Напоминание

Летняя эколого–краеведческая экспедиция «Сибирский тракт – дорога сквозь века»


Авторы: Пухарева Елена Александровна, Федосова Светлана Димитриевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: БОУ УР "Столичный лицей"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Организация эколого–биологической экспедиции
Тема: Летняя эколого–краеведческая экспедиция «Сибирский тракт – дорога сквозь века»
Раздел: среднее образование





Назад




Программа:

Летняя эколого-краеведческая экспедиция

«Сибирский тракт – дорога сквозь века»

Авторы: Е.А. Пухарева, С.Д. Федосова

Тел. 45-14-12

Цели и задачи программы

-

Воспитание патриотических качеств у подрастающего поколения, гордости к

родному краю и людям, его населяющим.

-

Развитие

у

школьников

системного

экологического

и

краеведческого

мышления.

-

Обучение

учащихся

методам

полевых

краеведческих

и

экологических

исследований.

-

Подготовка учащихся к выполнению учебно-исследовательских работ.

-

Организация

совместной

творческой,

научной

деятельности

ученых

и

учащихся.

Содержание программы

Учебно-исследовательские полевые практики в форме экологического лагеря или

эколого-краеведческой экспедиции являются традиционными для естественнонаучных

классов в школе № 69, в рамках которых проводятся полевые занятия, являющиеся

продолжением многих теоретических спецкурсов. В этих экспедициях школьники

выполняют работы, носящие научно-исследовательский и учебный характер.

Летом 2018 г. планируется выезд в окрестности с. Калиновка Игринского района

УР. Выбор конкретного места определяется разнообразием природных экосистем в

непосредственной близости от места расположения лагеря, видовым многообразием,

историко-культурной привлекательностью, готовностью к сотрудничеству различных

организаций района.

Здесь планируется работа по исследованию истории Игринского района, его

населенных и их жителей. По территории района проходил знаменитый Сибирский

тракт. Здесь создан музей Сибирского тракта, этапный пункт в с. Бачкеево.

Также предполагается изучение природных комплексов, характерных для этой

части УР, природоохранные мероприятия.

Для проведения экологической экспедиции привлекаются квалифицированные

специалисты - преподаватели УдГУ (экологи, зоологи, ботаники, географы), имеющие

большой опыт преподавания и участия в экологических экспедициях.

Полевые практики и экспедиции — один из наиболее трудоемких этапов

программы профилизации, поэтому им предшествует значительная по объему

подготовка (организационные занятия, полевые выезды, экскурсии). Кроме реализации

учебных и педагогических задач в экспедиции будет осуществляться практическая

деятельность по охране природы и благоустройстве памятников истории и культуры.

Основные направления деятельности во время работы экспедиции:

1.

Знакомство с историей Игринского района УР, д. Калиновка и Бакчеево.

2.

Знакомство с природными комплексами Игринского района, типами рельефа,

почвами, поверхностными и подземными водами, растительностью и животным

миром.

3.

Знакомство с редкими видами растений и животных юго-западной части

республики, выявление мест их обитания.

4.

Оценка состояния природных и культурных объектов в данном районе. Выявление

источников антропогенных изменений природных местообитаний.

5.

Знакомство с особо охраняемыми природными объектами в районе экологической

экспедиции, выяснение их истории и современного статуса.

6.

Конкретная помощь природным и культурным объектам - благоустройство

родников, очистка берегов водоёмов, биотехнические мероприятия и т.п.

7.

Сбор краеведческого, ботанического, зоологического, геологического материала

для школьных кабинетов истории, биологии, географии.

8.

Отработка различных методик полевых исследований по специальной программе.

9.

Сбор полевого материала для написания исследовательских работ.

Ожидаемые результаты и методика их оценки

Содержательной целью проекта является воспитание патриотических качеств

подрастающего поколения, воспитание любви к родине, а также формирование уже со

школьного возраста бережного отношения к живой природе и осознание своего места в

ней.

Дети среднего и старшего школьного возраста способны к сбору первичных

полевых данных, готовы к участию в практических акциях по благоустройству

территорий, памятников, родников и других природных объектов.

В

планирующемся

экологическом

лагере

в

рамках

экологической

школы

предусматривается

отработка

различных

методик

проведения

краеведческих

и

экологических исследований. В дальнейшем эти ребята приобретут значительный опыт

для решения многих, в том числе и научно-исследовательских задач по заданиям

специалистов.

Кроме того, летний полевой практикум на природе позволяет использовать

максимум оздоровительных факторов, что особенно важно для городских школьников.

У детей улучшится не только физическое, но и психоэмоциональное здоровье.

Немаловажен психологический климат в коллективе. Регулярное обсуждение итогов

работы помогает школьникам оценить цели и задачи данной деятельности, осмыслить

получаемые результаты, делать правильные выводы, находить наилучший вариант

решения конфликтных ситуаций и подачи собственного мнения, отделять главное от

второстепенного, учиться жить в коллективе. В обсуждении конкретных ситуаций на

разных этапах работ принимают участие все члены коллектива. Это способствует

развитию умения участвовать в дискуссии, четко формулировать мысли, корректно

отстаивать свою точку зрения, делиться опытом и т.д.

По итогам полевого проекта все участники подготовят исследовательские работы и

выступят на школьной конференции (I тур). Авторы лучших работ выступят на

городской и республиканских конференциях школьников (II тур), обязательно какие-то

работы

будут

(уже

традиционно)

отправлены

на

всероссийские

конкурсы

и

конференции.



В раздел образования