Автор: Мезенцева Вера Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОГБУСО Центр помощи детям "Гармония" Населённый пункт: г.Черемхово, Иркутская область Наименование материала: Программа социально - педагогической направленности Тема: "Наш сад" Раздел: начальное образование
Областное государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшихся без
попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово.
Программа социально –
педагогической направленности
«Наш сад»
Автор: Козицина Т.Е.
Сетун О.В.
Мезенцева В.А
Черемхово
Пояснительная записка
Данная программа имеет эколого - биологическую направленность.
Программа «Наш сад» рассчитана на организацию детей начального,
среднего и старшего школьного возраста.
Актуальность.
Плодоводство - одна из важнейших отраслей
растениеводства,
обеспечивающая
население
плодами
и
ягодами.
Плоды
обладают
высокими
вкусовыми
качествами,
содержат
необходимые
для
питания человека углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества.
Прекрасен и многообразен мир плодовых и ягодных культур наших садов.
Выращивать их очень интересно, но довольно трудно. Ведь растения - живые
организмы
со
своими
тайнами.
И
чтобы
правильно
ухаживать
за
ними,
необходимо
владеть
агротехническими
приемами
плодовых
и
ягодных
растений, способами защиты их от вредителей и болезней, уметь собирать
урожай и хранить его.
Программа рассчитана
для детей от 7 до 15 лет, интересующихся
естественными науками.
Программа первого года обучения рассчитана на 45 часов. В течение
первого года обучения учащиеся более близко знакомятся с природой родного
края:
разнообразием
растений
и
животным
миром,
современным
ее
состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Программу первого
года обучения можно изучать и с детьми в возрасте 7 лет детского сада.
Программа второго года обучения рассчитана на 41 час. На протяжении
второго года обучения дети знакомятся с агротехникой выращивания ягодных
культур и продолжают узнавать природу родного края.
Программа третьего года обучения углубляет и расширяет знания,
полученные на второй год обучения, основное внимание уделяется изучению
агротехники
выращивания
плодовых
культур
и
методике
ускоренного
размножения.
Учащиеся
знакомятся
с
элементами
садового
дизайна.
Программа рассчитана на 43 часа.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятия- 1-2
часа.
Полученные знания углубляют и расширяют кругозор по биологии,
ботанике,
истории,
прививают
интерес
и
любовь
к
сельскому
хозяйству,
практические умения и навыки по выращиванию растений.
Главное внимание в объединении уделяется изучению природы родного
края
(Иркутской
области),
методов
получения
высоких
урожаев
и
экологически
чистых
плодов
и
ягод,
опытнической
и
исследовательской
работе.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Новизна программы .
Данная программа отличается от других в том, что учащиеся изучают не
только агротехнику плодово- ягодных культур, но и знакомятся с элементами
садового
дизайна.
Экологическое
воспитание
учащихся
сегодня
является
одной из важнейших задач общества, поэтому в программе на протяжении
всего обучения представлен экологический блок. Предлагаемый материал о
природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается
новизной. Он предполагает расширение знаний по краеведению.
Логическое построение программы учитывает постоянное нарастание
сложности знаний и умений. Учебные занятия и практическая работа при
реализации
данной
программы
способствует
развитию
самостоятельного,
логического мышления учащихся.
В
работе
объединения
предусмотрено
широкое
участие
членов
объединения в подготовке и проведению массовых мероприятий: Праздника
Урожая, Дня экологических знаний, Дня птиц, Дня матери, конференций,
слетов, выставок.
Результативность .
Результативность
и
целесообразность
работы
по
программе «Наш сад» выявляется с помощью комплекса диагностической
методики;
в
конце
каждого
года
обучения
проводится
тестирование
и
анкетирование учащихся; в течение учебного года осуществляется
анализ
творческих
работ
детей.
Формами
подведения
итогов
и
результатов
реализации программы выступают традиционные экологические праздники:
«День
экологических
знаний».
«Праздник
урожая»,
«День
птиц»,
«День
Земли» и др.
