Автор: Хафизова Елена Александровна
Должность: Преподаватель хора
Учебное заведение: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования "Катав–Ивановская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Катав–Ивановск Челябинская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Развитие исполнительских навыков в процессе работы над хоровыми произведениями"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Катав-Ивановская детская школа искусств»
Конспект открытого урока по хору
с учащимися хорового коллектива «Детство»
Тема: «Развитие исполнительских навыков
в процессе работы над хоровыми произведениями».
Подготовила
преподаватель
по хору высшей категории
Е. А. Хафизова
Катав - Ивановск
2017
Цель: «Закрепление умений и навыков пения в хоре на примере песенного
репертуара данного хорового коллектива.»
Задачи:
Обучающие:
•
овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования,
певческой дикции, артикуляции и дыхания;
Развивающие:
•
развивать интерес учащихся к хоровому пению;
•
развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
Воспитывающие:
•
воспитывать любовь к хоровому искусству;
•
воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал,
партитуры хоровых произведений.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков, работа над
разученным материалом.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективная, работа в партиях.
Характеристика
класса: Хор
«Детство»
-
это
коллектив
учащихся
4-7
классов музыкальных отделений школы искусств. Дети разные по возрасту
(9-15 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие
разными
знаниями,
умениями
и
навыками
хорового
пения,
что
создает
определенные проблемы. Они не все имеют навыки многоголосного пения,
некоторые
неточно
интонируют.
Однако
большинство
хористов
имеет
положительную
мотивацию
к
учебной
деятельности.
Многие
ощущают
психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они
понимают,
что
результат
их
труда
зависит
от
вклада
каждого,
радуются
каждому удачному выступлению.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
-
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями,
присутствующими на нашем уроке.
-
Проверка присутствующих.
-
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
II. Распевание (6-7 минут).
Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной
работе
и
довести
до
автоматизма
основные
вокально-хоровые
навыки. Повторение правил пения стоя:
•
при пении поза должна быть неподвижной;
•
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно
слева направо и справа налево;
•
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
•
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов
спины полностью расслаблены;
•
нижняя челюсть должна быть освобождена от напряжения.
Все упражнения исполняются по полутонам вверх до ноты «ля»
второй октавы, вниз - до звука «ля» малой октавы.
а) Упражнение на сочетание штрихов «легато» и «стаккато». Звукоряд из
пяти
нот
исполняется
«легато».
Верхний
звук
«округлить»,
распеть,
послушать унисон. Легко и непринуждённо спуститься вниз по звукам
мажорного трезвучия. Исполняется по полутонам вверх до ноты «ля»
второй октавы. Вниз до звука «ля» малой октавы.
б) Упражнение на штрих «стаккато». Используется слог «лё». Активная
работа диафрагмы. По звукам мажорного трезвучия вверх и вниз. Каждый
звук лёгкий, полётный. Верхняя нота слегка «укалывается».
в)
Упражнение
на
выработку
цепного
дыхания,
чистого
двухголосия,
динамическим развитием. Используются слоги «ни-и-я». Поступенное
движение
унисона
мелодии
из
пяти
нот
вверх
–
от
«пиано»
-
с
постепенным
крещендо-
до
«форте»
с
использованием
«цепного»
дыхания. При нисходящем движении мелодии партия альтов исполняется
на
терцию
вниз.
Применяется
«цепное»
дыхание
с
постепенным
«диминуэндо» - к «пиано».
г)
Упражнение
«на
дыхание»
-
пение
нисходящей
мажорной
гаммы.
Каждый звук пропевается с названием нот. Используется штрих «легато» с
применением «цепного дыхания».
- Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к
работе!
III.
Реализация
поставленных
задач
в
процессе
работы
над
произведениями
разного
плана,
характера,
уровня.
Применение
данных упражнений при закреплении умений и навыков на примере
предложенного песенного репертуара.
Работа над произведениями: (35 минут)
1.
«Медаль
за
оборону
Ленинграда»
музыка
Я.
Дубравина,
слова
В.Суслова. (7 минут)
Краткий разбор динамического развития произведения.
•
работа над цепным дыханием
•
над звуковедением
•
над чистотой строя
•
над характером произведения
2.
«Вечер» музыка Р. Глиэра (8минут)
Предварительный
анализ
характера
произведения.
Беседа
о
художественном
образе
произведения.
Детям
п редл агает ся
использование
металлического
треугольника,
изображающего
звон
церковного
колокола
вечерней
службы,
доносящийся
издалека.
(На
словах:
«День
прощается
с
землёю,
тихо-тихо
ночь
идёт…»
и
в
последних 4 тактах проигрыша в конце произведения).
•
работа над чистотой двухголосия
•
работа над динамическими оттенками
•
над чёткой артикуляцией
•
над звуковедением
•
работа над образностью произведения
•
над цепным дыханием во второй части
3.
«На ладони рассвета» музыка В. Синенко (10 минут)
Вступительное слово преподавателя о биографии композитора.
•
работа над чистым интонированием каждой партии
•
над строем в трёхголосии
•
работа над цепным дыханием
•
над развитием навыка пения по партитурам
•
над развитием навыка пения «а капелла»
4.
«Купите собаку!» музыка В. Коровицына (6 минут)
Перед началом работы над произведением с элементами джаза детям
предлагается попробовать щелчков пальцами и лёгких подстукиваний
одной ногой на 2 и 4 доли такта: в проигрыше после второго и в конце
третьего куплетов. Для создания более яркого образа художественного
произведения нам поможет преподаватель по классу скрипки Галина
Фёдоровна. Она будет на своём инструменте дополнять наше пение,
изображая шутливый характер данной композиции.
•
работа над чёткой артикуляцией, дикцией
•
над динамическими оттенками
•
над характером произведения
•
над движениями во время исполнения произведения
5. «Призыв весны» музыка В. Гречанинова, слова народные (4
минуты)
У нас является традицией в конце каждого урока несколько минут
уделять одному из пройденных ранее произведений.
•
работа над чистотой интонации
•
над чёткой артикуляцией, дикцией
•
динамическими трудностями, агогикой
•
работа над образностью произведения
IV. Итог (3 минуты)
Подведение итогов нашей сегодняшней работы. Цель занятия успешно
достигнута,
со
всеми
задачами,
поставленными
на
уроке,
мы
достойно
справились:
- поработали над закреплением умений и навыков пения в хоре:
- повторили музыкальную терминологию;
- поработали с хоровыми партитурами, над многоголосием, при этом
использовали произведения с сопровождением и «а капелла);
- постарались подогреть интерес к хоровому пению, использовали при этом
шумовые инструменты, скрипочку для более выразительного исполнения
предложенного песенного репертуара,
-
постарались
формировать
художественный
образ,
максимально
использовали свои эмоции.
Урок прошел в хорошей рабочей обстановке, все постарались. Благодарю
всех за работу. Желаю дальнейших творческих успехов.
V. Домашнее задание
Работать с хоровыми партиями изучаемых в классе произведений.