Напоминание

Творческий отчет о работе в качестве участника Международной летней творческой школы «Новые имена» в г. Суздале


Автор: Прасолова Галина Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАОУДО "Центральная детская школа искусств"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Творческий отчет о работе в качестве участника Международной летней творческой школы «Новые имена» в г. Суздале
Раздел: дополнительное образование





Назад




Творческий отчет о работе в качестве участника Международной

летней творческой школы «Новые имена» в г. Суздале

Галина Григорьевна Прасолова,

преподаватель по классу фортепиано

МАОУДО «Центральная детская школа искусств» г. Кемерово

На базе Межрегионального благотворительного общественного фонда

«Новые

имена»

им.

Ив.

Ник.

Ворониной

была

создана

Международная

летняя творческая школа «Новые имена» (МЛТШ). В 2018 году МЛТШ

отпраздновала свой юбилей – 25 лет!

Первая школа была организована в г. Паланге в 1992 г. в Литве. С 1993г.

МЛТШ

проводится

в

г.

Суздале

Владимирской

области,

на

базе

туристического

комплекса.

Почему

именно

в

Суздале?

Это

недалеко

от

Москвы (172 км.), это уникальность города – музея, заповедная территория,

бесценные памятники истории Древне Руси.

Суздаль свободен от всепроникающего шума современности и суеты.

Участники МЛТШ вот уже 25 лет приезжают именно сюда за созерцанием,

духом старины, красотой и чистотой природы. Суздаль вдохновляет юных

поэтов, художников, музыкантов на творчество и это символично – история

русской культуры и настоящее славного древнего города продолжается в

талантливых детях.

Инициатором идеи создания творческой школы стала Иветта Николаевна

Воронина, лауреат премии г. Москвы, заслуженный деятель искусств России.

Главной задачей школы является привлечение ведущих деятелей российской

культуры в качестве наставников, преподавателей, чтобы дать возможность

одаренным детям не только из крупных городов, но и из глубинки получать

мастер-классы

у

известных

исполнителей,

о

которых

они

могли

только

мечтать. С самого начала существования школы приглашались профессора

Московской

государственной

консерватории

им.

П.Ю.

Чайковского,

Российской

академии

музыки

им.

Гнесиных,

Центральной

музыкальной

школы при Московской консерватории, музыкального училища при МГК им.

П.И. Чайковского. Это все нам известные имена блистательных музыкантов:

И. Архипова, Св. Бэлза, Ю. Власенко, Валерий Костельский, Д. Шафран, Нат.

Шаховская, Наум Штаркман, Н. Петров, С. Доренский.

В

разные

годы,

уже

близкие

к

нашему

времени

здесь

работали

И.

Бочкова (скрипка), Э. Грач (скрипка), Д. Крамер (фортепиано), В. Левко

(вокал),

С.

Луконин

(домра),

Н.

Богданова

(фортепиано),

Е.

Мечетина,

Александр Мдоянц, Аркадий Севидов, Денис Чефанов.

Участниками первых школ были ныне прославленные музыканты: Д.

Мацуев (стоял у истоков) и является Президентом Фонда «Новые имена»,

считает г. Суздаль своей ALMA MATER, А. Гиндин, Е. Петров, Н. Мдоянц,

П. Пескина, А. Самуил (вокал) и др.

В

2018

году

для

работы

в

творческой

школе

были

приглашены

профессора

МГК

им.

П.И.

Чайковского

Михаил

Аронович

Готсдинер

(скрипка),

Александр

Сергеевич

Струков

(фортепиано)

у

которого

занимались мы с Глебом. Пясецкий Валерий Владимирович (директор ЦМШ

при

МГК

им.

П.И.

Чайковского,

Валерия

Полякова

из

ансамбля

Н.

Бабакиной,

Алексей

Николаевич

Селезнев

(виолончель),

Вячеслав

Анатольевич

Семенов

(баян),

Александр

Зиновьевич

Бондурянский

(фортепиано), Федотова Полина Викторовна (фортепиано), Гасанов Эльмар

Вагифович (фортепиано).

Туристический

комплекс

максимально

оборудован

под

потребности

работы ребят и их наставников. Профессора жили в гостиничных номерах,

где были установлены фортепиано. Много специальных залов и классов

оборудованы в соответствии с направлением занятий. Аудитории носили

красивые

художественные

названия:

«Каминный

зал»

для

поэтов,

«Александровский зал», «Киноконцертный зал», в них проходили камерные

ансамбли.

