Напоминание

"Азы хореографии"


Автор: Степук Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТТЮ "Дружба"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: образовательная программа
Тема: "Азы хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Азы хореографии»

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Срок реализации: 4 года

Автор - составитель:

Степук Ольга Владимировна,

педагог дополнительного

образования

г. Новый Уренгой, 2017г.

Пояснительная записка

Ограниченность необходимых физических нагрузок в условиях Крайнего Севера у

большей части детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное их

развитие обуславливает актуальность дополнительной образовательной программы «Азы

хореографии».

Программа определяет основной подход к предмету хореографического искусства в

дополнительном

образовательном

процессе

и

предполагает

оптимально

удобное

распределение материала, с учетом каждого последующего года обучения.

Базовым материалом для создания образовательной программы «Азы хореографии»

служит

«Типовая

программа

для

внешкольных

и

общеобразовательных

учреждений»

-

Москва, «Просвещение», 1988г., таким образом, она является модифицированной, по форме

организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексной, по уровню

о с в о е н и я

– профессионально-ориентированной;

п о

ц е л и

– образовательной;

п о

прогнозируемому результату - развивающей; по типу – познавательной.

Нормативно-правовые основания проектирования данной программы:

-

Конвенция

ООН

«О

правах

ребенка»,

ст.29,

в

которой

говорится

о

необходимости

воспитания, уважения к культурной самобытности страны в которой ребенок проживает,

языку, национальным ценностям, к цивилизациям, отличным собственной.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 75,подчеркивающая

необходимость

в

реализации

дополнительных

образовательных

программ

учитывать

возрастные и индивидуальные особенности детей (от 29.12.12 г. № 273-ФЗ).

-

Закон

ЯНАО

«Об

образовании

в

Ямало-Ненецком

автономном

округе»,ст.8

п.3,

ориентируют на формирование у подрастающего поколения любви к природе Ямала, знания

его истории, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.

-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

утверждена

распоряжением

правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

- Программа развития системы образования ЯНАО

на 2010-2015 гг, Закон ЯНАО «Об

образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации

"Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", от 29 августа 2013 г.

№ 1008);

- Требования к организации образовательного процесса (СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных

организаций

дополнительного

образования

детей»,

утвержденные

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4

июля 2014 года № 41;

-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)

(Письмо

Минобрнауки

России

от

18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»).

- Устав МБУ ДО«ДТТЮ «Дружба».

Содержание

дополнительной

образовательной

программы

«Азы

хореографии»

построено

на

принципе

доступности,

т.е

«от

простого

к

сложному»

и

соответствия

психофизическим

особенностям

обучающихся.

Она

направлена

на

всестороннее,

гармоничное развитие детей младшего и среднего школьного возраста.

Основная

цель:

развитие

у

детей

музыкально-пластических

способностей,

воспитание

и

развитие

художественного

вкуса,

эмоциональной

выразительности,

эстетических

потребностей

и

интересов,

направленных

на

формирование

творческой

личности

и

укрепление

здоровья

через

развитие

различных

физических

качеств

обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

-

познакомить

детей

с

различными

видами

и

жанрами

хореографического

искусства,

историей хореографии;

- формировать увлеченность к хореографическому искусству;

- научить владению техникой исполнения движений, танцевальных постановок;

- формировать навыки главных формообразующих движений;

- формировать знания основ хореографии.

Развивающие:

- развивать творческое воображение ребенка;

- развивать навыки выразительности и пластичности танцевальных движений, их

комбинаций;

- развить интерес детей к занятиям хореографией;

- развить чувство единства в детском коллективе, среди сверстников, коммуникативные

способности;

- развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать морально – духовные качества ребенка;

- воспитывать терпение, умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать эстетический вкус у детей;

- воспитать культуру восприятия произведений мирового искусства: (классический танец,

народный танец);

-воспитывать уважение к традициям коренных народов севера.

Отличительной особенностью образовательной программы является введение в нее

регионального

компонента,

определяющего

направленность

материала

и

содержание

документа.

Новизна

дополнительной

образовательной

программы

заключается

в

активном

применении интегрированных форм работы.

Образовательная программа предоставляет возможность уменьшения или увеличения

объема и степени технической сложности материала в зависимости от состава группы

и

условий конкретной работы, возможность выбора наиболее усваиваемого танцевального

текста, его варьирование.

Исполнение

всегда

должно

быть

естественным,

предлагаемый

материал

соответствовать

не

только

техническим

возможностям

обучающихся,

но

и

их

психофизическим показателям. И хотя в данной программе не говорится о специальном

музыкальном

сопровождении

каждого

элемента

у

станка

или

в

центре

танцкласса,

необходимо учитывать при подборе музыкального сопровождения возрастное восприятие

музыки обучающимися, что значительно облегчает усвоение технически трудных элементов

и помогает развитию у детей выразительности при исполнении танца.

При введении

в предмет и усвоении программного материала детьми необходимо

опираться на дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, т.к. помимо

физических данных, многое зависит от степени способности к восприятию предлагаемого

материала как каждым обучающимся, так и при групповом обучении девочек и мальчиков.

В ходе реализации дополнительной образовательной программы могут происходить

некоторые изменения (в зависимости от социального заказа населения, или корректировки

практической деятельности объединения).

На базе первичных навыков и умений, которые формируются на начальном этапе

обучения,

воспитанники

проходят

основные

элементы

у

станка.

Освоив

«азбуку»

танцевальных движений, учащиеся приступают к их совершенствованию с применением, в

дальнейшем более сложных комбинаций. Увеличение мышечной нагрузки в течение всего

периода обучения производится постепенно и планомерно; введение новых технических

приемов,

усложнение

композиционных

заданий

и

танцевальных

этюдов

должны

соответствовать

предыдущему

ходу

обучения.

