Напоминание

"Наш сад"


Автор: Мезенцева Вера Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБУСО Центр помощи детям "Гармония"
Населённый пункт: г.Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: Программа социально - педагогической направленности
Тема: "Наш сад"
Раздел: начальное образование





Назад




Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово.
Программа социально –

педагогической направленности

«Наш сад»

Автор: Козицина Т.Е.

Сетун О.В.

Мезенцева В.А

Черемхово Пояснительная записка Данная программа имеет эколого - биологическую направленность. Программа «Наш сад» рассчитана на организацию детей начального, среднего и старшего школьного возраста.
Актуальность.
Плодоводство - одна из важнейших отраслей растениеводства, обеспечивающая население плодами и ягодами. Плоды обладают высокими вкусовыми качествами, содержат необходимые для питания человека углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Прекрасен и многообразен мир плодовых и ягодных культур наших садов. Выращивать их очень интересно, но довольно трудно. Ведь растения - живые организмы со своими тайнами. И чтобы правильно ухаживать за ними, необходимо владеть агротехническими приемами плодовых и ягодных растений, способами защиты их от вредителей и болезней, уметь собирать урожай и хранить его. Программа рассчитана для детей от 7 до 15 лет, интересующихся естественными науками. Программа первого года обучения рассчитана на 45 часов. В течение первого года обучения учащиеся более близко знакомятся с природой родного края: разнообразием растений и животным миром, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Программу первого года обучения можно изучать и с детьми в возрасте 7 лет детского сада. Программа второго года обучения рассчитана на 41 час. На протяжении второго года обучения дети знакомятся с агротехникой выращивания ягодных культур и продолжают узнавать природу родного края. Программа третьего года обучения углубляет и расширяет знания, полученные на второй год обучения, основное внимание уделяется изучению агротехники выращивания плодовых культур и методике ускоренного размножения. Учащиеся знакомятся с элементами садового дизайна. Программа рассчитана на 43 часа. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятия- 1-2 часа. Полученные знания углубляют и расширяют кругозор по биологии, ботанике, истории, прививают интерес и любовь к сельскому хозяйству, практические умения и навыки по выращиванию растений. Главное внимание в объединении уделяется изучению природы родного края (Иркутской области), методов получения высоких урожаев и экологически чистых плодов и ягод, опытнической и исследовательской работе.
Основные принципы
содержания программы:  принцип единства сознания и деятельности;
 принцип личностной ориентации;  принцип системности и целостности;  принцип экологического гуманизма;  принцип краеведческий;  принцип практической направленности.
Новизна программы
. Данная программа отличается от других в том, что учащиеся изучают не только агротехнику плодово- ягодных культур, но и знакомятся с элементами садового дизайна. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, поэтому в программе на протяжении всего обучения представлен экологический блок. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение знаний по краеведению. Логическое построение программы учитывает постоянное нарастание сложности знаний и умений. Учебные занятия и практическая работа при реализации данной программы способствует развитию самостоятельного, логического мышления учащихся. В работе объединения предусмотрено широкое участие членов объединения в подготовке и проведению массовых мероприятий: Праздника Урожая, Дня экологических знаний, Дня птиц, Дня матери, конференций, слетов, выставок.
Результативность
. Результативность и целесообразность работы по программе «Наш сад» выявляется с помощью комплекса диагностической методики; в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся; в течение учебного года осуществляется анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: «День экологических знаний». «Праздник урожая», «День птиц», «День Земли» и др.
Цель программы:
Формирование компетентной творческой личности, способной не только получать знания в области садоводства, но и успешно использовать их в своей практической жизни, в процессе работы на своем приусадебном участке, осуществление действенной заботы об окружающей среде.
Задачи программы.

