Автор: Завьялова Валентина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Памятка по написанию сочинений в рамках ЕГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование
Не секрет, что особые трудности при сдаче ЕГЭ по русскому языку
вызывает выполнение задания С (работа над сочинением-рассуждением по
данному тексту).
Предлагаю памятку по написанию сочинения, следуя которой, каждый
ученик сможет справиться с данным этапом работы.
ПАМЯТКА
к выполнению задания 27 Единого государственного экзамена
1. Внимательно прочитайте текст и сведения об его авторе.
2.
Подумайте,
какие
вопросы
волнуют,
тревожат
или
радуют
автора
текста. Запишите их на черновик.
3.
Выберите
один
из
них,
на
ваш
взгляд,
наиболее
важный.
Вы
определили проблему.
4. Напишите вступление к вашему сочинению. Оно необходимо, так как
любая работа должна иметь начало и конец.
Вступление (2-3 предложения) может представлять собой:
- ряд риторических вопросов;
- сведения об авторе текста;
- ваши размышления, которые подвели бы к формулировке проблемы.
5. Сформулируйте проблему в форме вопроса или словосочетания.
Проблема (чего?) патриотизма, героизма, истинной дружбы, понимания
счастья, экологии родного языка, милосердия, чести, смысла жизни, отношения
человека к миру природы, назначения искусства и т.д.
Проблема (какая?) сложная, серьезная, острая, важная, актуальная и т.д.
Проблема (какая?) нравственная, философская, политическая, социальная,
экологическая, эстетическая.
Формулируя проблему, можно использовать следующие клише:
- «В данном тексте автор размышляет над проблемой…»
- «В центре внимания автора (какая?) проблема (чего?)…»
- «В своем тексте автор рассматривает (какую?) проблему (чего)…»
- «Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель (ФИО). Однако,
наиболее детально автор рассматривает проблему…»
6. Прокомментируйте проблему, то есть покажите как раскрывает ее в
тексте автор, проследите за ходом его размышлений. Постоянно ставьте перед
собой вопрос: что делает автор? Используйте при этом глаголы: подчеркивает,
останавливается,
задумывается,
сравнивает,
сопоставляет,
убеждает,
иронизирует,
анализирует,
доказывает.
Его
тревожит,
волнует,
возмущает,
радует…
Использование
этих
глаголов
поможет
вам
избежать
одной
из
распространенных ошибок – пересказа текста.
Начать комментарий можно так:
«Чтобы привлечь внимание к данному вопросу, автор…»
7. Определите авторскую позицию, при этом помните: проблема – вопрос,
который волнует автора, авторская позиция – ответ на этот вопрос, вывод,
который делает писатель в результате размышлений.
Если
возникнут
затруднения
в
определении
авторской
позиции,
прочитайте еще раз текст, задайтесь вопросом: зачем автор написал этот текст,
1
что он хотел сказать читателям? Ответ на этот вопрос поможет вам определить
авторскую позицию.
8. Запишите авторскую позицию в форме цитаты или своими словами,
используя клише:
−
«Размышляя над проблемой, автор приходит к выводу…»
−
«Позиция автора ясна…»
−
«Автор считает, что…»
9. Сформулируйте свою точку зрения, используя клише:
−
«Я согласен (не согласен) с автором текста…»
−
«Позиция автора мне близка и понятна…»
−
«Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…»
Обязательно
обоснуйте
свою
позицию:
почему
вы
согласны
(или
не
согласны)
с
автором,
можно
использовать
вводные
слова:
во-первых,
во-
вторых…Они придадут стройность вашей речи.
10. В доказательство своей точки зрения приведите аргументы (2); один
может быть из жизни, вашего опыта, средств массовой информации, другой – из
литературы, художественной, публицистической, научной. Яркая убедительная
цитата, точно и к месту приведенная пословица – это тоже аргумент.
11.
Чтобы
завершить
сочинение,
сделайте
вывод,
подведите
итог
сказанному (1-2 предложения).
12. Работа готова, но спешите переписывать ее на чистовик.
−
Прочитайте исходный текст и свою работу
−
Проследите, все ли элементы отражение:
вступление
формулировка проблемы
комментарий
авторская позиция
ваша точка зрения
вывод
−
Посмотрите
соблюдается
ли
абзацное
членение
текста,
нет
ли
нарушений
−
Убедитесь имеется ли логическая взаимосвязь между частями
вашей работы, переходы от одной мысли к другой.
−
Внимательно прочитайте текст сочинения еще раз, проверьте
каждое предложение на предмет речевых, орфографических, пунктуационных,
грамматических ошибок.
−
Аккуратно, не допуская неясностей при написании слов, букв,
перепишите свою работу на чистовик.
Успехов вам, выпускники!
2