Напоминание

Употребление слов - паразитов в речи учащихся


Автор: Есикова Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 40
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Употребление слов - паразитов в речи учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда» Исследовательская работа
Употребление слов – паразитов в речи учащихся

Выполнил:
Ем Михаил Герасимович, ученик 6 «А» класса
Учитель:
Есикова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Волгоград, 2016 г

Оглавление
Введение 3 - 4 Глава 1. Слова – паразиты как один из признаков нечистоты речи 5 - 6 Глава 2. Классификация речевых паразитов 8 - 10 Глава 3. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников МОУ СШ № 40 Дзержинского района г. Волгограда 11 - 12 Глава 4. Актуализация проблемы среди учащихся МОУ СШ № 40 Дзержинского района г. Волгограда 13 - 14 Заключение 15 Список литературы и источники 16 Приложение 17 - 20 2

Введение
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Слова «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда они несут в себе определенное значение. Такие, не несущие никакой информации слова, называют словами-паразитами (сорняками). Почему мы употребляем именно эти слова? Отчего это зависит? Как бороться с этими так называемыми «языковыми вирусами? Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения. В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет- материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей, проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты; проводили маленькие беседы-пятиминутки, на которых показывали видеоролики о вреде употребления данной категории слов.
Актуальность
проблемы исследования обоснована тем, что с каждым годом количество этих слов по сравнению с предыдущими годами увеличивается в десятки, а то и сотни раз. Слова – паразиты стали настоящей «бедой» нашего времени. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники в своей речи употребляют очень много таких слов. Мы не хотим оставаться в стороне от данной проблемы. 3

Объект исследования
: речь учащихся МОУ «Средняя школа №40 Дзержинского района Волгограда».
Предмет исследования:
употребление слов-паразитов.
Цель

исследования:
привлечь внимание учащихся к проблеме употребления слов – паразитов в речи.
Задачи исследования
: 1. Определить, что такое слова-паразиты; 2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; 3. Определить причины употребления данных слов; 4. Выпустить памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».
Методы исследования
: 1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах; 2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков; 3.Анкетирование; 5. Анализ полученных результатов.
Гипотеза:
если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова - «паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к речи собеседников.
Н ов и з н а

р а бот ы :
заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.
Практическая

значимость:
данная работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
Исходные

данные:
основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи, Интернет – материалы. 4

Глава 1. Слова – паразиты как один из признаков нечистоты речи
Многие исследователи, в том числе и Б.Н. Головин, выделяют чистоту как особое качество речи. Но по своей сути чистота – это одно из проявлений правильности, которое сказывается в соблюдении лексических норм, ибо чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов – паразитов и других. Чистота речи – это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается, судя по опросам, самым заметным для слушателей (оно, как правило, проявляется в основном в устной речи). Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает этого требования. Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение, поскольку употребление тех или иных «нечистых», «грязных» средств вызывает этическую и эстетическую «брезгливость» и неприятие, а это отражается на коммуникативных отношениях – нарушается или вообще не возникает взаиморасположенность партнеров друг к другу, следовательно – страдает общение в целом. [6] Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов – паразитов. Наиболее часто встречаются в речи (особенно молодёжи) и, безусловно, засоряют её слова – паразиты, которые ещё называют «навязчивыми словами», словами – пустышками и так далее. Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей лексической нагрузки (точнее, не неся никакой смысловой нагрузки), то засоряют ее своей пустотой и бессодержательностью. Словами - паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну, это, вот, 5
значит, типа, как бы и другие. Словами – паразитами их делает употребление «не к месту» в любой части фразы, тем более их неоднократное (часто в пределах одного предложения) повторение. Употребление слов – паразитов, за исключением передразнивания или пародирования, всегда оценивается слушателями негативно, поскольку словами – пустышками прикрывается либо содержательная пустота, либо трудности с подбором слов (то есть недостаточное владение необходимой лексикой). Поэтому слова – паразита, несмотря на их общеупотребительные омонимы, находятся за пределами норм литературного языка и свидетельствуют о низкой культуре говорящих в целом (не только речевой). [7] Употребление «ненужных слов» или слов – паразитов обусловлено несколькими причинами. Некоторые из них были уже выше упомянуты, но, проанализировав несколько источников, мы выявили определенную классификацию причин употребления слов – сорняков: 1. слишком обеднен словарный запас. Чаще всего употребление слов – паразитов присуще малообразованным людям, но имеют место и исключения из правила; 2 . низкая скорость мышления. Когда человек не может быстро сориентироваться и подобрать нужное слово, он, как правило, использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные: «Э-э-э», «А-а-а», «М-м-м». Надо отметить, что подобные звуки немало раздражают и «режут» слух; 3. намеренное использование сорных слов. Для кого-то подобный стиль общения является частью имиджа, образа. Есть люди, которые намеренно вставляют слова-паразиты, и это бывает даже уместным; 4. отражение человеческой натуры, сущности внутреннего мира души. Подробнее данная причина рассмотрена нами в главе 2, в которой мы рассматриваем наиболее часто употребляющиеся слова – паразиты и их характеристику.[1] 6
После выявления более распространенных причин употребления слов – паразитов нас заинтересовали следующие вопросы: «Какие из этих слов употребляются наиболее часто? И может ли слово – паразит охарактеризовать говорящего?» В следующей главе мы попытались выявить классификацию «слов - пустышек» и более детально рассмотрели некоторые из них. 7

