Напоминание

Конкурсно - выставочная деятельность в творческом развитии учащихся


Автор: Темирбулатова Раиса Магомедовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАОУК ДО МО г.Нягань "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Нягань ХМАО - Югра
Наименование материала: Информационно - педагогический проект
Тема: Конкурсно - выставочная деятельность в творческом развитии учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования

муниципального образования город Нягань

«Детская школа искусств»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Конкурсно-выставочная деятельность в творческом развитии

учащихся

Автор проекта:

Темирбулатова Раиса Магомедовна,

Высшей квалификационной категории

г. Нягань

Аннотация

Современное

общество

испытывает

потребность в

творческой,

самостоятельной,

активной

лично сти,

с

ярко

в ы р а же н н ы м и

индивидуальными

качествами,

способной,

реализуя

свои

личностные

запросы, решать и проблемы общества. Педагогический проект усиливает

внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая

способствует

становлению

индивидуальности

человека,

е го

самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Конкурсно-выставочная

деятельность

является

неотъемлемой

частью творческого развития учащихся.

Интегрированная

в

образовательный

проце сс,

конкурсно-

выставочная деятельность, актуализирует мотивацию и повышает интерес

к

процессу

обучения,

способствует

позитивному

качественному

изменению личности ребенка в целом. Достижения учащихся в конкурсно-

выставочных

мероприятиях

позволяют

оценить

эффективность

образовательного процесса, выявления и развития одаренности детей.

I.Обоснование необходимости проекта

В

современном

динамичном

мире

к

деятельности

человека

в

различных

сферах

общества

предъявляют

высокие

требования.

Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для

успешного решения нетрадиционных задач в условиях реформирования

общества. В этой связи повышается роль и значение дополнительного

образования,

в

формировании

творческих

способностей

и

реализации

потенциальных

возможностей

ученика.

Качественно

новый

уровень

учебно-воспитательного

процесса

невозможен

без

нового

содержания

образования, выявления и развития креативности учащихся.

Необходимо найти новые подходы к решению задач воспитания

личности

ребенка.

Наряду

с

использованием

методов

и

программ

воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации

на

творческие

процессы,

на

формирование

и

развитие

творческой

личности.

Благоприятными условиями для развития творческих способностей

учеников,

является

воспитательная

работа,

а

именно

конкурсно-

выставочная деятельность.

С

учетом

изменений

связанных

с

подходами

к

воспитанию

выделяется проблема, как организовать процесс подготовки конкурсно-

выставочной

деятельности,

направленной

на

развитие

творческого

потенциала учащихся.

Творческий потенциал – это внутренние личностные возможности,

проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают:

Уровень развития художественно-образного творческого мышления;

Художественно – творческую направленность;

Творческую

мотивацию,

проявляющуюся

в

стремлении

овладеть

новыми знаниями, умениями;

Способность к творческой реализации.

Результатом

образовательной

деятельности

по

изобразительному

искусству является рисунок. Именно конкурсно-выставочная деятельность

является отражением и интересов ребенка и педагогического влияния.

В

работах

учащихся,

выполненных

под

руководством

преподавателя,

проявляется

самобытность

и

индивидуальность

юного

художника.

Задача

педагога

научить

ребенка

новым

способам

изобразительной деятельности и сохранить его индивидуальность.

Творческие

работы

необходимо

экспонировать.

Выставки

это

способ демонстрации достижений учащегося.

Актуальность

заключается

в

активизации

интереса

общества

к

творчеству,

выявлению

успехов,

поддержка

одаренных

детей,

демонстрация

возможностей

педагога,

привлечение

внимания

общественности и родителей к проблемам художественного творчества в

частности.

II. Цели и задачи проекта

Цель

проекта: формирование и развитие личности, творческого

мышления, способностей к самоопределению и самореализации.

Задачи:

1)

Изучить процесс развития творческих способностей.

2)

Выявить условия достижения положительного результата по

проблеме.

3)

Определить показатели эффективности развития творческих

способностей учащихся.

III. Основное содержание проекта

Инновационный

аспект

конкурсно-выставочной

деятельности

в

учреждении

дополнительного

образования

реализуется

в

следующих

направлениях работы:

1)

Становление социальной компетенции учащихся.