Важным

моментом

является

точность

применяемой терминологии и лексики руководителя по направлению деятельности – дети

должны воспринимать, понимать, анализировать речь и команды педагога.

Организационно – педагогические основы обучения

Программа

ориентирована на работу с детьми младшего и среднего школьного

возраста и рассчитана на освоение программного материала в течение 4 учебных лет.

Наполняемость групп 10-15 человек. Группы формируются из детей одного возраста,

обучающихся

в

школе

в

одну

смену.

Численный

состав

обучающихся

в

группах

и

продолжительность

занятий

в

неделю

регламентируется

Уставом

и

Учебным

планом

учреждения.

Учебный курс осуществляется

с 15 сентября по 25 мая с учетом региональных

особенностей, каникулы в процессе обучения не предусмотрены. Четырехгодичный объем

программы составляет 792 часа: 144 часа в группах 1 года обучения и по 216 часов в год в

группах 2, 3 и 4 годов обучения.

Режим занятий:

1 год обучения (дети 6-7 лет)-2 часа два раза в неделю;

2 год обучения (дети 7-8лет) – 2 часа три раза в неделю;

3 год обучения (дети 8-9 лет) – 2 часа три раза в неделю;

4 год обучения (дети 9-12 лет) – 2 часа три раза в неделю;

В дополнительную общеобразовательную программу «Азы хореографии» в рамках

реформирования

общего

образования

включены универсальные

учебные

действия,

которые направлены на умение:

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и

уважать их;

-

анализировать

предлагаемую

информацию,

планировать

предстоящую

практическую

работу; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий;

В

соответствии

с

Программой

развития

воспитательной

компоненты

в

образовательных

организациях

МО

города

2013-2020

годы,

Федеральным

законом

от

29.12.2012

г.

273-ФЗ

«

Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

ФГОС,

внесена

воспитательная компонента, направленная на:

-приобщение

детей

к

культурно

-

историческому

прошлому

страны,

общечеловеческим

ценностям;

- формирование духовно-нравственных качеств личности, активизации жизненной позиции;

-формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;

-формирование у обучающихся представления об обрядах и традициях народов, населяющих

Россию;

-формирование навыков культуроосвоения и культуросозидания, активацию и приобщения

их к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

При введении в предмет и усвоении программного материала, необходимо опираться

на дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, т.к. помимо физических

данных, многое зависит от степени их способности к восприятию предлагаемого материала

каждым воспитанником. Большое значение имеет так же групповое обучение и девочек, и

мальчиков.

На базе первичных навыков и умений, которые формируются на начальном этапе

обучения,

воспитанники

проходят

основные

элементы

у

станка.

Освоив

«азбуку»

танцевальных движений, учащиеся приступают к их совершенствованию с применением, в

дальнейшем более сложных комбинаций. Увеличение мышечной нагрузки в течение всего

периода обучения производится постепенно и планомерно; введение новых технических

приемов,

усложнение

композиционных

заданий

и

танцевальных

этюдов

должны

соответствовать

предыдущему

ходу

обучения.

Нельзя

при

этом

забывать

о

точности

терминологии

и

лексики

по

направлению

деятельности

воспитанники

должны

воспринимать, понимать, анализировать речь и команды педагога.

Особое внимание в процессе обучения уделяется такому немаловажному фактору,

как

дыхание.

Правильно

поставленное

дыхание

имеет

иногда

решающее

значение

для

усвоения танцевальной техники. Это обусловлено частой сменой темпа и ритма урока;

длительными, требующими большого дыхания развернутыми танцевальными композициями;

необходимостью преодолевать достаточно большое сценическое пространство. Важнейшей

задачей

всего

курса

обучения

является

воспитание

эмоциональной

выразительности

исполнения. Программный материал построен на основе классического и народного танца. В

процессе обучения используется фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы с

обучающимися.

Обязательным

условием

образовательного

процесса

является

отслеживание

результативности знаний и умений обучающихся. Проверка знаний и умений должна быть

направлена на оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.

Данная дополнительная образовательная программа предполагает следующие формы

отслеживания знаний умений и навыков обучающимися:

- итоговые занятия;

- контрольные срезы;

- тестирование;

- открытые уроки;

- мини – концерты;

- отчетные концерты и выступления.

Подведение

итогов

реализации

дополнительной

образовательной

программы

осуществляется через концертную деятельность объединения, на конкурсах и фестивалях

детского художественного творчества.

По окончании полного курса обучения, обучающиеся должны знать:

- историю танца;

- специальную хореографическую терминологию;

- технику классического танца;

- правила постановки ног у станка;

- простейшие комбинации;

- позиции ног и рук классического танца;

должны уметь:

- исполнять танцевальные движения и комбинации;

- чувствовать характер музыки;

- использовать навыки актерской выразительности;

- исполнять: переменный шаг, фигуры хоровода на переменном,

- элементы национального и русского танца (хоровод, перепляс);

- чувствовать ритм и характер музыки;

- выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселья, грусти);

- исполнить веселую польку, построенную на подскоках.

В конце каждого года обучения используется развернутая композиция или небольшой

законченный танец, где наряду с усвоением технически правильно выполненных элементов,

можно проследить у воспитанников чувство ансамбля и создания сценического образа.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения

Названия раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Исходная

диагностика

2

Азбука музыкальных движений

1

27

28

Практическая

работа

3

Игрогимнастика

1

19

20

Текущий

контроль

4

Музыкально-пространственные

упражнения

1

15

16

Тренинг

5

Партерная гимнастика

1

15

16

Текущий

контроль

6

Элементы народно-сценического

танца

1

13

14

Тематический

контроль

7

Развитие координации движений в

совокупности с песней

(интегрированное занятие)

3

17

20

Танцевальные

зарисовки

8

Выражение образов через игры и

танцевальные движения

1

15

16

Текущий

контроль

9

Работа над постановками

1

9

10

Практическая

работа

10

Итоговое занятие

1

1

2

Демонстрация

опыта

ИТОГО

13

131

144

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Первый год обучения

1. Вводное занятие- 2 часа

Теоретические сведения.