Глава 2. Классификация речевых паразитов


Прежде чем изучить классификацию данной категории слов, мы попытались выяснить, какой частью речи являются слова – паразиты. Этот вопрос у нас вызвал небольшие затруднения, так как ни к одной части речи, которые были пройдены по программе (имя существительное, имя прилагательное, глагол) мы отнести слова – паразиты не можем. Но после изучения соответствующей литературы мы определили следующие группы: 1. Звуки: э-э-э, м-м-м 2. Частицы: ну, вот, как бы 3. Местоимения: это, вот, типа 4. Вводные слова: наверное, кажется 5. Блин, чёрт Слова – блин, чёрт – сначала были определены, как имена существительные, но позже эта версия была нами отвергнута, поэтому мы вынесли эти слова – паразиты в особую пятую группу, с названием которой мы определимся позднее. Особой классификации слов – паразитов мы не нашли, но условно их можно разделить на две группы.
Первая группа
слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова: типа, значит, короче, ну, да и другие.
Вторая группа
слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде. Это слова: «реально», «собственно говоря», «естественно» и тому подобные. Рассмотрим наиболее встречающиеся слова-паразиты.
«КСТАТИ»
— это слово чаще всего употребляют те люди, которым очень не хватает внимания. Они обычно ощущают неловкость в новой компании, и пытаются прикрыть свое смущение этим словом. 8

«КОРОЧЕ»
— это показатель торопливости, агрессии, нервозности. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, не хочет обременять себя разговорами, объяснениями, он - лентяй по жизни.
«ВООБЩЕ-ТО»
— слово, встречающееся у неуверенных в себе людей. Но, в отличие от «кстати», эти личности могут закатить такой скандал на ровном месте. Правда, делают они так из-за своей неуверенности.
«ТИПА» и «ЗНАЧИТ»
любят употреблять в речи настоящие консерваторы. Они вообще против всего нового и им неизвестного, а свое мнение всегда могут доказать, прибегнув к агрессивному стилю беседы.
«КАК БЫ»
— такая личность часто проводит время в своем собственном, выдуманном мире. Именно этим выражением такие люди неосознанно подчеркивают свою сущность, нерешительность, условность, образность мыслей и поступков.
«ПРОСТО»
чаще всего произносят в своей речи люди, считающие, что в жизни все должно быть просто, даже банально и никаких сложностей.
«ЩАС»
(и последняя модификация Интернета — щаз-з) – откровенное нежелание человека что-либо делать, леность по жизни.
Обращения-паразиты.
Некоторые имеют привычку всех встречных -поперечных называть «кисой», «зайкой», «малышом» и подобными ласковыми прозвищами. Только, когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить.[5]
«КАК

БЫ»
— данное слово – паразит выходит на первое место по употреблению. Поначалу казалось, оборот употребляется в шутку. Потом он становится серьезным, став очередным доказательством того, что мы ищем, чем бы подстраховать суждение. На третьем этапе «как бы» вообще утратило смысл и превратилось в аналог еще не забытого «так сказать». Став настолько популярным, это слово слышится даже с экрана телевизора: «Это главный зал
как бы
, в котором два саркофага – Ленина и Сталина». («Человек и закон» - ОРТ) 9
«Потому
как

бы
некорректно делать какие – либо заявления». (Елена Батурина, «Сегодня», НТВ)[7] После детального анализа нескольких слов – паразитов у нас возникли следующие вопросы: «Какие «прилипчивые» слова встречались в разные годы? сохранилась ли «мода» на эти слова в настоящее время?
Рейтинг популярных в разные годы слов-паразитов:

