Напоминание

"Использование педали в работе над произведениями"


Автор: Ковшарова Алла Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Качугская ДМШ "
Населённый пункт: рп Качуг, Качугский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование педали в работе над произведениями"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер класс

Ковшаровой А.В.

преподавателя высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Качугская детская музыкальная школа»

Тема: Использование педали в работе над произведениями

План

1.

Цель урока

2.

Методы работы с педалью

3.

Практическая работа с учащимися

Цель урока.

Познакомить преподавателями с методами работы с педалью, в

любых произведениях

Показать практически основные этапы от начальных навыков

использования педали

Проиллюстрировать необходимость постоянного внимания

учащихся и выработки их слухового контроля

Приступая к исполнению любого музыкального произведения, мы в

первую очередь обращаем внимание на тонкости исполнения,

особенно пьес контиленного склада, где надо и подчеркнуть какой

либо звук и усилить продлить, к примеру звучание баса или

выиграть какой - нибудь пассаж без особых усилий. Всё это нам

поможет сделать правая педаль рояля. А погасить ,слегка

приглушив звучание- левая.

Рассмотрим некотрые аспекты так называемого эффекта педали

а) продление звука

б) изменение силы звука

в) фоновое звучание

г) прямая педаль

д) запаздывающая педаль

Салимгареева Настя 3 класс

Мы знакомимся с педалью впервые. Обращаем внимание на

посадку: она должна быть удобной. Ногу поднимаем на педаль,

стараясь нажимать только пальцами, а пятка упирается в пол.

Делаем несколько раз это упражнение, контролируя пятку, затем

нажимаем на любую клавишу и считаем до четырёх, слышим, что

звук постепенно гаснет. Набираем этот же звук с педалью – он

тянется дольше, чем без неё. Отрабатываем это упражнение

несколько раз, чтобы запомнить и повторить дома. Следующее

упражнение: бас – аккорд. Следует обратить внимание ученика на

звучание баса, как сильной доли и в продолжении – взятие

аккорда. Обычно, играется без внимания, где сильная доля, где

продолжение – слуховой контроль должен быть постоянным, тем

более с педалью. Использовали в игре трезвучие – погружение в

бас и мягкое взятие остальных звуков. На педали это надо

практиковать постоянно, потому, что на открытой педали 1-й

сыгранный аккорд будет звучать громче, чем предыдущий. Такова

одна из особенностей педали – усиливать звучание. ( Продление и

усиление звучания)

Семиусов Миша, 5-й класс

В. Косенко Вальс В проигранном отрывке сосредотачиваем

внимание на левой руке: бас и следующий аккорд далеко

расположены друг от друга. Следует это соединить педалью. Как и

в первом эпизоде (упражнение с 1-й ученицей ), без педали -

опора на бас и мягкое взятие следующих звуков. Слуховой контроль

постоянно. Потом то же с педалью.

Требуется сосредоточить внимание и на игре двумя руками: c

помощью педали мы подчёркиваем первый звук (четверть с

точкой). Звучит красиво, если сыграно верно. (ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ

ПЕДАЛЬ)

Иванова Юлия, 7-й класс

Н. Бунин У старой берёзы. Эпизод с прямой педалью.

Одновременно с набором аккорда (диссонанс) берём педаль и при

вводе в следующий аккорд, снимаем её. Точечное исполнение

педали даёт возможность тоже подчеркнуть аккордовое звучание

или акцента на один звук.

Следующий момент: игра арпеджио на педали. Это аккорд,

«разлитый» в звучании. Обращаем внимание на то, в какой руке он

расположен; если в левой руке – то начинаем с самого нижнего

звука, захватывая его в педаль, собирать аккорд, и

контролировать свою игру слухом. Бас – основа фундамента, его и

держим педалью. Можно проиграть в виде упражнения туда и

обратно, чтобы убедиться, что все ноты озвучены.

Трифонова Вера, 7-й класс

Ю. Весняк Ноктюрн. Наличие средней педали в старых роялях

давало возможность сыграть сложный эпизод (когда рук не

хватает), с её помощью. Нажав на педаль, добавив нужный звук,

мы продолжаем играть обеими руками, что необходимо по тексту,

используя правую и левую педаль. Потом отключаем среднюю

педаль и играем как обычно…

В тексте Ноктюрна последний пассаж надо было бы сыиграть со

средней педалью, но за неимением таковой, играем следующим

образом: в левой руке набираем бас плотным звуком и нажимаем

педаль а правой выигрываем пассаж по всей клавиатуре до

последней ноты, убирая постепенно звук. В средней части пьесы

есть момент где и мелодия и аккомпанемент звучат в одной руке,

поэтому играем мелодию ярко, выразительно, а аккомпанемент-

тихо, осторожно. На открытой педали это будет соответствовать.

Здесь мы используем фоновое звучание.



В раздел образования