Цель программы:
Формирование компетентной творческой личности, способной не только
получать знания в области садоводства, но и успешно использовать их в
своей
практической
жизни,
в
процессе
работы
на
своем
приусадебном
участке, осуществление действенной заботы об окружающей среде.
Задачи программы.
Обучающие:
1.
Познакомить
с
многообразием
плодово-ягодных
культур,
с
агротехникой выращивания посадочного материала;
2.
Расширять знания детей об окружающем мире;
3.
Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека;
4.
Познакомить с видовым составом растений своей области; животным
миром родного края.
Развивающие:
1.
Развивать общие исследовательские навыки (организация наблюдений,
ведение записей исследования);
2.
Развивать
познавательный
интерес
обучающихся
с
помощью
дополнительной справочной, специальной и научной литературы;
3.
Развивать самостоятельность и интерес к исследовательской работе;
4.
Формировать навыки правильного поведения в природе;
5.
Развивать знания и умения по оценке и прогнозированию состояния
охраны природы.
Воспитательные:
1.Формировать нравственную экологическую позицию личности.
2.Воспитывать культуру общения, труда;
3.Воспитывать
экологическую
культуру,
стремление
улучшать
экологическое состояние окружающей среды.
Деятельность, используемые методы.
Формы проведения занятий:
Лекция
-
используется
на
занятиях,
тематика
которых
связана
с
изучением основных положений предмета.
Практическое занятие- форма обучения, при которой обучающиеся по
заданию и под руководством руководителя выполняют практические
работы.
Нетрадиционная - турнир, занятие-путешествие, занятие - фантазия.
Праздники.
Экскурсии.
Творческие выставки работ.
Формы работы с детьми:
1.
Индивидуальная;
2.
Фронтальная;
3.
Групповая – при проведении лабораторно–практических занятий;
Методы работы с детьми:
По источнику знаний:
1.
Словесный метод – лекция;
2.
Практический метод – практические работы, игры;
3.
Наглядный метод – иллюстрации, наблюдения, натуральные объекты.
По характеру познавательной деятельности используется:
1.
Репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности;
2.
Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом;
3.
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
4.
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию.
Методы оценки эффективности программы:
1. Собеседование - вводное
2 . Анкетирование – вводное, промежуточное, итоговое
3. Опрос - вводное, промежуточное, итоговое
4. Тестирование
5. Наблюдение
6. Доклад, реферат,
7. Творческие работы.
Тематический план программы
первого года обучения объединения «Наш сад»
№
п/п
Наименование темы
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводная часть
2
1
1
2
Растительный мир. Растения
родного края
9
4
5
3
Животный мир родного края
6
2
4
4
Обитатели воздушного
пространства
5
2
3
5
Зеленая аптека
6
2
4
6
Весна в природе
6
2
4
7
Весенние работы на учебно-
опытном участке
4
1
3
8
Охрана природы родного края
7
3
4
Итого
45
17
28
Тематический план программы
второго года обучения объединения «Наш сад»
№
п/п
Наименование темы
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводная часть
2
1
1
2.
Осенние работы в саду
6
1
5
3.
Ягодный коктейль
6
3
3
4.
Плодородие почвы - основа
высокого урожая
3
1
2
5.
Неживое в природе
3
1
2
6
Зимние работы в саду
2
1
1
7
Удивительный мир животных
4
2
2
8
Вредители и болезни ягодных
культур
3
1
2
9
Судьба природы - наша судьба
5
2
3
10
И весна войдет в сад
5
1
4
11
Подведение итогов
2
-
2
Итого
41
14
27
Тематический план программы
третьего года обучения объединения «Наш сад»
№
п/п
Наименование темы
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводная часть
2
1
1
2.
Осенние работы в саду
5
1
4
3.
Жизнь растений
6
3
3
4.
Растительный мир сада
7
4
3
5.
Растим плодовый сад
4
1
3
6.
Судьба природы - наша судьба
13
4
9
7.
И весна войдет в сад
3
1
2
8.