2)

Развитие

художественно-творческих

способностей,

образного

мышления, эстетического восприятия, инициативы, активности.

3)

Формирование

способности

учащихся

воспринимать

и

оценивать

результаты своей деятельности с эстетической точки зрения.

4)

Эстетическое развитие и формирование духовной культуры.

5)

Воспитание чувства национального самосознания, любви к Родине,

ее истории, культуре, традициям, народному искусству.

6)

Развитие навыков коммуникабельности в отношениях со взрослыми

и сверстниками в коллективе.

На отделении изобразительного искусства учащиеся выполняют большое

количество

учебных

заданий

по

рисунку,

живописи,

композиции,

скульптуры, керамики они осваивают правила, приёмы и технику создания

художественных произведений. Каждый последующий год обучения они

постигают

определенные

этапы,

стремятся

к

созданию

собственных

произведений и осознают свои индивидуальные возможности.

Исполненные по заданию рисунки и живопись с постановочной натуры

учащиеся

представляют

на

просмотр

компетентной

комиссии

из

преподавателей,

которая

определяет

их

достоинство

по

пятибалльной

системе оценок. Критерии оценки, как правило, отмечают успешность

учащихся в овладении необходимой изобразительной техникой.

Выставка

это

публичная

демонстрация,

в

нашем

случае

в

области

искусства.

Лучшие

учебные

работы

учащихся

будут

представлены

на

выставках.

Только увидев их в сравнении с другими, только ощутив зрительскую

реакцию

и

услышав

суждение

товарищей,

профессионалов,

других

зрителей, возможно, адекватно оценить свои творческие достижения.

В

своей

педагогической

деятельности

я

придаю

большое

значение

творческому развитию учащихся и активно ориентирую на конкурсы и

выставки. Создание произведений с ориентацией на публичную выставку в

стремлении

оптимально

выразить

их

образную

содержательность

побуждает моих учеников к поиску художественного решения любимых

тем и творческих идей.

В ыс т а вки

с т имулируют

т ворч е с кую

а кт ивно с т ь

у ч е н и ко в .

Ориентированность

творческой

активности

учеников

на

создание

произведений

и

подготовку

к

выставкам

даёт

им

осознание

своего

индивидуального

креативного

потенциала

и

причастности

к

общей

культуре и искусству.

Правильное и качественное оформление работы к выставке воспитывает у

учащихся

уважительное

отношение

к

произведениям.

Помощь

в

подготовка помещения к выставке, оформление произведения, работа со

зрителем, это существенный фактор образования. Организация выставок

для

широкого

зрителя

имеет

важный

психологический

аспект

для

учащихся:

так

воспитывается

у

них

чувство

ответственности

за

своё

творчество,

развивается

терпимость

к

чужим

суждениям,

формируется

опыт эмоционально-ценностных отношений.

Общение

учащихся

на

выставке

это

особое

общение

на

основе

художественных впечатлений, беседа со зрителями на тему конкретных

произведений

и

на

общие

темы

о

сути,

содержании,

характере,

о

мастерстве в творчестве и о проблемах современного искусства. Опыт

обсуждения выставок приводит к умению выразить эстетическую оценку в

слове, к анализу самой выставки как некоей целостности и конкретных её

экспонатов, к осознанию результатов своего творчества и его показа. Такое

общение на выставке и по поводу выставки повышает у учащихся уровень

коммуникативной компетенции.

Ко́

нкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц

в

области

искусства,

наук

и

прочего,

с

целью

выделить

наиболее

выдающегося

(или

выдающихся) конкурсанта-претендента

на

победу.

Работы

учащихся

сравниваются

между

собой

и

заочно

оцениваются

незнакомым

и

независимым

жюри.

Здесь

важно

воспитание

у

них

психологической

культуры

и

адекватности

эмоциональных

реакций

на

решения

жюри.

Конкурсы

приучают

учащихся

к

правильному

переживанию успехов и неудач, это важный опыт.

Становление социальной компетенции учащихся.

Первое направление рассматривается как способность к творческой

самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху,

способность адаптироваться к новым ситуациям.

Одним

из

путей

формирования

социальной

компетентности

учащегося может быть его активное включение в социальную творческую

среду

посредством

организации

и

личного

участия

в

художественных

конкурсах и выставках.