- Ознакомление детей с планом работы объединения;

- Ознакомление с техникой безопасности.

Практическая работа.

- Анкетирование учащихся;

- Тестирование (диагностика);

- Экскурсия в выставочный зал.

Воспитательный аспект.

- Приобщение и развитие интереса детей к искусству «Хореография».

Прогнозируемый результат.

- Заинтересовать детей в изучении образовательного процесса.

2. Азбука музыкальных движений- 28 часов

Теоретические сведения.

- Обучение ритмическим упражнениям цель которых - музыкально- ритмическое

развитие детей.

Практическая работа.

- Поклон (его значение);

- Прослушивание музыки (вальс, полька, марш);

- Выделение сильной доли;

- Упражнения на развитие пластики: «Кошка выпускает когти»;

«Фонарики»; «Гладим кошку»; «Злая - добрая кошка»;

« Львы»; «Обезьяны»; «Маятник»; «Найди свое место».

Воспитательный аспект.

- Обучение групповой форме работы коллектива;

- Адаптация в новой среде общения.

Прогнозируемый результат.

- Усвоение и применение детьми знаний по теме «Азбука музыкальных движений».

3. Игрогимнастика-20 часов

Теоретические сведения.

- Развитие координации движений;

- Развитие мышечного чувства;

- Разогрев суставов.

Практическая работа.

- Освоение упражнений на разогрев:

* голеностопных суставов;

* шейных суставов;

* кисти рук;

* плечевого сустава;

* корпуса «Тик-так»;

*наклоны вперед « Колка дров»;

- « Цапля»- упражнение на равновесие;

- re le ve;

- Выведение и приведение ног поочередно вперед на носок и пятку;

- Прыжки.

Воспитательный аспект.

- Привитие эстетики восприятия танцевальных движений;

- Расширение кругозора;

Прогнозируемый результат.

- Усвоение и применение учащимися знаний по теме «Игрогимнастика».

4. Музыкально - пространственные упражнения – 16 часов

Теоретические сведения.

- Правила и логика поворотов направо и налево;

- Соотнесение пространственных построений.

Практическая работа.

- Маршировка в медленном темпе;

- Ход на полу пальцах;

- Ход «Цапли»;

- Подскоки;

- Галоп;

- Бег;

- Потряхивание кистями рук и ног (упражнение на расслабление).

Воспитательный аспект.

- Развитие организованности и внимательности;

- Умение работать в парах и группах.

Прогнозируемый результат.

- Четкое исполнение движений по кругу и в парах;

- Усвоение детьми знаний по данной теме.

5.Партерная гимнастика- 16 часов

Теоретические сведения.

- Упражнения на укрепление мышц тела;

- Акробатические упражнения.

Практическая работа.

- Освоение упражнений на растяжку и выворотность ног («Бабочка»);

- Освоение элементов акробатики:

*«березка»;

*«мостик»;

*«самолет»;

*«лодочка»;

*«лягушка»;

*«мячики»;

- Batemen tandu (лежа на полу).

Воспитательный аспект.

- Удовлетворение индивидуально-личностных потребностей детей;

- Сплочение коллектива.

Прогнозируемый результат.

- Улучшение самочувствия, повышение тонуса организма;

- Развитие уверенности в себе;

- Усвоение знаний по данной тематической направленности.

6. Элементы народно-сценического танца- 14часов

Теоретические сведения.

- Знакомство детей с особенностями культуры;

- Освоение танцевальных движений.

Практическая работа.

- «притоп»;

- «топающий шаг»;

- «ритмические хлопки»;

- «ковырялочка»;

- «ковырялочка» с притопом;

- «пила».

Воспитательный аспект.

- Расширение кругозора;

- Развитие творческих способностей;

- Воспитание эстетических качеств личности.

Прогнозируемый результат.

- Четкость исполнения движений;

- Усвоение знаний по данной теме.

7. Развитие координации движений в совокупности с песней (интегрированное

занятие)-20 часов

Теоретические сведения.

- Выполнение движений в ритме музыки одновременно с речитативом;

- Точное сочетание речи и движений.

Практическая работа.

- Освоение музыкально-танцевальных упражнений:

1. «Матрешки»;

2. «Кот царапка»;

3. «Вышли мышки»;

4. «Запилила пила»;

5. «Я бегу, бегу, бегу»;

6. «Часы»;

7. «Моемся и чистим зубы».

Воспитательный аспект.

- Развитие творческих способностей детей;

- Развитие интереса учащихся к творчеству;

- Развитие способностей передачи образов животных и т.д.

Прогнозируемый результат.

- Развитие координации движений;

- Развитие умений сочетать движение, музыку, слова.

8. Выражение образов через игры и танцевальные движения – 16 часов

Теоретические сведения.

- Развитие актерского мастерства;

- Знакомство с различными видами игр;

- Танцевальные шаги в образах.

Практическая работа.

- Усвоение танцевальных шагов в образах:

1. «Львы»;

2. «Обезьяны»;

3. «Лягушки»;

4. «Кошки»;

5. «Собачки»;

6. «Олени»; и т. д;

Воспитательный аспект.

- Расширение кругозора детей;

- Формирование эстетических качеств учащихся.

Прогнозируемый результат.

- Развитие актерского мастерства;

- Развитие мышечного чувства;

- Развитие творческих способностей.

9. Работа над этюдами и постановками-10 часов

Теоретические сведения.

- Сюжеты и темы постановок;

- Прослушивание фонограмм.

Практическая работа.

- Постановка этюдов и танцевальных композиций;

- Разучивание движений;

- Отработка четкости движений.

Воспитательный аспект.

- Расширение кругозора учащихся;

- Развитие творческих способностей учащихся;

- Формирование положительного отношения к себе и окружающим.