Обучающие:
1. Познакомить с многообразием плодово-ягодных культур, с агротехникой выращивания посадочного материала; 2. Расширять знания детей об окружающем мире; 3. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
4. Познакомить с видовым составом растений своей области; животным миром родного края.
Развивающие:
1. Развивать общие исследовательские навыки (организация наблюдений, ведение записей исследования); 2. Развивать познавательный интерес обучающихся с помощью дополнительной справочной, специальной и научной литературы; 3. Развивать самостоятельность и интерес к исследовательской работе; 4. Формировать навыки правильного поведения в природе; 5. Развивать знания и умения по оценке и прогнозированию состояния охраны природы.
Воспитательные:
1.Формировать нравственную экологическую позицию личности. 2.Воспитывать культуру общения, труда; 3.Воспитывать экологическую культуру, стремление улучшать экологическое состояние окружающей среды.
Деятельность, используемые методы.

Формы проведения занятий:
 Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений предмета.  Практическое занятие- форма обучения, при которой обучающиеся по заданию и под руководством руководителя выполняют практические работы.  Нетрадиционная - турнир, занятие-путешествие, занятие - фантазия.  Праздники.  Экскурсии.  Творческие выставки работ.
Формы работы с детьми:
1. Индивидуальная; 2. Фронтальная; 3. Групповая – при проведении лабораторно–практических занятий;
Методы работы с детьми:
По источнику знаний: 1. Словесный метод – лекция; 2. Практический метод – практические работы, игры; 3. Наглядный метод – иллюстрации, наблюдения, натуральные объекты. По характеру познавательной деятельности используется:
1. Репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; 2. Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; 3. Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; 4. Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Методы оценки эффективности программы:
1. Собеседование - вводное 2
.
Анкетирование – вводное, промежуточное, итоговое 3. Опрос - вводное, промежуточное, итоговое 4. Тестирование 5. Наблюдение 6. Доклад, реферат, 7. Творческие работы. Тематический план программы
первого года обучения объединения «Наш сад»


п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика
1. Вводная часть 2 1 1 2 Растительный мир. Растения родного края 9 4 5 3 Животный мир родного края 6 2 4 4 Обитатели воздушного пространства 5 2 3 5 Зеленая аптека 6 2 4 6 Весна в природе 6 2 4 7 Весенние работы на учебно- опытном участке 4 1 3 8 Охрана природы родного края 7 3 4 Итого 45 17 28 Тематический план программы
второго года обучения объединения «Наш сад»


п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика
1. Вводная часть 2 1 1 2. Осенние работы в саду 6 1 5 3. Ягодный коктейль 6 3 3 4. Плодородие почвы - основа высокого урожая 3 1 2 5. Неживое в природе 3 1 2 6 Зимние работы в саду 2 1 1 7 Удивительный мир животных 4 2 2 8 Вредители и болезни ягодных культур 3 1 2 9 Судьба природы - наша судьба 5 2 3 10 И весна войдет в сад 5 1 4 11 Подведение итогов 2 - 2 Итого 41 14 27 Тематический план программы
третьего года обучения объединения «Наш сад»


п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика
1. Вводная часть 2 1 1 2. Осенние работы в саду 5 1 4 3. Жизнь растений 6 3 3 4. Растительный мир сада 7 4 3 5. Растим плодовый сад 4 1 3 6. Судьба природы - наша судьба 13 4 9 7. И весна войдет в сад 3 1 2 8. Подведение итогов 2 - 2 Итого 42 15 27 Тематический план программы
четвертого года обучения объединения «Наш сад»


п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика
1. Вводная часть 2 1 1 2 Растения родного края 8 3 5 3 Животный мир родного края 7 3 4 4 Птицы – наши друзья 6 3 3 5 Лекарственные растения 4 2 2 6 Байкальские заповедники 7 4 3 7 Весна в природе 4 1 3 8 Забота о природе родного края 7 3 4 Итого 45 20 25 Тематический план программы
пятого года обучения объединения «Наш сад»


