Автор: Кузнецова Юлия Львовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ ПО ПКТТ
Населённый пункт: г. Пенза, Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сфера и шар
Раздел: среднее профессиональное
Предмет: Математика
Возраст студентов: 16 лет, 1 курс
Тема урока: Сфера и шар. Уравнение сферы.
Цель: дать определение сферы и шара, вывести формулу уравнения сферы.
Задачи:
образовательные: сформировать у студентов знания о телах вращения, научить
распознавать сферу и шар;
развивающие: развитие познавательной деятельности, формирование умения выделять
главное, развитие мышления, памяти, творческих способности студентов.
воспитательные: воспитание бережного отношения к предмету.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийное устройство.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент,
включающий:
постановку цели, которая должна
быть достигнута студентами на
данном этапе урока (что должно
быть сделано студентами, чтобы
их дальнейшая работа на уроке
была эффективной)
определение целей и задач,
которых преподаватель хочет
достичь на данном этапе урока;
описание методов организации
работы студентов на начальном
этапе урока, настроя студентов на
учебную деятельность, предмет и
тему урока (с учетом реальных
особенностей , с которым
работает педагог)
Цель: Подготовиться к работе на уроке.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?
Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет
состоять из нескольких частей: проверка домашнего
задания, объяснение нового материала, закрепление
изученного материала и домашнего задания.
Цель: Подготовка студентов к началу работы на уроке.
Задачи:
- определение отсутствующих
- проверка готовности студентов к уроку
- проверка готовности доски, наглядного и
дидактического материала.
Методы организации работы учащихся: словесный
2.
Опрос студентов по заданному
на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учи
ставит преподаватель перед
студентами на данном этапе урока
(какой результат должен быть
Цель: Проверка домашнего задания.
Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте
вспомним, что вы знаете о ранее изученных телах
вращения
Индивидуальное задание.
достигнут студентами);
определение целей и задач,
которых преподаватель хочет
достичь на данном этапе урока;
описание методов,
способствующих решению
поставленных целей и задач;
описание критериев достижения
целей и задач данного этапа
урока;
определение возможных действий
педагога в случае, если ему или
студенту не удается достичь
поставленных целей;
описание методов организации
совместной деятельности
студентов с учетом особенностей
группы, с которым работает
педагог;
описание методов мотивирования
(стимулирования) учебной
активности студентов в ходе
опроса;
описание методов и критериев
оценивания ответов студентов в
ходе опроса.
Выполнение задания одним из студентов. Проверка
студентами и преподавателем. Выставление оценки.
.Цель: установление правильности выполнения
домашнего задания студентами.
Задачи:
- выявление уровня знаний студентов по предыдущей
теме;
- определение ошибок в знаниях, их причины и
ликвидация.
Методы решения задач:
- словесный (ответить на вопросы);
- упражнения (выполнение задания на доске);
Критерии достижения целей:
- полный ответ;
- наличие ошибок в ответе;
Возможные действия:
- помощь преподавателя;
- работа с учебником.
Методы мотивирования:
- метод поощрения (похвала преподавателем студента)
- метод взаимной проверки (один студент отвечает,
другой его проверяет)
- создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор
заданий разного уровня сложности)
Критерии:
Оценка «5»
- правильность выполнения задания
- самостоятельный ответ без наводящих вопросов
преподавателя
- демонстрация усвоения ранее изученных тем
Оценка «4»
- наличие одного-двух недочётов при ответе, которые
легко исправлены по замечанию преподавателя
Оценка «3»
- имелись затруднения, или допущены ошибки
в определении понятий.
3.
Объяснение нового учебного
материала. Данный этап
предполагает:
постановку конкретной учебной
цели перед студентами (какой
результат должен быть достигнут
студентами на данном этапе
урока);
определение целей и задач,
которые ставит перед собой
преподаватель на данном этапе
урока;
изложение основных положений
нового учебного материала,
который должен быть освоен
студентами (на основе
содержания данного пункта
эксперт выносит суждение об
уровне владения педагогом
предметным материалом);
описание форм и методов
изложения (представления)
нового учебного материала;
описание основных форм и
методов организации
индивидуальной и групповой
деятельности студентов с учетом
особенностей группы, в котором
работает педагог;
описание критериев определения
уровня внимания и интереса
студентов к излагаемому
педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования
(стимулирования) учебной
активности студентов в ходе
освоения нового учебного
материала;
Цель: сформировать у студентов знания сфере и шаре,
вывести уравнение сферы
Задачи:
- научить различать сферу и шар,
Хорошими мыслителями всегда считались древние
греки. Они занимались изучением различных
предметов. В области геометрии особое внимание
уделяли изучению предметов разной формы и всегда
хотели найти предметы идеальной формы. Они
заметили, что в природе многие плоды и ягоды
одинаковой формы. Например, апельсин, арбуз,
смородина и другие. Также такую же форму или
близкую к ней имеют и планеты солнечной системы.
