Автор: Кряжевских Алексей Андреевич
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: Донской банковский колледж
Населённый пункт: г. Ростов–на–Дону
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Право"
Тема: Использование ИТК в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине «Право»
Преподаватель: Кряжевских Алексей Андреевич
Тема урока: Конституционное право
Цели урока:
- Дидактические:
Главная дидактическая цель урока конкретизируется в ди-
дактических
задачах:
образовательной,
развивающей
и
воспитательной (триединая цель урока);
Четкое формулирование образовательных задач;
Определение оптимального содержания занятия в соответ-
ствии с требованиями учебной программы;
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств
обучения;
Создание условий успешного обучения студентов.
- Образовательные:
Включает в себя овладение студентом системой знаний,
практическими умениями и навыками;
Формирование целостной системы основных понятий;
Выделение основных мировоззренческих идей.
- Развивающие:
Содействовать
развитию
творческих
возможностей
сту-
дентов;
Формировать навыки творческого мышления и применять
их на практике;
Содействовать развитию эмоциональной сферы, моноло-
гической речи студентов, коммуникативной культуры;
Способствовать развитию личности.
- Воспитательные:
Способствовать нравственно-эстетическому становлению
студентов;
Укреплять положительное отношение к процессу обуче-
ния;
Способствовать формированию убеждений, взглядов;
Прививать самостоятельность в оценке качеств личности;
Способствовать приобретению опыта адекватного поведе-
ния в любом обществе.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Методы
обучения:
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
репродуктивный.
Материально-техническое
оснащение
урока:
Мультимедийный
проектор,
компьютер, программное обеспечение (презентация урока прилагается).
Ход урока
№
п/п
Этапы урока
Деятельность
преподавателя
Деятельность студентов
1
2
3
4
1
Организацион-
ный момент (5
мин.)
Проверка готовности к
уроку, отметка отсутству-
ющих
Подготовка к уроку
2.
Актуализация
опорных знаний
(5 мин.)
Мы рассмотрим основные
понятия темы: демократия,
федерация, правовое госу-
дарство,
республиканская
форма
правления,
гра-
жданство, организация го-
сударственной
власти.
На
экране
высвечивают ся
основные
вопросы,
кото-
рые будут рассмотрены на
данном
занятии.
(слайд
№1)
Студенты готовятся к ответам на по-
ставленные вопросы
3
Рассмотрение
основных во-
просов темы
(75 мин.)
1 вопрос 5 мин.
Рассмотрим
вопрос
№
1:
Основы Конституционного
строя в РФ. (слайд 2)
Отвечает: Смоленская Д.
Кто дополнит: ответ - По-
лищук Е.
Показ слайдов 3, 4, 5, 6, 7,
с комментариями препода-
вателя
Даётся ответ на поставленный во-
прос:
основу
Конституционного
строя в РФ составляет:
- В главе 1 Конституции РФ записа-
но: Россия есть демократическое го-
сударство – это означает, что в Рос-
сии закрепляется власть многонаци-
онального народа;
-
Россия
–
федеративное
государ-
ство:
состоит
из
государственных
образований;
- Россия – правовое государство – в
государстве властвует закон;
- Россия – республика – это означает,
что
в
нашей
стране
коллективное
управление,
законодательные
орга-
ны
выбираются
народом
на
опре-
делённый срок.
Носителем
суверенитета
является
многонациональный
народ
(ст.
3
Конституции).
В Российской Федерации 83 субъек-
та – это республики – 21, края – 9,
области – 46. национальные округа –
4, автономная область – 1, города
федерального
значения
–
2.
(ст.
5
Конституции)
Республики
имеют
свои
Конститу-
ции, остальные субъекты уставы.
1
2
3
4
Как закрепляется связь че-
ловека с государством?
Отвечает: Евдокимова Д.
Показ слайдов: 10, 11, 12,
13, 14, 15, с комментария-
ми преподавателя
В каждом государстве есть понятие
«гражданство», которое проявляет-
ся в правах и обязанностях, в ответ-
ственности государства перед гра-
жданами и граждан перед государ-
ством.
Гражданство приобретается по ро-
ждению,
в
соответствии
с
феде-
ральными законами.
Гражданин
РФ
не
может
быть
лишён гражданства (ст. 6 Конститу-
ции)
4
Ответы на тесто-
вые задания
2 мин.