Подведение итогов
2
-
2
Итого
42
15
27
Тематический план программы
четвертого года обучения объединения «Наш сад»
№
п/п
Наименование темы
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводная часть
2
1
1
2
Растения родного края
8
3
5
3
Животный мир родного края
7
3
4
4
Птицы – наши друзья
6
3
3
5
Лекарственные растения
4
2
2
6
Байкальские заповедники
7
4
3
7
Весна в природе
4
1
3
8
Забота о природе родного края
7
3
4
Итого
45
20
25
Тематический план программы
пятого года обучения объединения «Наш сад»
№
п/п
Наименование темы
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводная часть
2
1
1
2.
Осенние работы в саду
6
1
5
3.
Ягоды в саду
6
3
3
4.
Плодородие почвы - основа
высокого урожая
3
1
2
5.
Неживое в природе
3
1
2
6
Зима в саду
2
1
1
7
Удивительные животные
4
2
2
8
Байкал – наше достояние
3
1
2
9
Охрана природы - наша задача
5
2
3
10
И весна войдет в сад
5
1
4
11
Подведение итогов
2
-
2
Итого
41
14
27
Содержание программы первого года обучения
работа .
Экскурсия
по
отделам
ДЭБЦ,
в
музей
охраны природы.
2.
Растительный мир. Растения родного края. 9 часов (4-5)
Растительный мир. Растения Байкала. Комнатные растения. Травы,
лекарственные растения. Осенние краски природы.
Практическая
часть .
Викторина
«Деревья
в
лесу».
Игры
на
выявление знаний о растениях «Зачем я нужен?», «Узнай по описанию»,
«Угадай растение по силуэтам». Игровая программа « Осенняя пора».
Экскурсия в парк «Краски и звуки зимы». Игра - прогулка «Растения –
наши друзья».
3.
Животный мир родного края. 6 часов (2-4)
Животный мир Байкала.
Практическая часть . Экскурсия в зоологический отдел ДЭБЦ.
Дидактическая игра « Узнай по описанию животного». Просмотрфильма:
«Животные Байкала». Экскурсия«Следы животных».
4. Обитатели воздушного пространства родного края. 5 часов(2-3)
Птицы - помощники. Птицы – наши друзья.
Практическая часть . Экскурсия «Следы птиц на снегу».
Изготовление кормушек. Просмотр мультфильма «Будь здоров, зеленый лес».
5.Зеленая аптека. 6 часов(2-4)
Нам
он
как
друг
хороший
–
рассказ
о
подорожнике.
«Сорняк.
Лекарство. Витамин»- одуванчик.
Практическая часть . Игра «Приключения Витаминки». Игра -
драматизация
«Там
на
речке,
где
лесок».
Игра –
прогулка
«Лекарственные растения». Итоговое занятие – игра «Заколдованная
страна».
6. Весна в природе. 6 часов(2-4)
Для чего цветет цветок? Замечательное вещество – вода.
Практическая часть .
Экскурсия «Жизнь растений весной». Игра
«Путешествие капельки». Итоговое занятие - игра «Зеленый шум».
7.Весенние работы на учебно – опытном участке. 4 часа(1-3)
Виды работ на участке. Значение обработки почвы.
Практическая часть. Экскурсия на УОУ (виды весенних работ).
Уход за рассадой.
8. Охрана природы родного края. 7 часов(3-4)
Исчезающие растения и животные родного края. Окружающая нас
природа. Экология и мы.
Практическая часть .
КВН «Мы – юные экологи». Просмотр
видеофильмов «Чудеса природы». Экскурсия «Земля – наш дом» Акция
«Мы – защитники природы!». Итоговая диагностика.
работа .
Экскурсия
по
отделам
ДЭБЦ,
в
музей
охраны природы.
2.Растения осенью. Осенние работы в саду. 6 часов(1-5)
Виды
осенних
работ
на
участке
ягодников.
Значение
осенней
обработки почвы.
Практическая часть . Уборка опавших листьев. Перекопка на УОУ.
Экскурсия
«Осенние
изменения
в
природе».
Экскурсия
в
парк
«Удивительные листья». КВН «Путешествие по осени».
3.Ягодный коктейль. 6 часов(3-3)
Значение и разнообразие ягодных культур, их биологические
особенности. Размножение ягодных культур.
