Автор: Муллагильдина Регина Ражаповна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ УКОТ
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: Конфликт и пути его решения
Раздел: среднее профессиональное
Учебно-методический комплекс классного часа
«Конфликт и пути его решения»
специальность 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Разработал:
Преподаватель: Муллагильдина Р.Р.
УФА-2018
Цели классного часа:
- расширить представление учащихся об основных типах и причинах конфликтов;
- познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций;
-
формировать
позитивную
оценку
таких
нравственных
качеств,
как
выдержка,
хладнокровие, вежливость, уважение к людям;
-
развивать
навыки
анализа
собственного
поведения
в
ситуациях
выбора,
разрешения
внутриличностных противоречий;
- побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Подготовительная работа:
- предложить 3 парам учащихся разыграть конфликтные ситуации по текстам сценария.
Оформление:
- проектор, карточки-задания, сигнальные карточки, мультфильм, песня
Оборудование:
- ксерокопия страниц с текстами ситуаций на каждой парте;
-
карточки
разноцветные
для
выражения
собственного
мнения
(красный
–
желтый
-
зеленый);
- ксерокопия теста для каждого учащегося.
План:
1.
Вступительное слово
2.
Работа с понятиями.
3.
Рассмотреть конфликты в обществе и его структуру.
4.
Восстановление логических цепочек - «Угадай стратегию».
5.
Просмотр мультфильма «Мост»
6.
Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
7.
Ролевая игра – «Контакты и конфликты».
8.
Самоанализ учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
9.
Подведение итогов.
Ход классного часа
Эпиграф:
«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов,
проверьте, есть ли у вас пульс»
Чарльз Ликсон
1. Вступительное слово
Тема нашего урока – конфликты. Конфликты часто отравляют
человеку жизнь,
нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ
урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо
разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем
разрешить
это
противоречие
наиболее
доступным
нам
способом
-
изучением
проблемы.
Наша
цель
-
показать
возможные
пути
выхода
из
конфликтных
ситуаций путем их конструктивного решения.
Сейчас мы определимся, как каждый из вас относится к конфликту. Прошу вас
поднять карточки для ответа:
- красные – если вы отрицательно относитесь к конфликту,
- зеленые – если положительно,
- желтые – если вы не определились.
(подведение итогов в зависимости от ответов учащихся)
Если вы так ответили, то слово «конфликт» вызывает у вас определенные эмоции и
ассоциации. Назовите их (ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, разрушение
социальная
пассивность,
снижение
качества
деятельности,
депрессия,
угроза
здоровью,
ощущение насилия, давления).
Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего
положительного в конфликтах нет? (познание друг друга, развитие личности, повышение
авторитета, ослабление психического напряжения, поиски истины, открытия, прогресс).
(обсуждение с учащимися).
Привести примеры отрицательного и положительного влияния конфликта.
Так ли однозначно вы можете теперь ответить на вопрос «Как вы относитесь к конфликту»?
2. Работа с понятиями
Давайте поговорим об определениях.
Конфликт -
это
столкновение
отдельных
людей
или
социальных
групп,
выражающих
различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Для
возникновения
конфликта
необходима
конфликтная
ситуация. Конфликтная
ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть
различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения
Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Инцидент -
это
стечение
обстоятельств,
являющихся
поводом
для
начала
непосредственного
столкновения сторон
3. Рассмотрение конфликта в обществе и его структуры
В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным
конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от
решения проблем, разрыв отношений)
4. Восстановление логических цепочек - «Угадай стратегию».
Конфликт, как и любое столкновение, может принести как радость победы, так и горесть
поражения.
С
точки
зрения
конфликтологии
есть
4
стратегии
поведения
людей
в
конфликтной ситуации: приспособление, избегание, сотрудничество и соперничество.
(указать на экран)
Их характеристика занесены на экране, только все позиции там перепутаны. Нам
необходимо указать логические цепочки и правильно расположить позиции.
Принесение в жертву собственных интересов, ради интересов другого, эта стратегия
характеризует мирного, уступчивого человека (приспособление).
Уклонение
от
принятия
решения,
чаще
всего
стратегию
используют
люди,
неуверенные в себе (избегание).
Поиск решения, устраивающего обе стороны, этой стратегии обычно придерживаются
сильные зрелые, уверенные в себе люди (сотрудничество).
Конкуренция, стремление добиться своего за счет другого, чаще всего эту стратегию
используют люди, уверенные в себе амбициозные и агрессивные (соперничество).
Какова
же
результативность
этих
стратегий?
Какая
стратегия
приведет
к
конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь?
