Напоминание

«Организация работы с родителями как одно из условий открытости дополнительного образования (из опыта работы)»


Автор: Левахина Марина Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района гор. Саратова
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Организация работы с родителями как одно из условий открытости дополнительного образования (из опыта работы)»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Левахина М.Ю.

МУДО «Центр дополнительного образования для детей»

Октябрьского района г. Саратова

«Организация работы с родителями как одно из условий открытости

дополнительного образования (из опыта работы)»

Родители и их дети, придя в учреждение дополнительного образования,

включаются

в

деятельность

на

основе

своего

добровольного

выбора

в

соответствии с их интересами, склонностями, ценностями; возможность выбора

режима и темпа освоения общеобразовательных программ.

В этом контексте

семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает

уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в

роли партнера.

Современные

родители

рассматривают

учреждение

дополнительного

образования не только как место для развития хобби ребенка, для организации

его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах

ребенка,

и

нацелены

на

образовательный

результат.

Поэтому

для

педагога

дополнительного

образования

очень

важно

установление

партнерских

отношений

с

родителями,

создание

атмосферы

поддержки

и

общности

интересов,

взаимопонимания,

сотрудничества

и

взаимодействия.

Эффективность

взаимодействия

с

родителями

во

многом

зависит

от

форм

организации работы.

Дополнительное

образование

свободно

выбирается,

выстраивается

каждым родителем и ребенком самостоятельно в комфортных для него формах

продуктивного

учения,

позволяя

приобретать

навыки

сотрудничества,

неформального

общения

старших

и

младших,

детей

и

взрослых,

опыт

личностного

и

профессионального

самоопределения,

сознательного

самовоспитания.

При

объединении

усилий

педагогов

дополнительного

образования

и

родителей

ребенку

обеспечивается

двойная

защита,

эмоциональный

и

1

психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в творческом

объединении и дома.

Широкий спектр возможностей для реализации личностного потенциала

и достижения высоких творческих результатов предоставляются в образцово-

художественном коллективе национального танца «Орион». Здесь создаются

благоприятные условия для гармонизации физического и духовного развития

ребенка, куда он приходит в основном по собственному желанию.

При организации работы с родителями я в первую очередь определяю

содержание и способы сотрудничества и отражаю это в плане воспитательной

работы.

Изучаю

образовательные

потребности

и

ожидания

родителей

от

занятий.

Совместная

деятельность

педагога

и

родителей

в

интересах

развития

личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и

родители смогут определить единство цели и задач в воспитании и развитии

ребенка,

если

они

станут

союзниками.

Не

все

родители

проявляют

заинтересованность

к

такому

сотрудничеству.

Задача

педагога

найти

такие

формы взаимодействия, которые помогут замотивировать родителей, грамотно

организовать сотрудничество.

Из опыта своей работы можно сказать что, для установления партнерских,

открытых,

доверительных

отношений

с

родителями

необходимо

соблюдать

следующие условия:

1.Уважать семейную систему – значит принимать ее такой, какая она есть, без

желания переделать, не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи.

Важно осознать, что образовательная организация не предлагает себя в качестве

альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее.

Родители

должны

понимать,

что

педагог

не

является

потенциальным

врагом, который хочет указать родителям на «неправильный» образ жизни или

плохое воспитание детей. Уважение педагога к семье как системе позволяет

ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этими

2

двумя

авторитетами

и

не

только

поддерживает

авторитет

родителей,

но

и

укрепляет авторитет педагога.

2.

Гуманизм

во

взаимодействии

с

семьей,

что

предполагает

опору

на

положительные

качества

родителей

и

детей;

осуществление

действий,

направленных

на

укрепление

и

повышение

авторитета

родителей;

учет

своеобразия

условий

жизни

каждой

семьи,

возраста

родителей,

уровня

подготовленности в вопросах воспитания.

3.

Соблюдение

по

отношению

к

родителям,

позиция

«Мы»,

которая

способствует установлению контакта и сотрудничеству: «Мы вместе помогаем

детям».

К

сожалению,

довольно

часто

педагог

по

отношению

к

родителю

занимает

позицию

давления

«сверху»,

приказывая,

навязывая

свою

точку

зрения.

Очень

важно,

чтобы

педагог

в

процессе

общения

с

родителями

поддерживал

позицию

«Взрослый

взрослый».

У

каждого

из

партнеров

взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо

относиться с уважением.

4. Обеспечение эмоциональной безопасности.

Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна

и не способна причинить им вред. Постоянно ведется работа над поддержанием

доброжелательного психологического климата на занятиях.

Формы взаимодействия с семьей весьма многообразны.

В практике своей

работы я для себя определила следующие формы взаимодействия с родителями

это:

открытые

занятия,

родительские

собрания,

концерты,

поездки,

консультации.

