Автор: Ковшарова Алла Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Качугская ДМШ "
Населённый пункт: рп Качуг, Качугский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование педали в работе над произведениями"
Раздел: дополнительное образование
Мастер класс
Ковшаровой А.В.
преподавателя высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Качугская детская музыкальная школа»
Тема: Использование педали в работе над произведениями
План
1.
Цель урока
2.
Методы работы с педалью
3.
Практическая работа с учащимися
Цель урока.
Познакомить преподавателями с методами работы с педалью, в
любых произведениях
Показать практически основные этапы от начальных навыков
использования педали
Проиллюстрировать необходимость постоянного внимания
учащихся и выработки их слухового контроля
Приступая к исполнению любого музыкального произведения, мы в
первую очередь обращаем внимание на тонкости исполнения,
особенно пьес контиленного склада, где надо и подчеркнуть какой
либо звук и усилить продлить, к примеру звучание баса или
выиграть какой - нибудь пассаж без особых усилий. Всё это нам
поможет сделать правая педаль рояля. А погасить ,слегка
приглушив звучание- левая.
Рассмотрим некотрые аспекты так называемого эффекта педали
а) продление звука
б) изменение силы звука
в) фоновое звучание
г) прямая педаль
д) запаздывающая педаль
Салимгареева Настя 3 класс
Мы знакомимся с педалью впервые. Обращаем внимание на
посадку: она должна быть удобной. Ногу поднимаем на педаль,
стараясь нажимать только пальцами, а пятка упирается в пол.
Делаем несколько раз это упражнение, контролируя пятку, затем
нажимаем на любую клавишу и считаем до четырёх, слышим, что
звук постепенно гаснет. Набираем этот же звук с педалью – он
тянется дольше, чем без неё. Отрабатываем это упражнение
несколько раз, чтобы запомнить и повторить дома. Следующее
упражнение: бас – аккорд. Следует обратить внимание ученика на
звучание баса, как сильной доли и в продолжении – взятие
аккорда. Обычно, играется без внимания, где сильная доля, где
продолжение – слуховой контроль должен быть постоянным, тем
более с педалью. Использовали в игре трезвучие – погружение в
бас и мягкое взятие остальных звуков. На педали это надо
практиковать постоянно, потому, что на открытой педали 1-й
сыгранный аккорд будет звучать громче, чем предыдущий. Такова
одна из особенностей педали – усиливать звучание. ( Продление и
усиление звучания)
Семиусов Миша, 5-й класс
В. Косенко Вальс В проигранном отрывке сосредотачиваем
внимание на левой руке: бас и следующий аккорд далеко
расположены друг от друга. Следует это соединить педалью. Как и
в первом эпизоде (упражнение с 1-й ученицей ), без педали -
опора на бас и мягкое взятие следующих звуков. Слуховой контроль
постоянно. Потом то же с педалью.
Требуется сосредоточить внимание и на игре двумя руками: c
помощью педали мы подчёркиваем первый звук (четверть с
точкой). Звучит красиво, если сыграно верно. (ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ
ПЕДАЛЬ)
Иванова Юлия, 7-й класс
Н. Бунин У старой берёзы. Эпизод с прямой педалью.
Одновременно с набором аккорда (диссонанс) берём педаль и при
вводе в следующий аккорд, снимаем её. Точечное исполнение
педали даёт возможность тоже подчеркнуть аккордовое звучание
или акцента на один звук.
Следующий момент: игра арпеджио на педали. Это аккорд,
«разлитый» в звучании. Обращаем внимание на то, в какой руке он
расположен; если в левой руке – то начинаем с самого нижнего
звука, захватывая его в педаль, собирать аккорд, и
контролировать свою игру слухом. Бас – основа фундамента, его и
держим педалью. Можно проиграть в виде упражнения туда и
обратно, чтобы убедиться, что все ноты озвучены.
Трифонова Вера, 7-й класс
Ю. Весняк Ноктюрн. Наличие средней педали в старых роялях
давало возможность сыграть сложный эпизод (когда рук не
хватает), с её помощью. Нажав на педаль, добавив нужный звук,
мы продолжаем играть обеими руками, что необходимо по тексту,
используя правую и левую педаль. Потом отключаем среднюю
педаль и играем как обычно…
В тексте Ноктюрна последний пассаж надо было бы сыиграть со
средней педалью, но за неимением таковой, играем следующим
образом: в левой руке набираем бас плотным звуком и нажимаем
педаль а правой выигрываем пассаж по всей клавиатуре до
последней ноты, убирая постепенно звук. В средней части пьесы
есть момент где и мелодия и аккомпанемент звучат в одной руке,
поэтому играем мелодию ярко, выразительно, а аккомпанемент-
тихо, осторожно. На открытой педали это будет соответствовать.
Здесь мы используем фоновое звучание.