Напоминание

"Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка"


Автор: Милюхина Алёна Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Методы и приёмы формирования орфографической зоркости

Методика

обучения

правописанию

предусматривает

применение

метода

языкового

анализа

и

синтеза;

метода

запоминания,

заучивания,

или

имитативного метода решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода и приема зависит:

- от особенности орфографического материала, от типа орфограммы;

- от психолого-физиологических факторов усвоения материала;

- от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже

изученного языка материалов.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых

написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз

неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука

зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так

крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать

ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется

от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что

говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю

необходимо развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно

достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении

пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать.

Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного

слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического

навыка играет, орфографическое проговаривание.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы

необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение

детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего

комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частых орфограмм,

в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении

орфограмм.

Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны

со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным,

почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей

умения слышать звучащее слово. Оно заключается в развитии таких умений:

выделять отдельные звуки и определять их характер;

устанавливать последовательность звуков;

ориентироваться в звуках – «соседях»;

проводить полный звуковой анализ слов.

К упражнениям направленным на развитие орфографической зоркости

предъявляются следующие требования:

1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е.

действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2. «Упражнения должны быть систематическими», т.е. :

«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим,

опираться на них и делать шаг вперёд»

«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из

приобретённого и пользуются им для приобретения нового»

«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им

учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3. «Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить

главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему

изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4. «Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные

должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе

разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании,

если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития

орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость

1. Списывание.

Алгоритм списывания в организации списывания:

· Внимательно прочитай предложение.

· Повтори его не заглядывая в текст.

· Подчеркни в предложении все орфограммы.

· Прочитай предложение орфографически.

· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически)

и подчеркивая орфограммы.

· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я

предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее

понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так

называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок

орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из

прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания отводится на каждом уроке, на отдельных уроках оно

может сводиться к одному предложению. Причём списывание может

дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является

подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой

к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;

восклицательные предложения, побудительное, вопросительное,

повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из

текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не

дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

2. Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить

орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем

темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

5. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является

списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2.Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5.Чтение по предложениям.

6.Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время(1-2мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

6. Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка отводится письму по памяти.

Письмо по памяти по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании.

4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5. Запись.

6. Проверка.

7. Диктант

· Предупредительный диктант

· Объяснительный диктант

· Выборочный диктант

· Свободный диктант

· Самодиктант

·Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст

выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки

зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова

проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать»

отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и

написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы,

проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок.

Попутно оттачивается зрительную память.

· Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда

произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика

думать.

· «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется

то или иное слово.

·Словарный диктант.

9. Орфографические минутки

Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование

компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность,

презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет

добиться успехов в работе.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию

орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают

основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают

орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память,

наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.



В раздел образования