п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика
1. Вводная часть 2 1 1 2. Осенние работы в саду 6 1 5 3. Ягоды в саду 6 3 3 4. Плодородие почвы - основа высокого урожая 3 1 2 5. Неживое в природе 3 1 2 6 Зима в саду 2 1 1 7 Удивительные животные 4 2 2 8 Байкал – наше достояние 3 1 2 9 Охрана природы - наша задача 5 2 3 10 И весна войдет в сад 5 1 4 11 Подведение итогов 2 - 2 Итого 41 14 27
Содержание программы первого года обучения

1.
Вводная часть. 2 часа(1-1)
Вводное занятие. Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности, историей ДЭБЦ.
Практическая

работа
. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы. 2.
Растительный мир. Растения родного края. 9 часов (4-5)
Растительный мир. Растения Байкала. Комнатные растения. Травы, лекарственные растения. Осенние краски природы.
Практическая

часть
. Викторина «Деревья в лесу». Игры на выявление знаний о растениях «Зачем я нужен?», «Узнай по описанию», «Угадай растение по силуэтам». Игровая программа « Осенняя пора». Экскурсия в парк «Краски и звуки зимы». Игра - прогулка «Растения – наши друзья». 3.
Животный мир родного края. 6 часов (2-4)
Животный мир Байкала.
Практическая часть
. Экскурсия в зоологический отдел ДЭБЦ. Дидактическая игра « Узнай по описанию животного». Просмотрфильма: «Животные Байкала». Экскурсия«Следы животных».
4. Обитатели воздушного пространства родного края. 5 часов(2-3)
Птицы - помощники. Птицы – наши друзья.
Практическая часть
. Экскурсия «Следы птиц на снегу». Изготовление кормушек. Просмотр мультфильма «Будь здоров, зеленый лес».
5.Зеленая аптека. 6 часов(2-4)
Нам он как друг хороший – рассказ о подорожнике. «Сорняк. Лекарство. Витамин»- одуванчик.
Практическая часть
. Игра «Приключения Витаминки». Игра - драматизация «Там на речке, где лесок». Игра

прогулка «Лекарственные растения».
Итоговое занятие
– игра «Заколдованная страна».
6. Весна в природе. 6 часов(2-4)
Для чего цветет цветок? Замечательное вещество – вода.
Практическая часть
. Экскурсия «Жизнь растений весной». Игра «Путешествие капельки».
Итоговое занятие -
игра «Зеленый шум».
7.Весенние работы на учебно – опытном участке. 4 часа(1-3)


Виды работ на участке. Значение обработки почвы.
Практическая часть.
Экскурсия на УОУ (виды весенних работ). Уход за рассадой.
8. Охрана природы родного края. 7 часов(3-4)
Исчезающие растения и животные родного края. Окружающая нас природа. Экология и мы.
Практическая часть
.
КВН «Мы – юные экологи».
Просмотр видеофильмов «Чудеса природы». Экскурсия «Земля – наш дом» Акция «Мы – защитники природы!».
Итоговая диагностика.

Содержание программы второго года обучения


1. Вводная часть. 2 часа(1-1)
Вводное занятие. Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности.
Практическая

