Напоминание

"Секреты долголетия"


Автор: Макарова Рена Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Староянашевская ООШ Яльчикского района Чувашской Республики"
Населённый пункт: д.Старое Янашево, Яльчикский район, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Секреты долголетия"
Раздел: полное образование





Назад




Урок обществознания в 8 классе по теме «Секреты долголетия».

Цель: формирование у школьников сберегающего отношения к здоровью и знаний о

здоровом образе жизни.

Задачи:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- закрепить навыки личной гигиены;

- воспитывать аккуратность, опрятность, умение следить за своим внешним видом;

-

вести

разъяснительную

работу

о

вреде

курения,

алкоголя,

показать

их

пагубное

воздействие на организм человека, развеять миф о «полезности» курения и алкоголя.

Подготовительная работа: ученики нарисовали плакаты по теме «Что такое Здоровье».

Плакаты вывешены на доске.

Ход урока.

I. Организация класса. Постановка цели урока.

Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая

друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние

полного

физического,

духовного

и

социального

благополучия.

В

большей

степени

здоровье человека зависит от него самого.

«Жизнь долга, если она полна». Один из

главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не

может быть и долголетия. В начале XXI века средняя продолжительность жизни в России

составила 74 года у женщин и 61 год у мужчин. Сегодня я хочу говорить о том, что мы

сами можем сделать для укрепления своего здоровья. Надеюсь, что каждый из нас будет

иметь возможность убедиться в том, что быть здоровым – это прекрасно! Кто знает, может,

после этого урока среди нас станет больше счастливых?

Эпиграф

урока.

«Учитесь

властвовать

собой»

(А.С.Пушкин).

В

конце

урока

постараемся

выяснить,

почему

же

А.С.Пушкин

предостерегает

людей:

«Учитесь

властвовать собой».

II. Изучение нового материала.

1.

«Чисто жить – здоровым быть!»

2.

«Слабеет тело без дела».

3.

«Кто курит табак, тот сам себе враг».

4.

«Вино входит – ум выводит».

Какие же слагаемые жизненного успеха? Что влияет на здоровье человека?

1.

«Чисто жить – здоровым быть!» - гласит пословица. Нужно содержать в чистоте

руки,

ногти,

лицо,

уши,

зубы.

Свою

одежду

тоже

нужно

содержать

в

чистоте.

Кто

аккуратен, тот людям приятен.

2.

«Слабеет тело без дела». От того, как организован режим дня и как используются

занятия физической культурой и спортом, во многом зависит деятельность различных

систем и органов человека.

Задание 1. Проанализируйте высказывания.

«Движения могут заменить лекарства, между тем как всевозможные лекарства,

вместе взятые, никогда не могут заменить движения».

Французский врач-клиницист Тиссо

«Для долголетия необходимы гимнастика, свежий воздух, прогулки».

Отец медицины древнегреческий ученый Гиппократ

(Ответы учащихся).

Для здорового человека средних лет, занимающегося умственным трудом, полезно не

менее 8-10 часов в неделю уделять физическим упражнениям. В воскресенье – не менее 3-

4 часов (прогулка пешком или на лыжах), в середине недели – 2-3 часа (коньки, бег,

плавание, ходьба), ежедневно – 15-35 минут (утренняя гимнастика).

Я считаю, что утренняя гимнастика полезна, потому что она укрепляет мышцы рук,

поэтому я каждый день ее делаю. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия,

постоянные и значительные. В большинстве болезней виновата не природа и не общество,

а только сам человек.

А вот многие из нас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят

не только минуты, но и целые часы. А чтобы научиться беречь время, нужно правильно

организовать свой режим дня. Надо запомнить, что правильное выполнение режима,

чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к

аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

По

мнению

ученых,

ежедневные

физические

упражнения

замедляют

старение

организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

30

минут

умеренной

физической

активности

в

день

улучшают

здоровье

и

предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и укрепляло здоровье,

нужно правильно выполнять упражнения.

Однажды ученые поставили эксперимент. Одной группе участников был предложен

комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней неподвижно.

Всего 20 дней… и что получилось? У тех, кто пролежал, появилось головокружение, они

не могли ходить (им было тяжело дышать), пропал аппетит, они стали плохо спать,

снизилась работоспособность…

Итак,

физическая

нагрузка

необходима

для

организма.

Но

упражнения

приносят

большую пользу в том случае, если они выполняются постоянно, систематически: по часу

в день семь раз в неделю.

Физкультминутка.

Массаж кисти:

- массаж указательного пальца (улучшает работу желудка);

- массаж среднего пальца (улучшает работу кишечника и позвоночника);

- массаж безымянного пальца (улучшает работу печени);

- массаж мизинца правой руки (улучшает работу сердца).

Массаж ушей:

- массаж ушковых раковин (улучшает настроение);

- массаж мочка уха (улучшает работу головного мозга).

3.

«Кто курит табак, тот сам себе враг». К сожалению, почти у всех людей есть

вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие

ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить?

Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой сигареты

тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, и курение становится дурной

привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.

Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В

нашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие,

становится

труднее

дышать,

особенно

после

физических

нагрузок.

Воспаляются

голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа

сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет

лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и

там задерживаются.

Во многих странах заработная плата у курящих людей меньше, чем у некурящих.

Почему?