- эта стратегия используется когда цена вопроса невелика, или нужна пауза для
принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна
из сторон не получает преимущества, а только притушен (избегание).
- эта стратегия является самой эффективной, потому-то в этом случае выигрывают обе
стороны, стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (сотрудничество).
- эта стратегия оправдана в критических ситуациях также в том случае, если вас
используют в своих интересах, когда решают жизненные вопросы, выигрывает тот, кто
сильнее, цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего (соперничество).
- эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений, человек готов жертвовать
своей выгодой, в этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне,
сохранение
истинных
партнерских
отношений
в
этом
случае,
проблематично
(приспособление).
5.
Просмотр мультфильма «Мост», обсуждение.
6.
Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
Часто лучше предупредить конфликт, не дать ему разгореться, особенно, если это
касается
мелочей.
Сейчас
мы
с
вами
разберем
основные
правила
поведения
для
предупреждения конфликтов.
1.
Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
2.
Прежде
чем
сказать
о
неприятном,
постарайтесь
создать
доброжелательную
атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на
его место.
4.
Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим
товарищам, не скупитесь на похвалу.
5.
Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше
мелочных разборок!
Часто ли в жизни вы так поступали? Что мешало вам так поступать? Стоили ли ваши
поступки полученных вами результатов? Если бы эта ситуация вновь возникла как бы вы
поступили сейчас?
6.
Ролевая игра – «Контакты и конфликты».
Часто
возникают
конфликты
среди
ваших
сверстников.
В
классе
конфликты
неизбежны,
так
как
вы
находитесь
вместе
в
течение
длительного
периода
времени,
происходят сложные групповые процессы - создание коллектива, консолидация отдельных
групп, выделение лидеров… В одном группе собираются учащиеся, имеющие разный опыт
общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, возможны конфликты не
только между учащимися, но и между взрослыми и учащимися. Причины конфликтов в
подростковой
среде:
борьба
за
лидерство,
психологическая
несовместимость,
неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства
или амбиций одного из ребят.
Но жизнь не ограничивается только стенами училища. Поэтому, говоря о конфликтах,
нужно сказать, что они происходят практически везде.
Сейчас мы разыграем с вами сценки и попробуем ответить на вопросы которые вы
видите на экране (слайд 10).
«Грамотные стали».
Покупатель: Почему вы продаете 100-грамовые упаковки майонеза по цене 200-грамовых?
Продавец: С чего вы взяли?
Покупатель: Ну вот же на ценнике, написано, вес 200 г, цена 50 руб, а упаковка 100-
грамовая. Я вчера купила, думала вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники
перепутали.
Продавец: Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится
– идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.
«Вас никто здесь не держит»
Представитель рабочих: Пришел к вам от имени трудового коллектива, чтоб выяснить,
почему нам 3 месяц не платят зарплату?
Начальник: Мне очень жаль, но денег нет – предприятие, которому мы поставляем нашу
продукцию, обанкротилось.
Представитель рабочих: Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы
недавно поменяли мебель в офоисе и приобрели новую иномарку.
Начальник: Эти средства взяты не из фонда заработной платы.
Представитель рабочих: Нам все равно из какх фондов вы нам заплатите, выплатите наши
деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.
Начальник: Я же сказал вам, что денег, пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите
ждать, вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите
7.
Самоанализ учащихся
«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
А
сейчас
каждый
из
вас
выполнит тест
«Оценка
собственного
поведения
в
конфликтной ситуации». Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете
себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение,
поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной
ситуации
или
споре?».
Если
вам
свойственно
то
или
иное
поведение,
поставьте
соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Часто - 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.
(включить музыку)
Ответы:
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.
Тип «А»-1,6,11
тип «Б»- 2,7,12
тип «В»- 3,8,13
тип «Г»- 4,9,14
тип «Д»- 5,10,15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем,
защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека,
который всегда прав.
« Б » - это
«демократичный»
стиль.
Вы
придерживаетесь
мнения,
что
всегда
можно
договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения,
которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы
встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»-
«уходящий»
стиль.
Ваше
кредо-
«вовремя
уйти».
Вы
стараетесь
не
обострять
ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
8.
Подведение итогов.
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек, всегда сможет
эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних
случаях – жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А
чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и
знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
Какая из стратегий выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всего?
Какой стратегии хотели бы научиться? Что нового вы узнали для себя сегодня? Изменилось
ли ваше мнение о конфликте?
А закончим урок мы
с вами прослушивание детской веселой песенки «Два маленьких
котенка»