Слайды: 8, 9. 16. 17.
Студенты
записывают
правильные
ответы в контрольный лист.
5
2 вопрос 5 мин.
Рассмотрим
вопрос
№
2:
Конституционные права и
свободы (слайд 18)
Отвечает: Галкина Е.
Кто
дополнит:
отвечает
-
Бондаренко А.
Дополнение к ответу: По-
лищук Е.
Комментарий преподавате-
ля: Все прав человека яв-
ляются действующими. За-
креплены в соответствую-
щих законах. Человек, его
права и свободы являются
высшей ценностью. (ст. 2
Конституции)
Глава 2 Конституции РФ гарантиру-
ет права и свободы человеку и гра-
жданину:
- Права и свободы человека неот-
чуждаемы;
- Права и свободы являются непо-
средственно действующими;
- Все равны перед законом и судом;
- Каждый имеет право на жизнь;
- Достоинство личности охраняется
государством.
(ст. 17. 18, 19, 20, 21. Конституции).
Впервые права и свободы человека
были закреплены в Декларации Не-
зависимости (1776 г. в США), в Де-
кларации прав человека и гражда-
нина (1789 г. Франция). К междуна-
родным правовым актам можно от-
нести Всеобщую декларацию прав
человека, принята 10 декабря 1948
года.
Все права и свободы можно разде-
лить на личные (гражданские), по-
литические, социально - экономиче-
ские и культурные.
При
осуществление
своих
прав
и
свобод человек не должно нарушать
права и свободы других лиц. (ст. 17
Конституции)
Государственные органы власти, ор-
ганы местного самоуправления, ор-
ганизации не имеют права ограни-
чивать
права
граждан
(ст.
19
Конституции)
1
2
3
4
Дополнение к ответу: Зми-
евская Е.
Показ слайдов: 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25 с коммен-
тариями преподавателя
В Конституции РФ закреплены обя-
занности:
- соблюдать Конституции;
-
платить
законно
установленные
налоги и сборы;
- сохранять природу и окружающую
среду;
- долг и обязанность защита Отече-
ства. (ст. 57, 58, 59 Конституции)
6
Ответы на тесто-
вые задания
2 мин.
Слайды: 26, 27
Студенты записывают правильные
ответы в контрольный лист.
7
3 вопрос 5 мин.
Рассмотрим вопрос № 3:
Административно - терри-
ториальное устройство РФ
(слайд 28)
Отвечает: Демидова А.
Дополнение
к
ответу:
Ткачёва Ю.
Показ слайдов: 28, 29, 30,
31, 32, 33, 34, 35, 36 с по-
яснениями преподавателя
В составе РФ 83 субъекта, которые
обладают равными права. 21 рес-
публика, 9 краёв, 46 областей, 4 ав-
тономных округа, одна автономная
область,
два
города
федерального
значения.
Статус
республики
определяется
Конституцией РФ и конституциями
республик. Статус края, области, го-
рода федерального значения, авто-
номной области, автономного окру-
га Конституцией РФ. (ст. 66 Консти-
туции)
Субъекты РФ самостоятельно уста-
навливают
свою
систему
органов
государственной власти.
Каждый субъект федерации в праве
решать вопросы местного значения
8
Ответы на тесто-
вые задания
2 мин.
Слайды: 37, 38
Студенты записывают правильные
ответы в контрольный лист.
9
4 вопрос 5 мин.
Рассмотрим вопрос № 4:
Органы
государственной
власти в РФ (слайд 50)
Отвечает: Киселёв Е.
Показ сладов: 50, 51 с ком-
ментарием преподавателя
В систему органов государственной
власти в РФ входят:
- Представительные – это Государ-
ственная Дума и Совет Федерации;
- Исполнительные – это правитель-
ство в составе министерств и ве-
домств;
-
Судебные
или
контролирующие
органы – это Конституционный суд,
Верховный суд, Арбитражный суд;
- Президент РФ – глава государства
не входит ни в один орган государ-
ственной власти. (гл. 4 Конститу-
ции)
10
Ответы на тесто-
вые задания
1 мин.
Слайд: 52
Студенты записывают правильные
ответы в контрольный лист.
1
2
3
4
11
5 вопрос 5 мин.