работа
. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы.
2.Растения осенью. Осенние работы в саду. 6 часов(1-5)
Виды осенних работ на участке ягодников. Значение осенней обработки почвы.
Практическая часть
. Уборка опавших листьев. Перекопка на УОУ. Экскурсия «Осенние изменения в природе». Экскурсия в парк «Удивительные листья». КВН «Путешествие по осени».
3.Ягодный коктейль. 6 часов(3-3)
Значение и разнообразие ягодных культур, их биологические особенности. Размножение ягодных культур.
Практическая часть
. Экскурсия по участку ягодников. Подготовка семян к посеву. Викторина «Найди пару». Итоговое занятие - викторина «Плодово-ягодные культуры».
4.Плодородие почвы - основа высокого урожая. 3 часа(1-2)
Почва как среда обитания животных и микроорганизмов. Экологические факторы загрязнения почв.
Практическая часть
. Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».
5. Неживое в природе. 3 часа(1-2)
Погода и климат. Диалоги с неживой природой.
Практическая часть.
Игра «Синоптики сообщают». Конкурс рисунков «Я в неживой природе».
6. Зимние работы в саду. 2 часа(1-1)
Виды зимних работ на участке ягодников.
Практическая часть.
Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».
7. Удивительный мир животных. 4 часа(2-2)
Беседа «Кошка и собака - друзья человека». Животный мир родного края (путешествие по страницам Красной книги»)
Практическая часть
. Игровое занятие «Этот удивительный мир животных». Работа с тестами «Что вперед?»
8. Болезни и вредители ягодных культур. 3 часа(1-2)
Меры борьбы с вредителями. Привлечение птиц и полезных насекомых в борьбе с вредителями.
Практическая часть
. Подкормка птиц. Итоговое занятие в игре «Что, где, когда?».
9. Судьба природы - наша судьба. 5 часов(2-3)
Влияние экологии на живую и неживую природу. Лесные сообщества. Что просила передать неживая природа?
Практическая часть
. Работа с тестами «Что я знаю об экологии». Составление экологических памяток. Акция «Мы против мусора!». Конкурс рисунков «Я в неживой природе».
10. И весна войдет в сад. 5 часов(1-4)

Виды весенних работ на участке ягодников. Размножение ягодных кустарников.
Практическая часть.
Освоение методики черенкования. Уход за рассадой. Экскурсии «Весенние изменения в природе», «К нам пришел цветущий май». Конкурс рисунков на тему «Цветущие сады».
11.Подведение итогов. 2 часа

Практическая

часть.
Игра «Ягодный калейдоскоп». Игровое занятие «Природа едина».
Итоговое тестирование.

Программа третьего года обучения
1.
Вводная часть. 2 часа(1-1)
Вводное занятие. Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности, профориентация.
Практическая работа
. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы. 2.
Осень. Осенние работы в саду. 5 часов(1-4)
Виды осенних работ на учебно-опытном участке. Готовим почву.
Практическая часть
. Уборка УОУ (сбор мусора, листьев). Подготовка сада к зиме. Обрезка ягодных кустарников. Обрезка плодовых деревьев. Экскурсия «Осенние изменения в жизни растений». Праздник осени «Времена года на Земле»
3. Жизнь растений. 8 часов (3-5)
Связь растений с почвой. Жизнь и питание растений. Комнатные растения: причины возникновения болезней и поражения, вызванные неблагоприятным воздействием окружающей среды. Размножение комнатных растений.
Практическая часть.
Уход за цветами. Пересадка растений. Викторина «Жизнь растений». Экскурсия «Зима в жизни растений»
4. Растительный мир сада. 7 часов (4-3)
Растительный мир (травы, кустарники, деревья), разнообразие растений. Лекарственные травы, их роль для человека. Сорные и ядовитые растения. Где мы растем и почему? Разнообразие ягод.
Практическая часть
. Викторина «Зеленый мир вокруг нас». Конкурс рисунков «Культурные растения». Игра «Чем полезны ягоды?».
5. Растим плодовый сад. 4 часа (1-3)
Мичурин - великий преобразователь природы.
Практическая часть
. Подготовка посадочных ям. Посадка саженцев. Викторина «Азбука витаминов».
6. Судьба природы - наша судьба. 13 часов (4-9)
Экология и ее место среди других наук. Причины исчезновения животных и растений. Уникальное озеро Байкал. Национальные парки на Байкале. Заповедники на Байкале. Путешествие по страницам Красной книги.