Работоспособность

у

некурящих

людей

выше:

они

быстрее

решают

поставленные задачи. Некурящий человек не тратит время на «перекуры», реже болеют.

Задание 2. Притча о мудреце. (Приложение 1).

Вопросы: 1. Внимательно прочитайте притчу о мудреце.

2. Великолепный лист - что это?

3. Какой вред приносит этот лист человеку?

4. Какую пользу приносит этот лист человеку?

И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться

рядом с курящим и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не

только

элементарная

невоспитанность,

но

и

покушение

на

чужое

здоровье.

В

этой

ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам

курильщик.

К

счастью,

многие

даже

длительное

время

курившие

люди

сознательно

приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно

делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения.

Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье – свое и близких!

4.

«Вино входит – ум выводит». Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку

водки, мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь воздействует на нас следующим образом:

сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже

был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту

«награду» заядлый выпивоха должен носить на шее длительное время.

Алкоголь – яд! Он вызывает заболевания желудка и других органов. Особенно опасен

алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного вызывает отравление, которое

может привести к смерти.

При отсутствии продуктов питания умирают бедные люди, в отдельно взятых странах.

Например, в некоторых странах Африки самые бедные, неимущие умирают от голода, а

богатые здравствуют. Алкоголизм убивает и бедных и богатых, и голодных и сытых,

умных делает безумным. Имеют место примеры, когда у людей образованных было все: и

хорошая

работа,

и

достойная

зарплата,

и

благополучная

семья.

Но

постоянное

употребление алкоголя лишает их всего. Человек, деградируя, умирает.

Систематическое

употребление

спиртных

напитков

приводит

к

появлению

психологической и физической зависимости. У человека постоянно возникает желание

выпить. Пьющий человек говорит, что у него пожар внутри, его необходимо погасить.

Однако у него всегда ли хватает средства для покупки спиртного напитка?! Если нет, то

возникает необходимость их найти. Именно в таком состоянии происходят убийства,

грабежи, кража. А значит, человек становится на путь преступлений. Часто подсудимые

сожалеют

о

содеянном,

но

уже

поздно.

Хотелось

бы

вспомнить

случай,

который

произошел в Чебоксарах летом 2004 года. Молодой человек в состоянии алкогольного

опьянения совершил на автомобиле «Ауди» наезд на людей. Погибло 7 человек. Из-за

своей выпивки он стал еще и преступником.

Поэтому хочется призвать всех, чтобы как можно меньше употребляли алкоголь, т.к.

это наносит вред как самому человеку, так и всему обществу. Все формы отклоняющегося

поведения начинаются с интереса, затем появляется зависимость.

III. Закрепление изученного.

Задание 3. Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Лягушка» (Приложение 2).

Какова их основная мысль, в чем смысл стихотворения?

Вывод учителя. Если по каким-то причинам человек встал на неправильный путь, то

он должен принять правильное решение. Самое дорогое у человека это здоровье. Мы

веселы и красивы, потому, что здоровы. Здоровье – самое большое богатство человека.

Недаром говорят: «Здоровый нищий счастливее больного короля».

А сейчас давайте вернемся к эпиграфу урока. Почему же А.С.Пушкин желает «Учитесь

властвовать собой». (Ученики отвечают).

Я думаю, что А.С.Пушкин хотел сказать, что здоровье человека зависит от него самого.

Задание 4. Ученики должны написать понятие слова здоровье на цветных листочках

прямоугольной

формы

(кирпичики)

и

затем

прикрепить

их

к

доске.

В

результате

получился дом. (Ученики пишут: закаливание, доброта, отдых, режим дня, оптимизм,

веселье, ежедневные упражнения, здоровый образ жизни и т.д.)

Итогом нашей работы стала эта замечательная картина, мы построили свой дом, над

нами будет всегда светить солнце, будет голубое небо и все будут здоровыми.

Ребята, подарите друг другу добрые улыбки, ведь улыбка творит чудеса. Улыбающиеся

люди меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Благодарю всех за работу.

Приложение 1. Притча о мудреце.

В далеком прошлом, когда табак только начал свое распространение, это растение

привезли

к

подножию

Арарата,

где

жил

один

старец,

добрый

и

мудрый.

Он

сразу

невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел,

что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхвалили

свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в

дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались

такой

рекламе

и

попросили

старца

рассказать

об

этом

великолепном

листе.

Мудрец

продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор

не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек

ослабнет и будет ходить с палкой; как собака укусит человека, если у него в руках палка?

И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости».

Вот такая притча…

Приложение 2. Лягушка.

Лягушка в грязную попалась колею

И не могла оттуда выбраться никак…

Она все пробовала эдак и вот так…

Но… ничего:

- Ах, помогите, я молю!

И помогали ей друзья и все, кто мог.

Но, видно, волею судьбы она попалась,

Как будто смерть к ней потихоньку подобралась,

И этот вечер был ее последний срок.

Но поутру друзья увидели ее

Не в колее, а на веселенькой полянке!

- Как уцелела ты? – спросили обезьянки…

(Да что за чудо совершилось для нее!)

- По колее шел грузовик и приближался…

А я обязана была себя спасти,

Из колеи дорожной ноги унести.

Так он спасителем невольным оказался!

(Притчи, или философские рассказы.)

Плакаты:



В раздел образования