Рассмотрим вопрос № 5:
Избирательная
система
РФ (слайд 53)
Отвечает: Количенко Р.
Дополнение
к
ответу:
Смоленская Д.
Дополнение к ответу: Де-
мидова А.
Показ слайдов: 53, 54, 55,
56 с комментариями пре-
подавателя
Согласно
федеральному
закону:
«Об
основных
гарантиях
избира-
тельных прав и прав участия в ре-
ферендуме граждан РФ» (2002 г.)
избирательная
система
в
России
имеет смешенную основу, так Пре-
зидент РФ, главы муниципальных
образований избираются по мажо-
ритарной системе, депутаты Госу-
дарственной Думы – по пропорцио-
нальной системе.
Президент РФ избирается
всеоб-
щим, прямым, тайным голосовани-
ем.
Депутаты
Государственной
Думы
избираются по спискам партийных
объединений.
В период избирательной компании
формируются: участковые, террито-
риальные и окружные комиссии.
Избирательные комиссии субъектов
РФ
и
Центральная
избирательная
комиссия работают на постоянной
основе.
На территории РФ применяют виды
избирательных систем:
- мажоритарную – большинству по-
данных голосов;
- пропорциональную – подача голо-
сов за списки кандидатов, выдвига-
емые избирательными объединени-
ями.
12
Ответы на тесто-
вые задания
1 мин.
Слайд: 57
Студенты записывают правильные
ответы в контрольный лист.
13
6 вопрос 5 мин.
Рассмотрим вопрос № 6:
Президент
Российской
Федерации (слайд 61)
Отвечает: Песчанская А.
Дополнительный
ответ:
Аболемова Л.
Выборы Президента РФ проводятся
в соответствии с федеральным зако-
ном «О выборах Президента РФ»
(1999 г.) (гл. 4. Конституции)
Назначает
выборы
Совет
Федера-
ции не позднее 120-150 дней до ис-
течения срока полномочий преды-
дущего
Президента
(ст.
1 0 2 .
Конституции)
Президентом РФ может быть гра-
жданин России не моложе 35 лет и
проживающий на территории РФ не
менее 10 лет, не состоящий под су-
дом и дееспособный.
Одно и тоже лицо не может быть
избрано на должность Президента
более двух сроков подряд
1
2
3
4
Дополнительный
ответ:
Смоленская Д.
Показ
слайдов:
58,
61
с
комментарием
преподава-
теля
(срок
полномочий
Президента
с
2012 года устанавливается 6 лет.)
(ст. 81 Конституции)
Президент
РФ
является
гарантом
Конституции и главой государства
(ст.
80
Конституции),
Верховным
Главнокомандующим Вооружённы-
ми Силами Российской Федерации,
осуществляет
руководство
внеш-
ней политикой (ст. 86, 87 Конститу-
ции)
14
7 вопрос 5 мин.
Рассмотрим
вопрос
№
7:
Федеральное собрание РФ
(слайд 59)
Отвечает: Киселёв Е.
Дополнительный ответ: Бо-
рисенко К.
Показ слайдов 60, 62, 63 с
комментариями преподава-
теля
Парламент
России,
её
представи-
тельный и законодательный орган,
состоит из 2 палат:
Совет
Федерации
состоит
из
166
депутатов оп два представителя от
каждого субъекта Федерации: один
от представительных органов дру-
гой от исполнительного органа вла-
сти. Членом Совета Федерации мо-
жет быть гражданин не моложе 30
лет. (ст. 95 Конституции)
Государственная
Дума
состоит
из
450 депутатов, избирается на 5 лет
(с
2011
года).
Депутатом
может
быть
избран
гражданин
РФ,
до-
стигший 21 года (ст. 97 Конститу-
ции)
Важнейшей задачей Федерального
Собрания является принятие зако-
нов. Проект закона вносится в Го-
сударственную Думу. Правом зако-
нодательной инициативы обладает
Президент РФ, депутаты Государ-
ственной Думы, члены Совета Фе-
дерации, Правительство РФ, зако-
нодательные органы субъектов РФ
15
8 вопрос 5 мин.
Рассмотрим
вопрос
№
8:
Правительство
РФ
(слайд
64)
Отвечает: Титова М.
Правительство РФ – это исполни-
тельный орган власти. Статус пра-
вительства
определён
(гл.
6
Конституции).