Прогнозируемый результат.

- Усвоение и применение знаний учащимися по данной теме;

- Отточенное и четкое исполнение движений и рисунков этюдов.

10. Итоговое занятие – 2 часа

Теоретические сведения.

- Собеседование по пройденному материалу;

Практическая работа.

- Упражнения на середине зала;

- Партерная растяжка и элементы акробатики;

- Движения по кругу;

- Комбинация в народном характере;

- Показ элементов интегрированного занятия;

- Показ этюдов.

Воспитательный аспект.

- Привитие дисциплинированности и чувства ответственности у детей;

- Обучение работы в группе и парах;

- Расширение познавательных интересов.

Прогнозируемый результат.

- Усвоение программного материала;

- Качественный и четкий показ движений и этюдов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Второй год обучения

Названия раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации

или контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Исходная

диагностика

2

Азбука музыкальных движений.

2

19

21

Практическая

работа

3

Музыкально - пространственные

упражнения.

2

22

24

Текущий

контроль

4

Выражение образов через игры и

музыкальные движения.

2

20

22

Текущий

контроль

5

Партерная гимнастика.

2

25

27

Текущий

контроль

6

Элементы классического танца.

2

20

22

Тематический

контроль

7

Элементы русского народно -

сценического танца.

2

20

22

Текущий

контроль

8

Элементы танцевальных движений

коренных народов Крайнего севера.

2

34

36

Текущий

контроль

9

Работа над постановками.

1

37

38

Текущий

контроль

10

Итоговое занятие.

1

1

2

Демонстрация

опыта

ИТОГО:

18

198

216

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Второй год обучения

1.

Вводное занятие-2 часа

Теоретические сведения.

-Ознакомление детей с перспективным планом работы объединения за 3

года обучения.

-Правила поведения в объединении и в ЦВР «Истоки».

-Основные требования при проведении занятий. Ознакомление с техникой

безопасности.

Практическая работа.

Знакомство с помещением объединения, оборудованием.

Экскурсия в выставочный зал с целью ознакомления с историей

учреждения. Знакомство детей между собой и жизнью старших воспитанников по

объединению. Анкетирование учащихся.

Воспитательный аспект.

Развитие интереса к проведению содержательного досуга среди

единомышленников.

Прогнозируемый результат.

-Заинтересовать детей в изучении образовательного курса и возникновение

-стремления научиться основам здорового образа жизни.

2.

Азбука музыкальных движений – 21ч.

Теоретические сведения.

-Определение термина: «Мелодия и движение».

-Темп (быстро, медленно, умеренно).

-Музыкальные размеры 2/4; 3/4; 4/4.

-Контрастная музыка (быстрая, медленная; веселая, грустная).

Практическая работа.

Прослушивание музыки.

Освоение дирижерского жеста (тактирование на 2/4; 3/4; 4/4).

Выделение сильной доли.

Игра «Проверь свою музыкальность» («гимнастика в хореографической школе»).

Воспитательный аспект.

Привитие эстетики восприятия танцевальных мелодий.

Расширение кругозора.

Адаптация в новой среде общения на начальном этапе формирования коллектива.

Обучение групповой форме работы коллектива.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по теме «Азбука музыкальных движений».

Автоматическое выполнение движений.

3.

Музыкально – пространственные упражнения – 24ч.

Теоретические сведения.

Правила и логика перестроения из одних рисунков в другие.

Логика поворота вправо и влево.

Соотнесение пространственных построений.

Практическая работа.

Маршировка в темпе и ритме музыки.

Шаг на месте вокруг себя, вправо, влево.

Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые);

продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево).

Фигурная маршировка с перестроениями: из колоны в шеренгу и обратно; из одного

круга в два и обратно; продвижение по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка.

Воспитательный аспект.

Умение работать в группах, в парах.

Развитие организованности и внимательности.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по тема «Музыкально – пространственные

упражнения».

Четкость исполнения маршировки.

4.

Выражение образов через игры и танцевальные движения-22ч.

Теоретические сведения.

Знакомство с различными видами игр («имитационные»; на развитие мышечного

чувства, на развитие актерского мастерства) на внимательность.

Танцевальные шаги в образах.

Практическая работа.

Освоение и умение распознавать различные виды игр.

Усвоение танцевальных шагов в образах ( например: оленя, журавля, лисы, кошки и

т.д.)

Воспитательный аспект.

Формирование эстетических качеств.

Расширение кругозора.

Прогнозируемый результат.

Развитие творческих способностей и индивидуальности.

Развитие мышечного чувства.

5.

Партерная гимнастика- 27ч.

Теоретические сведения.

Упражнения для голеностопных суставов, мышц спины, шеи, ног, рук и плеч.

Понятие «партерная растяжка».

Практическая работа.

Освоение упражнений для голеностопных суставов.

Освоение упражнений на шею. Освоение упражнений на кисти рук.

Освоение упражнений на талию.

Освоение растяжки.

Воспитательный аспект

Удовлетворение индивидуально-личностных потребностей учащихся.

Воспитание эстетических качеств личности.

Формирование положительного отношения к групповой форме работы.

Сплочение коллектива.

Прогнозируемый результат.

Усвоение знаний по данной тематической направленности.

Повышение тонуса организма, возрастание выносливости и улучшение двигательных

способностей организма.

Улучшение самочувствия и уверенности в себе.

6.

Элементы классического танца-22ч.

Теоретические сведения.

Определение термина «Классический танец».

Специфика классического танца (введение в предмет).

Специфика танцевального шага и бега.

Беседа о балетах, танцевальных коллективах, об известных исполнителях.

Практическая работа.

Освоение упражнений у станка (деми плие, батман тендю, деми ронд).

Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку).

Со второго полугодия - держась одной рукой за станок.

Позиции ног и рук.

Освоение положение ноги сюр леку де пье – «обхватное» «условное».

