Напоминание

"Применение игровых технологий при изучении специальных дисциплин, как способ реализации требований ФГОС"


Автор: Эрдниева Анастасия Антоновна
Должность: преподаватель педиатрии
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г.Салехард, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение игровых технологий при изучении специальных дисциплин, как способ реализации требований ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ямало – Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

ДОКЛАД

на тему «Применение игровых технологий при изучении специальных

дисциплин, как способ реализации требований ФГОС».
Подготовил: Преподаватель Эрдниева А.А. 2016
Оптимизация медицинского образования – это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому студенту стабильные максимальные результаты обучения и воспитания. Этому способствуют дидактическое, деловые игры. Общие цели деловых игр в медицине:  погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе врача, медсестры, фельдшера в распознавании болезней и лечении больных;  создавать играющим динамически меняющуюся картину в зависимости от правильных и ошибочных действий и решений; нести ответственную воспитательную функцию;  умение проводить дифференциальную диагностику кратчайшим путем минимальное время и назначать оптимальную тактику лечения наиболее простыми и доступными методами лечения;  сформировать оптимальный психологический климат общения с больными и коллегами по работе;  эффективно действовать не в условиях богато оснащенных клиник, кафедр, а первичной врачебной сети — на амбулаторном приеме в поликлинике, на скорой помощи;  в качестве контроля профессиональной подготовки служить барьером на пути к постели больного, пропуская к больному только профессионально подготовленных студентов В классификации методов активного обучения известны 7 признаков деловой игры:  наличие проблемы управления и (или) моделирование профессиональной деятельности руководящих работников и специалистов;  наличие общих целей игровых коллективов;  наличие ролей и назначение на них участников;  различие интересов участников и учет условий неопределенностей;  принятие и реализация последовательности решений;  наличие системы стимулирования;  объективность оценки результатов. Первый признак имеется: моделируется профе ссиональная деятельность медработников. Поскольку главной целью и смыслом клинических учебных игр является моделирование умственной профессиональной деятельности, клинические игры не рассматривают проблемы управления руководящих работников. Клиническая игра должна моделировать, прежде всего, интеллектуальную,
Второй признак налицо: потому что перед игровым коллективом — учебной группой, независимо от количества участников поставлена общая ц е л ь — оптимальная диагностическая и лечебная работа с моделью больного. Третий признак так же полностью соблюден, поскольку играющий назначается на роль медсестры, фельдшера. Следует все время помнить о цели и смысле учебной игры в медицине — сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык работы с больным в своей профессиональной основной роли — акушерки, медсестры, фельдшера. Четвертый признак — для всех производственных, экономических, военных и прочих деловых игр различие интересов участников определяется той реальной профессиональной деятельностью, моделью которой является игра. В силу специфики профессиональной деятельности клинические медицинские игры не могут и не должны отвечать требования четвертого признака, ибо различие интересов участников клинической игры нет и быть не может. Клинические игры полностью отвечают и пятому признаку деловых игр. В игре по типу "Консилиум у фельдшера" состояние больного неизбежно меняется в зависимости от действий разных участников консилиума. Так, если хирург, гинеколог, невролог и др. специалисты настаивают на своей тактике, то игра коренным образом меняется в зависимости от решения принятым каждым консультантом. Пятый признак - принятие и реализация последовательности решений в процессе игры Шестой признак — система стимулирования. Для клинических медицинских игр характеризуется состояние больного — выздоровление при правильных решениях или ухудшение, вплоть до летального исхода при ошибках. Седьмой признак — объективность оценки результатов игровой деятельности. Методические требования к проведению деловой игры:  Логическое продолжение и завершение конкретной теоретической темы учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом.  Максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям  Создание поиска и непринужденности.  Четко сформулированные задачи, условия и правила игры.  Тщательная подготовка учебно-методической документации.  Наличие необходимого оборудования  Выявление возможных вариантов решения указанной проблемы.
