Напоминание

"Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и социума в формировании этноязыковой среды"


Автор: Загребина Тамара Кузьминична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ УР "УГНГ имени Кузебая Герда"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и социума в формировании этноязыковой среды"
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и социума в

формировании и развитии этноязыковой среды.

(Из опыта работы).

ФГОС второго поколения большое внимание уделяет решению задач этнокультурного,

поликультурного содержания образования через урочную, внеурочную деятельность

школьников.

Одно из направлений современного отечественного образования- «сохранение и

развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа

Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения

начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и

культурой многонационального народа России».

В решении этих задач неотъемлема роль семьи, социума. Взаимодействие

образовательной, социальной среды с семьёй помогает развитию этноязыковой среды

обучающихся.

Педагогический стаж 32 года, из них 17 лет работаю в национальном образовании.

Главной целью моей работы является:

1)

привитие любви, уважения к истории, культуре, языку удмуртского народа;

2)

формирование коммуникативных компетенций (устной и письменной речи на

удмуртском языке).

В течение своей педагогической деятельности мною накоплена методическая

копилка:

- сценарии праздников «Выль ар пумитан», «Кин самой мусо?», «Зеч лу,

начальной школа», «Оскы, нюлэс!»;

- обрядов «Вожодыр», «Йо келян», «Быдзым нунал»;

- сценарии встреч с известными людьми в форме круглого стола, литературно-

музыкальной композиции;

- проекты «удмурт сямъёс но йылолъёс», «Мой Ижевск», «Удмурт сиён-юонъёс»,

«Удмурт пужыос»;

- исследовательские работы учащихся:

«Народный герой в русской и удмуртской сказке», «Священные деревья удмуртов»

2008г.,2007 г., Лекомцев Антон.

«Особенности характера животных в удмуртских народных сказках». Могирева

Диана. 2008 г.

«Михаил Петров: кто он?» Иванова Дарья. 2009 г.

«Особенности использования названий животных и птиц во фразеологизмах

русского и удмуртского народа». Пантюхина Света. 2010 г.

- разработки классных часов.

На первых из них первоклассники знакомятся с символикой УР, РФ. Такие классные

часы позволяют обучающимся прочувствовать уважительное отношение к

государственному флагу, гербу, гимну. Знания, полученные на классных часах,

используются на уроках краеведения, чтения, русского языка, окружающего мира,

изо.

Так, на уроках русского языка при прохождении словарных слов дети находят

эквивалент на удмуртском языке. На уроках математики также можно применять

удмуртскую лексику. Материал уроков окружающего мира даёт возможность

учащимся приобретать коммуникативную компетенцию благодаря использованию

слов на удмуртском языке во время наблюдений за погодой, знакомстве с

приметами, названий растений, животных.

Это один из аспектов внедрения регионального национального этнокультурного

компонента в образовательном процессе.

На уроках удмуртского языка используется проектная деятельность. Учащиеся

создают проекты, «Мынам эше», «Ижкар», «Кызьы мон каникулъёсм ортчыти»,

«Мынам лыдпус дуннее», «Мынам газетэ» и т.д. Такая работа помогает решить

задачу формирования позитивной самооценки, самоуважения, коммуникативной

компетентности в сотрудничестве, способности к организации деятельности и

управлению ею.

В ФГОС второго поколения большое внимание уделяется внеурочной

деятельности. Совместно с детьми разработали долгосрочный проект «Дано

удмурт пи» к 80- летию со дня рождения замечательного удмуртского поэта,

писателя Германа Ходырева.

В этом учебном году провели утренник «Ходыревез буре вайыса». В первом

классе выпустили газету «Ходыревлы 80 арес тырмысал». Газета – результат

знакомства со стихами поэта, его творчеством в рамках «Недели науки».

Реализация данного проекта помогает в формировании информационной,

коммуникативной компетенции и компетенции в решении личностно-значимых

проблем.

Итоги своей работы по творчеству Г.Ходырева мои ученики показали и на

встрече, посвящённой юбилею поэта, которая прошла среди учащихся шестых

классов. Дети читали стихи, пели песни на слова Ходырева, порадовали

интересными рисунками.

Поддерживаю тесную связь со своими выпускниками, которые обучаются в

среднем звене гимназии. На творческой встрече Виолетта Александрова (6-Б кл.)

познакомила детей со своим проектом «О чём рассказывает старая фотография».

Из выступления Виолетты дети узнали, что её бабушка Мария Афанасьевна и

Герман Ходырев хорошо знали друг друга и тесно общались.