Практическая

часть
. Решение экологических задач. Экологические игры «Счастливый случай», «Родная природа». Просмотр фильма «Байкальские фантазии». Игра - путешествие «Растительный и животный мир Прибайкальского и забайкальского национальных парков». Экскурсия «Лесное сообщество». Игра-путешествие «В гостях у жителей лесного царства». Создание экологического проекта «Почему нужно защищать природу?»
7. И весна войдет в сад. 5 часов (1-4)
Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников.
Практическая

часть.
Экскурсия «Весна в природе». Экскурсия «Наблюдаем за птицами».
8. Подведение итогов. 2 часа

Практическая часть
. Конкурсная программа «Природа - наш друг».
Итоговая диагностика.

Содержание программы четвертого года обучения

1. Вводная часть. 2 часа(1-1)
Вводное занятие. Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности, историей ДЭБЦ.
Практическая работа
. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы.
2. Растения родного края. 8 часов (3-5)
Растительный мир. Растения Байкала. Комнатные растения. Осенние краски природы.
Практическая часть
. Викторина«Деревья в лесу». Игры на выявление знаний о растениях «Зачем нужны растения?». Игровая программа « Осенняя пора». Экскурсия в парк «Краски и звуки зимы». Игра - прогулка «Растения – наши друзья». 3.
Животный мир родного края. 7 часов (3-4)
Животные сибирского леса.
Практическая часть
. Экскурсия в зоологический отдел ДЭБЦ. Просмотр фильма: «Животный мир Байкала». Экскурсия «Следы животных».
4. Птицы – наши друзья. 6 часов(3-3)
Птицы – обитатели воздушного пространства. Птицы - помощники. Птицы – наши друзья.
Практическая часть
. Экскурсия «Следы птиц на снегу». Акция «Птицам нужны кормушки». Просмотр мультфильма «Лесная история».
5. Лекарственные растения. 4 часа(2-2)
Нам он как друг хороший – рассказ о подорожнике. «Сорняк. Лекарство. Витамин» – одуванчик.
Практическая часть
. Игра «Приключения Витаминки». Игра

прогулка «Лекарственные растения».
6. Байкальские заповедники. 7 часов(4-3)



Байкало-Ленский заповедник. Байкальский государственный заповедник. Баргузинский биосферный заповедник.
Практическая часть
. Экскурсияв Байкальский музей минералов. Игра «Путешествие капельки». Игра «Зеленый шум».
7. Весна в природе. 4 часа(1-3)


Для чего цветет цветок? Замечательное вещество – вода.
Практическая часть.
Экскурсия на УОУ (виды весенних работ). Значение обработки почвы. Уход за рассадой.
8. Забота о природе родного края. 7 часов(3-4)
Исчезающие растения и животные родного края. Окружающая нас природа. Экология и мы.
Практическая часть
. Просмотр видеофильмов «Чудеса природы». Экскурсия «Земля – наш дом» Акция «Мы – защитники природы!».
Итоговая диагностика.

Содержание программы пятого года обучения

1. Вводная часть. 2 часа(1-1)
Вводное занятие. Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности.
Практическая

работа
. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы.
2.Растения осенью. Осенние работы в саду. 6 часов(1-5)
Виды осенних работ на участке ягодников. Значение осенней обработки почвы.
Практическая часть
. Уборка опавших листьев. Перекопка на УОУ. Экскурсия «Осенние изменения в природе». Экскурсия в парк «Удивительные листья». КВН «Путешествие по осени».
3.Ягодный коктейль. 6 часов(3-3)
Значение и разнообразие ягодных культур, их биологические особенности. Размножение ягодных культур.
Практическая часть
. Экскурсия по участку ягодников. Подготовка семян к посеву. Викторина «Найди пару». Итоговое занятие - викторина «Плодово-ягодные культуры».
4.Плодородие почвы - основа высокого урожая. 3 часа(1-2)
Почва как среда обитания животных и микроорганизмов. Экологические факторы загрязнения почв.
Практическая часть
. Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».
5. Неживое в природе. 3 часа(1-2)
Погода и климат. Диалоги с неживой природой.
Практическая часть.
Игра «Синоптики сообщают». Конкурс рисунков «Я в неживой природе».
6. Зимние работы в саду. 2 часа(1-1)
Виды зимних работ на участке ягодников.
Практическая часть.
Экскурсия в парк «Зима в жизни растений».

