Автор: Ротарь Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 34
Населённый пункт: город Кировск, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект НОД в младшей группе
Тема: "Огонь полезный и опасный"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в младшей группе по формированию представлений о
пользе и вреде огня
«Огонь полезный и опасный»
Воспитатель: Ротарь Татьяна Александровна
Ведущая образовательная область: познавательное развитие с интеграцией
других образовательных областей.
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста понятия
пользы и вреда огня и знания о пожарной безопасности.
Образовательные задачи:
Закрепить и развить представления о пользе и вреде огня;
Познакомить со свойствами огня;
Обучающие задачи:
Обучать детей правилам поведения при пожаре;
Закрепить в понимании детей, чем опасны игры с огнем и какие могут
быть последствия.
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательную активность, любознательность
Воспитывать чувство осторожности.
Используемые технологии и методы:
Технологии - Технология познавательно-исследовательской деятельности,
ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Методы: беседа, рассказ педагога, экспериментирование, наблюдение,
демонстрация наглядного материала (презентация).
Оборудование: спички, свечи, стакан с водой, стакан с песком, земля,
презентация «Огонь полезный и опасный. Правила пожарной безопасности»,
стеклянная банка с крышкой, ноутбук, проектор, экран для проектора,
колонки.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности;
1
Расширение кругозора детей;
Получение начальных знаний и навыков по пожарной безопасности.
Для педагогов:
Передача педагогического опыта;
Совершенствование профессиональных умений и навыков.
Предварительная работа:
Беседа с детьми на тему «Чем полезен и опасен огонь»;
Рассматривание иллюстраций пожароопасных ситуаций;
Чтение произведения С. Маршака Кошкин дом и его обсуждение;
Просмотр серии мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности» и
«Уроки тетушки совы. Осторожности с огнем»
I.
Вступительный этап
Раздается звук смски (тын – дым)
Воспитатель: Ребята нам на компьютер пришло электронное письмо. Давайте
его откроем?
Дети: Давайте
Воспитатель открывает письмо и читает загадку.
Жарю, парю и пеку,
В доме каждом быть могу.
Людям много - много лет
Я несу тепло и свет.
Обожгу – меня не тронь.
Называюсь я …(Огонь).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как зовут этого неизвестного гостя,
который отправил нам письмо?
Дети: Огонь.
II.
Основной этап
2
Воспитатель: Правильно ребята, это огонь. И он хочет с нами познакомиться
и рассказать о себе. А вот еще сообщение от огонька. Воспитатель читает
сообщение огонька: «Я, огонь, живу в каждом доме. Как вы думаете с
помощью чего меня можно получить?»
Ответы детей (спички, зажигалки и т.д.)
Воспитатель: А зачем нужен огонь?
Ответы детей (согреваться, готовить пищу и т.п.)
Воспитатель:
Показывает слайд с русской печкой
Ребята раньше, в старину, в домах не было ни газовых, ни электрических
плит вместо них в каждом доме стояли печки. В них люди готовили еду,
пекли хлеб и пироги. А также, благодаря, печи, люди обогревали свой дом,
т.к. батарей, как у нас сейчас в домах, раньше не было.
А еще есть заводы, где также необходим огонь для того, чтобы работали
печки. В этих печках делают металл (показывается слайд закалки металла на
производстве). А потом, из этого металла делают машины, самолеты, танки.
Огонь нам очень помогает и дома, и на работе.
Но ребята с огнем нужно обращаться осторожно. И только в присутствии
взрослых. А как вы думаете можно ли играть с огнем?
Дети. Нет.
Воспитатель: А что может случиться?
Дети. Пожар
Показывание слайдов с пожароопасными ситуациями
Воспитатель: Правильно, пожар. А сейчас я буду вам показывать картинки
(слайды), а вы будете мне говорить, что нужно делать в данной ситуации или
чего нельзя делать?
Воспитатель показывает слайд, где мальчик балуется со спичками.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно ли мальчик делает?
Дети. Нет
Воспитатель: Почему? Что может произойти?
3
Дети. Нельзя играть со спичками. Может начаться пожар.
Воспитатель показывает слайд, где девочка включила утюг и забыла про него.
Воспитатель: Можно ли, ребята, оставлять включенным утюг?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему вы так думаете? Что может случиться?
Дети. Девочка забыла выключить утюг. И начался пожар. Нельзя оставлять
без присмотра утюг.
Воспитатель показывает карточку (слайд), где девочка зажигает газовую
плиту.
Воспитатель: Ребята, что на этой картинке делает девочка?
Дети: Зажигает газовую плиту.
Воспитатель: Как вы думаете можно баловаться с газом и включать газовую
плиту без взрослых?
Дети. Нельзя включать и баловаться газом.
Воспитатель: Что может произойти?
Дети: Может возникнуть пожар.
Воспитатель (показывает слайд с изображением мальчика, который набирает
по телефону номер 01): Ребята, а вы знаете, куда надо звонить, если начался,
пожал?
Дети: нужно позвонить 01
Воспитатель: И кто к нам приедет?
Дети: пожарные
Воспитатель: Правильно, молодцы. Пожарные, что делают?
Дети: Тушат пожар.
Физкультминутка
Воспитатель: Правильно. Молодцы ребята. А сейчас мы с вами поиграем.
Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. Условия игры такие, если это
правильно дети делают, то хлопаем, если неправильно, то топаем.
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя (хлопают).
4
Спички весело горят,
Буду с ними я играть (топают)
Дима убежал за дом,
Там играет он с огнем (топают).
Маша знает, что утюг опасен,
И утюг больше не включает (хлопают).
Маша с Танею играют,
На печи газ зажигают (топают).
Все теперь ребята знают,
Что с огнем играть нельзя? (Да)
Экспериментальная часть
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подойдем к столику. Посмотрите у
меня здесь лежат свечки и спички.
Опыт первый. Зажигается свеча. Что вы увидели?
Дети. Огонек.
Воспитатель: как вы думаете к нему можно прикоснуться?
Дети? Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно обжечься и будет больно.
Опыт второй.
Зажигаем свечу. На горящую сечу проливаем немного воды
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Огонь потух.
Тот же опыт проделываем с песком и землей.
Воспитатель: Ребята, а чего, огонь боится?
Дети; Воды, земли и песка.
Воспитатель: Да ребята, огонь боится воды, земли и песка. Мелкое
возгорание можно потушить водой, землей или песком.
Опыт третий
Помещаем свечу в банку, зажигаем.
5
Воспитатель: Ребята, вы видите, как горит свеча?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я закрою банку крышкой, и мы посмотрим, что же
произойдет. Закрываем банку крышкой. Свеча гаснет.
Воспитатель: Ребята, что произошло?
Дети: Свеча погасла?
Воспитатель: А почему она погасла? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята в закрытой банке нет воздуха. Кислород туда не
поступает. Поэтому свеча погасла.
III.
Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, если начался пожар, вы помните, куда надо звонить?
Дети: 01, вызывать пожарных.
Воспитатель: Какие нужно соблюдать правила, чтобы не случилось пожара?
Как можно и как нельзя обращаться с огнем?
Ответы детей: нельзя играть со спичками. Зажигалками, включать и
оставлять без присмотра утюг и другие электроприборы, нельзя без взрослых
включать газ.
Воспитатель: Хорошо. Отлично. Молодцы ребята. Ребята, огоньку очень
понравилось играть с нами. И на прощание огонек приготовил вам
небольшие подарки (воспитатель дарит детям раскраски).
6