Практическая часть . Экскурсия по участку ягодников. Подготовка
семян к посеву. Викторина «Найди пару». Итоговое занятие - викторина
«Плодово-ягодные культуры».
4.Плодородие почвы - основа высокого урожая. 3 часа(1-2)
Почва как среда обитания животных и микроорганизмов.
Экологические факторы загрязнения почв.
Практическая часть . Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».
5. Неживое в природе. 3 часа(1-2)
Погода и климат. Диалоги с неживой природой.
Практическая часть. Игра «Синоптики сообщают». Конкурс рисунков
«Я в неживой природе».
6. Зимние работы в саду. 2 часа(1-1)
Виды зимних работ на участке ягодников.
Практическая часть. Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».
7. Удивительный мир животных. 4 часа(2-2)
Беседа «Кошка и собака - друзья человека». Животный мир родного
края (путешествие по страницам Красной книги»)
Практическая часть . Игровое занятие «Этот удивительный мир
животных». Работа с тестами «Что вперед?»
8. Болезни и вредители ягодных культур. 3 часа(1-2)
Меры борьбы с вредителями. Привлечение птиц и полезных
насекомых в борьбе с вредителями.
Практическая часть . Подкормка птиц. Итоговое занятие в игре «Что,
где, когда?».
9. Судьба природы - наша судьба. 5 часов(2-3)
Влияние экологии на живую и неживую природу. Лесные сообщества.
Что просила передать неживая природа?
Практическая часть . Работа с тестами «Что я знаю об экологии».
Составление
экологических
памяток.
Акция
«Мы
против
мусора!».
Конкурс рисунков «Я в неживой природе».
10. И весна войдет в сад. 5 часов(1-4)
Виды весенних работ на участке ягодников. Размножение ягодных
кустарников.
Практическая часть. Освоение методики черенкования. Уход за
рассадой. Экскурсии «Весенние изменения в природе», «К нам пришел
цветущий май». Конкурс рисунков на тему «Цветущие сады».
11.Подведение итогов. 2 часа
Практическая
часть.
Игра
«Ягодный
калейдоскоп».
Игровое
занятие «Природа едина». Итоговое тестирование.
Программа третьего года обучения
1.
Вводная часть. 2 часа(1-1)
Вводное
занятие.
Ознакомление
с
планами,
правилами
поведения,
техникой безопасности, профориентация.
Практическая работа . Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны
природы.
2.
Осень. Осенние работы в саду. 5 часов(1-4)
Виды осенних работ на учебно-опытном участке. Готовим почву.
Практическая часть . Уборка УОУ (сбор мусора, листьев). Подготовка
сада к зиме. Обрезка ягодных кустарников. Обрезка плодовых деревьев.
Экскурсия
«Осенние
изменения
в
жизни
растений».
Праздник
осени
«Времена года на Земле»
3. Жизнь растений. 8 часов (3-5)
Связь растений с почвой. Жизнь и питание растений. Комнатные
растения: причины возникновения болезней и поражения, вызванные
неблагоприятным воздействием окружающей среды. Размножение
комнатных растений.
Практическая часть. Уход за цветами. Пересадка растений. Викторина
«Жизнь растений». Экскурсия «Зима в жизни растений»
4. Растительный мир сада. 7 часов (4-3)
Растительный мир (травы, кустарники, деревья), разнообразие растений.
Лекарственные
травы,
их
роль
для
человека.
Сорные
и
ядовитые
растения. Где мы растем и почему? Разнообразие ягод.
Практическая часть . Викторина «Зеленый мир вокруг нас». Конкурс
рисунков «Культурные растения». Игра «Чем полезны ягоды?».
5. Растим плодовый сад. 4 часа (1-3)
Мичурин - великий преобразователь природы.
Практическая часть . Подготовка посадочных ям. Посадка саженцев.
Викторина «Азбука витаминов».
6. Судьба природы - наша судьба. 13 часов (4-9)
Экология и ее место среди других наук. Причины исчезновения животных
и растений. Уникальное озеро Байкал. Национальные парки на Байкале.
Заповедники на Байкале. Путешествие по страницам Красной книги.
Практическая
часть .