7. Удивительный мир животных. 4 часа(2-2)
Беседа «Кошка и собака - друзья человека». Животный мир родного края (путешествие по страницам Красной книги»)
Практическая часть
. Игровое занятие «Этот удивительный мир животных». Работа с тестами «Что вперед?»
8. Болезни и вредители ягодных культур. 3 часа(1-2)
Меры борьбы с вредителями. Привлечение птиц и полезных насекомых в борьбе с вредителями.
Практическая часть
. Подкормка птиц. Итоговое занятие в игре «Что, где, когда?».
9. Судьба природы - наша судьба. 5 часов(2-3)
Влияние экологии на живую и неживую природу. Лесные сообщества. Что просила передать неживая природа?
Практическая часть
. Работа с тестами «Что я знаю об экологии». Составление экологических памяток. Акция «Мы против мусора!». Конкурс рисунков «Я в неживой природе».
10. И весна войдет в сад. 5 часов(1-4)
Виды весенних работ на участке ягодников. Размножение ягодных кустарников.
Практическая часть.
Освоение методики черенкования. Уход за рассадой. Экскурсии «Весенние изменения в природе», «К нам пришел цветущий май». Конкурс рисунков на тему «Цветущие сады».
11.Подведение итогов. 2 часа

Практическая

часть.
Игра «Ягодный калейдоскоп». Игровое занятие «Природа едина».
Итоговое тестирование.

