Автор: Грачева Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка – Детский сад № 210"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Сценарий квест–игры для детей и родителей
Тема: "Уроки доброты"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий квест-игры для детей и родителей
Тема мероприятия: «Уроки доброты»
Время встречи: 18:00
Место проведения: МАДОУ “Детский сад № 210” г. Перми
Вариант передвижения: Пешком
Категория участников: Семьи воспитанников
Цель: Установление дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и
педагогами через форму квест-игры
Задачи:
1.
Познакомить родителей с новыми формами семейного досуга
2.
Развивать умение быстро принимать решение
3.
Создавать условия для выявления способностей у каждого члена семьи
Обеспечение
мероприятия:
призы,
вывески
станций,
демонстрационный
материал, маршрутные листы, ручки, песочные часы.
Результаты представить в виде:
Эмблема и девиз
Маршрутный лист с отметками выполнения заданий
Написать отзыв на странице/сайте ДУ
Оценивание:
Фейс-знакомство – аплодисменты
За каждую пройденную станцию – 1 балл
За правильное выполнение задания – 10 баллов
За творчество, креативность – бонус 5 баллов
Участники награждаются дипломами, ценными подарками.
План мероприятия
№
Элементы мероприятия
Время
Примечание
1
Вводная часть (групповая комната)
А) вступительное слово воспитателя
Грачевой Л.Ю
Б) мотивация
В) фейс-знакомство (представление
семей)
Г) сообщение целей и задач
7 минут
Песочные часы
Маршрутные листы
Ручки
2
Основная часть (практическая)
1.
Станция “«Словарь вежливых
слов» (изо уголок)
3 минут
Словесная игра
(подобрать слово к
тексту)
2.
Станция “Угадай-ка” (Учебная
зона)
5 минут
Отгадать кроссворд
3.
«Собери пословицу» (игровая зона)
5 минут
Собрать пословицу
4.
Станция “Бюро находок” (уголок
«краеведения»)
5 минут
Настольно-печатная
игра «Эмоции»
(подобрать карточки)
5.
Станция «Волшебное
превращение» (театральный
уголок)
5 минут
Игра с использованием
мимики и жестов
(показать мимикой
эмоции)
6.
Станция “Сказочная азбука”
(игровая зона)
5 минут
Назвать 5 сказок в
которых добро
побеждает зло
3
Заключительная часть. Подведение
итогов.
5 минут
Содержание мероприятия.
I.
Вводная часть
А) Приветствие
Здравствуйте уважаемые участники!
Если вы любите, находить ответы на зашифрованные, закодированные вопросы?
Тогда эта игра “Уроки доброты”, для вас!
Б) Сегодня в увлекательное путешествие мы отправляем 6 семей
В) Представление команд
Г) Сообщение целей и задач
Перед вами маршрутные листы, на которых нарисован ваш маршрут доброты. Вам
необходимо пройти по маршруту и выполнить все задания квеста.
За правильное выполнение заданий вы будете получать отметки на вашем куске
пирога Доброты:
На
последней
станции
вам
предстоит
собрать
все
части
пирога
Доброты
и
получить призы.
Итак, прошу одного из членов семьи подойти за маршрутными листами (куском
пирога) и начинать Добрую игру.
II.
Основная часть игры
Общие правила квест - игры:
Каждая семья, в соответствии с направлением, указанном в маршрутном листе,
перемещается
из
одного
места
в
другое.
На
каждой
станции
их
встречает,
участник (ответственный) который выдает задание.
1.
Станция “Словарь вежливых слов”
Предлагается игра «Словарь вежливых слов»
Задание:
- Растает ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
- В России, Белоруссии, и в Дании на прощание говорят… (до свидания)
- Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)
Станция “Угадай-ка” (Учебная зона)
Задание: Отгадать кроссворд
Станция «Собери пословицу» (игровая зона)
Задание: Из слов собрать пословицу
-Доброму, везде добро
-
Доброе слово и кошке приятно
-Добрый человек, в добре живет век.
-Добро сеять, добро пожинать.
Станция “Бюро находок” (уголок «краеведения»)
Задание: Подобрать к эмоциям карточки , с поведением детей.
Станция «Волшебное превращение» (театральный уголок)
Задание: Участникам предлагается показать настроение , а другой учасник
должен отгадать.
-Радость
-Злость
-Удивление
-Испуг
-Грусть
Станция “Сказочная азбука” (игровая зона)
Задание: Назвать 5 сказок в которых добро побеждает зло.
