Напоминание

Использование ИТК в соответствии с ФГОС


Автор: Кряжевских Алексей Андреевич
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: Донской банковский колледж
Населённый пункт: г. Ростов–на–Дону
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Право"
Тема: Использование ИТК в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка

открытого урока по дисциплине «Право»

Преподаватель: Кряжевских Алексей Андреевич

Тема урока: Конституционное право

Цели урока:

- Дидактические:

Главная дидактическая цель урока конкретизируется в ди-

дактических

задачах:

образовательной,

развивающей

и

воспитательной (триединая цель урока);

Четкое формулирование образовательных задач;

Определение оптимального содержания занятия в соответ-

ствии с требованиями учебной программы;

Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств

обучения;

Создание условий успешного обучения студентов.

- Образовательные:

Включает в себя овладение студентом системой знаний,

практическими умениями и навыками;

Формирование целостной системы основных понятий;

Выделение основных мировоззренческих идей.

- Развивающие:

Содействовать

развитию

творческих

возможностей

сту-

дентов;

Формировать навыки творческого мышления и применять

их на практике;

Содействовать развитию эмоциональной сферы, моноло-

гической речи студентов, коммуникативной культуры;

Способствовать развитию личности.

- Воспитательные:

Способствовать нравственно-эстетическому становлению

студентов;

Укреплять положительное отношение к процессу обуче-

ния;

Способствовать формированию убеждений, взглядов;

Прививать самостоятельность в оценке качеств личности;

Способствовать приобретению опыта адекватного поведе-

ния в любом обществе.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Методы

обучения:

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

репродуктивный.

Материально-техническое

оснащение

урока:

Мультимедийный

проектор,

компьютер, программное обеспечение (презентация урока прилагается).

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность студентов

1

2

3

4

1

Организацион-

ный момент (5

мин.)

Проверка готовности к

уроку, отметка отсутству-

ющих

Подготовка к уроку

2.

Актуализация

опорных знаний

(5 мин.)

Мы рассмотрим основные

понятия темы: демократия,

федерация, правовое госу-

дарство,

республиканская

форма

правления,

гра-

жданство, организация го-

сударственной

власти.

На

экране

высвечивают ся

основные

вопросы,

кото-

рые будут рассмотрены на

данном

занятии.

(слайд

№1)

Студенты готовятся к ответам на по-

ставленные вопросы

3

Рассмотрение

основных во-

просов темы

(75 мин.)

1 вопрос 5 мин.

Рассмотрим

вопрос

1:

Основы Конституционного

строя в РФ. (слайд 2)

Отвечает: Смоленская Д.

Кто дополнит: ответ - По-

лищук Е.

Показ слайдов 3, 4, 5, 6, 7,

с комментариями препода-

вателя

Даётся ответ на поставленный во-

прос:

основу

Конституционного

строя в РФ составляет:

- В главе 1 Конституции РФ записа-

но: Россия есть демократическое го-

сударство – это означает, что в Рос-

сии закрепляется власть многонаци-

онального народа;

-

Россия

федеративное

государ-

ство:

состоит

из

государственных

образований;

- Россия – правовое государство – в

государстве властвует закон;

- Россия – республика – это означает,

что

в

нашей

стране

коллективное

управление,

законодательные

орга-

ны

выбираются

народом

на

опре-

делённый срок.

Носителем

суверенитета

является

многонациональный

народ

(ст.

3

Конституции).

В Российской Федерации 83 субъек-

та – это республики – 21, края – 9,

области – 46. национальные округа –

4, автономная область – 1, города

федерального

значения

2.

(ст.

5

Конституции)

Республики

имеют

свои

Конститу-

ции, остальные субъекты уставы.

1

2

3

4

Как закрепляется связь че-

ловека с государством?

Отвечает: Евдокимова Д.

Показ слайдов: 10, 11, 12,

13, 14, 15, с комментария-

ми преподавателя

В каждом государстве есть понятие

«гражданство», которое проявляет-

ся в правах и обязанностях, в ответ-

ственности государства перед гра-

жданами и граждан перед государ-

ством.

Гражданство приобретается по ро-

ждению,

в

соответствии

с

феде-

ральными законами.

Гражданин

РФ

не

может

быть

лишён гражданства (ст. 6 Конститу-

ции)

4

Ответы на тесто-

вые задания

2 мин.

