Ежедневно не менее двух
игр по 5 - 7 мин.
Ежедневно не менее
двух игр по 7 - 8 мин.
Ежедневно не менее
двух игр по 8 - 10 мин.
Ежедневно не менее
двух игр по 10 - 12 мин.
Игровые упражнения:
♦ зоркий глаз
♦ ловкие прыгуны
♦ подлезания
♦ пролезания
♦ перелезание
Ежедневно по
подгруппам 4 – 6 мин.
Ежедневно по
подгруппам 6 – 8 мин.
Ежедневно по
подгруппам 8 – 10 мин.
Ежедневно по
подгруппам 8 – 10 мин.
Оздоровительные
мероприятия:
♦ гимнастика
пробуждения
♦ дыхательная
гимнастика
♦ игровой массаж
Ежедневно 5 мин.
Ежедневно 6 мин.
Ежедневно 7 мин.
Ежедневно 8 мин.
Физические
упражнения и
игровые задания:
♦ игры с элементами
логоритмики
♦ артикуляционная
гимнастика
♦ пальчиковая
гимнастика
Ежедневно сочетая
упражнения по выбору 3 – 5 мин.
Ежедневно сочетая
упражнения по выбору 6 – 8
мин.
Ежедневно сочетая
упражнения по выбору 8 – 10
мин.
Ежедневно сочетая
упражнения по выбору 10 – 15
мин.
Психогимнастика
1 раз в неделю
3 – 5 мин.
1 раз в неделю
6 – 8 мин.
1 раз в неделю
8 – 10 мин.
1 раз в неделю
12 – 15 мин.
Физкультурный досуг
1 раз в месяц по
10 – 15 мин.
1 раз в месяц
по 15 – 20 мин.
1 раз в месяц
по 20 – 25 мин.
1 раз в месяц
по 25 – 30 мин.
Спортивный праздник
2 раза в год по
10 – 15 мин.
2 раза в год
по 15 – 20 мин.
2 раза в год
по 20 – 25 мин.
2 раза в год
по 25 – 30 мин.
Самостоятельная
двигательная деятельность детей
в течение дня
♦ Ежедневно.
♦ Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.
♦ Проводится под руководством воспитателя.
Модель физкультурно - оздоровительной работы
2013г.
2014г.
Количество заболеваний
187
132
Заболеваемость
1,2%
0,7%
Дети имеющие хронические
заболевания (болезни органов
дыхания, аллергические
заболевания, заболевания органов
пищеварения)
3,2%
2,5%
На сегодняшний день анализ заболеваемости показывает
постепенную, стабильную динамику снижения.
Только
внедрение
в
практику
здоровьесберегающих
тех н ол о ги й
и
с и с те м н ы й
п од ход
к
о р г а н и з а ц и и
физкультурно-оздоровительных мероприятий позволяет нам
эффективно осуществлять снижение уровня заболеваемости
детей в ДОУ и приобщать их к здоровому образу жизни.
Презентация подготовлена заведующим МКДОУ
д\с «Ёлочка»
Сливинской А. Ю.