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
- Морозко
-Хаврошечка
-Буратино
-Белоснежка и 7 гномов
-Золушка
-Царевна лягушка
Подведение итогов, награждение семей.
Вы прошли все испытания. Насколько это оказалось успешным для каждой семьи,
мы узнаем, как только подведем итоги.
УРОКИ ДОБРОТЫ
Доброта спасёт мир. Как рассказать детям о доброте?
А нужно ли вообще рассказывать? Не «заклюют» ли доброго ребёнка в
этом жестоком мире? Не станет ли проявление доброты помехой в
достижении целей? Совсем наоборот! «Доброта для души то же,
что
здоровье
для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает
успех во всяком деле», - говорил Лев Толстой. Чтобы понять, почему так
происходит, давайте разберёмся, что же это за качество и как оно
влияет на людей.
Что такое доброта?
Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, доброта — это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим. Она тесно связана с массой других
положительных качеств, таких, к примеру, как доброжелательность, сочувствие, терпение, забота.
Согласитесь, именно с подобным набором хотелось бы видеть брачного спутника, друга, партнёра.
Значит, если мы воспитываем в детях доброту, то помогаем им стать востребованными людьми. Но с
чего начать?
Доброта в самом ребёнке.
Как известно, маленьким детям трудно воспринимать абстрактные понятия. Попробуйте объяснить
крохе, что такое доброта человека, сравнивая конкретные отрицательные и положительные примеры.
Их можно в большом количестве найти как в детской литературе, так и в повседневной жизни. Помните
хорошо знакомое старшему поколению произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо»? Если ребёнок хочет быть похожим на положительного героя - значит воспитание правильное.
Дети постарше уже могут давать оценку своим поступкам, объяснять причины замеченных недостатков.
Проведите такой анализ вместе в доброжелательном тоне. Поощряйте даже незначительное
проявление доброты. Но все ваши усилия окажутся напрасными, если...
Добрые отношения в семье.
...если соответствующей атмосферы не будет в семье. Ведь подобное
порождает подобное. Итак, мы воспитываем добротой, если:
сами проявляем душевное расположение к людям;
не выясняем при ребёнке отношения;
относимся с уважением к сыну или дочери.
Но встречали ли вы родителей, жалующихся на то, что как ни старались, не смогли развить это качество в
ребёнке? В чём могла быть их ошибка?
Два «врага» доброты — ненависть и равнодушие
Однажды была свидетелем, как одна мамаша учила сына не давать игрушки чужим.
Кто такие свои, чужие, хорошие, плохие ребёнку разобраться сложно. Это понятие вообще
относительно. А вот то, что делиться, быть доброжелательным можно не всегда — это он усвоит быстро.
Глядишь, через какое-то время у него своя семья, а та же мама уже в категории чужих.
Не всегда и говорить что-то нужно. Вспомните, как часто вы уступаете место в транспорте, как ведёте
себя с соседями да просто с незнакомыми людьми, как относитесь к животным. Именно таким будет в
будущем ваш ребёнок.
Любовь и доброта — рука об руку.
Используйте любую возможность, чтобы помочь вашему сыну или
дочери учиться любить других. Проведать больного одноклассника,
помочь бабушке (и не обязательно только своей), поиграть с младшей
сестрёнкой — в подобных ситуациях развивается доброта души.
Почитайте с ребёнком произведения, в которых раскрывается тема доброты и любви.
Итак, подведём итог.
Советы педагога родителям: как воспитать доброту
Подавайте пример в проявлении доброты.
Сохраняйте добрые отношения в семье.
Дайте понять, что доброта и милосердие распространяется не только на близких.
Учите
детей
любить окружающих.
И небольшое приложение в помощь родителям и учителям.
Пословицы о доброте
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Жизнь дана на добрые дела.
Не важно лицо какое, было бы сердце золотое.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Добрые слова дороже богатства.
Верная указка - не кулак, а ласка.
Красота до вечера, а доброта на век.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (башкирская пословица)
Записывайте обиду на песке, а доброту на мраморе. (французская пословица)
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. (английская пословица)
Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности. (румынская пословица)
Предлагаем игру «Словарь вежливых слов», в которую вы сможете поиграть вместе с
детьми.
- Растает ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
- В России, Белоруссии, и в Дании на прощание говорят… (до свидания)
- Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им
полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши
поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
4.
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
5.
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
6.
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
7.
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
8.
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
9.
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
10.
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
11.
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
12.
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
13.
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного
человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от
вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже
замешано.
