Напоминание

Конфликт и пути его решения


Автор: Муллагильдина Регина Ражаповна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ УКОТ
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: Конфликт и пути его решения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учебно-методический комплекс классного часа

«Конфликт и пути его решения»

специальность 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Разработал:

Преподаватель: Муллагильдина Р.Р.

УФА-2018

Цели классного часа:

- расширить представление учащихся об основных типах и причинах конфликтов;

- познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций;

-

формировать

позитивную

оценку

таких

нравственных

качеств,

как

выдержка,

хладнокровие, вежливость, уважение к людям;

-

развивать

навыки

анализа

собственного

поведения

в

ситуациях

выбора,

разрешения

внутриличностных противоречий;

- побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Подготовительная работа:

- предложить 3 парам учащихся разыграть конфликтные ситуации по текстам сценария.

Оформление:

- проектор, карточки-задания, сигнальные карточки, мультфильм, песня

Оборудование:

- ксерокопия страниц с текстами ситуаций на каждой парте;

-

карточки

разноцветные

для

выражения

собственного

мнения

(красный

желтый

-

зеленый);

- ксерокопия теста для каждого учащегося.

План:

1.

Вступительное слово

2.

Работа с понятиями.

3.

Рассмотреть конфликты в обществе и его структуру.

4.

Восстановление логических цепочек - «Угадай стратегию».

5.

Просмотр мультфильма «Мост»

6.

Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

7.

Ролевая игра – «Контакты и конфликты».

8.

Самоанализ учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

9.

Подведение итогов.

Ход классного часа

Эпиграф:

«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов,

проверьте, есть ли у вас пульс»

Чарльз Ликсон

1. Вступительное слово

Тема нашего урока – конфликты. Конфликты часто отравляют

человеку жизнь,

нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ

урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо

разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем

разрешить

это

противоречие

наиболее

доступным

нам

способом

-

изучением

проблемы.

Наша

цель

-

показать

возможные

пути

выхода

из

конфликтных

ситуаций путем их конструктивного решения.

Сейчас мы определимся, как каждый из вас относится к конфликту. Прошу вас

поднять карточки для ответа:

- красные – если вы отрицательно относитесь к конфликту,

- зеленые – если положительно,

- желтые – если вы не определились.

(подведение итогов в зависимости от ответов учащихся)

Если вы так ответили, то слово «конфликт» вызывает у вас определенные эмоции и

ассоциации. Назовите их (ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, разрушение

социальная

пассивность,

снижение

качества

деятельности,

депрессия,

угроза

здоровью,

ощущение насилия, давления).

Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего

положительного в конфликтах нет? (познание друг друга, развитие личности, повышение

авторитета, ослабление психического напряжения, поиски истины, открытия, прогресс).

(обсуждение с учащимися).

Привести примеры отрицательного и положительного влияния конфликта.

Так ли однозначно вы можете теперь ответить на вопрос «Как вы относитесь к конфликту»?

2. Работа с понятиями

Давайте поговорим об определениях.

Конфликт -

это

столкновение

отдельных

людей

или

социальных

групп,

выражающих

различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

Для

возникновения

конфликта

необходима

конфликтная

ситуация. Конфликтная

ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть

различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения

Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент -

это

стечение

обстоятельств,

являющихся

поводом

для

начала

непосредственного

столкновения сторон

3. Рассмотрение конфликта в обществе и его структуры

В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от

решения проблем, разрыв отношений)

4. Восстановление логических цепочек - «Угадай стратегию».

Конфликт, как и любое столкновение, может принести как радость победы, так и горесть

поражения.

С

точки

зрения

конфликтологии

есть

4

стратегии

поведения

людей

в

конфликтной ситуации: приспособление, избегание, сотрудничество и соперничество.

(указать на экран)

Их характеристика занесены на экране, только все позиции там перепутаны. Нам

необходимо указать логические цепочки и правильно расположить позиции.

Принесение в жертву собственных интересов, ради интересов другого, эта стратегия

характеризует мирного, уступчивого человека (приспособление).

Уклонение

от

принятия

решения,

чаще

всего

стратегию

используют

люди,

неуверенные в себе (избегание).

Поиск решения, устраивающего обе стороны, этой стратегии обычно придерживаются

сильные зрелые, уверенные в себе люди (сотрудничество).

Конкуренция, стремление добиться своего за счет другого, чаще всего эту стратегию

используют люди, уверенные в себе амбициозные и агрессивные (соперничество).