70-е годы:
на самом деле, типа, так сказать, вот, вот так вот, ну вот, практически, фактически, достаточно. 
80-90-е годы:
как бы, да, блин, это, это самое, то есть, э-э-э, м-м-м, м-да, ну-у, по ходу, ясно. 
2000-е годы:
ну, ну ваще, короче, прикинь; короче, это самое, по любому, жесть, рулез; ужос, маза, полюбасу, че; ниочем, вобщем (обязательно в одно слово), тема, Оки, чмоки, поки, шикарно, отлично, перфектно, фак, зачет, отлично, прикольно, пипец, млин, да не вопрос, без проблем, лошара, олень и так далее.[2] Просмотрев данный рейтинг, мы приходим к выводу, что количество и ужасное разнообразие слов - паразитов растёт с каждым десятилетием. И, как мы видим, большинство из них – модный молодёжный сленг. Неужели в русском языке, самом богатом языке мира, не хватает красивых и чистых слов?
Глава

3.

Исследование

употребления

слов



паразитов

в

речи

школьников МОУ СШ № 40
Для проведения исследования нами была разработана анкета, содержащая следующие вопросы (Приложение 1): 10
1. Знаете ли Вы термин «слова-паразиты»? 2. Приведите один пример слова – паразита. 3. Замечали ли Вы в своей речи такие слова? 4. По Вашему мнению, речевые паразиты… 5. Какие методы борьбы со словами паразитами Вы можете предложить? Нами опрошены были 7-е и 8-е классы, так как частое употребление слов – паразитов наблюдается именно на данной ступени обучения. В общей сложности, опрошены были 85 человек. Из результатов анкеты следует (Приложение 2): 1.
Знаете ли Вы термин «слова-паразиты»?
(Приложение 2) Да – 71 (83, 5%) учащийся; Нет – 5 (6%)учащихся; Предполагаю о чём речь – 9 (10,5%)учащихся. 2.
В

качестве

примера

приведены

были

различные

слова



паразиты, такие как:
типа, ну, чё, походу. Большим преимуществом среди учащихся пользуются слова – блин, короче. 3.
Замечали ли Вы в своей речи такие слова?
Да – 46 (54%)учащихся; Нет - 3 (4%)учащихся; Иногда замечал(а) – 36 (42%) учащихся.(Приложение 2)
4.

По Вашему мнению, речевые паразиты:
Делают речь ярче – 6 (7%) учащихся видят положительную роль речевых паразитов; Помогают лучше выразить чувства – 20 (23 %) учащихся отмечают такой «плюс» употребления слов-паразитов; Засоряют речь – 59 (70 %) учащихся видят «минус» в употреблении данных слов. Таким образом, на основе этих исследований можно сделать вывод, что для большинства учащихся термин «слова – паразиты» не является новым. В 11
ходе опроса некоторые из учеников не согласились с таким определением этих слов, так как видели в их употреблении положительные моменты. Когда нами было предложено им объяснить «плюсы» сорных слов, то: - первопричина - это мода на данные слова (меняется время, меняются интересы, а, следовательно, меняется молодёжный сленг, в котором слова – паразиты играют определённую роль) - второй причиной стала «удобность» этих слов (несколькими словами можно выразить все эмоции, что удобно для общения в социальных сетях и просто в разговоре). Но всё же большинство учащихся видит отрицательную сторону слов – паразитов, причисляя их к вредным привычкам таким, как курение. Некоторые учащиеся сравнили людей, употребляющих слова – паразиты, с наркоманами: кто – то хочет избавиться от них, но не может, а кто – то видит в них положительный эффект – «кайф». Особо заинтересовавшиеся этой проблемой учащиеся были собраны в группу, результатом работы которой стала памятка, в которой даны некоторые рекомендации по борьбе со словами - пустышками. (Приложение № 4) Данную памятку рекомендовано было повесить в кабинетах русского языка и литературы. В следующей главе мы описали работу, которая была проведена нами с целью привлечения учащихся к проблеме употребления слов - паразитов.
Глава 4. Актуализация проблемы среди учащихся МОУ СШ № 40
Для привлечения учащихся к данной проблеме нами во время проведения анкетирования были проведены пятиминутки и показаны видеоролики, пропагандирующие отказ от употребления речевых паразитов. Данные меры возымели действие, так как некоторые учащиеся осознали 12
негативное воздействие данных слов на свою речь. Также для привлечения внимания к проблеме употребления слов – паразитов нами был нарисован плакат и листовки – молнии, агитирующие отказ от употребления этих слов (Приложение 4). Также учащимся была предложена акция «Обрати внимание!» на основе совета психолога Н.И. Жинкина. В течение дня учащимся, которые захотели избавиться от слов – сорняков, одноклассники должны были сигнализировать разными способами, если заметили данное слово в речи участника акции. Способы привлечения внимания могли быть разнообразными: - во время непринуждённой беседы дёргать говорящего за руку, нарочито покашливать, считать вслух количество употребленных слов – паразитов при каждом их появлении в речи; - во время ответа на уроке – хлопать в ладоши, поднимать руку и другие. Иначе говоря, все эти средства привлечения внимания должны кричать о нарушении чистоты речи (безусловно, это делается только при согласии на такие меры со стороны говорящего) и таким образом помогать говорящему лучше контролировать свою речь. Проблемой употребления слов – паразитов в речи школьников мы планируем заниматься и дальше. При дальнейшем исследовании нами будут выработаны и даны практические рекомендации для избавления от данной категории слов. Первым шагом к этому выступает разработанная нами памятка, которую мы рекомендовали повесить учителям русского языка и литературы в своих кабинетах. (Приложение 3) Данная памятка была разработана нами на основе методов по борьбе со словами - паразитами, предложенных учащимися. По результатам анкетирования учащимися были предложены следующие методы борьбы с речевыми вирусами: 13

