Напоминание

Методическая разработка открытого занятия на тему "Экслибрис"


Автор: Верди Наталия Артемьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей "На Васильевском"
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка открытого занятия на тему "Экслибрис"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытое занятие на тему "ЭКСЛИБРИС".

Верди Н.А.

Возраст детей 10 - 12 лет.

Открытое занятие — одна из современных форм публичного представления

профессиональной деятельности, которая позволяет педагогу продемонстрировать уровень

своего профессионализма. В методической разработке предлагается описание открытого

занятия в области художественного образования.

Тема занятия - «Экслибрис». Задание ориентировано на использование воображения и

фантазии учащихся. Необходимо создание атмосферы, способствующей творчеству.

Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении — основа проведения

занятия, оставляющего чувство удовлетворенности, позитивности и новизны.

Цель:

- познакомить учащихся с понятием "экслибрис", показать значение линии и пятна в графике,

способствовать развитию композиционного мышления в процессе работы над экслибрисом,

расширение кругозора.

Задачи:

- знакомство с историей возникновения экслибриса, его назначением, с основными сюжетами,

вариантами композиции и расположением шрифта;

- раскрытие творческого потенциала ребенка;

- приобретение навыков и умений, создающих базу для дальнейшей свободы творчества;

- развитие общей культуры;

- развитие фантазии, внимания, творческого мышления, визуальной памяти,

творческой активности.

План занятия:

1. Введение в тему. Показ экслибрисов.

2. Задание: придумать и нарисовать экслибрис для людей различных профессий. Ввести в

композицию шрифт, например: "EX LIBRIS архитектора", или "ИЗ КНИГ пекаря" и т.д.

3. Выполнение работы.

4. Подведение итогов занятия. Обсуждение выполненных работ.

В конце занятия педагог благодарит детей за работу.

Введение в тему.

ЭКСЛИБРИС /лат. Eх libris – из книг/- это книжный знак с именем владельца книги или

названием библиотеки; жанр прикладной графики, предметом которого является композиция

книжного знака, часто включающая сложное изображение символического или

аллегорического характера в сочетании с надписью, фамилией или инициалами владельца.

Экслибрисы, как правило, выполняются в технике ксилографии, офорта, литографии или

цинкографии, печатаются на отдельном листе и вклеиваются на форзац книги.

На занятиях, посвященных этой теме, учащиеся могут выполнять экслибрис пером и тушью,

либо в технике линогравюры.

Форма экслибриса привлекательна для художника тем, что на небольшой плоскости можно

разместить довольно сложную композицию. Не случайно мастерски выполненный экслибрис

называют бриллиантом графического искусства. Обычно на экслибрисе располагают рисунок,

образно рассказывающий о профессии, интересах владельца библиотеки.

Впервые экслибрис появился в Германии в конце XV века.

Существует международная ассоциация любителей экслибриса. Многие музеи имеют свои

коллекции книжных знаков. Среди них Пушкинский музей в Москве и Эрмитаж в

Петербурге.

Материалы и инструменты для работы:

1)

Бумага, формат А-4;

2)

Линейка;

3)

Карандаш, резинка;

4)

Тушь, перо, кисть.

Выполнение задания.

На листе бумаги формата А-4 начертить квадрат размером 13 X 13 см.

В этом квадрате скомпоновать текст и изображение, отображающее замысел автора. Текст

состоит из двух частей:

1) EX LIBRIS (ИЗ КНИГ);

2) профессия владельца.

В изображении могут быть использованы такие элементы графики, как линия, штрих, пятно и

точка.

К основным принципам построения графической композиции относятся:

цельность,

симметрия,

асимметрия,

ритм,

пластика.

Важное место в композиции экслибриса отводится шрифту. Он может располагаться в центре

композиции, по вертикали, по горизонтали и т.д. Главное, чтобы он подходил к изображению

по размеру и стилю.

Рисунок на экслибрисе, учитывая малый формат, должен быть лаконичным и выразительным.

Это может быть многофигурная композиция, портрет, натюрморт или отдельные атрибуты

профессиональной деятельности человека.

Заключительный этап - обсуждение работ, самоанализ ошибок и удач. Готовые графические

композиции выставляются на мольбертах. Происходит обсуждение работ. Критерии оценки:

насколько удачно скомпонован экслибрис, насколько работа отвечает заданию. По итогам

занятия делаются выводы: насколько цели и задачи занятия были конкретны и реализованы,

насколько доступно было содержание занятия и был изложен материал, удалось ли создать

комфортную обстановку для творческого процесса.

Проведение открытых занятий направлено на совершенствование и повышение качества

образовательного процесса. Результаты занятия — важнейший компонент, который педагогу

необходимо анализировать внимательно и всесторонне и учитывать в своей дальнейшей

профессиональной деятельности.

Список литературы.

1. В.Г.Власов "Иллюстрированный художественный словарь", СПб, 2005

2. Н.П. Бесчастнов "Черно-белая графика", М..2005

3. Журнал "Введенская сторона", N 2 2009

4. Каталог I Международной Петербургской Биеннале «Буква. Слово. Книга».



В раздел образования