Автор: Байда Ольга Анатольевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств" городского округа Кашира
Населённый пункт: город Кашира, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Профессиональные навыки концертмейстера в работе с учащимися»
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему:
«Профессиональные навыки концертмейстера в работе с учащимися».
Концертмейстер – пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам
разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах.
Профессия концертмейстера относится к профессиям исключительно
умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы
важна
деятельность
сенсорных
систем,
внимания,
памяти,
активизация
мышления
и
эмоциональной
сферы.
Концертмейстеры
отличаются
эрудированностью,
любознательностью,
рациональностью,
аналитическим
складом ума.
Мастерство
концертмейстера
имеет
глубокую
специфику
и
профессиональную
направленность.
Оно
требует
от
музыканта
огромной
силы воли, артистизма, разнообразие музыкально-исполнительских талантов
и навыков, применения в профессиональной деятельности приобретенных
многосторонних
знаний
по
курсам
сольфеджио,
гармонии,
полифонии,
истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой
литературы, досконального знакомства с различными певческими голосами,
знаний
особенностей
игры
других
музыкальных
инструментов,
оперной
партитуры.
Развитие
современного
общества,
характеризующееся
нарастающим
объемом и сложностью информационных потоков, динамизмом и скоростью
социальных
процессов,
изменило
требования
к
профессиональным
и
личностным качествам специалиста. Чтобы реализоваться в профессии, быть
успешным и конкурентоспособным на рынке труда, сегодня недостаточно
владеть
профессиональными
знаниями
и
умениями
-
нужно
обладать
гибкостью,
подвижностью,
способностью
к
быстрой
адаптации,
умением
оперативно
реагировать
на
происходящие
изменения,
то
есть
быть
профессионально мобильным. Мобильность, скорость, активность - очень
важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.
Деятельность концертмейстера многопланова. Это не только концертная
работа,
которая
является
итогом,
но
и
то,
что
предшествует
этому:
разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их
исполнения,
знание
особенностей
возникновения
трудностей
при
исполнении, умение подсказать путь их преодоления.
Деятельность концертмейстера – это целое искусство создания ансамбля с
исполнителем, в котором фортепиано принадлежит очень веская роль, не
ограничивающаяся
лишь
функциями
гармонической
и
ритмической
поддержки партнера.
Концертмейстерское
исполнительство
является
важнейшим
видом
практической
деятельности
музыканта.
Личность
аккомпаниатора
выражается в нем наиболее ярко, как человека способного создавать. Можно
достаточно полно судить о личных особенностях концертмейстера по его
исполнению.
Основной
принцип
деятельности
исполнителя
–
это
принцип
интерпретации
музыкального
произведения.
Если
говорить
о
творческой
деятельности концертмейстера, то это движение от замысла музыкального
произведения к его воплощению.
Исполнительские профессиональные качества складываются на основе
чисто пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения
постигать смысл музыки и воплощать в конкретном звучании.
Исполнительская культура является важным условием профессионализма.
Она предполагает отражение эстетического вкуса концертмейстера, широту
кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к
музыкально-просветительской
работе.
Концертмейстеру
постоянно
приходится выступать в роли исполнителя по роду своей профессиональной
деятельности.
Поэтому
необходимо
не
только
свободное
владение
инструментом
и
музыкальной
литературой,
но
и
умение
донести
музыкальный материал до аудитории.
Исполнительская деятельность концертмейстера очень многообразна. Она
включает в себя различные формы исполнительской практики: выступление в
концертах, участие в конкурсах. Все это говорит о том, насколько широк круг
профессиональных знаний, стоящих перед пианистом-концертмейстером.
Какими же навыками и качествами должен обладать пианист, чтобы стать
хорошим концертмейстером?
Конечно
же,
хорошее
владение
роялем,
как
в
техническом,
так
и
музыкальном
плане.
Причем,
невозможно
пианисту
добиться
больших
успехов
в
аккомпанементе,
если
он
не
усвоит
законы
ансамблевых
соотношений,
не
разовьет
в
себе
чуткость
к
партнеру,
не
ощутит
неразрывность
и
взаимодействие
между
партией
солиста
и
партией
аккомпанемента.
Кроме владения навыками пианистического мастерства, концертмейстер
должен освоить множество дополнительных изменений: навык сорганизовать
партитуру,
«выстроить
вертикаль»,
обеспечить
живую
пульсацию
музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т.д.
Концертмейстер
должен
обладать
хорошим
музыкальным
слухом,
артистизмом, воображением, способностью образно, вдохновенно воплотить
замысел автора в концертном исполнении.
Чтобы почувствовать музыку разных стилей, концертмейстеру необходимо
накопить большой музыкальный репертуар. Хороший концертмейстер всегда
проявляет большой интерес к познанию новой музыки, знакомству с нотами
тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.
Для постановки интересных задач в музыкально-творческой деятельности
концертмейстеру
обычно
бывает
недостаточно
знаний
только
по
своему
предмету.
Необходимы
глубокие
познания
в
дисциплинах
музыкально-
теоретического цикла (гармонии, анализа, форм, полифонии).
Концертмейстеру необходим ряд положительных, психологических качеств.
Прежде всего – это особенное внимание. Специфика его в том, что оно
многоплановое:
его
нужно
распределить
не
только
между
двумя
собственными
руками,
но
и
относить
к
исполнителям,
т.е.
главным
действующим лицам. Требуется огромная затрата физических и душевных
сил
для
того,
чтобы
следить
за
тем,
что
и
как
делают
пальцы,
как
используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, которое
представляет основу основ ансамблевого музицирования.
Быстрота и активность реакции, воля и самообладание – все это качества,
которые очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера.
Одним
из
важнейших
качеств
работы
концертмейстера
является
способность
читать
с
листа,
это
органическая
составная
часть
общего
музыкально-исполнительского
потенциала.
Музыкальный
текст
нужно
освоить быстро, охватывая его комплексно. Необходимо научиться зрительно
охватывать музыкальный текст, уметь понять, как строится произведение,
какова его структура, художественная идея и, соответственно, темп, характер.
Так, при первом знакомстве с текстом концертмейстер может опустить ряд
украшений, можно брать не полные аккорды и не играть октавные удвоения,
но
недопустимы
ритмические
ошибки
и
гармонические
пропуски
необходимых
басовых
нот.
По
мере
развития
навыков
чтения
с
листа,
фактурные упрощения сводятся к минимуму.
Навык
чтения
с
листа
может
быть
развит
в
процессе
регулярных
тренировок,
это
довольно
сложная
форма
чтения
вообще.
Здесь
задействовано
зрение,
активно
работает
слух,
контролирующий
логику
музыкального развития.
Р. Шуман «В советах молодым музыкантам» пишет: «Если перед тобой
разложат сочинение, чтобы играть его с листа, пробеги его глазами в полном
объеме».
«Внутреннее
слышание»
-
необходимый
элемент
для
лучшего
осмысления разучиваемого произведения.
Как
итог
своей
работы
хочу
подчеркнуть,
что
для педагога
по
специальному
классу
концертмейстер
- первый помощник, музыкальный
единомышленник. Для солиста концертмейстер - наперсник его творческих
дел; он и помощник, и друг, и педагог. Право на такую роль может иметь
далеко не каждый концертмейстер - оно завоёвывается авторитетом солидных
знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью
художественных
требований,
неуклонной
настойчивостью,
мобильностью,
ответственностью в достижении нужных художественных результатов при
совместной
работе
с
солистами,
в
собственном
музыка льном
совершенствовании.