Воспитательный аспект.

Воспитание силы воли, дисциплины, ответственности, уверенности в себе.

Развитие творческих способностей учащихся.

Расширение кругозора учащихся.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимся знаний по теме «Элементы классического танца».

Развитие мускулатуры тела.

Четкое исполнение упражнений у станка.

Усвоение терминологии.

7.

Элементы народно - сценического танца (русский) – 22ч.

Теоретические сведения.

Сюжеты и темы некоторых танцев.

Особенности народных движений.

Характерные положения рук.

Прослушивание музыки.

Практическая работа.

Освоение позиций 1; 2; 3 – на талии.

Шаги танцевальные с носка; простой шаг вперед, переменный шаг вперед.

Припадание на месте с продвижением в сторону.

«Ковырялочка».

«Хлопушки» (одинарные).

Вращение на подскоках по ¼ круга.

Самостоятельная работа на танцевальной миниатюре.

Воспитательный аспект.

Развитие творческих способностей учащихся.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание эстетических качеств личности.

Сплочение коллектива.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися значений по теме «Элементы народно –

сценического танца».

Четкое исполнение движений народного характера.

Усвоение терминологии.

8.

Танцы коренных народов севера – 36ч.

Теоретические сведения.

Краткая история коренных народов севера.

Особенности движений коренных народов севера.

Прослушивание музыки.

Практическая работа.

Освоение элементов движений коренных народов севера (ненцев, хантов).

Развитие способностей передачи образов, манер исполнения коренных народов

севера.

Положения рук, характерные для народов севера.

Воспитательный аспект.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание чувства уважения к северному краю.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по теме «Танцы народов севера».

Четкое исполнение элементов движений.

Заинтересованность учащихся в объединений в получении знаний.

9.

Работа над постановками – 38 ч.

Теоретические сведения.

Сюжеты и темы постановок.

Особенности движений танцевальных номеров.

Прослушивание фонограмм.

Практическая работа.

Постановка танцевальных номеров.

Разучивание движений из танца, постановки.

Отработка четкости исполнения движений.

Воспитательный аспект.

Развитие творческих способностей учащихся.

Расширение кругозора учащихся.

Развитие интереса учащихся к творческому вопросу.

Воспитание выносливости, самосовершенствования, самовыражения.

Формирование положительного отношения к себе и окружающим.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение значений по данной теме.

Выработка потребности к систематическим занятиям.

Отточенное, четкое исполнение движений и рисунков.

Участия в городских и внутренних мероприятиях (концерты, конкурсы).

10.

Итоговое занятие – 2ч.

Теоретические сведения.

Собеседование по пройденному материалу.

Беседа «Искусство хореография».

Практическая работа.

Экзерсис у станка.

Упражнения на середине зала.

Показ этюдов.

Воспитательный аспект.

Удовлетворение индивидуально-личностных потребностей учащихся.

Расширение познавательных интересов.

Обучение групповой работе.

Привитие дисциплинированности и чувства ответственности.

Прогнозируемый результат

Усвоение программного материала первого года обучения.

Развитие творческих способностей и индивидуальности учащихся.

Заинтересованность учащихся в деятельности объединения.

В течение второго года обучения на занятиях обучающиеся должны овладеть рядом

знаний и навыков, дающих возможность создания репертуара, построенного на характерных

шагах и элементах народного танца. Маленькие фрагменты этих танцев можно соединить в

сюиту, представляющую красочную картину разных национальных танцев. Могут быть

созданы веселые и задорные танцы, построенные на подскоках, шагах и изобразительных

движениях.

Названия раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации

или контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Исходная

диагностика

2

Азбука музыкальных движений.

2

24

26

Практическая

работа

3

Партерная гимнастика.

2

28

30

Текущий

контроль

4

Элементы классического танца.

2

22

24

Текущий

контроль

5

Классический танец (увеличение

сложности).

2

32

34

Текущий

контроль

6

Экзерсис на середине зала.

2

18

20

Текущий

контроль

7

Украинский танец.

2

18

20

Наблюдение

Текущий

контроль

8

Русский танец.

2

26

28

Текущий

контроль

9

Работа над постановками.

2

28

30

Текущий

контроль

10

Итоговое занятие.

1

1

2

Демонстрация

опыта

ИТОГО:

18

198

216

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Третий год обучения

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Третий год обучения

1.

Вводное занятие – 2ч.

Теоретические сведения.

Ознакомление детей с перспективным планом работы объединения на 2 год обучения.

Инструктаж по технике безопасности.

Режим работы объединения.

Основные требования при проведении занятий.

Практическая работа.

Экскурсия по учреждению.

Воспитательный аспект.

Поддержания интереса посещения объединения. Знакомство с вновь прибывшими

учащимися.

Формирование положительного отношения к окружающим.

Прогнозируемый результат.

Заинтересовать в образовательном процессе.

Поддержание интереса к ведению здорового образа жизни.

2.

Азбука музыкального движения-26ч.

Теоретические сведения.

Включает весь материал, указанный в первом году обучения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта.

Акцентировка на сильную долю такта в шагах и дирижерском жесте.

Танцевальная музыка (марш, полька).

Практическая работа.

Освоение особенностей ритма.

Изучение структуры музыкальных произведений (завязка, кульминация, развязка).

Освоение вступительных аккордов, их деятельность, заключительных аккордов и их

деятельность.

Прослушивание народных мелодий.

Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко

выраженным ритмическим рисунком.

Марш, польки, вальсы в медленном и среднем темпе.

Воспитательный аспект.

Расширение кругозора и познавательных интересов учащихся.

Групповая форма работы коллектива.

Воспитание эстетических качеств.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по данной теме.

Заинтересовать в образовательном процессе.

3.

Партерная гимнастика – 30 ч.

Теоретические сведения.

Упражнения для голеностопных суставов, мышц спины, шеи, ног, рук.