Литература
1. Бейкер Х. «Плодовые культуры» - М.:Мир,1986. 2. Газета «Сезон удачи», 2009. 3. «Защита растений на приусадебном участке» - М.: «Московский рабочий», 1972. 4. «Защита растений от болезней» М.:Колос, 2003. 5. Корчагин В.Н. «Защита сада от вредителей и болезней» - М.:Колос, 1971. 6. Капелев И.Г., Кибалов П.И. «Селекция и семеноводство овощных и плодовых культур» М.: Колос,1968. 7. Курдюмов Н.И. «Умный сад в подробностях» - Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007. 8. Кудрявец Р.П. «Основы агротехники плодовых культур» - М.: Просвещение, 1991. 9. Миттлайдер Д.Р. «Курс овощеводства по Миттлайдеру» 2 - п.Заокский, 1992.
10.Мамаев К.А. «Борьба с вредителями и болезнями плодовых, ягодных и овощных культур» - М.: Колос, 1976. 11.Приложение к газете «6 соток» - «Ваш сад. Обрезка без ошибок» - М.: март 2008. 12.Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: «Просвещение», 1975. 13.Поплева Е.Ю. «Планировка и обустройство сада. Легко и просто» - М.: ЗАО «Фиттон+»,2005. 14.Травникова В.В. «Биологические экскурсии» - СПб: «Паритет», 2002. 15.Хессайон Д.Г. «Все о декоративных деревьях и кустарниках» -Издательство «Кладезь- Букс»,2007.
Литература для детей
1. Коваленко В.Ф. «Юному плодоводу» - М.: «Просвещение». 2. Мини-энциклопедия «Комнатные растения» - ООО «Издательство Астрель», 2001. 3. Поплева Е.Ю. «Планировка и обустройство сада. Легко и просто» М.: ЗАО «Фиттон+»,2005. 4. Энциклопедия «Я познаю мир» Растения» –Минск, 1996(1985).
Методическое обеспечение программы
Методические разработки: 1. Разработка открытых занятий «Жемчужина Сибири - Байкал», КВН «Мы - юные экологи», «Что просила передать неживая природа?», «Что за наука Экология?», «Что я знаю об экологии». 2. Разработка занятия «Путешествие капельки», «Влияние экологии на живую и неживую природу». 3. Методическая разработка «Бабушкины посиделки». 4. Методическая разработка занятия «Экология и мы», «Животный мир родного края(путешествие по страницам Красной книги). 5. Разработка воспитательного мероприятия «Зелёный мир вокруг нас». 6. Методическая разработка «День весенних птиц». Дидактические карточки по темам:
1.
Уголок нашей природы
: «Кто где живет», «У кого что?», опорная карта «Узнай и расскажи». 2.
Наши животные
: «Угадай животное», «Кто что ест», «Что сначала? Что потом?», «Узнай животное», «Третий лишний», «Кто чем защищается?» 3.
Птицы:
«Кто где гнездится?», «Зимняя столовая», «Перелетные или зимующие», «Кто чем защищается?». 4.
Насекомые:
«Кто где спрятался?», «Что сначала? Что потом?». 5.
Рост и развитие растений
: «Что сначала? Что потом?», опорная карта «Узнай и расскажи». 6.
Лес как экосистема
: « Пищевые цепочки», «Этажи леса». 7.
Охрана природы
: «Что дает природа человеку?», «Экологические знаки», «Почему они исчезают?», «Красная книга». Викторины: 1.Утиная история. 2.Божьи коровки. 3.Удивительное рядом.
Викторина «Божьи коровки»
1. Сколько лапок у божьей коровки? - 6 лапок 2. Почему божья коровка окрашена в яркий цвет? – несъедобна, выделяет жидкость с неприятным запахом, враги обходят стороной. 3. Как коровке удается провести недруга? – перекатывается на спину, складывает лапки и притворяется мертвой. 4. Назовите врагов божьей коровки? – птицы, другие насекомые 5. Как различают виды божьих коровок? – различают в основном по количеству пятен на их спинках. 6. Какой вид божьих коровок можно встретить в нашей стране? – семиточечную, с семью пятнышками. 7. Чем питается божья коровка? – насекомыми, тлей. 8. Любимая пища божьи коровки? – сладкий сок, который выделяет тля. 9. С помощью чего божья коровка находит тлю? - с помощью крошечных глаз и усиков. 10.Все ли коровки питаются тлей? – нет, черная божья коровка любит паутинных клещиков.
11.С помощью чего летает божья коровка? – с помощью прозрачных крыльев. 12.Где они спрятаны? – под жесткими надкрыльями- чехлами. 13.Какое расстояние может пролететь божья коровка в поисках пищи? - 80 км. 14.Почему божья коровка летает неохотно? –могут поймать в полете, не заметив яркую окраску. 15.Что такое кладка? – яйца, отложенные за один раз коровкой. 16.Сколько яиц откладывает самка? – (200- 400 яиц) 17.Сколько поколений успевает развиться в течение лета? – два поколения. 18.Из чего устраивает себе помещение божья коровка? – из покоробившихся листьев. 19.Куда откладывает яйца божья коровка? – тенистый уголок на нижней части листа со множеством тли. 20.Зачем коровка подвешивает яйца на нижнюю часть листа? – чтобы враги не обнаружили кладку. 21.Какого цвета яйца о божьей коровки? – ярко- желтого. 22.Сколько тли поглощают личинки за день? - от 60 до ста взрослых особей. 23.Почему так прожорливы личинки? – чтобы скорее вырасти. 24.Почему личинки становятся добычей других насекомых? – нет отпугивающей окраски, не выделяют жидкость. 25.Назовите стадии развития насекомого? – яйцо- личинка- куколка- взрослое насекомое. 26.Как проводит зиму божья коровка и где? – в коре деревьев, куче опавшей листвы, щелях камней стаями спят всю зиму. 27.Живут ли божьи коровки в неволе? – нет, поэтому их лучше не ловить. 28.Что произойдет, если исчезнут коровки? – увеличится количество тли и клещей.


В раздел образования