Решение экологических задач. Экологические
игры
«Счастливый
случай»,
«Родная
природа».
Просмотр
фильма
«Байкальские фантазии». Игра - путешествие «Растительный и животный
мир Прибайкальского и забайкальского национальных парков». Экскурсия
«Лесное сообщество». Игра-путешествие «В гостях у жителей лесного
царства». Создание экологического проекта «Почему нужно защищать
природу?»
7. И весна войдет в сад. 5 часов (1-4)
Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников.
Практическая
часть.
Экскурсия
«Весна
в
природе».
Экскурсия
«Наблюдаем за птицами».
8. Подведение итогов. 2 часа
Практическая часть . Конкурсная программа «Природа - наш друг».
Итоговая диагностика.
Содержание программы четвертого года обучения
1. Вводная часть. 2 часа(1-1)
Вводное занятие. Ознакомление с планами, правилами поведения,
техникой безопасности, историей ДЭБЦ.
Практическая работа . Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны
природы.
2. Растения родного края. 8 часов (3-5)
Растительный мир. Растения Байкала. Комнатные растения. Осенние
краски природы.
Практическая часть . Викторина«Деревья в лесу». Игры на выявление
знаний
о
растениях
«Зачем
нужны
растения?».
Игровая
программа
«
Осенняя пора». Экскурсия в парк «Краски и звуки зимы». Игра - прогулка
«Растения – наши друзья».
3.
Животный мир родного края. 7 часов (3-4)
Животные сибирского леса.
Практическая часть . Экскурсия в зоологический отдел ДЭБЦ.
Просмотр
фильма:
«Животный
мир
Байкала».
Экскурсия
«Следы
животных».
4. Птицы – наши друзья. 6 часов(3-3)
Птицы – обитатели воздушного пространства. Птицы - помощники.
Птицы – наши друзья.
Практическая часть . Экскурсия «Следы птиц на снегу». Акция
«Птицам нужны кормушки». Просмотр мультфильма «Лесная история».
5. Лекарственные растения. 4 часа(2-2)
Нам он как друг хороший – рассказ о подорожнике. «Сорняк. Лекарство.
Витамин» – одуванчик.
Практическая часть .
Игра
«Приключения
Витаминки».
Игра –
прогулка «Лекарственные растения».
6. Байкальские заповедники. 7 часов(4-3)
Байкало-Ленский
заповедник.
Байкальский
государственный
заповедник. Баргузинский биосферный заповедник.
Практическая часть . Экскурсияв Байкальский музей минералов. Игра
«Путешествие капельки». Игра «Зеленый шум».
7. Весна в природе. 4 часа(1-3)
Для чего цветет цветок? Замечательное вещество – вода.
Практическая часть. Экскурсия на УОУ (виды весенних работ).
Значение обработки почвы. Уход за рассадой.
8. Забота о природе родного края. 7 часов(3-4)
Исчезающие растения и животные родного края. Окружающая нас
природа. Экология и мы.
Практическая часть . Просмотр видеофильмов «Чудеса природы».
Экскурсия
«Земля
–
наш
дом»
Акция
«Мы
–
защитники
природы!».
Итоговая диагностика.
работа .
Экскурсия
по
отделам
ДЭБЦ,
в
музей
охраны природы.
2.Растения осенью. Осенние работы в саду. 6 часов(1-5)
Виды
осенних
работ
на
участке
ягодников.
Значение
осенней
обработки почвы.
Практическая часть . Уборка опавших листьев. Перекопка на УОУ.
Экскурсия
«Осенние
изменения
в
природе».
Экскурсия
в
парк
«Удивительные листья». КВН «Путешествие по осени».
3.Ягодный коктейль. 6 часов(3-3)
Значение и разнообразие ягодных культур, их биологические
особенности. Размножение ягодных культур.
Практическая часть . Экскурсия по участку ягодников. Подготовка
семян к посеву. Викторина «Найди пару». Итоговое занятие - викторина
«Плодово-ягодные культуры».
4.Плодородие почвы - основа высокого урожая. 3 часа(1-2)
Почва как среда обитания животных и микроорганизмов.