Разминка по кругу.

Практическая работа.

Освоение разминки по кругу.

Изучение прыжков с сильным акцентом вверх.

Усложнение партерной растяжки.

Подскок с подниманием ноги вверх.

Воспитательный аспект.

Повышение самостоятельности, самоконтроля.

Удовлетворение индивидуально-личностных потребностей учащихся.

Воспитание силы воли.

Прогнозируемый результат.

Повышение тонуса организма, возрастание выносливости и улучшение двигательных

способностей организма.

Создание положительного настроения и уверенности в себе.

Повышение работоспособности.

Выработка привычки в двигательном режиме упражнений.

4.

Элементы классического танца – 24 ч.

Теоретические сведения.

Беседа о балетах, танцевальных коллективах, известных исполнителях.

Техника безопасности.

Упражнения у станка.

Практическая работа.

Повторение пройденного материала программы 2 года обучения.

Воспитательный аспект.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание силы воли, дисциплины, ответственности, уверенности в себе.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимся знаний по теме «Элементы классического танца».

Усвоение технологии.

Развитие мускулатуры тела.

Четкое исполнение упражнений у станка.

5.

Классический танец – 34 ч.

Теоретические сведения.

Специфика классического танца второго года обучения.

Координация ног, рук и головы в упражнениях у станка.

Сюжеты и темы балетов Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».

Практическая работа.

Освоение упражнений у станка с увеличением скорости и сложности (позиции рук,

ног включая 4), релеве лицом к станку; demi plie (по 1; 2; 3; 4 поз; гранд плие по1; 2; 4

поз; со второй половины года – держась одной рукой за станок; батман тандю; батман

фондю; подготовительное пор де бра; перегибы корпуса: назад, стол лицом к станку.

Освоение проектов танлеве соте по 1; 2; 4 поз.

Воспитательный аспект.

Развитие интереса учащихся к творческому процессу.

Воспитание силы воли, дисциплины, ответственности учащихся.

Воспитание эстетических качеств личности.

Сплочение коллектива.

Расширение кругозора учащихся.

Прогнозируемый результат.

Заинтересовать в образовательном процессе.

Усвоение и применение знаний по данной теме.

6.

Экзерсис на середине зала – 20 ч.

Теоретические сведения.

Специфика занятий на середине зала и их особенности.

Практическая работа.

Освоение пор де бра 1; 2; 3.

Позы классического танца (краузе, эфале)

Прыжки (соте).

Деми плие по 1; 2; 4.

Воспитательный аспект.

Повышение самостоятельности, самоконтроля.

Привитие дисциплинированности и чувства ответственности.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение знаний по теме «Экзерсис на середине зала».

Развитие мускулатуры тела.

Четкое исполнение упражнений на середине зала.

7.

Украинский танец – 20ч.

Теоретические сведения.

Основные технические навыки.

Характер украинского танца.

Сюжеты и темпы некоторых танцев.

Прослушивание музыки.

Практическая работа.

Освоение положения рук в парном танце. Освоение некоторых танцевальных движений

украинского танца («Выхилясник» удар носком и ребром каблука); «Упадание»; поклон.

Вращение на подскоках.

Положение ног.

Воспитательный аспект.

Расширение кругозора учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитание эстетических качеств.

Умение работать в парах.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение знаний по данной теме.

Четкое исполнение движений украинского танца.

Развитие творческих способностей учащихся.

Выработка потребности к систематическим занятиям.

8.

Русский танец – 28ч.

Теоретические сведения.

Прослушивание музыки.

Основные технические навыки.

Хороводы, кадрили. Характер. Манера исполнения.

Беседы о танцевальных коллективах «Березка», «Зори Тюмени», ансамбль Игоря

Моисеева.

Практическая работа.

Движения рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком.

Закрепление навыков и знаний первого года обучения и добавляются новые:

направления назад; переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад.

Освоение «девичьих шагов» с продвижением вперед, назад.

Освоение дробных выстукиваний.

«Веревочка» - простая и с переступанием.

Воспитательный аспект.

Развитие интереса учащихся к творческому процессу.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание эстетических качеств.

Развитие внимательности.

Прогнозируемый результат.

Усвоение материала по данной теме.

Применение учащимися знаний по данной теме.

Четкость исполнения движений.

9.

Работа над постановками – 30ч.

Теоретические сведения.

Сюжеты и темы постановок.

Прослушивание фонограмм.

Особенности движений танцевальных номеров.

Характер, манера исполнения.

Практическая работа.

Постановка танцевальных номеров.

Разучивание движений из танцевальных постановок.

Отработка четкости исполнения движений.

Воспитательный аспект.

Воспитание самосовершенствования и самовыражения.

Развитие интереса учащихся к творческому процессу.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание эстетических качеств у детей.

Прогнозируемый результат.

Отточенное, четкое исполнение движений и рисунков танцевальных постановок.

Развитие творческих способностей учащихся.

Участие в городских и внутренних мероприятиях.

10.

Итоговое занятие – 2ч.

Теоретические сведения.

Беседа «Хореографы эпохи возрождения».

Собеседование по программному материалу второго года обучения.

Практическая работа.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине зала.

Показ этюдов.

Тестирование по теории классического танца.

Воспитательный аспект.

Обучение групповой форме работы.

Привитие дисциплинированности и чувства ответственности.

Расширение познавательных интересов.

Прогнозируемый результат.

Заинтересованность учащихся в деятельности объединения.

Усвоение программного материала второго года обучения.

Достижение более высокого уровня исполнения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Четвертый год обучения

Названия раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации

или контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Исходная

диагностика

2

Азбука музыкальных движений.

2

14

16

Практическая

работа

3

Классический танец.

2

18

20

Текущий

контроль

4

Усложненный классический танец.

2

24

26

Текущий

контроль

5

Экзерсис на середине зала.