Учащиеся

отделения

изобразительного

искусства

являются

постоянными

участниками

городских,

зональных,

региональных,

окружных выставок и конкурсов. Ежегодно проводятся отчетные выставки

учащихся.

Основной

задачей

конкурсов

является

повышение

направленности на успешную творческую деятельность. Учащийся решает

поставленные перед ним учебные задачи, стремится к успеху и пытается

публично

выразить

собственную

позицию

средствами

живописи,

скульптуры,

что

необходимо

для

становления

его

социальной

компетентности.

На

выставках

преподаватель

оценивает

творческий

потенциал

каждого из учеников, и может оказать необходимую помощь в дальнейшем

становлении личности.

Примером

этой

помощи

в

становлении

социальной

компетентности учащихся можно считать совместные выставки учащихся,

преподавателей, мастера декоративно прикладного искусства. В 2013 году

в

городе

Ханты-Мансийске

была

проведена

выставка

отделения

изобразительного искусства «Детской школы искусств № 1» и народного

мастера

России

Пастернак

Ларисы

«Творить

красоту».

На

выставке

представлены работы: графика, живопись, батик, скульптура, керамика,

выполненные учениками и преподавателями.

Важную роль, на мой взгляд, играют мероприятия, требующие

очного участия. Но не каждый ученик имеет возможность выехать в другой

город для участия в подобных конкурсах.

В понимании социальной значимости собственного творчества

ученикам

-

необходимо

соизмерить

результаты

своей

деятельности

с

уровнем

художественных

школ

городов

России.

В

связи

с

этим

организовываются

мастер-классы

с

приглашением

преподавателя

Суриковской академии, преподаватель декоративно-прикладного искусства

Ханты-Мансийского института Поздникова В.

Учащиеся на практике предъявляют свое творчество с учётом

конкретных

обстоятельств

и

времени.

Сама

выставочная

деятельность

приобретает

все

большее

социокультурное

значение:

возрастает

роль

выставок

в

сохранении

и

интерпретации

культурного

наследия,

в

процессах культурной идентификации, образования, в организации досуга.

Современные выставки становятся центрами коммуникации, культурной

информации и творческих инноваций. Учащиеся характеризуются умением

определять

проблему,

находить

пути

ее

решения

в

совместной

деятельности на основе принятия высоких ценностей культуры. Названные

характеристики отражают

высокую

социальную

компетентность и

высокий социальный интеллект учащегося художественного отделения.

Развитие

художественно-творческих

способностей,

образного

мышления, эстетического восприятия, инициативы, активности.

Для полноценного творческого развития учащихся необходимо не

только

чуткое

педагогическое

руководство

и

высокая

методическая

подготовка

преподавателя,

но

и

сбалансированность

применяемых

им

методов, их направленность на решение задач обучения. Эффективным

способом обучения является метод личностного показа педагогом процесса

выполнения работы.

При

ана лизе

данного

направления

была

в ы я в л е н а

несостоятельность

ребенка

и

доминирование

взрослых.

Преподаватель

должен направлять ученика, но, ни в коем случае не принимать ведущее

участие, это не допустимо.

Р а з л и ч н ы е

м е т о д ы

п о д г о т о в и т е л ь н о й

р а б о т ы

предшествующествующие конкурсно-выставочной деятельности:

Метод индивидуальной работы с педагогом позволяет максимально

учитывать возможности учащегося;

Метод

групповой

работы,

учащиеся

учатся

концентрировать

внимание, развивают коммуникацию между собой;

Метод свободы в системе ограничений. Каждый урок создает свои, и

довольно четкие, ограничения в содержании и в технике. Если на

уроке ставится задача ограничения колорита или содержания, то

результат

работы

может

быть

оценен

только

по

соответствию

данному

ограничению.

Четкое

выполнение

ограничений

каждого

урока и их постоянной сменяемости формирует у ученика умение

сознательно

направлять

любую

свою

работу,

лишает

творческую

волю

расхлябанно сти,

делает

ее

д и с ц и п л и н и р о ва н н о й ,

целеустремленной. (1.2003 журнал стр. 7)

Метод

диалога.

Преподаватель

и

ученик

собеседники.

Как

преподаватель я готовлю человека умеющего и мыслящего. Мысль

ученик должен научиться выражать и в практической работе, и в

слове.