Экологические факторы загрязнения почв.
Практическая часть . Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».
5. Неживое в природе. 3 часа(1-2)
Погода и климат. Диалоги с неживой природой.
Практическая часть. Игра «Синоптики сообщают». Конкурс рисунков
«Я в неживой природе».
6. Зимние работы в саду. 2 часа(1-1)
Виды зимних работ на участке ягодников.
Практическая часть. Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».
7. Удивительный мир животных. 4 часа(2-2)
Беседа «Кошка и собака - друзья человека». Животный мир родного
края (путешествие по страницам Красной книги»)
Практическая часть . Игровое занятие «Этот удивительный мир
животных». Работа с тестами «Что вперед?»
8. Болезни и вредители ягодных культур. 3 часа(1-2)
Меры борьбы с вредителями. Привлечение птиц и полезных
насекомых в борьбе с вредителями.
Практическая часть . Подкормка птиц. Итоговое занятие в игре «Что,
где, когда?».
9. Судьба природы - наша судьба. 5 часов(2-3)
Влияние экологии на живую и неживую природу. Лесные сообщества.
Что просила передать неживая природа?
Практическая часть . Работа с тестами «Что я знаю об экологии».
Составление
экологических
памяток.
Акция
«Мы
против
мусора!».
Конкурс рисунков «Я в неживой природе».
10. И весна войдет в сад. 5 часов(1-4)
Виды весенних работ на участке ягодников. Размножение ягодных
кустарников.
Практическая часть. Освоение методики черенкования. Уход за
рассадой. Экскурсии «Весенние изменения в природе», «К нам пришел
цветущий май». Конкурс рисунков на тему «Цветущие сады».
11.Подведение итогов. 2 часа
Практическая
часть.
Игра
«Ягодный
калейдоскоп».
Игровое
занятие «Природа едина». Итоговое тестирование.
Литература
1.
Бейкер Х. «Плодовые культуры» - М.:Мир,1986.
2.
Газета «Сезон удачи», 2009.
3.
«Защита растений на приусадебном участке» - М.: «Московский
рабочий», 1972.
4.
«Защита растений от болезней» М.:Колос, 2003.
5.
Корчагин В.Н. «Защита сада от вредителей и болезней» - М.:Колос,
1971.
6.
Капелев И.Г., Кибалов П.И. «Селекция и семеноводство овощных и
плодовых культур» М.: Колос,1968.
7.
Курдюмов Н.И. «Умный сад в подробностях» - Ростов н/Д:
Издательский дом «Владис», 2007.
8.
Кудрявец Р.П. «Основы агротехники плодовых культур» - М.:
Просвещение, 1991.
9.
Миттлайдер Д.Р. «Курс овощеводства по Миттлайдеру» 2 - п.Заокский,
1992.
10.Мамаев К.А. «Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных и
овощных культур» - М.: Колос, 1976.
11.Приложение к газете «6 соток» - «Ваш сад. Обрезка без ошибок» - М.:
март 2008.
12.Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: «Просвещение»,
1975.
13.Поплева Е.Ю. «Планировка и обустройство сада. Легко и просто» - М.:
ЗАО «Фиттон+»,2005.
14.Травникова В.В. «Биологические экскурсии» - СПб: «Паритет», 2002.
15.Хессайон Д.Г. «Все о декоративных деревьях и кустарниках»
-Издательство «Кладезь- Букс»,2007.
Литература для детей
1.
Коваленко В.Ф. «Юному плодоводу» - М.: «Просвещение».
2.
Мини-энциклопедия «Комнатные растения» - ООО «Издательство
Астрель», 2001.
3.
Поплева Е.Ю. «Планировка и обустройство сада. Легко и просто» М.:
ЗАО «Фиттон+»,2005.
4.
Энциклопедия «Я познаю мир» Растения» –Минск, 1996(1985).
Методическое обеспечение программы
Методические разработки:
1.
Разработка открытых занятий «Жемчужина Сибири - Байкал»,
КВН «Мы - юные экологи», «Что просила передать неживая
природа?», «Что за наука Экология?», «Что я знаю об экологии».
2.