2

14

26

Практическая

работа

6

Народно – сценический танец.

Экзерсис у станка.

2

26

28

Тест

7

Русский народный танец.

2

28

30

Тренинг

8

Молдавский народный танец.

2

26

28

Тренинг

9

Работа над постановками.

1

35

36

Текущий

контроль

10

Аттестация. Отчетный концерт.

1

1

2

Демонстрация

опыта

ИТОГО:

18

198

216

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Четвертый год обучения

1.

Вводное занятие – 2ч.

Теоретические сведения.

Расписание работы объединения.

Инструктаж по технике безопасности.

Основные требования при проведении занятий.

Ознакомление детей с перспективным планом работы объединения на 4 год обучения.

Практическая работа.

Знакомство с вновь прибывшими учащимися.

Беседы на тему искусства балета.

Экскурсия по учреждению, в выставочный зал.

Воспитательный аспект.

Формирование положительного отношения к окружающим.

Расширение кругозора учащихся.

Развитие интереса к проведению содержательного досуга.

Прогнозируемый результат.

Заинтересовать учащихся образовательным процессом.

Развитие творческих способностей воспитанников.

Повышение трудовой активности.

2.Азбука музыкального движения-16ч.

Теоретические сведения.

Динамические оттенки в музыке.

Правила прослушивания музыкальных произведений.

Система ритмических рисунков и движений (сочетание четвертей и восьмых).

Практическая работа.

Упражнения на развитие музыкальности и сочетаний с уроками классики, народного

танца.

Прослушивание произведений композиторов-классиков.

Воспитательный аспект.

Воспитание эстетических качеств.

Развитие внимания.

Совершенствование творческих способностей.

Расширение кругозора учащихся.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по пройденной теме.

Заинтересованность воспитанников в образовательном процессе.

3. Классический танец (материал второго года обучения)- 20ч.

Теоретические сведения.

Беседа о балетах, танцевальных коллективах.

Упражнения у станка.

Техника безопасности.

Практическая работа.

Повторение и закрепление пройденного материала программы за третий год обучения.

Воспитательный аспект.

Воспитание силы воли, выносливости. Дисциплины, ответственности, уверенности в

себе.

Расширение кругозора учащихся.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по данной теме.

Знание терминологии.

Четкое исполнение упражнений у станка.

4.Классический танец (увеличение сложности)- 26ч.

Теоретические сведения.

Основные правила движений у станка.

Понятие о поворотах ан деор и ан дедан.

Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического

танца.

Движения-связки (па де бурре).

Закономерности координации движений рук и головы в пор де бра.

Практическая работа.

Освоение упражнений классического танца с увеличением сложности:

Батман тандю с 5 позиции по всем направлениям.

Батман тандю жете по 1 позиции (вперед, назад).

Ронд де жамб пар тер – ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер ¾.

Батман фраппэ по всем направлениям.

Релеве мен с 5 позиции во всех направлениях.

Па де бурре с переменой ног (стоя лицом к станку).

Шанжман де пье – прыжок с 5 позиции с переменой ног (лицом к станку).

Воспитательный аспект.

Вызов положительной мотивации к работе в объединении.

Воспитание силы воли, дисциплины, ответственности.

Воспитание эстетических качеств.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по данной теме.

Усвоение терминологии.

5.Экзерсис на середине зала – 26ч.

Теоретические сведения.

Специфика занятий на середине зала и их особенности.

Практическая работа.

Освоение пор де бра 1; 2; 3 с добавлением рук положение закрытое и открытое.

Прыжки шанжман де пье с переменой ног, с первой позиции во вторую с дополнением

рук.

Поднятие тела на релеве.

Воспитательный аспект.

Повышение самоконтроля.

Привитие чувства ответственности.

Воспитание силы воли.

Развитие творческих способностей.

Прогнозируемый результат.

Четкое исполнение упражнений на середине зала.

Развитие мышечного чувства.

Усвоение терминологии.

6.Народно - сценический танец: экзерсис у станка – 28ч.

Теоретические сведения.

Основные технические навыки.

Открытые и закрытие, свободные позиции ног.

Дробные движения настроения и характер.

Практическая работа.

Подготовка движения рук.

Деми плие аранд плие по 1;2;3;5 позиции (плавные и резкие).

Скольжение по ноге в открытом положении (подготовка к «веревочке»).

Маленькие броски от щиколотки с вытянутой стопой (подготовка к каблучным

движениям).

Батман тандю.

Воспитательный аспект.

Воспитание силы воли.

Расширение кругозора учащихся.

Поддержание интереса посещения объединения.

Прогнозируемый результат.

Усвоение и применение учащимися знаний по данной теме.

Усвоение терминологии.

7.Русский танец – 30ч.

Теоретические сведения.

Прослушивание музыки.

Основные технические навыки исполнения дробных выстукиваний.

Практическая работа.

Повторение 1 и 2 года обучения

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Освоение дробных выстукиваний:

a) Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол;

b) Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги;

c) Дробная «дорожка» с продвижением вперед и с поворотом.

Освоение вращений:

a) На подскоках с продвижением вперед по диагонали.

b) С движением «молоточек».

Воспитательный аспект.

Воспитание эстетических качеств.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание уважения к традициям русского народа.

Прогнозируемый результат.

Четкое исполнение движений дробных выстукиваний.

Усвоение и применение учащимися знаний по данной теме.

Развитие актерского мастерства у учащихся.

8.Молдавский народный танец-28ч.

Теоретические сведения.

Прослушивание музыки (музыкальный размер 2/4, 4/4, 6/8).

Характер молдавских народных танцев («Хора», «Молдовеняска»).

Основные технические навыки исполнения движения молдавских танцев.

Практическая работа.

Положение рук в сольном и массовых танцах.

Ход с подскоком (на месте; с переворотом; с продвижением).

Припадание.

Повороты на 360 градусов с выпадом стороны.