1.

Следить

за

речью

(своей

собственной

и

речью

собеседников).

2.

Больше читать и пересказывать прочитанное.
Также некоторыми учащимися были внесены предложения о проведении уроков, посвящённых употреблению слов - паразитов. Несколько учащихся выдвинули версию о невозможности искоренения из речи слов – паразитов, так как их употребление вошло в перечень вредных привычек. К ранее предложенным методам мы добавили ещё несколько:
3.

Делать паузы, для того, чтобы собраться с мыслями.

4.

Говорить простыми предложениями и медленно.

5.

Пытаться заменить слова - паразиты другими словами.
Мы считаем, если привлекать больше внимания учащихся, а также родителей и учителей к данной проблеме, которая выходит на первый план, употребление речевых паразитов можно свести к минимуму. Нельзя допускать, чтобы употребление слов – паразитов вошло в перечень вредных привычек, таких как курение и алкоголизм.
Заключение
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы о реализации поставленной цели работы - привлечено внимание учащихся к проблеме употребления слов – паразитов в речи. Также решились поставленные задачи: 1. Изучен теоретический материал о словах – паразитах; 14
2. Выявлено наличие данных слов в речи учащихся; 3. Определены причины употребления данных слов; 4. Выпущена памятка, нарисован плакат, распечатаны агитационные листовки – молнии, привлекающие внимание школьников к проблеме употребления слов – паразитов. На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова - паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью. Проблемой употребления слов – паразитов в речи мы планируем заниматься далее, привлекая к этой проблеме не только школьников, но и взрослых. Также мы собираемся более расширить круг исследуемой проблемы, изучив и другие признаки нечистоты речи такие, как варваризмы (слова, заимствованные из чужих языков) и жаргонизмы. Употребление этих категорий слов выходит на один уровень с употреблением слов – паразитов. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами. Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен.
Список литературы и источников
1. Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни 2. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель. 15
3. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15. 4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./ под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2008. 5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./ под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Тк Велби, Изд – во Проспект, 2008.
Словари
1. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. М., 2001. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2003. 3. «Энциклопедический словарь юного филолога», - М.: Педагогика, 1984.
Приложение 1
Анкета 16

Подпишите Ф.И. и класс, должность

1.
Знаете ли Вы термин «слова – паразиты»? А) Да Б) Нет В) Предполагаю о чём речь
2.
Приведите один пример (слово – паразит)
3.
Замечали ли Вы в своей речи такие слова? А) Да Б) Нет В) Иногда замечал(а)
4.
По вашему мнению, речевые паразиты А) Делают речь ярче Б)Помогают лучше выразить чувства В) Засоряют речь Г)Ваш вариант ответа
5.
Какие методы борьбы со словами паразитами Вы можете предложить?
На анкете не рисовать !!!

Листочек не мять!!!

Спасибо за внимание!!!

Приложение 2
17

Да; 54%

Нет; 4%

Иногда; 42%

Замечали ли вы в своей речи такие слова?

Приложение 3

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!П А М Я Т К А!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Избавляйтесь от слов – паразитов!!!

Рекомендации:

Больше читайте художественную литературу;

Следите за своей речью;

Делайте паузы, чтобы собраться с мыслями;

Говорите простыми предложениями и медленно;

Старайтесь заменять слова – паразиты другими словами
18

Приложение 4
19
,
свободная

от

ПАРАЗИТОВ

!!!

Агитационная листовка
20


В раздел образования