Родительское собрание в детском саду
«Воспитываем добротой»
Опубликовано: 09:59:04 28-01-2016
Авторы:
Панкова Елена Анатольевна
Анкета «О способах воспитания»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников
просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме
собрания.
1.
Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
А. Да, часто.
Б. Нет, изредка.
В. Никогда.
2.
Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А. Да, часто.
Б. Бывает, но в крайних ситуациях.
В. Не знаю о таких ситуациях.
3.
Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. Никак не реагирует.
Б. Старается исправить ситуацию.
В. Агрессивно.
4.
Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
А. Да.
Б. Отчасти.
В. Нет.
5.
Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. Угрозы физического наказания.
Б. Беседы о плохом поведении.
В. Обещание подарков за хорошее поведение.
6.
Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
А. Физическое наказание.
Б. Воспитание на положительных примерах.
В. Лишение развлечений и подарков.
7.
Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления
поведения ребенка, вызывают чувство протеста.
В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов анкетирования.
п/п
Вопросы
1
2
3
4
5
6
7
А
3 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл
1 балл
3 балла
Б
2 балла
2 балла
2 балла
1 балл
2 балла
2 балла
2 балла
В
1 балл
3 балла
1 балл
0 баллов
3 балла
3 балла
1 балл
От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который
характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических
методов воспитания.
От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который
характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией
личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания,
который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных
воздействий, воспитанием от случая к случаю.
Родительское собрание «Воспитываем добротой»
Предварительная работа:
Оформить выставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
Подготовить аудиозапись с высказываниями детей о наказаниях.
Подготовить памятку для родителей «Искусство наказывать и прощать».
Оформить группу советами Монтессори о воспитании детей:
- Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
- Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания.
Всем доверие, снисхождение.
- Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.
- Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и
больным.
- Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.
Провести анкетирование родителей на тему «О способах воспитания», которое поможет
определить знания родителей по вопросам воспитания, правильно организовать дискуссию по
данной теме.
Ход собрания
На главной сцене красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания
родители знакомятся с советами Монтессори, материалами выставки.
Выступление воспитателя
Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают
человека человеком. Чувства – это особая форма отношения человека к
действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные,
эстетические, интеллектуальные.
Родительский форум «Поговорим о нравственности»
С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает
родителям ответить на вопросы:
1.
Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность,
справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др. )
2.
Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
3.
Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка
является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки
вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют
положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со
сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в
дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.
Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих
силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это
так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.
Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь.
Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на
помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций
дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье,
ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно
только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей
является день рождения! Как его праздновать?
(Родители делятся опытом о проведении интересного дня рождения).
Об эмоциональном развитии ребенка
Что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребенка?
В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.
Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения
поставленной цели.
Начинает осознавать свои переживания.
Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать
собственную самооценку.
В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания
других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это
социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на
место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка
способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о
развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом
определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других,
бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на
происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны
быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим
детям, окружающим взрослым.
В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки,
готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны,
эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по
отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению
взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого,
с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и
т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к
людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его
сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные
попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период
дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни
и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому
важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.
Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать.
Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий,
вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных,
так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым
формируются нравственные чувства ребенка. Жизнь ставит перед родителями целый
комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не
должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые,
предположим, наказаны, в каких – нет? Его же не учат сопереживать отрицательным
героям художественных произведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на
ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное
отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В
каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы
воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению
озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других
детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в
силу непонимания мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют
зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на
его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению
к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не
могут быть оправданы.
Однако из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим –
воспитывает у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка
складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от
того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и
деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщенны,
если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, помощь и
взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в
нравственном воспитании ребенка является и положительнее эмоциональное отношение
к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка
оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости,
то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное
отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
Наказывать или прощать?
Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями,
с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть
последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что
ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый
непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.
Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что «
родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье,
физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и
интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей,
исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение».
Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения
типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил».
Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их
просто не замечает.
Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он
отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете
уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора
помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения,
нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте
вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите,
что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по
какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните
причину отказа.
Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки
взрослых.
Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой»
порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя.
Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд
ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед
другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может
не осознавая, ответить тем же.
Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по
группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.
Что эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто
ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на
проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без
поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют
ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают
эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они
вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют
новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного
изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет
накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений.
Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды
обычно дает обратный эффект
Пояснительная записка
Главным воспитателем своих детей являются родители.
Но, как писал А.С. Макаренко:
«Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам
нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны
организовывать семейное воспитание».