Душевно прошла встреча с редакцией журнала «Кизили». Хотя большинство

ребят знакомы с журналом ещё с первого класса, готовились к мероприятию

тщательно: готовили рисунки, поделки, вопросы. Был написан сценарий на основе

пьесы Ульфата Бадретдинова «Оте», героями которого явились «жители» журнала

«Кизили». На мероприятии прозвучали интересные стихи в исполнении Алексея

Ельцова, поэта и редактора журнала, задачи- шутки Ульфата Бадретдинова,

главного редактора «Кизили». Такие встречи поднимают мотивацию к чтению

периодики, поэтому большинство учащихся начального звена гимназии

выписывают журнал «Кизили».

На международной НПК один из выступающих донёс информацию, что есть

возможность проводить некоторые учебные занятия на родном языке. Это нас

заинтересовало. Совместно с учителем Андреевым Владиславом

Александровичем разработали экспериментальную программу на уровне

гимназии «Кырзаны умой чош»..

Главная цель: расширить словарный запас детей, способствовать формированию

коммуникативных компетенций.

Результаты занятий можно видеть на классных часах, родительских собраниях,

разных мероприятиях: «Масленица», «День пожилых людей», «8 Марта» и др..

Знакомясь с традициями, обрядами удмуртского народа, устным народным

творчеством, активно участвуем в мероприятиях этнокультурной направленности:

«Палэзян», «Вожодыр», «Шудон корка», конкурс стихов собственного сочинения,

конкурс рисунков по сказкам удмуртского народа и т.п.

Методическое объединение учителей начального звена с 2012 года приняло

решение о проведении интеллектуальных игр в последний день учёбы каждой

четверти. Одним из таких мероприятий явилось «Слабое звено» по мифам,

легендам удмуртского народа, где мой ученик Дима Першин занял 1 место.

Удмуртские народные игры активно используются на уроках физической

культуры, переменах, совместных мероприятиях, проводимых с родителями.

Любимые игры детей: «Погылёк», «Кускерттонэншудыса», «Вумурт», «Зазег уя,

чож уя».

В формировании этноязыковой среды большое значение имеет потенциал музея

гимназии. Мои ученики являются активными членами музея: собирают

экспонаты, участвуют в конкурсах, исследованиях.

И, конечно, нельзя не упомянуть драгоценные реликвии удмуртской земли-

памятники истории и культуры: удмуртский национальный музей им. К.Герда, дом

–музей Ашальчи Оки, Г.Красильникова, музей в д.Лудорвай, музей

П.И.Чайковского в г.Воткинске, родина Тол Бабая, которые мы посещаем с

учащимися.

Другая форма работы по формированию языковой среды обучающихся:

посещение представлений удмуртского национального театра, кукольного театра:

«Сказка о наливном яблочке», «Тол пуйыысь выжыкыл», «Аленький цветочек» и

др.

Неоценимую помощь детям в изучении родного языка оказывает родительская

общественность. Они проводят праздники, игры, совместные выходы на природу,

экскурсии; делятся методами и приёмами воспитания, в в том числе, опираясь на

этнопедагогику.

На одном из родительских собраний было принято решение о проведении ряда

праздников «Моя малая родина» с целью знакомства с этнокультурной средой

разных районов Удмуртии.

Серию праздников открыла группа родителей, родившихся в Кияссовском

районе: Барановы, Першины, Камашевы, Кабышевы, Михалина. Взрослые

знакомили детей с играми, в которые играли в детстве, разучивали дразнилки,

угощали национальными блюдами.

Такие встречи эмоционально окрашивают общение взрослых и детей, расширяют

знания детей о родном крае, пробуждают интерес к национальной культуре,

воспитывают уважение к языку, Родине, обогащают коммуникативные

компетенции детей.

Так Баранов Женя в республиканском музыкальном конкурсе «Пичи зарни

перепечка» (2013г.) занял 1 место.

Активную жизненную позицию мои ученики подтверждают публикациями в

газете «Зечбур!»: Антипина Валя, Чиркова Лена, Першин Дим; в журнале

«Кизили»: Мерзляков Андрей, Кабышев Рома.

Мои ученики занимают призовые места в городской олимпиаде по удмуртскому

языку: Пантюхина Света 1 место (2010 г.), Кабышев Рома -1 место, Баранов Женя -2

место, Першин Дима- 3 место (2013 г.); в Межрегиональной олимпиаде по

удмуртскому языку и литературе (2013 г.) мой ученик Шуравин Женя (9 кл.) занял 2

место.

Преемственность работы со средней ступенью обучения, участие детей на

конкурсах, олимпиадах подтверждают факт, что систематическая работа по

формированию этноязыковой среды даёт результаты.



В раздел образования