В клинических медицинских играх есть борьба между врачом и болезнью. И если врач не в состоянии победить болезнь, то она побеждает больного, нанося тем самым поражение врачу. Деловые игры бывают исследовательскими, производственными и учебными. Главная цель и смысл последних — подготовка специалистов, их тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации. Разные формы игр преследуют различные цели. Исследовательские игры как мини – проекты служат для проверки гипотез, накопления статистических данных, поиска новых форм организаций. Производственные игры применяются для совершенствования, отработки и корректировки организационных, управленческих, технологических и других приемов и процессов. Учебные игры используются для подготовки и тренировки работников, формирования узких знаний и развития умения и навыков. Деловые игры бывают односторонние, когда все играющие стремятся к достижению единой определенной цели; двухсторонними, когда все противостоящие стороны пытаются разрешить ситуацию в свою пользу; многосторонними, когда приходится организовывать сложные взаимодействия игроков с конкурирующими и взаимоисключающими интересами. Очевидно, что все клинические игры по самому своему замыслу и цели могут быть односторонними, ибо все они преследуют единственную цель — быстрейшую оптимальную диагностику и эффективное лечение. Применение деловых игр в процессе в процессе обучения позволяет студентам погрузиться в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно приближенную к профессиональной деятельности фельдшера, медсестры в диагностике и лечении больных. Деловые игры создают динамическую, постоянно меняющуюся картину, поскольку обучающиеся могут принимать и ошибочные решения и совершать неправильные действия. Это требует анализа конкретной ситуации с участием преподавателя, который в игре играет роль эксперта. Экспертами могут быть и студенты. Деловая игра формирует умение общаться с пациентом, коллегами по работе. Самое главное в деловой игре, что ситуации создаются так, что студенту приходится действовать в условиях первичного звена здравоохранения (ФАП, скорая помощь, приемы в поликлинике), т.е. моделируется профессиональная деятельность медицинских работников. Немало важным моментом клинической игры является общая цель – оптимизация диагностической и лечебной работы с пациентом.
Главное в игровых технологиях как методах активного обучения обеспечить достижение третьего уровня обучения – практическое овладение профессиональной деятельностью. Поэтому, считаю наиболее эффективными деловые игры с разыгрыванием ролей. Для подготовки к уроку с использованием игровых технологий студентам дается самостоятельная работа по поиску необходимой информации; по постановке вопросов. При разработке методических разработок на некоторые вопросы используются с коррекцией их постановки. Такой подход к проведению дидактических методических игр способствует реализации требований ФГОС нового поколения. Трудно сказать, какие клинические игры эффективнее – те игры, где ситуации созданы часто встречающиеся (заболевание ОРВИ, проблемы вскармливания детей грудного возраста и т.д.) или редко встречающиеся в клинической практике ситуации (заболевания эндокринной системы в периоде новорожденности, такие как диабетическая фетопатия, врожденный гипотиреоз). Многие клиницисты все таки считают, что деловые игры со второй ситуацией позволяют компенсировать отсутствие возможности работать с такими больными. Исходя из выше изложенного, существует следующая формулировка понятий деловой игры. Деловая (имитационная, операционная, учебная, дидактическая) игра — это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах. Исследователи проблемы игровой имитации считают, что ситуации, закладываемые в основу каждой игры, должны быть актуальными, реальными, типичными, полными, способными к росту и развитию ситуаций. Положительные моменты в использовании деловой игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность учебного процесса, подготовка к профессиональной деятельности, достижение учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера. Таким образом, для повышения познавательной активности студентов, преподаватель может использовать в своей преподавательской деятельности различные методы. Обычно активные методы обучения применяются в
комплексе с традиционными методами. Новые методы обучения студентов необходимы для того, чтобы научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную для профессиональной деятельности информации. Главное назначение деловых игр — уменьшить для студентов степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Стоит ли напоминать, что "производственная сфера" медицинского работника — это больной человек, и неожиданность ситуации для него в сложных случаях оборачивается вполне реальной гибелью больного. Учебная игра в медицинском образовании должна стать тем интегральным методом обучения и контроля, который в условиях приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности. В силу специфики медицинского образования считаю наиболее оптимальным применение деловых игр с разыгрыванием ролей или применение элементов деловой игры при выполнении кейс – заданий, устном опросе. Не умаляю роль дидактических, методических игр, их применение особенно важно для освоения и осознания медицинской терминологии, способствует развитию скорости мышления («мозговой штурм»).
Пример деловой игры

I этап игры

Прием на ФАПе.