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным!
Современные родители, к сожалению, уделяют больше времени работе, чем воспитанию детей. За
нашей занятостью, сумасшедшим ритмом жизни мы совершенно забыли о тех добрых делах, добрых
поступках, книгах на которых воспитывались мы сами.
Поэтому, считаю, что на сегодняшний день актуально провести встречу с родителями на тему «Посеять
в детских душах доброту» и цикл занятий для детей.
Они помогут и взрослым, и детям вспомнить о том, что «Жизнь дана на добрые дела».
Предварительная работа:
Оформить фотовыставку семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей»;
Подготовить буклет для родителей;
Подготовить аудиозапись с высказыванием детей о доброте;
Оформить приглашение на родительское собрание;
Организовать выставку детских книг по теме собрания;
Оформить группу советами известных людей о воспитании детей:
— Воспитывать лаской, а не тоской. (народная пословица)
— Доброе слово – половина счастья. (народная пословица)
— Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж.Ж. Руссо)
— Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его. (Л.Н. Толстой)
Провести анкетирование родителей на тему «О способах воспитания», которое поможет
определить уровень знания родителей по вопросам воспитания.
Цель: активизация родительского участия в воспитании детей.
Задачи:
установить партнерские отношения между педагогом, детьми и родителями;
осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствовать его возрастным и
индивидуальным особенностям;
развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность,
критически ее оценивать.
Ход собрания
Придумано кем – то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» — солнцу и птицам
«Доброе утро!» — улыбчивым лицам
И каждый становится добрым,
доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников.
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в
результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо
сделать». Сегодня наша встреча и посвящена тому, как сделать ребенка добрее, как научить его делать
добро другим.
Уважаемые, родители Вам было предложено анкетирование по теме нашей встречи. По итогам анкет
удалось выяснить, что:
Семьи, где преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой
родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.
Семьи, где преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется
предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно ориентированной
модели воспитания.
Семьи, где преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется
отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от
случая к случаю.
Родительское собрание «Посеять в детских душах
доброту» (подготовительная группа)
Спасибо за сотрудничество.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон
жестокости, черствости, злобе?
Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:
1) Какие нравственные качества присуще человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость,
дружелюбие, справедливость, любовь и др.)
2) Придумайте синонимы к словам «Доброта», «Взаимопомощь», «Дружба».
В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек
вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем
нет чуткости к добру и красоте.
Дети отзываются на все доброе, прекрасное, грустят и радуются. Массу положительных эмоций дают
семейные праздники. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как
его отпраздновать? Поделитесь своим опытом. (К этому заданию родители готовятся заранее).
Ребенок становится на год старше, значит объясняйте ему: ты стал старше, сильнее, умнее. Во многих
семьях существует обычай в день рождения отмечать на стене рост ребенка. Пусть он видит насколько
подрос за год. Неплохо если день рождения вы сфотографируйте ребенка одного или в кругу семьи.
Заранее составляйте программу, чтобы день рождения запомнился ребенку. Пусть в ней будут
аттракционы, игры, конкурсы, концерты. Украсят праздники сюрпризные моменты. Это может быть и
появления сказочного героя (незнайка, волшебник) или театрализованное представление. Постарайтесь
чтобы праздник запомнился вашему ребенку и вашим гостям.
Радиостанция «Говорят дети»
Мы проводили с детьми беседы о добре и зле. Послушайте, что они рассказывали.
Воспитатель включает аудиозапись.
«Слово лечит, слово ранит» — гласит народная мудрость.
Лечить словом – это значит найти вовремя нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту
ребенка. И кто, как не родители, помогут найти эти «нужные слова».
Конкурс «Ласковое обращение» под музыку
Чаще говорите своему ребенку слова нежности, любви. Не бойтесь, они не испортят его.
Предлагаю вам поиграть. Включается медленная музыка.
Перед родителями лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать
на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей.
Похвала приятнее наказания. Общаясь с человеком, помните, что перед нами живой человек со своими
чувствами и переживаниями. Самое дорогое для нас – наши дети. Будьте терпеливее с ними, читайте им
интересные книжки, играйте вместе с ними. Радость, которую ваш ребенок испытывает в совместных
делах – это основа добрых отношений. Больше хвалите детей, и они будут меньше вас огорчать. Ребенку
нужна любовь!
Современных родителей трудно увидеть с книгой. Они предпочитают телевизор или компьютер.
Совместное чтение – прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть,
пообщаться.
