"Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников"
Автор: Мусина Гузель Финусовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №32 Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа Наименование материала: Статья Тема: "Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников" Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологическое
образование,
воспитание
дошкольников
в
настоящее
время
становится
одним
из
приоритетных
направлений.
Чем
раньше
начинается
формирование
основ
экологической
культуры,
тем
выше
в
дальнейшем ее уровень.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить
видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему
живому,
передать
определенные
знания
в
области
экологии
и
научить
соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того,
насколько материал, используемый педагогом, будет:
- интересен детям;
- понятен детям;
- доступен для запоминания и размышления над ним детьми.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип
научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о
том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о
силе медведя или рождении бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую
тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения
по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые
зачастую просто непонятны детям.
Необходимо
выбрать
такие
формы
и
методы
экологического
развития
дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление
растений
и
животных
к
среде
обитания,
взаимосвязи
в
природных
сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной
земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но
всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и
океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.
Форма
сказки,
как
никакая
другая,
близка
и
понятна
малышам.
В
каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном
итоге
схожи
между
собой,
потому
что
призваны
учить
детей
беречь
и
охранять природу, и все живое на земле. Идея сказок не нова. Известно, что
еще в 20-х годах в СССР во время проведения массовых кампаний «День
леса»,
работники
лесного
хозяйства
сами
сочиняли
и
читали
малышам
«лесные сказки», стараясь с помощью незамысловатого сюжета передать
детям лесоохранные знания и экологическую культуру.
По мнению исследователя Власовой Г.Н- «Сказка помогает ребенку
понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты
героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные
представления о природе.
В чем особенность экологических сказок?
Характерной
особенностью
является
сильно-выраженная
переработка
материала, получаемого из природного окружения.
Почему они интересны детям?
Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так
же
элементами,
из
которых
строится
экологическая
сказка,
потому
что
таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Какова их роль?
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства
ребенка.
Она
позволяет
ребенку
более
глубоко
пережить
те,
или
иные,
явления в природе, учит детей научному видению природы.
Так почему их пишут?
На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут
быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес
к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть
красоту
природы
в
разных
ее
формах,
выражать
свое
эмоциональное
отношение к ней.
Для
привлечения
внимания
и
развития
интереса,
для
получения
детьми
достоверных знаний и запоминания их, для реализации полученных знаний
на
практике,
мною
были
написаны
экологические
сказки
различного
содержания для детей старшего дошкольного возраста.
Это сказки о комнатных растениях: Как человек приручил растения, Как у
росточка появилось имя, Бабушка Федора и Герань, Самый смелый цветок. О
различных
явлениях
природы:
Хмурая
туча,
Доброе
облако,
Все
цвета
радуги;
сказки
о
животных
и
насекомых
–
Просто
гусеница,
Не
будите
медведя, Зачем зайцу белая шуба? И др., а так же сказки о взаимодействии
человека и природы. Такие как, Пропавшие цветы, Как не вернулись птицы,
Дедушкин огород.
В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо
учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и
животные
разговаривают,
совершают
плохие
и
хорошие
поступки,
вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и
радость.
Сказки
должны
быть
доступны
детям,
а
их
изложение
отличаться
выразительностью,
при
котором
могут
быть
использованы
обычные
сказочные приемы и известные персонажи.
Однако красной нитью, своеобразным лейтмотивом все должна проходить
тема сохранения природы.
И на сегодняшний день специалисты (будь то ученые, писатели, педагоги,
экологи или воспитатели), по отношению к экологической сказке занимают
разные позиции.
Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже
написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования
экологической
сказки
в
воспитательно-образовательной
деятельности.
Четвертые
учат
сочинять
сказки
и
взрослых,
и
детей.
А
некоторые
используют
известные
сказочные
сюжеты
и
героев,
привнося
в
них
«приметы» сегодняшнего дня.
Но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима.
Она
является
эффективным
средством
воспитания
и
обучения,
способствующим экологическому развитию дошкольников.