Автор: Латыпова Флорида Фангаровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества "Исток"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Воспитательное мероприятие, посвящённое Всемирному дню воды
Тема: "БЕРЕГИТЕ ВОДУ!!!"
Раздел: дополнительное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!».
Объединение: «Калейдоскоп идей».
Возраст детей: 7-14 лет
Педагог: Латыпова Флорида Фангаровна
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма
проведения:
интегрированный
урок
с
практической
работой.
Цели: Воспитывать бережное отношение к воде как к бесценному дару
природы.
Задачи:
1. Определить значение воды в жизни человека.
2. Познакомить с мерами охраны водоёмов от загрязнений.
Показать, насколько дорого стоят природные ресурсы (вода в том числе).
3. Развивать фантазию, образное мышление, эстетический вкус.
4. Воспитывать умение работать в коллективе, уважать мнения друг друга.
5. Изобразительными средствами вести пропаганду бережного отношения
природных ресурсов в быту.
Оборудование и материалы к уроку:
для
педагога: план-конспект
занятия,
методическое
пособие,
наглядные
пособия (видеоряд, видеоролик об экологии, фотографии и др.).
для учащихся: фломастеры, маркеры, формат А3, простой карандаш, ластик.
План занятия:
1. Организационный этап – 3 мин.
2. Введение новых знаний – 10 мин.
3. Практическая работа (виртуальное путешествие) – 5 мин.
3. Самостоятельная работа – 20 мин.
4. Релаксация – 1 мин.
5. Анализ работ – 1 мин.
6. Подведение итогов – 3 мин.
7. Заключение – 2 мин.
Ход урока:
1. Организационный этап:
Подготовка
учащихся
к
началу
урока,
установка
дисциплины.
Проверка готовности рабочего места.
Педагог:
Приветствие. Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
я
шла
в
школу
с
отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы детей: - Потому что вы хотели быстрее с нами
встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Педагог: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и
солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое
приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
2. Введение новых знаний.
Сегодня у нас необычное
занятие. Мы поговорим с вами о природных
ресурсах, а о каких, вы узнаете, отгадав загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
Звучит фонограмма «Шум ручья».
22 марта объявлен Международным днём воды. И этот день отмечается не
потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты.
Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем?
Сегодня
мы
поговорим
с
вами
о
её
величестве
ВОДЕ.
Вода
–
самое
удивительное и полное тайн вещество.
Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней
прожить без еды, но без воды он не обойдётся.
Мы
встречаемся
с
водой
каждый
день.
Для
чего
нам
нужна
вода?
(Умываться, купаться, готовить еду, мыть посуду, стирать, мыть полы, окна,
поливать цветы и т. д.)
Кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения).
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!
А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем? ( Показываю детям
глобус, напоминаю, что голубым цветом изображены моря и океаны ). Вода
обладает очень важным свойством – давать жизнь всему живому.
Без воды человек может прожить всего три дня, в то время как без пищи 30-
50 дней. Человек на 65% состоит из воды.
Вода – это источник жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение.
Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озёра.
Если не принимать срочных мер, водоём умрёт, умрёт целый мир существ,
обитающих
в
нём.
Почему
же
воду
надо
беречь?
Воды
на
Земле
одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская
соленая
вода
непригодна
для
питья,
а
также
для
многих
технических
производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще
больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья
и
приготовления
пищи.
Она
же
используется
для
хозяйственных
нужд:
полива
растений, мытья посуды, машин, помещений, умывания, ухода за
животными. Вода нужна всему живому на Земле.
Интересные факты о воде.
Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.
На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.
При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.
При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды
Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды
Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.
Вы наверняка знаете, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только
в
кран
она
попадает
не
сразу:
те
капельки,
которыми
мы
моем
руки,
проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил
воду в трубы, где ее чистят и только после этого вода попадает к нам. Для
того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться
многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в
трубы,
т.е.
построили
водопровод,
третьи
очистили
воду,
четвёртые
ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её
очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем,
что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны
открытыми,
что
же
может
произойти?
Давайте
понаблюдаем,
как
мы
пользуемся водой.
Оказывается
неразумно:
забываем
закрывать
краны,
бросаем
мусор
в
водоёмы, загрязняя его… А ведь именно мы с вами хозяева природы. И
охранять её – наша главная цель.
Обращайте внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь
такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая
этого.
К
примеру,
ты
моешь
руки,
умываешься
под
сильной
струей.
Прикрой
немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись
чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй
кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в
стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А
сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или
колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не
мыть в них машины.
На этом наша беседа закончена и я надеюсь, что она не пройдет бесследно.
3. Практическая работа:
Я предлагаю вам принять участие в конкурсе.
Итак, конкурс «Загадочный».
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька).
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывёт. (облако)
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападёт –
Этот бархат опадёт. ( иней)
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (туча).
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (снег)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой.
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (ручей)
Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают
огромную
площадь
поверхности
планеты
и
играют
решающую
роль:
регулируют климат и сохраняют животный и растительный мир.
А теперь ребята предлагаю вам принять участие в викторине «Реки, озёра,
моря и океаны»
Вопросы:
1. Сколько на нашей планете океанов? (4)
2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким?
(Тихий океан и Северный Ледовитый океан).
3. Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? (Названия морей)
4. Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море)
5. Как называются начало и конец реки? (Исток, устье)
6. У какого водоёма бывают рукава? (Река)
7. Какая река является самой длинной на Земле? ( Нил)
8. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
9. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет
пресная вода? (3%).
4. Самостоятельная работа:
Мы
сегодня
много
узнали
о
воде.
А
теперь
ребята
придумайте
и
нарисуйте дух воды в образе красивой девушки. Представьте себя, что дух
воды призывает, людей беречь воду и внизу рисунка напишите этот призыв. С
чего начнём рисунок?
Предполагаемые ответы детей: С наброска.
Педагог
и
дети
выбирают
формат
будущего
рисунка,
обсуждают
компоновку объектов на листе.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) оказание
помощи
учащимся,
испытывающим
затруднение;
2)
контроль
объема
и
качества выполненной работы.
5.
Релаксация (проводится во время самостоятельной работы, например,
после выполнения наброска):
Педагог: А теперь отвлечемся от своих дел на разминку. Давайте ребята,
словно котята потянемся вперед и назад – 4 раза. Разминка для глаз –
медленно переводите взгляд справа налево и обратно (повторить 4 раза).
Сожмем пальцы рук в замок – делаем круговые движения.
6. Анализ работ:
Педагог:
Ребята
возьмите
ваши
работы
и
покажем
друг
другу.
Какие
красивые рисунки получились! Молодцы ребята!
7. Подведение итогов.
Педагог: А теперь возьмем наши работы и прикрепим их на доску.
Учащийся прикрепляют свои рисунки на доску.
Рефлексия:
- Чему вы научились на уроке?
- Мы получили новые знания о воде и почему ее необходимо беречь!
- Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране.
- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнения?
- Как каждый человек должен беречь воду?
- Что вы должны были сделать?
- Получилось ли у нас это?
- Что для вас было трудно?
- Что особенно вам понравилась?
7. Заключение (задание на дом, прощание).
Педагог: Вот и завершилась наше занятие. Сегодня вы все потрудились на
славу. Молодцы ребята!
Педагог: На следующее занятие принести альбомы, акварельные краски,
кисточки, баночки для воды, палитры.