Все

это

создавало

удивительную

рабочую

и

творческую

атмосферу, которой юные музыканты проникались с первых дней: заниматься

можно было даже на сцене и за сценой – везде, где были инструменты, и

никто не запрещал.

Общее расписание занятий висело в «штабе» - там, где проживали

участники. У каждого корпуса, в котором проживали участники школы, был

оборудован репетиторий с фортепиано. Раз в два дня проходили занятия с

профессором, но кроме того проходило множество мастер-классов других

маэстро, которые можно было посещать свободно.

Не

менее

интересны

и

выездные

экскурсионные

мероприятия:

экскурсия

по

древним

Храмам

Суздаля

и

экскурсия

в

Спасо-Евфимьев

монастырь (музей), основанный в XIV веке на высоком берегу реки Каменки.

От Центральной детской школы искусств г. Кемерово в 2018 году в

работе творческой школы принимал участие Глеб Кирин (фортепиано). Он

занимался с профессором Струковым Александром Сергеевичем, учеником Е.

Тимакина в ЦМШ, затем ученик Ю. Власенко в МГК.

На

творческой

встрече

у

А.С.

Струкова

было

озвучено

несколько

интересных тезисов, которые могут быть полезны не только пианистам:

1.

Сознание

процесс

игры

не

контролирует,

за

двигательную

деятельность отвечает подсознание. Оно запоминает все, как компьютер,

включая

ошибки,

поэтому

количество

правильных

движений

должно

превышать неправильные.

2. Важно выбирать для работы базовый темп, в котором все получается

(так называемый «рабочий темп»).

3. Пианист должен быть готов ко всему заранее.

4. Вся исполнительская техника основана на автоматизме.

5. Каждый элемент музыкальной ткани важно проучивать определенным

движением.

6. Главное - не потерять интерес к занятиям, смотреть по результатам от

урока к уроку, чтобы сохранить заинтересованность.

7. Если голова участвует в процессе занятий, то руки быстро начинают

действовать.

8. Если ученик выносит с урока 30% того, что дал педагог - это хорошо.

9. Необходимо на полгода вперед определить, какие гаммы пройти, затем

на следующие полгода.

10.

Начинать

обучение

пианиста

нужно

с

6-7

летнего

возраста

и

ежедневно. Это отмечал и С. Рахманинов.

11. «Никогда не бейте по роялю, представьте себе, что (рояль) встанет и

даст вам сдачи» Г. Нейгауз.

12. Манера игры на инструменте отличается в разных странах. Так в

Европе играют облегченно, без веса.

13. «Любой пассаж – это быстрая мелодия» К. Игумнов.

14. «Вся русская фортепианная школа построена на звуке и технических

движениях» А. Струков.

Некоторые высказывания маэстро в ходе работы на мастер-классах:

Мастер-класс А.С. Струкова

-

О

менуэте

из

«Французской

сюиты» h-moll

И.С.

Баха:

отметил

игрушечную

изысканность

этого

танца,

мягкость

и

выразительность

движения музыки к сильным долям, на прямолинейное интонирование, в

трио без какого-либо напряжения, во всем больше смысла и содержания;

-

Игра

аккордов

в

гаммах

и

этюде

Геллера

происходит

сверху,

с

«расстояния» (а мы часто играем аккорды «с клавиши», т.е. «с места»)

- О Прелюдии А. Лядова: в кантилене вес руки на каждой ноте, чтобы

мелодия хорошо звучала. Нужно мягко погладить ноту, которая длинная и

выразительная на сильной доле.

- В гаммах точная атака пальцев (игра на столе) без прогибания нижней

фаланги. Ставить твердо на подушку почти к ногтю (ногти должны быть

острижены предельно коротко).

- В арпеджио есть пальцы, а есть объединение кистью (трудность в том,

чтобы это совместить).

- В 2-хголосной инвенции d-moll И.С. Баха (с трелями) важно передать

легкое стаккато в левой руке, а в теме не совсем crescendo, а ощущение

фразы.

-

В

2-хголосной

инвенции h-moll

И.С.

Баха

необходимо

играть

одинаковым штрихом, любым (т.к. в обеих руках одинаковый музыкальный

материал, играть который в разных штрихах было бы не логично). Non legato

не дробить во фразе.

- В Ноктюрне a-moll Э. Грига простое правило: мелодию играть громче,

т.к. левую руку делать тише нельзя, она пропадает.

- В Тарантелле С. Прокофьева нужно играть не на 2/4, а на 6/8, как

написано,

в

триолях

организовать

круговое

движение

в

кисти

и

как

бы

«запустить» это движение в средней части меньше глубоких нот, чем в 1 ч. и

2-я нотка совсем легкая.