Слайды: 8, 9. 16. 17.

Студенты

записывают

правильные

ответы в контрольный лист.

5

2 вопрос 5 мин.

Рассмотрим

вопрос

2:

Конституционные права и

свободы (слайд 18)

Отвечает: Галкина Е.

Кто

дополнит:

отвечает

-

Бондаренко А.

Дополнение к ответу: По-

лищук Е.

Комментарий преподавате-

ля: Все прав человека яв-

ляются действующими. За-

креплены в соответствую-

щих законах. Человек, его

права и свободы являются

высшей ценностью. (ст. 2

Конституции)

Глава 2 Конституции РФ гарантиру-

ет права и свободы человеку и гра-

жданину:

- Права и свободы человека неот-

чуждаемы;

- Права и свободы являются непо-

средственно действующими;

- Все равны перед законом и судом;

- Каждый имеет право на жизнь;

- Достоинство личности охраняется

государством.

(ст. 17. 18, 19, 20, 21. Конституции).

Впервые права и свободы человека

были закреплены в Декларации Не-

зависимости (1776 г. в США), в Де-

кларации прав человека и гражда-

нина (1789 г. Франция). К междуна-

родным правовым актам можно от-

нести Всеобщую декларацию прав

человека, принята 10 декабря 1948

года.

Все права и свободы можно разде-

лить на личные (гражданские), по-

литические, социально - экономиче-

ские и культурные.

При

осуществление

своих

прав

и

свобод человек не должно нарушать

права и свободы других лиц. (ст. 17

Конституции)

Государственные органы власти, ор-

ганы местного самоуправления, ор-

ганизации не имеют права ограни-

чивать

права

граждан

(ст.

19

Конституции)

1

2

3

4

Дополнение к ответу: Зми-

евская Е.

Показ слайдов: 18, 19, 20,

21, 22, 23, 24, 25 с коммен-

тариями преподавателя

В Конституции РФ закреплены обя-

занности:

- соблюдать Конституции;

-

платить

законно

установленные

налоги и сборы;

- сохранять природу и окружающую

среду;

- долг и обязанность защита Отече-

ства. (ст. 57, 58, 59 Конституции)

6

Ответы на тесто-

вые задания

2 мин.

Слайды: 26, 27

Студенты записывают правильные

ответы в контрольный лист.

7

3 вопрос 5 мин.

Рассмотрим вопрос № 3:

Административно - терри-

ториальное устройство РФ

(слайд 28)

Отвечает: Демидова А.

Дополнение

к

ответу:

Ткачёва Ю.

Показ слайдов: 28, 29, 30,

31, 32, 33, 34, 35, 36 с по-

яснениями преподавателя

В составе РФ 83 субъекта, которые

обладают равными права. 21 рес-

публика, 9 краёв, 46 областей, 4 ав-

тономных округа, одна автономная

область,

два

города

федерального

значения.

Статус

республики

определяется

Конституцией РФ и конституциями

республик. Статус края, области, го-

рода федерального значения, авто-

номной области, автономного окру-

га Конституцией РФ. (ст. 66 Консти-

туции)

Субъекты РФ самостоятельно уста-

навливают

свою

систему

органов

государственной власти.

Каждый субъект федерации в праве

решать вопросы местного значения

8

Ответы на тесто-

вые задания

2 мин.

Слайды: 37, 38

Студенты записывают правильные

ответы в контрольный лист.

9

4 вопрос 5 мин.

Рассмотрим вопрос № 4:

Органы

государственной

власти в РФ (слайд 50)

Отвечает: Киселёв Е.

Показ сладов: 50, 51 с ком-

ментарием преподавателя

В систему органов государственной

власти в РФ входят:

- Представительные – это Государ-

ственная Дума и Совет Федерации;

- Исполнительные – это правитель-

ство в составе министерств и ве-

домств;

-

Судебные

или

контролирующие

органы – это Конституционный суд,

Верховный суд, Арбитражный суд;

- Президент РФ – глава государства

не входит ни в один орган государ-

ственной власти. (гл. 4 Конститу-

ции)

10

Ответы на тесто-

вые задания

1 мин.

Слайд: 52

Студенты записывают правильные

ответы в контрольный лист.

1

2

3

4

11

5 вопрос 5 мин.