Расскажите, какие книги о доброте и дружбе вы читаете своим детям.
Родители обмениваются опытом. Если затрудняются, воспитатель обращает внимание на выставку книг
по теме собрания.
И все таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось
бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье? Все ли мы делаем для того, чтобы помочь взойти в
детских душах семенам чуткости и добра?
Почему дети озлоблены? – часто удивляемся мы. Никакая методика, опыт не помогут пробудиться теплу
детских сердец. Только отзывчивое сердце может услышать боль, принять ее и разделить. Что нужно
сделать, чтобы наши дети постигли уроки доброты и поселили их в своей душе на всю жизнь.
В этом нам поможет рубрика «Острое блюдо»
Воспитатель предлагает обсудить несколько ситуаций. Ситуации написаны на «сердечках».
1. Вы друг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши
действия?
2. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок» Согласны ли вы с
этим утверждением?
3. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши действия?
4. «Куда прёшься, весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол… Вернись, говорю!» — кричит на
сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он торопился к родителям,
хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на
ребенка?
Дети хотят видеть нас всегда в хорошем настроении. Наши поступки, слова, действия во многом зависят
от нашего состояния души, но бывают минуты раздражения , гнева. Как с ними справиться?
Что лучше хорошей песни, музыки помогает нам поднять настроение?
Конкурс песен о добре, дружбе, любви.
Конкурс «Собери пословицу»
Воспитатель предлагает родителям собрать разрезанные на части пословицы и зачитать.
Доброму, везде добро.
Добрый привет и кошке приятен.
Добрый человек в добре живет век.
Добро сеять, добро и пожинать.
Упражнение «Улыбнись»
Родителям предлагается, взявшись за руки подарить друг другу добрую улыбку.
Упражнение «Нарисуй настроение»
Для родителей предложены кисти, краски, листы бумаги. Они рисуют свое настроение.
Уважаемые родители, не забывайте,что детство – это удивительное время в жизни каждого человека.
Уделяйте достаточно времени своим детям. Именно сейчас ваше внимание, любовь и забота нужны
ребенку больше всего.
Воспитатель читает стихотворение «Ласка» М.Мревлишвили.
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
В мире без ласки – знайте,
Слезы, дожди, озноба.
Детям и взрослым — знайте,
Ласка нужна — не злоба.
Корень теряет краски,
Если напиться нечем,
Так человек без ласки-
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить нам будет.
Просим вас оставить ваши отзывы. Воспитатель раздает родителям «сердечки».
Решение родительского собрания:
1. Чаще хвалить и поощрять своего ребенка.
2. Считаться с чувствами и переживаниями ребенка.
3. Не использовать физические наказания в отношении ребенка.
Приложение
Анкета
«О способах воспитания»
Уважаемые родители!
Просим Вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме собрания…
«Посеять в детских душах доброту».
1) Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
А. Да, часто.
Б. Нет, изредка.
В. Никогда.
2) Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими людьми?
А. Да, часто.
Б. Бывает, но в крайних ситуациях.
В. Не знаю о таких ситуациях.
3) Как ваш ребенок реагирует на замечание взрослых?
А. Никак не реагирует.
Б. Старается исправить ситуацию.
В. Агрессивно.
4) Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам ?
А. Да.
Б. Отчасти.
В. Нет.
5) Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. Угрозы физического наказания.
Б. Беседы о плохом поведении.
В. Обещание подарков за хорошее поведение.
6) Какие методы воспитания, из перечисленных ниже, вы считаете самыми эффективными?
А. Физическое наказание.
Б. Воспитание на положительных примерах.
В. Лишение развлечений и подарков.
7) Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше ,умнее его.
Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка,
вызывают чувство протеста.
В. Негативные реакции ребенка надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за сотрудничество!
Давайте поиграем
Упражнение «Волшебный мешочек»
В мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Игра «Клякса»
Детям предлагаются цветные кляксы: у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие
цвета, а у злого – темные, грязные. Задачи детей – увидеть с помощью рамки и вырезать изображение
напоминающее злого или доброго персонажа, героя.
Добрый волшебник предлагает детям способы, помогающее «выпустить из себя злого дракона» и
справится со своими чувствами.
Потопать ногами
Взрослый должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения.
Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.
«Надуть воздушный шарик злостью»
Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик
исчезает в голубом небе.
Пословицы о доброте:
Доброму везде добро.
Добрый человек придёт, словно свету принесет.
Доброе слово – половина счастья.
Добрый скорее делает дело, чем сердитый.
Доброе дело веками помнится.
