Напоминание

«Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством создания образовательных ситуаций в режиме дня »


Автор: Немыкина Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2"Родничок"
Населённый пункт: Белгородская область п. Прохоровка
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством создания образовательных ситуаций в режиме дня »
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»

«Формирование у дошкольников устойчивых

навыков безопасного поведения на дороге посредством

создания образовательных ситуаций в режиме дня »

Воспитатель МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №2

«Родничок» Немыкина Г.П.

Прохоровка

Содержание

I Раздел

1. Информация об опыте ……………………………………………………….3

2. Актуальность опыта…………………….…………………………………….4

3. Ведущая педагогическая идея…………………………………….……….....5

4. Длительность работы над опытом…………………………..……………….5

5. Диапазон опыта………………………………………………………..............5

6. Теоретическая база опыта…………………………………………………….6

7. Новизна опыта…………………………………………………………………8

8. Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта ……………………………………………………………………8

II Раздел

Технология опыта………………………………………………………………...8

III Раздел

Результативность опыта…………………………………………………………14

Библиографический список……………………………………………………..16

РАЗДЕЛ I

1. Информация об опыте

Автор опыта Немыкина Галина Петровна, воспитатель муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения

«Детский

сад

общеразвивающего вида №2 «Родничок», расположен по адресу: 309000 п.

Прохоровка, Прохоровский район, Белгородской области, ул. Советская 196

Б.

Детский сад находится вблизи социально значимых объектов; ФСК

«Олимп», Детская районная библиотека, Дом

детского творчества, Дом

культуры,

Детская

школа

искусств,

МБОУ

«Прохоровская

гимназия»,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Ромашка».

Образовательный

процесс

осуществляется

по

примерной

основной

общеобразовательной

программе

"Детство"

под

редакцией

Т.И.Бабаевой,

А.Г.Гогоберидзе, посредством использования учебно-методического пособия

по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

возраста

под

редакцией

Н.Н.Авдеевой,

О.Л.Князевой,

Р.Б.Стеркиной

«Безопасность».

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного

движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или

пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями.

Дорога,

улица

манит

ребенка

своей

неизведанностью,

многообразием

впечатлений, необычностью ситуаций…

Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами

родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного,

необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на

дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Задача

взрослого

не

подавлять

ребенка

грузом

своих

знаний,

а

создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы

«почему?» и «как?», способствовать развитию познавательной компетенции

детей. В своей работе стремлюсь дать своим воспитанникам качественное,

универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в

том числе и культуры на дороге. Уже с младшего дошкольного возраста

начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения –

пешехода.

Именно

в

этом

возрасте

дети

получают

первые

сведения

о

правилах

движения

и

поведения

на

улице,

закладывается

фундамент

жизненных ориентировок в окружающем.

2.Актуальность опыта

Актуальность данного опыта на современном этапе очевидна. Воспитание

культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня.

Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на

улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем

возрасте, поэтому данный вопрос стал неотъемлемой частью

воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Правила, усвоенные в

детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение –

потребностью.

Поэтому нужно стремится дать своим воспитанникам качественное,

универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в

том числе и культуры на дороге. Уже с младшего дошкольного возраста

начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения –

пешехода. Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о

правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент

жизненных ориентировок в окружающем. Учитывая особую значимость

работы в данном направлении, необходимо уделять особое внимание

обучению детей правилам дорожного движения.

В соответствии с ФГОС ДО задачи педагогической работы по формированию

физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются

интегративно в ходе освоения всех образовательных областей (линий

развития) наряду с задачами, отражающими специфику каждой

образовательной области. Деятельность направлена на достижение цели:

формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного

поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Решаются такие задачи как:

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для

правильной и безопасной ориентации на улице.

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной

обстановкой, а так же формирование устойчивых положительных привычек

безопасного поведения на улице.

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного практического

выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-

транспортном процессе.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая идея опыта заключается в формировании у дошкольников

устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством создания

образовательных ситуаций в режиме дня.

4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом с детьми осуществлялась в 3 этапа:

I этап – аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме,

проведение начальной диагностики.