Рассмотрим вопрос № 5:

Избирательная

система

РФ (слайд 53)

Отвечает: Количенко Р.

Дополнение

к

ответу:

Смоленская Д.

Дополнение к ответу: Де-

мидова А.

Показ слайдов: 53, 54, 55,

56 с комментариями пре-

подавателя

Согласно

федеральному

закону:

«Об

основных

гарантиях

избира-

тельных прав и прав участия в ре-

ферендуме граждан РФ» (2002 г.)

избирательная

система

в

России

имеет смешенную основу, так Пре-

зидент РФ, главы муниципальных

образований избираются по мажо-

ритарной системе, депутаты Госу-

дарственной Думы – по пропорцио-

нальной системе.

Президент РФ избирается

всеоб-

щим, прямым, тайным голосовани-

ем.

Депутаты

Государственной

Думы

избираются по спискам партийных

объединений.

В период избирательной компании

формируются: участковые, террито-

риальные и окружные комиссии.

Избирательные комиссии субъектов

РФ

и

Центральная

избирательная

комиссия работают на постоянной

основе.

На территории РФ применяют виды

избирательных систем:

- мажоритарную – большинству по-

данных голосов;

- пропорциональную – подача голо-

сов за списки кандидатов, выдвига-

емые избирательными объединени-

ями.

12

Ответы на тесто-

вые задания

1 мин.

Слайд: 57

Студенты записывают правильные

ответы в контрольный лист.

13

6 вопрос 5 мин.

Рассмотрим вопрос № 6:

Президент

Российской

Федерации (слайд 61)

Отвечает: Песчанская А.

Дополнительный

ответ:

Аболемова Л.

Выборы Президента РФ проводятся

в соответствии с федеральным зако-

ном «О выборах Президента РФ»

(1999 г.) (гл. 4. Конституции)

Назначает

выборы

Совет

Федера-

ции не позднее 120-150 дней до ис-

течения срока полномочий преды-

дущего

Президента

(ст.

1 0 2 .

Конституции)

Президентом РФ может быть гра-

жданин России не моложе 35 лет и

проживающий на территории РФ не

менее 10 лет, не состоящий под су-

дом и дееспособный.

Одно и тоже лицо не может быть

избрано на должность Президента

более двух сроков подряд

1

2

3

4

Дополнительный

ответ:

Смоленская Д.

Показ

слайдов:

58,

61

с

комментарием

преподава-

теля

(срок

полномочий

Президента

с

2012 года устанавливается 6 лет.)

(ст. 81 Конституции)

Президент

РФ

является

гарантом

Конституции и главой государства

(ст.

80

Конституции),

Верховным

Главнокомандующим Вооружённы-

ми Силами Российской Федерации,

осуществляет

руководство

внеш-

ней политикой (ст. 86, 87 Конститу-

ции)

14

7 вопрос 5 мин.

Рассмотрим

вопрос

7:

Федеральное собрание РФ

(слайд 59)

Отвечает: Киселёв Е.

Дополнительный ответ: Бо-

рисенко К.

Показ слайдов 60, 62, 63 с

комментариями преподава-

теля

Парламент

России,

её

представи-

тельный и законодательный орган,

состоит из 2 палат:

Совет

Федерации

состоит

из

166

депутатов оп два представителя от

каждого субъекта Федерации: один

от представительных органов дру-

гой от исполнительного органа вла-

сти. Членом Совета Федерации мо-

жет быть гражданин не моложе 30

лет. (ст. 95 Конституции)

Государственная

Дума

состоит

из

450 депутатов, избирается на 5 лет

2011

года).

Депутатом

может

быть

избран

гражданин

РФ,

до-

стигший 21 года (ст. 97 Конститу-

ции)

Важнейшей задачей Федерального

Собрания является принятие зако-

нов. Проект закона вносится в Го-

сударственную Думу. Правом зако-

нодательной инициативы обладает

Президент РФ, депутаты Государ-

ственной Думы, члены Совета Фе-

дерации, Правительство РФ, зако-

нодательные органы субъектов РФ

15

8 вопрос 5 мин.

Рассмотрим

вопрос

8:

Правительство

РФ

(слайд

64)

Отвечает: Титова М.

Правительство РФ – это исполни-

тельный орган власти. Статус пра-

вительства

определён

(гл.

6

Конституции).