Деятельность
пра-
вительства определяется Федераль-
ным
законом
«О
Правительстве
РФ» от 17 декабря 1997 года. По-
становления и распоряжения Пра-
вительства обязательны к исполне-
нию, но они не могут противоре-
чить федеральным законам.
1
2
3
4
Дополнение к ответу: Пла-
цинда И.
Комментарий
слайда
64
преподавателем
Состав Правительства РФ формиру-
ется в следующем порядке:
- Президент РФ назначает Предсе-
дателя правительства с согласия Го-
сударственной Думы;
- Председатель правительства с со-
гласия
Президента
назначает
на
должность зам. Председателя и фе-
деральных министров;
-
Правительство
разрабатывает
и
направляет
в
Государственную
Думу проект федерального бюдже-
та на утверждение
16
9 вопрос 5 мин.
Рассмотрим вопрос № 9:
Судебная
власть
в
РФ
(слайд 66)
Отвечает: Кая А.
Дополнение к ответу: Бар-
тенев В.
Показ
слайдов:
65,
66
с
комментариями
препода-
вателя
Правосудие в России осуществляет-
ся
только
судом.
Судебная
власть
о суще ствляется
п о с р ед с т в ом
конституционного,
гражданского,
административного
и
уголовного
права. (ст. 118 Конституции)
Судебную систему РФ составляют
федеральные
суды,
конституцион-
ные суды и мировые судьи феде-
ральных субъектов.
Судьями могут быть граждане РФ
достигшие 25 лет, имеющие юриди-
ческое образование и стаж работы
по профессии не менее 5 лет.
Судьи независимы, неприкосновен-
ны и несменяемы.
В РФ три основных вида судов:
- Конституционный;
- Верховный;
- Арбитражный.
17
Ответы на тесто-
вые задания
2 мин.
Слайд: 67
Студенты записывают правильные
ответы в контрольный лист.
18
10 вопрос 5 мин.
Рассмотрим вопрос № 10:
Местное
самоуправление
(сайд 68)
Отвечает: Колесникова М.
Местное
самоуправление
в
РФ
самостоятельно обеспечивает реше-
ние населением вопросов местного
значение (ст. 130 Конституции).
Население
через
органы
местного
самоуправления самостоятельно ре-
шает вопросы:
- управления муниципальной соб-
ственностью;
- устанавливает местные налоги;
- осуществляет охрану обществен-
ного порядка и т.д.
1
2
3
4
Дополнение к ответу: Ко-
лесникова Е.
Показ
слайдов:
68,
69
с
комментариями преподава-
теля
Субъекты
РФ
наделяют
органы
местного
самоуправления
опре-
делёнными государственными пол-
номочиями по вопросам:
- регистрация актов гражданского
состояния;
-
распоряжение
муниципальной
собственностью;
-
лицензирование
розничной
тор-
говли;
- более 30 различных представле-
ний, установлений и т.д.
Местные
органы
власти
решают
различные вопросы связанные с де-
ятельность муниципальных служа-
щих.
19
Ответы на тесто-
вые задания
2 мин.
Слайд 70
Студенты записывают правильные
ответы в контрольный лист.
20
11 вопрос 8 мин.
Рассмотрим вопрос № 11:
История
развития
консти-
туционализма
в
России
(слайд 71)
Преподаватель
комменти-
рует слайды 72, 73, 74, 75,
раскрывает основные исто-
рические события, которые
заложили основу демокра-
тического развития России.
Особое внимание препода-
ватель уделяет дате приня-
тия Конституции России 12
декабря
1993
года
(слайд
76)
Студенты
записывают
основные
даты и документы, которые прини-
мались в период правления Алек-
сандра I,
Александра II, Алексан-
дра III, Николая II.
З ап и с ы ва ют
д ат ы
п р и н я т и я
Конституции РСФСР и СССР.
Студенты записывают дату приня-
тия Конституции Российской Феде-
рации.
21
Ответы на тесто-
вые задания
1мин.
Слайд 77
Студенты записывают правильные
ответы в контрольный лист.
22
Подведение ито-
гов 5 мин.
Преподаватель
подводит
итоги
занятия,
указывает
на недостатки и выставляет
оценки. В обсуждении при-
няли
участие
23
студента
из 25.
Приложение: мультимедийная презентация.