II этап – практический: проведение организованной образовательной

деятельности, индивидуальная работа с детьми.

III – итоговая диагностика детей.

5. Диапазон опыта

Диапазон данного опыта представляет собой единую систему формирования

у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

В

опыте раскрыта методика работы педагога с младшими дошкольниками по

развитию

целенаправленной,

систематической

работы

по

профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма.

6.Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи многих выдающихся педагогов и

философов. Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для

человечества потребностей является обеспечение безопасности его

жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих

отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М.

Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в

решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности

человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З.

Фрейда, П. Маслоу и др.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий

травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению

безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.

Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на

дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить

тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное,

что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства

красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый

человек. И единственным способом - своим примером.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с

появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей

этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда

контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е.

охрану жизни и здоровья.

Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина 11 в 1764 г. издала Указ о

применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели

ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих

организаций и стран, особенно для воспитателей дошкольных учреждений.

Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы.

Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности

несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в

неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра

вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети

ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих

родителей, родственников или знакомых, постоянно

увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах,

профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются

главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений. На

сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста

навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. Проблема

дорожной безопасности детей дошкольного возраста получила широкое

обсуждение в последние годы, так как сложившаяся обстановка на дорогах

вызывает острую тревогу за жизнь детей.

Теоретическая база опыта опирается на:

1.Концепцию модернизации российского образования.

2.Закон

РФ

от

10.12.2007г.

«О

безопасности

дорожного

движения»

ст.29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

3.Постановление губернатора Белгородской области от 01.02.2013г. по

профилактике дорожного движения

4.Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева в своем учебно-методическом пособии

«Безопасность» определяют задачу взрослых, педагогов и родителей, которая

состоит не только в том, чтобы защищать и оберегать ребенка, но и в том,

чтобы

подготовить

его

к

встрече

с

различными

сложными

и

опасными

жизненными ситуациями.

5.Н.И.Клочанов в своей книге «Дорога, ребенок, безопасность» говорит

о

причинах

обуславливающих

участие

ребенка

в

дорожно-транспортных

происшествиях:

-расстройства,

вызывающие

заторможенное

или

расторможенное

состояние ребенка;

-снижение обзора во время непогоды;

-плохое состояние дорожного покрытия;

-эмоциональное состояние;

-отвлечение

внимания

от

транспортных

средств,

представляющих

опасность;

-более узкий угол зрения, чем у взрослого человека;

-время реакции у ребенка значительно медленнее, чем у взрослого;

-чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает

ребенок решение, он теряется.

6.

Т.А.

Шорыгина

«Основы

безопасности».

В

доступной

и

увлекательной форме дети усваивают правила безопасного поведения дома,

на городской улице, в лесу, парке, возле водоемов.

7.

Л.Б.

Поддубная

«Правила

дорожного

движения».

В

пособии

представлены игры, тесты, материалы по профилактике детского дорожно-

транспортного

травматизма,

раскрываются

основные

причины

дорожных

происшествий. Целью является привитие навыков правильного поведения на

улицах и дорогах, обеспечение высокого уровня общей культуры, в том числе

и на дорогах.

Поэтому, учитывая эти определенные факторы, с целью недопущения

дорожно-транспортного травматизма у детей необходимо сформировать:

1.Навык переключения на улицу (умение различать границу, за которой

кончаются

привычки,

действующие

в

быту,

и

начинается

транспортная

среда).

2.Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице.

3.Навык

предвидения

опасности

(умение

видеть

все

предметы,

представляющие опасность).

4.Навык наблюдения (умение смотреть и видеть дорожную ситуацию,

замечать

транспортные

средства,

оценивать

скорость

и

направление

их

движения).

5.Навык

переключения

на

самоконтроль

(умение

следить

за

своим

поведением).

Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие

для педагогов и родителей « Три сигнала светофора». В пособии

представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников

3-7 лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечения,

игры, литературный и другой дополнительный материал. Книга адресована

педагогам дошкольных образовательных учреждений, методистам по

дошкольному воспитанию, а так же родителям.

Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу

« Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и

жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам

дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является

формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В

пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии,

целевые прогулки. Рекомендована эта программа педагогам дошкольных

учреждений.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему

сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте

доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует

сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного

травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники,

родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом,

неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных

формах.

7. Новизна опыта

Новизна

данного

опыта

заключается

в

создании

единой

системы

работы,

направленной

на

формирование

у

дошкольников

устойчивых

навыков

безопасного

поведения

на

дороге

посредством

создания

образовательных ситуаций в режиме дня и включению их в образовательную

деятельность

направленную

на

формированию

навыков

безопасного

поведения

дошкольников

на

дорогах,

которые

включают

все

виды

деятельности:

игровую,

познавательную,

продуктивную,

речевую,

физкультурно-оздоровительную,

музыкально-ритмическую,

проектно

исследовательскую.

8. Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Данный опыт могут использовать воспитатели ДОУ в работе с младшими

дошкольниками, что позволяет повысить самостоятельную активность детей,

воспитывает

интерес

к

познанию

ПДД.

Воспитывать

детей

следует

постоянно:

в

процессе

игр,

прогулок,

специальных

упражнений,

развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по

рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и

т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием

дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в

работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать,

потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию дорожной азбуки.

Формы и методы работы, описанные в

данном опыте, помогут другим

педагогам сделать работу по обучению дошкольников правилам дорожного

движения интересной и поднять ее на более высокий качественный уровень.

РАЗДЕЛ II

1.Технология опыта

Цель педагогической деятельности: формирование у дошкольников

устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством создания

безопасных

ситуаций

в

режиме

дня

и

включению

их в образовательную

деятельность.

Задачи опыта: Для достижения этой цели определены задачи:

1.

Формировать

у

детей

дошкольного

возраста

навыки

безопасного

поведения

на

дороге,

через

ознакомление

с

правилами

дорожного

движения.

2.

Развивать

ответственность

детей,

адекватную

уверенность

в

себе,

способность ориентироваться в пространстве.

3.

Формировать

у

детей

дошкольного

возраста

устойчивые

навыки

переключения

на

самоконтроль

в

окружающей

дорожно-транспортной

среде.

В основу опыта легли следующие принципы:

1.

Принцип

доступности:

опыт

работы

учитывает

возрастные

особенности

и

возможности

детей

дошкольного

возраста,

мера

доступности

определяется

соответствием

возрастных

возможностей

ребенка, степени сложности тематического материала.

2.

Принцип

индивидуализации:

определяется

учетом

индивидуальных

особенностей ребенка.

3.

Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для

самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах

дорожного движения.

4.

Принцип

наглядности:

постоянно

используются

тематические

плакаты, картинки, экскурсии.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь литературного слова

и

наглядности.

Стихи,

элементы

русского

фольклора

помогают

детям

лучше запомнить увиденное.

5.

Принцип

гуманизма,

предполагающий

умение

встать

на

позицию

ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера.

6. Принцип интеграции, реализуемый в совместной деятельности педагога

с ребенком, во взаимодействии с семьей и сотрудниками ОГИБДД.

7. Принцип

поэтапности,

то

есть

построение

работы

от

простого

к

сложному.

8. Принцип системности, который подразумевает четко спланированную

систему образовательной деятельности с различными формами работы,

объединенных общей целью.

В

работе

над

опытом

использовались

следующие

методические

приемы, такие как: словесный, наглядный и игровой. Всем известно, что игра

является естественным спутником жизни ребенка. Поэтому игровой метод

был и остается традиционным средством педагогики. Игра – это источник

радостных эмоций и хорошего настроения.

Соблюдая принципы поэтапности, работа велась следующим образом:

создание

ситуации

для

заинтересованности

детей

проблемой,

предложенной педагогом;

подбор необходимого материала;

введение

педагогом

правил

безопасного

поведения

на

дорогах

в

образовательную деятельность детей дошкольного возраста;

выявление

уровня

сформированности

знаний

и

умений

о

правилах

безопасного поведения у детей,

умение применять эти правила в

жизненных ситуациях.

Ведущая

образовательная

область

данного

опыта

работы

-

«Социально-коммуникативное развитие».

Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную

картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах

их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые

нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.

Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы,

где

у

детей

формируются

знания

о

правилах

дорожного

движения

и

безопасного

поведения

на

дороге

в

качестве

пешехода,

пассажира;

идет

знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими

дорожными

знаками.

Расширяются

знания

о

светофоре

и

значении

его

сигналов,

формируются

знания

о

видах

транспорта,

общественных

остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и

в транспорте.

1.Детям младшей группы прививались элементарные знания поведения

на дороге. Осуществлялось ознакомление с улицей, тротуаром, некоторыми

видами транспорта. Дети узнали, что люди ездят на легковых автомобилях,

автобусах, грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.

Он внимательно ведет машину.

Схема формирования у дошкольников младшего возраста устойчивых

навыков безопасного поведения на дороге.

Формирование устойчивых

навыков безопасного

поведения на дороге

Светофор

Дорога

Игровая деятельность

Образовательная

деятельность

2. С детьми средней группы продолжается работа по ознакомлению с

правилами

дорожного

движения,

с

сигналами

светофора,

с

правилами

поведения пешеходов. Дети научились ходить по улице, соблюдая правила

дорожного движения, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить

дорогу

только

по

пешеходному

переходу,

на

зеленый

сигнал

светофора.

(Приложение №1, фото1, 1а, 2,2а,3,3а).

Схема формирования у дошкольников среднего возраста устойчивых

навыков безопасного поведения на дороге.

Формирование устойчивых

навыков безопасного

поведения на дороге

транспорт

образовательная

деятельность

Игровая деятельность

Улица

дорога

светофор

3.

Работа

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

продолжается

в

образовательных ситуациях, проектной деятельности, экскурсиях, прогулках,

играх - «ловушках», игровых ситуациях.

Приобретенные знания успешно

применяются в повседневной жизни детей. (Приложение№2. Фото5,5а,6).

Схема формирования у дошкольников старшего дошкольного возраста

устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Улица, дорога,транспорт

Дорожные знаки

Виды транспорта

Светофор и его

назначение

Образовательная

деятельность

Игровая деятельность

Формирование безопасного

поведения на дорогах

Диагностика уровня знаний детей о правилах дорожного движения,

проведенная в начале учебного года в старшей группе и в конце учебного

года в подготовительной группе показала, что проведенная в течение двух лет

работа дала положительные результаты, наблюдается положительная

динамика:

- расширились представления детей об окружающей дорожной среде и

правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую

часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время

посадки, во время движения транспорта, при выходе;

-дети научились распознавать знаки: информационно-указательные –

«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место

остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение

на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная

дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога»,

«Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

(Приложение №2).

- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,

- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях

плохой погоды,

- значительно расширился и обогатился словарный запас детей,

- положительные сдвиги произошли в развитии монологической и

диалогической речи воспитанников.

Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам

ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры

безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей

за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в

сотрудничестве с детским садом.(Приложение №5, фото 13а, 14, приложение

№6,7,8).

Прежде всего, была создана развивающая среда: картотеки игр по ПДД, что

позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на

занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к

проезжей части; оформлен уголок безопасности с макетом улиц и дорог, с

помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, подобраны

настольно-печатные игры, развивающие игры, , подготовлены атрибуты к

сюжетно-ролевым и подвижным играм, разработана новая сюжетно-ролевая

игра «Школа юных пешеходов».

РАЗДЕЛ III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный

результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у

большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на

дороге.

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня

развития

безопасного

поведения

дошкольников,

которая

проводилась

по

следующим параметрам:

соблюдение

навыков

безопасного

поведения

на

улице,

дороге,

транспорте;

знание детьми различных видов транспорта;

восприятие

детьми

дорожных

ситуаций

и

основные

мотивы

их

поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

знание значений сигналов светофора;

умение

применять

полученные

знания

и

навыки

по

ПДД

в

повседневной жизни.

Сравнительный анализ проводился в начале и в конце учебного года.

Выделено 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Год

Уровень %

Высокий

Средний

Низкий

2013-2014

14%

38%

48%

2014-2015

26%

32%

42%

2015-2016

45%

45%

10%



В раздел образования