Деятельность

пра-

вительства определяется Федераль-

ным

законом

«О

Правительстве

РФ» от 17 декабря 1997 года. По-

становления и распоряжения Пра-

вительства обязательны к исполне-

нию, но они не могут противоре-

чить федеральным законам.

1

2

3

4

Дополнение к ответу: Пла-

цинда И.

Комментарий

слайда

64

преподавателем

Состав Правительства РФ формиру-

ется в следующем порядке:

- Президент РФ назначает Предсе-

дателя правительства с согласия Го-

сударственной Думы;

- Председатель правительства с со-

гласия

Президента

назначает

на

должность зам. Председателя и фе-

деральных министров;

-

Правительство

разрабатывает

и

направляет

в

Государственную

Думу проект федерального бюдже-

та на утверждение

16

9 вопрос 5 мин.

Рассмотрим вопрос № 9:

Судебная

власть

в

РФ

(слайд 66)

Отвечает: Кая А.

Дополнение к ответу: Бар-

тенев В.

Показ

слайдов:

65,

66

с

комментариями

препода-

вателя

Правосудие в России осуществляет-

ся

только

судом.

Судебная

власть

о суще ствляется

п о с р ед с т в ом

конституционного,

гражданского,

административного

и

уголовного

права. (ст. 118 Конституции)

Судебную систему РФ составляют

федеральные

суды,

конституцион-

ные суды и мировые судьи феде-

ральных субъектов.

Судьями могут быть граждане РФ

достигшие 25 лет, имеющие юриди-

ческое образование и стаж работы

по профессии не менее 5 лет.

Судьи независимы, неприкосновен-

ны и несменяемы.

В РФ три основных вида судов:

- Конституционный;

- Верховный;

- Арбитражный.

17

Ответы на тесто-

вые задания

2 мин.

Слайд: 67

Студенты записывают правильные

ответы в контрольный лист.

18

10 вопрос 5 мин.

Рассмотрим вопрос № 10:

Местное

самоуправление

(сайд 68)

Отвечает: Колесникова М.

Местное

самоуправление

в

РФ

самостоятельно обеспечивает реше-

ние населением вопросов местного

значение (ст. 130 Конституции).

Население

через

органы

местного

самоуправления самостоятельно ре-

шает вопросы:

- управления муниципальной соб-

ственностью;

- устанавливает местные налоги;

- осуществляет охрану обществен-

ного порядка и т.д.

1

2

3

4

Дополнение к ответу: Ко-

лесникова Е.

Показ

слайдов:

68,

69

с

комментариями преподава-

теля

Субъекты

РФ

наделяют

органы

местного

самоуправления

опре-

делёнными государственными пол-

номочиями по вопросам:

- регистрация актов гражданского

состояния;

-

распоряжение

муниципальной

собственностью;

-

лицензирование

розничной

тор-

говли;

- более 30 различных представле-

ний, установлений и т.д.

Местные

органы

власти

решают

различные вопросы связанные с де-

ятельность муниципальных служа-

щих.

19

Ответы на тесто-

вые задания

2 мин.

Слайд 70

Студенты записывают правильные

ответы в контрольный лист.

20

11 вопрос 8 мин.

Рассмотрим вопрос № 11:

История

развития

консти-

туционализма

в

России

(слайд 71)

Преподаватель

комменти-

рует слайды 72, 73, 74, 75,

раскрывает основные исто-

рические события, которые

заложили основу демокра-

тического развития России.

Особое внимание препода-

ватель уделяет дате приня-

тия Конституции России 12

декабря

1993

года

(слайд

76)

Студенты

записывают

основные

даты и документы, которые прини-

мались в период правления Алек-

сандра I,

Александра II, Алексан-

дра III, Николая II.

З ап и с ы ва ют

д ат ы

п р и н я т и я

Конституции РСФСР и СССР.

Студенты записывают дату приня-

тия Конституции Российской Феде-

рации.

21

Ответы на тесто-

вые задания

1мин.

Слайд 77

Студенты записывают правильные

ответы в контрольный лист.

22

Подведение ито-

гов 5 мин.

Преподаватель

подводит

итоги

занятия,

указывает

на недостатки и выставляет

оценки. В обсуждении при-

няли

участие

23

студента

из 25.

Приложение: мультимедийная презентация.



В раздел образования