Открытые занятия – занятие с приглашением родителей учащихся. Открытые

занятия я провожу в основном для родителей групп 1-2 годов обучения. Это

способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия. Знакомство с

содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для

проведения занятий хореографией. Для родителей детей 3-4-го и последующих

годов обучения проводятся индивидуальные «допуски на занятия», по мере

3

возникновения

в

этом

потребно сти. Открытое

занятие

позволяет

продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения

детей. У родителей гордость, видя успехи своих детей, а у детей повышается

самооценка,

у

них

так

и

светится

личностный

рост.

Открытые

занятия

я

провожу в начале учебного года и в конце, чтобы был виден рост учащихся.

После таких занятий организуется обмен мнениями и пожеланиями.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная

и

эффективная.

На

индивидуальных

беседах

родители

более

охотно

и

откровенно

рассказывают

о

тех

огорчениях

и

беспокойствах,

которые

их

тревожат. Консультации проводится по инициативе педагога или по инициативе

самих родителей.

Приглашая

на

беседу

важно

сформулировать

цель

беседы

с

родителем,

недопустима

такая

формулировка,

как

«Зайдите

ко

мне,

пожалуйста,

на

следующей

неделе»,

так

как

данное

высказывание

приводит

родителей

в

состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная

цель

консультации,

родитель

сможет

подготовиться

к

ней

не

только

психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить

необходимые факты.

Несколько советов по ведению беседы с родителями. Они простые, но мы их

часто забываем или пренебрегаем.

1.

Родителям

нужна

поддержка,

помощь

и

добрый

совет.

Если

вы

ими

располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете

временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и

поучать

это

вызывает

раздражение

и

негативную

реакцию

со

стороны

родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по

всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что

вы от родителей услышали.

4

5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других

родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость

поделиться

той

информацией,

которую

сообщили

родители,

еще

с

кем-то,

родителей необходимо поставить об этом в известность.

6. Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными

рекомендациями для родителей и самого ребенка.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен

извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к

специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей учащегося, необходимо помнить, что любой

родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на

будущее. Если родители принимают активное участие в жизни учреждения, их

усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.

У нас в коллективе очень распространенная форма работы с родителями, это

родительские собрания.

Родительские

собрания –

на

которых

мы

решаем

вопросы

по

актуальным

проблемам

учебного

и

воспитательного

процесса.

Львиная

доля

вопросов,

решаемых

на

собраниях

это о

пошиве

костюмов,

изготовлении

реквизита,

помощь в организации концертов, поездок на конкурсы и т. д. Всегда приятно,

когда родители подходят и предлагают свою помощь.

Концерты,

поездки

на

конкурсы –

позволяют

показать

достижения

детей,

демонстрацию

личностного

роста

учащихся,

коллектива

раскрывают

индивидуальность

ребёнка,

дают

мотивацию

родителям

к

сотрудничеству.

Большое

спасибо

родителям,

без

них

не

состоялась

бы

не

одна

поездка.

Родители у нас ведут своеобразную летопись коллектива.

ёИстория нашего коллектива отражается в фотографиях, видеозаписях,

где запечатлены концертные выступления, юбилейные концерты, конкурсы в

других

городах,

есть

фотографии,

которые

тайно

и

явно

сняты

во

время

репетиций. К юбилейному концерту родители помогли сделать презентацию,

5

все подборки фото, видео были предоставлены родителями. И самое ценное,

что эта летопись постоянно пополняется новыми событиями и фактами.

Использование

вышеуказанных

форм

работы

с

семьей

позволяет

эффективно взаимодействовать педагогу и родителям по развитию гармонично

развитой личности ребенка.

Таким

образом,

родители

приобретают

опыт

педагогического

сотрудничества,

как

с

собственным

ребенком,

так

и

с

педагогической

общественностью в целом.

Анализ работы показывает, что если существует наш коллектив много лет,

показывая хорошие результаты в конкурсах различного уровня, востребован на

мероприятиях

города,

то

это

лучшее

доказательство

того,

что

проводимая

работа с родителями эффективна, мы нашли друг друга, у нас взаимопонимание

и доверие!!!

Использованная литература:

1. Александрова, Е Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в

образовательном пространстве [Текст]/ Е. Александрова // Воспитательная

работа в школе. – 2008. -№ 4. – С. 85-89.

2. Бочкарева, М. Основные направления работы учреждений дополнительного

образования с семьей [Текст] / М. Бочкарева // Дополнительное образование и

воспитание. – 2003. -№ 1. – С. 6-7.

3. Ефремова, Е.В., Содружество двух домов (Роль учреждения ДОД в работе с

семьей) [Текст] / Е. Ефремова // Дополнительное образование и воспитание.. –

2009. -№ 1. – С. 8-11.

4. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2.

М., 2001.

5. Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

7. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

6



В раздел образования