Какова

же

результативность

этих

стратегий?

Какая

стратегия

приведет

к

конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь?

- эта стратегия используется когда цена вопроса невелика, или нужна пауза для

принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна

из сторон не получает преимущества, а только притушен (избегание).

- эта стратегия является самой эффективной, потому-то в этом случае выигрывают обе

стороны, стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (сотрудничество).

- эта стратегия оправдана в критических ситуациях также в том случае, если вас

используют в своих интересах, когда решают жизненные вопросы, выигрывает тот, кто

сильнее, цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего (соперничество).

- эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений, человек готов жертвовать

своей выгодой, в этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне,

сохранение

истинных

партнерских

отношений

в

этом

случае,

проблематично

(приспособление).

5.

Просмотр мультфильма «Мост», обсуждение.

6.

Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

Часто лучше предупредить конфликт, не дать ему разгореться, особенно, если это

касается

мелочей.

Сейчас

мы

с

вами

разберем

основные

правила

поведения

для

предупреждения конфликтов.

1.

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

2.

Прежде

чем

сказать

о

неприятном,

постарайтесь

создать

доброжелательную

атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

3.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на

его место.

4.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим

товарищам, не скупитесь на похвалу.

5.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше

мелочных разборок!

Часто ли в жизни вы так поступали? Что мешало вам так поступать? Стоили ли ваши

поступки полученных вами результатов? Если бы эта ситуация вновь возникла как бы вы

поступили сейчас?

6.

Ролевая игра – «Контакты и конфликты».

Часто

возникают

конфликты

среди

ваших

сверстников.

В

классе

конфликты

неизбежны,

так

как

вы

находитесь

вместе

в

течение

длительного

периода

времени,

происходят сложные групповые процессы - создание коллектива, консолидация отдельных

групп, выделение лидеров… В одном группе собираются учащиеся, имеющие разный опыт

общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, возможны конфликты не

только между учащимися, но и между взрослыми и учащимися. Причины конфликтов в

подростковой

среде:

борьба

за

лидерство,

психологическая

несовместимость,

неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства

или амбиций одного из ребят.

Но жизнь не ограничивается только стенами училища. Поэтому, говоря о конфликтах,

нужно сказать, что они происходят практически везде.

Сейчас мы разыграем с вами сценки и попробуем ответить на вопросы которые вы

видите на экране (слайд 10).

«Грамотные стали».

Покупатель: Почему вы продаете 100-грамовые упаковки майонеза по цене 200-грамовых?

Продавец: С чего вы взяли?

Покупатель: Ну вот же на ценнике, написано, вес 200 г, цена 50 руб, а упаковка 100-

грамовая. Я вчера купила, думала вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники

перепутали.

Продавец: Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится

– идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.

«Вас никто здесь не держит»

Представитель рабочих: Пришел к вам от имени трудового коллектива, чтоб выяснить,

почему нам 3 месяц не платят зарплату?

Начальник: Мне очень жаль, но денег нет – предприятие, которому мы поставляем нашу

продукцию, обанкротилось.

Представитель рабочих: Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы

недавно поменяли мебель в офоисе и приобрели новую иномарку.

Начальник: Эти средства взяты не из фонда заработной платы.

Представитель рабочих: Нам все равно из какх фондов вы нам заплатите, выплатите наши

деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.

Начальник: Я же сказал вам, что денег, пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите

ждать, вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите

7.

Самоанализ учащихся

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

А

сейчас

каждый

из

вас

выполнит тест

«Оценка

собственного

поведения

в

конфликтной ситуации». Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете

себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение,

поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной

ситуации

или

споре?».

Если

вам

свойственно

то

или

иное

поведение,

поставьте

соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Часто - 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.

(включить музыку)

Ответы:

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем,

защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека,

который всегда прав.

« Б » - это

«демократичный»

стиль.

Вы

придерживаетесь

мнения,

что

всегда

можно

договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения,

которые удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы

встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»-

«уходящий»

стиль.

Ваше

кредо-

«вовремя

уйти».

Вы

стараетесь

не

обострять

ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

8.

Подведение итогов.

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек, всегда сможет

эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних

случаях – жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А

чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и

знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Какая из стратегий выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всего?

Какой стратегии хотели бы научиться? Что нового вы узнали для себя сегодня? Изменилось

ли ваше мнение о конфликте?

А закончим урок мы

с вами прослушивание детской веселой песенки «Два маленьких

котенка»



В раздел образования