Именно эту форму греки стали называть идеальной.
- Как вы думаете, о какой форме идет речь? (слайд 1)
(сфера и шар)
- Вы правы, шар и сферу греки считали идеальными
формами.
Записываем определения шара и сферы (слайд 2,3,4)
Какие еще предметы в форме шара и сферы можно
встретить в окружающем нас мире? (ответы студентов)
- Действительно, многие спортивные снаряды в форме
шара. А вспомните новогодний елочный шарик – на
самом деле это сфера, так как сделан из тонкого стекла
и
внутри
пустой.
А
еще
многие
резервуары
для
хранения нефти и газа тоже сферической формы, т.к. у
резервуаров такой формы наименьшая поверхность и
таким
образом
происходит
экономия
материала,
которого изготавливаются резервуары.
А
в
технике,
где
можно
встретиться
с
шаром
и
сферой? (шарикоподшипники, которые ставят на осях
велосипедах, мотоциклах, автомашин и во всех местах,
где происходит вращение) Молодцы!
- Задачи, которые мы сегодня будем разбирать, может
быть,
кому-то
покажутся
легкими,
но
без
знания
соответствующего теоретического материала справиться
с ними практически нельзя.
Вопрос: по какой формуле вычисляется объем шара?
Вопрос: формулы объемов каких тел вы изучили?
Вопрос: чему равен объем призмы? Цилиндра? Конуса?
Пирамиды?
Методы изложения нового материала:
- рассказ преподавателя (объяснение нового материала)
- демонстрация (показ презентации)
Методы организации деятельности студентов:
- частично-поисковый (примеры тел, которые имеют
форму шара)
Критерии определения уровня внимания:
- высокий (студенты активны)
- средний студенты отвлекаются)
- низкий (студенты не заинтересованы)
Методы мотивирования:
- метод поощрения (похвала преподавателем студента)
Выведем уравнение сферы. Слайд 5
4.
Закрепление учебного
материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной
цели перед студентами (какой
результат должен быть достигнут
студентами на данном этапе
урока);
определение целей и задач,
которые ставит перед собой
учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов
достижения поставленных целей
в ходе закрепления нового
учебного материала с учетом
индивидуальных особенностей
учащихся, с которыми работает
педагог.
описание критериев,
Цель: отработать умения при решении задач
Задача 1. Во сколько раз увеличится объем шара, если
его радиус увеличить: а) в 3 раза;
б) в 4 раза?
Ответ: а) В 27 раз; б) в 64 раза.
Задача.2.Сколько нужно взять шаров радиуса 2 см,
чтобы сумма их объемов равнялась объему шара
радиуса 6 см?
Ответ. 27
Задача.3.
Радиусы трех шаров 3 см, 4 см и 5 см.
Найдите радиус шара, объем которого равен сумме их
объемов.
Ответ:6см³
Историческая задача.
позволяющих определить степень
усвоения студентами нового
учебного материала;
Описание возможных путей и
методов реагирования на
ситуации, когда преподаватель
определяет, что часть студентов
не освоила новый учебный
материал.
На надгробном камне могилы Архимеда в Сиракузах
изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Это
символ открытия формул объёма шара и площади
сферы, а также важного вывода, что объём шара,
вписанного в цилиндр, в… раз меньше объёма
цилиндра и что также относятся поверхности этих
тел» Найдите это отношение.
Цель: Установление осознанности студентами нового
материала.
Задачи:
- проверка полноты, глубин и осознанности усвоения
новых знаний.
- установить выявленные пробелы
Методы достижения поставленной цели:
- решение задач
Критерии степени усвоения нового материала:
- умение определять сложные и простые методы решения
задач
Методы реагирования:
- повторное объяснение преподавателем
- помощь одногруппника
5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей
самостоятельной работы для
студентов (что должны сделать
студенты в ходе выполнения
домашнего задания);
определение целей, которые хочет
достичь преподаватель, задавая
задание на дом;
определение и разъяснение
студентам критериев успешного
выполнения домашнего задания.
Цель: используя записи в тетради решить задачи
Цель: дальнейшее развитие знаний и подготовка к
последующему обучению.
Критерии:
- прочитать конспект, подготовить пересказ текста;
- выучить основные понятия;
- выписать на листочек вопросы, возникшие в ходе
подготовки д/з;
-решить задачи
Слайд 6
Задача № 1
Мише купили футбольный мяч в спущенном состоянии.
Найдите
объем
этого
мяча,
если
сказано,
что
в
накаченном состоянии этот мяч имеет диаметр 30см.
Задача № 2
Диаметр
Луны
приблизительно
составляет
четвертую
часть диаметра Земли. Сравните объемы Луны и Земли.
Задача № 3
Два стальных шара имеют в диаметре: один – 10см, а
другой
–
5см.
Во
сколько
раз
первый
шар
тяжелее
второго?