Разработка занятия «Путешествие капельки», «Влияние экологии
на живую и неживую природу».
3.
Методическая разработка «Бабушкины посиделки».
4.
Методическая разработка занятия «Экология и мы», «Животный
мир родного края(путешествие по страницам Красной книги).
5.
Разработка воспитательного мероприятия «Зелёный мир вокруг
нас».
6.
Методическая разработка «День весенних птиц».
Дидактические карточки по темам:
1.
Уголок нашей природы : «Кто где живет», «У кого что?», опорная
карта «Узнай и расскажи».
2.
Наши животные : «Угадай животное», «Кто что ест», «Что сначала?
Что потом?», «Узнай животное», «Третий лишний», «Кто чем
защищается?»
3.
Птицы: «Кто где гнездится?», «Зимняя столовая», «Перелетные или
зимующие», «Кто чем защищается?».
4.
Насекомые: «Кто где спрятался?», «Что сначала? Что потом?».
5.
Рост и развитие растений : «Что сначала? Что потом?», опорная
карта «Узнай и расскажи».
6.
Лес как экосистема : « Пищевые цепочки», «Этажи леса».
7.
Охрана природы : «Что дает природа человеку?», «Экологические
знаки», «Почему они исчезают?», «Красная книга».
Викторины:
1.Утиная история.
2.Божьи коровки.
3.Удивительное рядом.
Викторина «Божьи коровки»
1.
Сколько лапок у божьей коровки? - 6 лапок
2.
Почему
божья
коровка
окрашена
в
яркий
цвет?
– несъедобна,
выделяет
жидкость
с
неприятным
запахом,
враги
обходят
стороной.
3.
Как коровке удается провести недруга? – перекатывается на спину,
складывает лапки и притворяется мертвой.
4.
Назовите врагов божьей коровки? – птицы, другие насекомые
5.
Как различают виды божьих коровок? – различают в основном по
количеству пятен на их спинках.
6.
Какой вид божьих коровок можно встретить в нашей стране? –
семиточечную, с семью пятнышками.
7.
Чем питается божья коровка? – насекомыми, тлей.
8.
Любимая пища божьи коровки? – сладкий сок, который выделяет
тля.
9.
С
помощью
чего
божья
коровка
находит
тлю?
-
с
помощью
крошечных глаз и усиков.
10.Все ли коровки питаются тлей? – нет, черная божья коровка любит
паутинных клещиков.
11.С помощью чего летает божья коровка? – с помощью прозрачных
крыльев.
12.Где они спрятаны? – под жесткими надкрыльями- чехлами.
13.Какое расстояние может пролететь божья коровка в поисках пищи? -
80 км.
14.Почему божья коровка летает неохотно? –могут поймать в полете,
не заметив яркую окраску.
15.Что такое кладка? – яйца, отложенные за один раз коровкой.
16.Сколько яиц откладывает самка? – (200- 400 яиц)
17.Сколько
поколений
успевает
развиться
в
течение
лета?
– два
поколения.
18.Из
чего
устраивает
себе
помещение
божья
коровка?
– из
покоробившихся листьев.
19.Куда
откладывает
яйца
божья
коровка?
– тенистый
уголок
на
нижней части листа со множеством тли.
20.Зачем коровка подвешивает яйца на нижнюю часть листа? – чтобы
враги не обнаружили кладку.
21.Какого цвета яйца о божьей коровки? – ярко- желтого.
22.Сколько тли поглощают личинки за день? -
от 60 до ста взрослых
особей.
23.Почему так прожорливы личинки? – чтобы скорее вырасти.
24.Почему
личинки
становятся
добычей
других
насекомых?
– нет
отпугивающей окраски, не выделяют жидкость.
25.Назовите стадии развития насекомого? – яйцо- личинка- куколка-
взрослое насекомое.
26.Как проводит зиму божья коровка и где? – в коре деревьев, куче
опавшей листвы, щелях камней стаями спят всю зиму.
27.Живут ли божьи коровки в неволе? – нет, поэтому их лучше не
ловить.
28.Что произойдет, если исчезнут коровки? – увеличится количество
тли и клещей.