Мастер-класс

у

Гостдинера

Михаила

Ароновича

запомнился

высказываниями

великих

музыкантов

советской

исполнительской

школы.

М.А. Гостдинер учился у Д.Ф. Ойстраха и однажды Д. Ойстрах сказал:

-

«Заболел концерт П.И. Чайковского – лекарство одно – медленный

темп».

- «Времена года А. Вивальди это не смена природы это целая жизнь: I

часть

«Весна»

-

юность, II

часть

«Лето»

-

зрелость, III часть «Осень» -

умудренная седина, IV часть «Зима» - финал.

- Самый религиозный композитор, по мнению Святослава Рихтера – это

Сезар Франк.

- «Рассерженная мышь» сказал о фее драже Мстислав Ростропович.

- «Безобразная игра это безобразная игра» - высказывание Г. Нейгауза.

Мастер-класс Александра

Зиновьевича

Бондурянского

(пианист

из

знаменитого Московского трио в составе с Михаилом Безверхним (скрипка) и

Алексеем Уткиным (виолончель), которое отметило свой 50-летний юбилей и

у которого в репертуаре около 300 сочинений). А.З. Бондурянский работал с

камерными ансамблями, образованными в МЛТШ за эти 10 дней.

Трио И. Гайдна C-dur III часть. Ученики были из Красноярска, Омска,

Екатеринбурга.

-Минор не обязательно тише, а более драматично.

- Не надо бестолково играть пассаж, там есть мелодия

- Флейтисту: «Если пассаж начинать с акцента вся сила уходит в свисток,

веди пассаж на постепенном увеличении звука.

- Пианист предлагает неожиданный поворот, флейтист и виолончелист,

чтобы ответить делают цезуру – опешили – подумали, что отвечать.

- Самое трудное в трио Гайдна – нот мало, но надо быть включенным в

музыку.

- Тогда не было пластинок, а у Гайдна будто пластинка заела и в этом

«комизм» ситуации (сказано о № 11 финале, где много повторяющихся мест,

три раза одно и тоже, как «машина забуксовала», и в третий раз так сыграть

каданс, чтобы показать всем, что машина наконец выбралась наверх)

- Пассажи, где две руки, лучше играть по левой.

- Была такая педагог Г.С. Казалуп, так вот она говорила о creshendo

книзу – играй «копытцами».

- Выигрывает тот, кто не играет быстрее, а играет точно.

Следующее трио А. Хачатуряна: участники из г. Тбилиси – 10 лет, г.

Сургута, г. Москвы.

- Кларнет подражает народному инструменту Дудуку

Кларнету со скрипкой:

- Дольче-вечер-сладко-все устали…

Мастер-класс А.З. Бондурянского со студентами I курса музыкального

училища:

из

г.

Сургута

(кларнет),

г.

Риги

(фортепиано),

г.

Красноярска

(виолончель).

В

работе

Трио

Бетховена

для

кларнета,

виолончели

и

фортепиано

- Единство в трио, чтобы все играли правильными штрихами

- Главное в ансамбле – путем диалога определить цель.

- Камерный ансамбль – наилучшее

средство воспитания музыканта

(А.П. Бородин)

1 вопрос профессора:

- Какой опус?, Когда написан?

- Это самое начало 19 века, на рубеже 18-19 веков, когда Бетховен

появился в Вене. Главной его задачей было завоевать венскую публику. До

этого Вена знала трио Моцарта и Гайдна с духовыми. А у Бетховена Трио с

струнными…

- тема Трио – легкомысленная песенка «Любовь моряка» с элементами

Бетховенского напора, не умещавшегося в 18 веке. Увертюрное начало, но

дальше хулигански-разухабистая тема «Любовь моряка».

- Нотный текст, это как Библия, которую нельзя неправильно читать, это

плохо заканчивается…

- В ансамбле главное – это подчеркнуть диалог. Когда вы выстраивались

в очередь, а затем сыграли вместе. Это большая радость в жизни.

Пианисту:

-

Если

ты

ускорил,

то

другой

пассаж

уже

не

сыграешь,

проговори

нотами, чтобы получилось

- В разработку надо входить на цыпочках, как в темную комнату.

В Суздальской школе заведена такая традиция: перед концертом на сцене

руководители зажигают «Святой Грааль». Это такая чаша, в которой горит

свеча. Она символизирует чистоту детских душ, постигающих через музыку

духовный мир.



В раздел образования