Метод сравнения как путь активизации мышления. В восприятии

произведений имеет смысл показ нескольких возможностей решения

темы и сюжета.

Конкурсно-выставочная

деятельность

оказывает

огромное

влияние

на

творчество учеников, является основой развития обучения, раскрывающей

индивидуальность.

Полученный

результат

это.

Создание

изделий

своими

руками

это

универсальное

образовательное

средство,

способное

уравновесить

одностороннюю

интеллектуальную

деятельность

маленького

человека,

чтобы

он

развивался

всесторонне.

Занятия

художественным

трудом

призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к

творческому самовыражению.

В ходе творческой деятельности ученик добивается личных достижений.

Педагогу очень важно:

• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия;

• уважать точку зрения воспитанника, как художника, какой бы она ни была

– не подавлять ее собственным мнением;

• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого

воображения ребенка.

Учащиеся в классе обладают разной степенью подготовки и дарования.

Педагогу

необходимо

создать

обстановку

здорового

соперничества.

Особенно ранимы менее способные учащиеся, поэтому в работе с ними я

соблюдаю особый такт и ни в коем случае не допускаю насмешек и

упреков, относящихся или к их скромным данным, или к недостаточной в

прошлом

подготовке.

Это

может

выработать

у

ученика

комплекс

неполноценности и тогда не может быть и речи, ни о какой работе с ним.

Он замкнется, будет все время внутренне «зажат», что не даст возможности

его роста и может привести к тому, что такой учащийся бросит работать.

Конкурс

как

творческое

состязание

юных

музыкантов

всегда

являлся

большим стимулом в развитии, как учеников, так и преподавателей. На

таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство

и много других качеств, формирующих будущего музыканта.

IV.Ресурсы

Временные ресурсы

Про ект

ре а лизует ся

с

момент а

о снования

о т д е л е н и я

изобразительного искусства с 1997 года.

Информационные ресурсы

Литература

педагогического,

художественного,

психологического

направления; Интернет.

Человеческие ресурсы

Преподаватели

художественного

отделения,

учащиеся

отделения

изобразительного искусства, организаторы выставок-конкурсов.

Организационные ресурсы

Материально-финансовые ресурсы

Для

реализации

проекта

необходимо

наличие

выставочных

помещений,

со

стендами

для

работ.

Финансовых

затрат

требует

оформление

работ

(рамы

для

картин),

доставка

работ

к

выставочным

помещениям.

Материальные

затраты

в

конкурсной

деятельности

различны

в

зависимости от формы участия:

Очное участие

- проезд учеников и педагога к месту проведения

конкурса и обратно, проживание.

Заочное участие – отправка работ почтой.

V. Партнеры

Партнерами

реализации

проекта

являются

детские

школы

искусств, МБОУ МО г.Нягань Гимназия, Центр малочисленных народов

севера, детские библиотеки города Нягани,

VI. Целевая аудитория

VII.План реализации проекта

VIII.Ожидаемые результаты

За

15

лет

существования

данного

проекта

создано

портфолио

конкурсно-выставочных

материалов:

фотографии

выставок,

конкурсов;

выставочные буклеты; дипломы, грамоты, благодарственные письма.

Практическая

реализация

поставленной

цели

и

задач

проекта

показала

его

эффективность,

потенциал.

В

процессе

конкурсно-

выставочной деятельности:

1)

Активизируется творческий потенциал личности учащегося;

2)

Реализуется потребность в творческом самовыражении;

3)

Развивается интерпретационные умения;

4)

Совершенствуется художественный вкус;

5)

Совершенствуется социальная компетентность;

6)

Создается

устойчивая

мотивация

на

дальнейшее

самостоятельное

общение с искусством и творческое самопознание.

Основная цель обучения на художественном отделении, это изучить

основы изобразительного искусства. Не все выпускники художественного

отделения идут дальне, выбирая другое образование. Как преподаватель я

формирую

направленность

на

художественную

деятельность,

чтобы

в

дальнейшем

это

могло

стать

профессией.

Конкурсно-выставочная

деятельность это как кирпичик, фундамента художественного образования,

на

котором

впоследствии

выстраивается

профессиональная

структура

личности.



В раздел образования