Роль -
_фельдшер ФАПа.
Ситуация -
к фельдшеру ФАПа обратилась мать с ребенком 10 месяцев с выпиской из ЦРБ, где ребенок лечился по поводу острого бронхита. При обследовании мальчику был выставлен сопутствующий диагноз: железодефицитная анемия легкой степени тяжести (НЬ 92 г/л). Выписан по бронхиту - с выздоровлением, с рекомендациями врача по дальнейшему лечению анемии амбулаторно.
Анамнез:
ребенок часто болеющий, семья - малообеспеченная. Во время беременности у матери была анемия, роды в сроке 34-35 недель.
Задание:
Ознакомьтесь с выпиской из ЦРБ. Отвечайте на вопросы матери. Определите тактику ведения ребенка. Вес ребенка 10 кг.
I этап игры

Прием на ФАПе.

Роль
- мать ребенка 10 месяцев.
Ситуация
- вас выписали из ЦРБ по месту жительства с выздоровлением по острому бронхиту. В ЦРБ был выставлен так же сопутствующий диагноз: железодефицитная анемия. Ребенок болеет часто, семья малообеспеченная. У Вас во время беременности была анемия. Роды в сроке 34-35 недель.
Задание:
Отдайте фельдшеру выписку из ЦРБ. Задавайте вопросы, которые бы возникли у матери в данной ситуации.
II этап игры

Аптека.

Роль -
аптекарь.
Ситуация
- покупатель подал рецепт на ферроплекс №50, но его в данный момент в наличии нет. Есть только ферроцерон по 0,1.
Задание
- произведите необходимые в такой ситуации действия.
III этап игры

Повторный прием на ФАПе.

Роль
- мать.
Ситуация
- в аптеке вы предъявили рецепт на ферроплекс, но в виду его отсутствия Вам выдали другое лекарство.
Задание
- что должна мать выяснить у фельдшера в данном случае?
III этап игры

Повторный прием на ФАПе.

Роль
- фельдшер.
Ситуация
- вы выписывали ферроплекс, содержащий по 0,05 железа ребенку 10 месяцев с весом 10 кг. Матери в аптеке дали ферроцерон по 0,1.
Задание
- произведите расчет суточной и разовой дозы препарата, объяснив кратность приема и количество препарата на 1 раз.
IV этап

Прием ребенка в ясли.

Роль
- мать.

Ситуация
- вы привели ребенка в ДДУ первый раз после выздоровления по бронхиту, но с наличием анемии.
Задание
- что должна делать в этой ситуации мать?
IV этап

Прием ребенка в ясли.

Роль
– фельдшер детского учреждения.
Ситуация
- в ваше учреждение пришел ребенок 10 месяцев с выздоровлением по острому бронхиту.
Задание:
Возьмите у матери справку фельдшера ФАПа и ознакомьтесь с ней. Определите тактику ведения ребенка в соответствии с указаниями в справке диагнозами и рекомендациями фельдшера.
Vтап игры.

Диспансерный прием на ФАПе.

Роль
- фельдшер ФАПа.
Ситуация -
на прием пришла мать с ребенком 11 месяцев после курса лечения ферроцероном в течение 1 месяца и сдачи контрольного анализа крови.
Задания:
Оцените общий анализ крови. На что нужно обратить внимание при объективном осмотре ребенка. Объявите результаты осмотра при условии, что симптомы анемии сохраняются. Задавайте вопросы матери о самочувствии ребенка. Определите свою тактику ведения данного пациента и объясните матери свою позицию.
Vэтап игры.

Диспансерный прием на ФАПе.

Роль - мать ребенка.

Ситуация
- вы пришли на прием после сдачи контрольного анализа крови и месячного лечения анемии. Задания: Поинтересуйтесь результатами анализа. Отвечайте на вопросы о самочувствии ребенка (при условии, что анемия сохраняется, хотя есть улучшение). Могут ли возникнуть вопросы у матери к фельдшеру и какие ?

Литература:
1. Учебно – методический вестник № 27. г. Омск, 2012 г. 2. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Под. Ред. Сластенина В.А. 2016 г. 3. Кудрябекова Г.К. Игровые технологии в учебном процессе. Москва, 2015 4. Кочетов Н.С. Игровые технологии на уроках истории. Оренбург. 2015 5. Верхогляров В.А. Игровые технологии на уроках иностранного языка. Москва. 2011 6. Гликман И.Н. Педагогические технологии. Москва. 2013


В раздел образования