Воспитательный аспект.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание уважения к национальным традициям молдавского народа.

Заинтересованность учащихся в творческом процессе.

Воспитание дисциплинированности, чувства коллективизма.

Прогнозируемый результат.

Развитие танцевальности, технического мастерства, чувства позы, выносливости.

Усвоение материала по теме «Молдавский народный танец».

9.Работа над постановками – 36ч.

Теоретические сведения.

Сюжеты и темы постановок.

Характер, манера исполнения.

Характерные особенности танцевальных движений.

Практическая работа.

Прослушивание музыкального материала.

Разучивание движений и отработка движений.

Рисунок танцевальных постановок.

Отработка четкости исполнения движения.

Воспитательный аспект.

Развитие интереса к творческому процессу.

Воспитание эстетических качеств у воспитанников.

Активное самовыражение и самосовершенствование.

Воспитание выносливости.

Прогнозируемый результат.

Участие во внутренних и городских мероприятиях (концерты, конкурсы).

Развитие творческих способностей учащихся. Отточенное, четкое исполнение

движений и рисунков.

10. Итоговое занятие–2ч. (аттестация учащихся).

Теоретические сведения.

Собеседование по программному материалу четвертого года обучения.

Теория классического танца.

Практическая работа.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине зала.

Показ этюдов.

Воспитательный аспект.

Расширение познавательных интересов учащихся.

Совершенствование творческих способностей.

Прогнозируемый результат.

Четкое исполнение экзерсиса у станка и на середине зала.

Освоение учащимися программного материала.

Повышение работоспособности.

Стойкий интерес учащихся выбранному увлечению.

Материально – техническое обеспечение

реализации дополнительной образовательной программы:

1.

Зал хореографии.

2.

Зеркальное оформление стены.

3.

Станок

4.

Костюмерная.

5.

Сценические костюмы.(100 штук)

6.

Танцевальная обувь. -30 пар (народно-сценическая)

7.

Ноутбук с видеоматериалами.

8.

Музыкальный центр – 1 шт.

9.

Коврики для занятий портерной гимнастикой (20 штук)

10.Скакалки (15 штук)

11.Атрибуты к хореографическим постановкам: стилизованный чум из

палок, светофор, конфеты, свеча,

бубны, флаги, жезлы, буквы, колокольчик

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

дополнительной образовательной программы

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

Демонстрация движений;

Словесно-образное объяснение;

Постепенное усложнение изучаемого материала;

Метод контраста;

Повторение упражнений, сравнение;

Имитация;

Игра.

Формы организации образовательного процесса:

Фронтальная;

Групповая;

Индивидуальная.

Формы организации учебного занятия:

-Практическое занятие;

-Концерт;

-Открытое занятие;

-Шоу;

-Игра;

-Конкурс;

-Мастер-класс;

-Праздник;

Используемые педагогические технологии:

-технология индивидуализации обучения;

-технология группового обучения;

-технология разноуровневого обучения;

-технология проблемного обучения;

-технология игровой деятельности;

-технология личностно-ориентированного обучения;

-здоровьесберегающая технология;

-технология ориентации на успех.

Техническое оснащение занятий:

Магнитофон.

Фортепиано.

Дидактический материал:

Фотоматериалы.

Фонотека.

Видеоматериалы.

Иллюстративные материалы.

Сборники хореографических постановок.

Словарь хореографической технологии.

Формы подведения итогов:

Открытые уроки.

Итоговые занятия.

Концертная деятельность.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.

Андреева Ю. «Танцетерапия». Москва-Санкт – Петербург «ДИЛЯ», 2005;

2.

Базарова Н.П.. Классический танец. Л., «Искусство», 2005;

3.

Барышникова Т. Азбука хореографии. 2000;

4.

Барышникова Т. Азбука хореографии. С-П.,2006;

5.

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.; «Просвещение», 2003;

6.

Бекина С.И.. Музыка и движение. М., «Просвещение», 2003;

7.

Богданов Геннадий

Работа над композицией и драматургией хореографического

произведения // Учебно-методическое пособие.- М.,2007;

8.

Бурмистрова И., К.Силаева, Школа танца для юных. М., С-П., «Терция», 2003;

9.

Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных. С - П.; Издательство «Терция», 2003;

10.

Ваганова А. Я. Основы классического танца. М.; «Искусство»,2004;

11.

Ваганова А.Я.. Основы классического танца. М., «Искусство», 2003;

12.

Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов» Санкт – Петербург, 2000 г.

13.

Еремина М.. Роман с танцем. М., Изд. «Танец», 2008;

14.

Никитин В.Ю.. Модерн-джаз-танец, 1998;

15.

Пасютинская В. Волшебный мир танца. М.; «Просвещение», 2005г.

16.

Пасютинская В.Волшебный мир танца. М., «Просвещение», 2005;

17.

Программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств. /

Народно-сценический танец. М.; 2003;

18.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.;

«Просвещение», 2001;

19.

Ритмическая гимнастика в занятиях стретчингом. Учебно-методический центр

«Алегро», С-П., 2003;

20.

Ротерс Т.Т.. Учебное пособие для педагогических училищ. Музыкально ритмическое

воспитание. М., «Просвещение», 2009;

21.

Ротерс Т.Т.; Музыкально-ритмическое воспитание./ Учебное пособие для

педагогических училищ, М.; «Просвещение», 2003;

22.

Сайка Ж.Е., Фирилева Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. /

Учебно-методическое пособие для педагога дошкольных и школьных учреждений., С – П,

«Детство-пресс», 2002;

23.

Сайкина Ж.Е., Фирилева Е.Г.. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для

детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. С-

П., «Детство-пресс», 2001;

24.

Теория и методика преподавания классического танца. С-П., 2006

25.

Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. – М., 2004

26.

Школьников Л. О танцах в шутку и всерьёз. – М., 2001.



В раздел образования