За добро добром платят.
Делай другому добро – будешь сам без беды.
Добрый человек в добре живет век.
Добро сеять, добро и пожинать.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – худое на ум не пойдет.
Истинное добро всегда просто.
В родительскую копилку
А. Линдгрен «Малыш и карлсон».
А. Милн «Винни – Пух и все – все – все».
П. Ершов «Конек — Горбунок».
А. Волков «Волшебник изумрудного города».
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино».
Русские народные сказки.
В. Осеева «Волшебное слово» и другие рассказы.
В. Драгунский «Денискины рассказы».
Желаем Вам приятного прочтения!
УРОКИ ДОБРОТЫ
Доброта спасёт мир. Как рассказать детям о доброте?
А нужно ли вообще рассказывать? Не «заклюют» ли доброго ребёнка в
этом жестоком мире? Не станет ли проявление доброты помехой в
достижении целей? Совсем наоборот! «Доброта для души то же,
что
здоровье
для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает
успех во всяком деле», - говорил Лев Толстой. Чтобы понять, почему так
происходит, давайте разберёмся, что же это за качество и как оно
влияет на людей.
Что такое доброта?
Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, доброта — это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим. Она тесно связана с массой других
положительных качеств, таких, к примеру, как доброжелательность, сочувствие, терпение, забота.
Согласитесь, именно с подобным набором хотелось бы видеть брачного спутника, друга, партнёра.
Значит, если мы воспитываем в детях доброту, то помогаем им стать востребованными людьми. Но с
чего начать?
Доброта в самом ребёнке.
Как известно, маленьким детям трудно воспринимать абстрактные понятия. Попробуйте объяснить
крохе, что такое доброта человека, сравнивая конкретные отрицательные и положительные примеры.
Их можно в большом количестве найти как в детской литературе, так и в повседневной жизни. Помните
хорошо знакомое старшему поколению произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо»? Если ребёнок хочет быть похожим на положительного героя - значит воспитание правильное.
Дети постарше уже могут давать оценку своим поступкам, объяснять причины замеченных недостатков.
Проведите такой анализ вместе в доброжелательном тоне. Поощряйте даже незначительное
проявление доброты. Но все ваши усилия окажутся напрасными, если...
Добрые отношения в семье.
...если соответствующей атмосферы не будет в семье. Ведь подобное
порождает подобное. Итак, мы воспитываем добротой, если:
сами проявляем душевное расположение к людям;
не выясняем при ребёнке отношения;
относимся с уважением к сыну или дочери.
Но встречали ли вы родителей, жалующихся на то, что как ни старались, не смогли развить это качество в
ребёнке? В чём могла быть их ошибка?
Два «врага» доброты — ненависть и равнодушие
Однажды была свидетелем, как одна мамаша учила сына не давать игрушки чужим.
Кто такие свои, чужие, хорошие, плохие ребёнку разобраться сложно. Это понятие вообще
относительно. А вот то, что делиться, быть доброжелательным можно не всегда — это он усвоит быстро.
Глядишь, через какое-то время у него своя семья, а та же мама уже в категории чужих.
Не всегда и говорить что-то нужно. Вспомните, как часто вы уступаете место в транспорте, как ведёте
себя с соседями да просто с незнакомыми людьми, как относитесь к животным. Именно таким будет в
будущем ваш ребёнок.
Любовь и доброта — рука об руку.
Используйте любую возможность, чтобы помочь вашему сыну или
дочери учиться любить других. Проведать больного одноклассника,
помочь бабушке (и не обязательно только своей), поиграть с младшей
сестрёнкой — в подобных ситуациях развивается доброта души.
Почитайте с ребёнком произведения, в которых раскрывается тема доброты и любви. Безусловно,
лучшим учебником, помогающим научиться любить является Библия. Предложите классному
руководителю вашего сына или дочери провести совместно подготовленные классные часы о доброте.
Памятка
Советы педагога родителям: как воспитать доброту
Подавайте пример в проявлении доброты.
Сохраняйте добрые отношения в семье.
Дайте понять, что доброта и милосердие распространяется не только на близких.
Учите
детей
любить окружающих.
Пословицы о доброте
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Жизнь дана на добрые дела.
Не важно лицо какое, было бы сердце золотое.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Добрые слова дороже богатства.
Верная указка - не кулак, а ласка.
Красота до вечера, а доброта на век.
Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (башкирская пословица)
Записывайте обиду на песке, а доброту на мраморе. (французская пословица)
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. (английская пословица)
Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности. (румынская пословица)