Автор: Набоков Рашид Кирьевич
Должность: преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ РА " Красногвардейский аграрно - промышленный техникум"
Населённый пункт: Республика Адыгея, село Красногвардейское
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание двигательных качеств в спортивных играх
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики
Адыгея
«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
Статья
Тема:
«Воспитание двигательных качеств в спортивных играх»
Разработал:
Преподаватель
Набоков Рашид Кирьевич
с. Красногвардейское
2018 год
Воспитание двигательных качеств в спортивных играх
При обучении основам техники и тактики в спортивных играх, мне как
преподавателю физического воспитания необходимо добиваться повышения
уровня быстроты, скоростно- силовых способностей и прыжковой выносливости
обучающихся.
Для воспитания быстроты движения использую скоростные упражнения.
Продолжительность одного повторения колеблется в зависимости от пола,
возраста, подготовленности обучающихся и конкретных задач - от 6-8 до 10-12с.
Длину дистанции выбираю такой, чтобы интенсивность работы сохранялась
максимальной до конца попытки. Количество повторений не превышаю 5-6.
Интервалы отдыха между попытками составляют от 1 до 2-3 минуты. Чтобы
поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком
уровне, паузы между повторениями заполняю упражнения малой интенсивности,
при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в
основном упражнении. Например, обучающиеся совершают серию рывков с
баскетбольным мячом, то к месту старта они возвращаются свободным
медленным шагом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.
Чтобы предотвратить образование так называемого «скоростного барьера»
заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия
включаю разнообразные игровые средства и постоянно их варьирую.
В этом одна из причин мирового использования при воспитании быстроты
надвижных игр и эстафет, в процессе которых обучающихся приспосабливаются к
нестандартным условиям, передвигаются самыми неожиданными способами ,
моментально реагируют на смену обстановки.
Для воспитания скоростно-силовых качеств применяю всевозможные
прыжки, разнообразные упражнения с футбольными, баскетбольными,
волейбольными и набивными мячами, подбираю такие упражнения, которые в
координационном отношении сходны с уже с освоенными двигательными
навыками. Движения выполняются с точнойамплитудой, например, приседание
завершаются выпрыгиванием, часто использую бросковые движения.
Интенсивность и продолжительность работы в каждой попытке, число
повторений, длительность и заполнении пауз отдыха – оставляю такими же как и
в скоростных упражнениях. Как нас учили упражнения развития быстроты и
скоростно – силовых качеств лучше объединять в комплексы. Это создает
дополнительные удобства при организации занятий и повышает моторную
плотность занятий по физической культуре за счет ликвидации потерь времени на
перестроение обучающихся.
На занятиях для повышения прыгучести у обучающихся использую сочетание
различных прыжков в «глубину» с последующим запрыгиванием на какое –либо
возвышение или выпрыгиванием вверх и доставанием высокорасположенного
предмета (например, мяча которого я держу на вытянутые руках , сетки
баскетбольной или корзины, края волейбольной сетки или перекладины ворот)
многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку.
Важное место в скоростно – силовой подготовке обучающихся на уроках
спортивных игр отвожу подвижным играм, эстафетам с большим набором
прыжковых движений, метательного и ударного характера. Например такие игры
как « Охотники и утки» , «Перестрелка», «Прыгуны», «Гусеница», «Борьба за
отскок» и т.п. Используя также скоростно – силовые упражнения
соревновательным методом, ставя перед обучающимися задачи: «Кто дальше
совершит шестеро прыжков?», « Кто выше подбросит набивной мяч», «Какая пара
быстрее сделает 8 передач в положении сидя на полу» и т.д.
При подборе средств скоростно – силовой подготовке предпочтение отдаю
движениям, сходными по структуре и условиям выполнения с игровыми
двигательными действиями. Так чаще даю такие задания: выполнить в прыжке тот
или иной прием владения мячом (ловля – передача); повернуться на 90°,180°,360°
перехватить высоко летящий мяч. Как перед отталкиваем, так и сразу после
приземления при выполнения прыжков слежу за соблюдением правильной
игровой стойки рациональной техникой перемещения всех игроков .
Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включаю
такие специальные упражнения и игры, в которых развивается способность
игрока длительное время выполнять привычки максимальной мощности.
Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземления передать его партнеру,
бросить в корзину или перебросить через волейбольную сетку. Применяю
различные много скоки, выполняемые на все большое расстояние. Применяю
прыжкисо скакалкой выполняемые различными по характеру движений и степени
сложности способами. Прыжки выполняются обучающимися последовательно,
переступая каждой ногою скакалку, отталкиваясь от пола двумя ногами, на одной
ноге. Совершают между прыжками промежуточные подскоки; вращают скакалку
вперед и назад; делают один, два оборота за один прыжок; выполняют повороты
вокруг своей оси на 45°,90°,180°, прыгают в полу приседе и приседе; сгибая в
колене ноги назад или выносят колени вперед – вверх. С интересом выполняют
обучающиеся совместные прыжки через скакалку, вдвоем и втроем, располагаясь
в затылок или боком друг к другу. Чтобы все это они умели выполнять
первоначально стараюсь, чтобы обучающиеся хорошо овладели навыком прыжка
толчком двумя ногами с вращением скакалки вперед и лишь затем перехожу к
изучению остальных разновидностей.
Чтобы обучающиеся выполняли прыжки в заданном месте предлагаю им
сперва выполнять прыжок за 1 сек считая про себя; затем нужно совершить два
прыжка за 1 сек. Это важно, так как прыжки со скакалкой входит в зачёт
контрольных нормативов и составляют 60- 80 прыжков для девушек и 50- 70 для
юношей за 30 сек.
Контролировать интенсивность физической нагрузки я предлагаю
обучающимисяпроизводить по пульсу, которые подсчитывают после окончания
прыжков. Хорошо стимулируют развитие прыжковой выносливости,
многократные подскоки, выполняемые с предельной или около предельной
мощностью. За одну попытку наиболее подготовленные обучающиеся совершают
до тридцати подскоков подряд с интервалом в 1-2 сек. Так же даю задание
многократно прыгать через набивной мяч или через гимнастическую скамейку:
касаться одной или двумя руками набивного мяча подвешенного на округленной
высоте, прыжки в парах равных по уровни физического развития обучающихся по
10-15 раз одновременно с вытянутыми над головой руками (как при блокировке в
волейболе), пытаясь в каждой попытке превзойти партнера. Количество прыжков
в серии постепенно увеличиваю, число повторении довожу до 3-4 раз. Полуторно-
двухминутные перерыве между сериями заполняю ходьбой или
малоинтенсивными прыжками со скакалкой. Примерно такую же физическую
нагрузку сохраняю и при выполнении много скоков (тройные, пятерные, и
семерные и т.п. прыжки, бег по «кочкам», наступательной продвижение вперед,
назад, или в сторону, прыжками на двух ногах). При этом каждый обучающийся
соревнуется не только с одногруппниками, но и с самим собой, пытаясь улучшить
результаты от попытки к попытке.
Упражнения и игры для развития быстроты и скоростно- силовых качеств,
которые я объединяю в комплексы, в которые включаю и упражнения на
прыжковую выносливость. Комплексному воспитанию двигательных качеств 7-10
минут занятия. Скоростные и скоростно – силовые упражнения провожу и в
начале и в середине основной части занятии. Наблюдая из года в год за своими
воспитанниками, я убедился в действенности выше перечисленных упражнений, и
предлагаю коллегам использовать в своей работе.