Консультация для родителей "Орнаменты ханты и манси"
Автор: Зайнагабдинова Разина Фаритовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №25 Населённый пункт: город Нефтеюганск,Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Консультация для родителей "Орнаменты ханты и манси" Раздел: дошкольное образование
Орнаменты ханты и манси
«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».
Мансийские и хантыйские орнаменты до настоящего времени в таком объеме
и научной систематизации в нашей стране не издавались, лишь отдельные
единицы
орнаментов
упоминались
в
трудах
ученых
и
исследователей
мансийской культуры.
Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры
манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера,
ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою
одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.
Орнаментальное искусство манси обычно рассматривалось в комплексе с
орнаментальным
искусством
ханты
как
декоративное
искусство
обских
угров, так как различия между хантыйским и мансийским орнаментом
незначительны.
Наличие
общих
черт
в
орнаменте
ханты
и
манси
явилось
результатом
общности
территории,
которую
заселяли
эти
народы,
и
тесных
экономических
связей,
существовавших
между
ними.
Так,
верхне-
сосьвинские, сыгвинские, верхне-лозьвинские манси издавна вели обмен с
обскими ханты, с ненцами, меняли меховые изделия на берестяные, что
приводило к обмену мотивами орнаментов, их осмыслению этими народами.
В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое
для
быта
и
промыслов
они
изготавливали
сами.
Издавна
существовало
разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других
бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой
изделий
из
кости,
дерева
и
металла,
женщины
обрабатывали
шкуры
и
бересту,
выделывали
ровдугу,
шили
вещи
из
этих
материалов,
красиво
орнаментировали их.
Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи,
ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и
аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. С гордостью показывали свои
изделия мастерицы С. В. Пеликова (Няксимволь), А. М. Хромова (Сосьва),
любовно приглаживали руками мех, стараясь выразительнее показать тот или
иной
орнамент.
Чувство
достоинства
и
поклонения
мастерству
предков
звучало с особой силой тогда, когда показывали вещи, изготовленные мамой,
бабушкой или отцом.
На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для
того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи
мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно
велась в зимнее время, при скудном освещении.
Материалы для изготовления орнаментов используются самые разные. От
выбора материала зависит и выбор орнаментальных мотивов, их композиция.
Мужские
рубахи
и
женские
платья
часто,
кроме
аппликации,
украшали
вышивкой.
Вышивку
наносили
на
кокетку,
воротник,
планку»,
подол.
В
прошлое ушла красивая тончайшая вышивка шерстью.
Разновидностью
вышивки
является
бисерное
шитье
по
тканям
и
коже.
Цветным
бисером
(пальсаком)
украшали
свадебные
головные
повязки,
нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, воротники, края разреза,
часть плеча, обшлага. Известны два способа плетения бисером: ажурная
сетка
и
нашивание
бисера
на
ткань.
Вышивали
бисером
верх
женской
короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный,
синий, красный). Белый цвет чаще употребляли для фона. В настоящее время
из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.
Происхождение орнамента, мотивы
По
поводу
происхождения
орнамента,
его
связей
имеются
различные
высказывания и теории. Так С. К. Патканов в1897 году в исследовании,
посвященном
устному
творчеству
иртышских
хантов,
высоко
оценивал
изделия из бересты и вышивку, указав на сходство последней с вышивками
русских, мордвы, зырян, пермяков и татар.
Традиции
орнаментики
включают
в
себя
символические
изображения
представителей
флоры
и
фауны
местного
региона.
Композиции
из
этих
изображений,
как
и
сами
изображения,
в
течение
последних
нескольких
столетий
не
претерпевали
изменений
и
были
жестко
зафиксированы
традицией.
Цветовая
палитра
изделий
относится
к
среднеазиатскому
институту
декора,
который
характеризуется
яркостью
и
контрастностью
цветов. Первые публикации мотивов обскоугорского орнамента отмечены в
1872 г. в альбоме В.В.Стасова и в 1879 г. у венгерского ученого А. Регули. Это
были цветные образцы хантыйских вышитых узоров, где развитие получили
три
категории
мотивов:
изображения
птиц:
изображения
деревьев,
геометрические мотивы. Птицы и деревья, вследствие процессов стилизации,
имеют различные сочертания, условные формы. Встречаются парные птицы,
с различными элементами между ними.
Вопрос
о
происхождении
мотива
парных
птиц,
привлекал
к
себе
исследователей. Считается, что подобного рода изображения проникали к
чувашам, а затем к уграм из стран Востока, но есть основания полагать, что
взаимоотношения
между
Востоком
и
народами
Поволжья
и
Приуралья
развивались как в булгарское время, так и в более ранний период, когда роль
посредников играли сарматские и аланские племена.
Символика Югры:
Синий – реки и озера края
Белый – цвет снега
Зеленый – цвет тайги
Национальный орнамент ханты и манси – рога оленя, обереги