"Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ "Южное Бутово"
Автор: Волкова Оксана Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Южное Бутово" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: "Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ "Южное Бутово" Раздел: дошкольное образование
Статья « Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ
ЦССВ «Южное Бутово»
Государственное казенное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Южное Бутово»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
СТАТЬЯ
« Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ
ЦССВ «Южное Бутово»
Подготовила:
Воспитатель
Волкова Оксана Васильевна
Возрастная направленность:
воспитатели ГКУ ЦССВ
для умственно отсталых детей.
Москва 2016
О. В. Волкова
ГКУ ЦССВ «Южное Бутово», г. Москва
В
данной
статье
рассматривается
актуальный
вопрос
социально-
трудовой реабилитации воспитанников Детского Дома-интерната «Южное
Бутово».
Раскрываются
признаки
умственной
отсталости,
даются
рекомендации по развитию трудовых навыков у детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Среди
всех
категорий
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья, наибольшее число составляют дети, страдающие умственной
отсталостью. Под умственной отсталостью понимают состояние задержки
или
неполноты
развития
психики,
которая
характеризуется,
главным
образом, проявляющейся в период развития недостаточностью навыков,
определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых,
моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в
сочетании с другими психическими или соматическим расстройством, или
вне
такого
сочетания.
Вместе
с
тем
умственно
отсталые
лица
могут
страдать
широким
спектром
психических
расстройств,
частота
возникновения
которых,
в
3-4
раза
превышает
соответствующие
показатели в общей популяции.
Умственная отсталость характеризуется следующим:
1) значимое снижение общего уровня интеллектуального развития
2)значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации
3) появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет
Основное проявление – недоразвитие интеллекта. При умственной
отсталости страдают все психические функции – мышление,
память,
внимание,
воля,
эмоции.
Умственная
отсталость
развивается
в
раннем
возрасте и ведет к значительному снижению трудоспособности.
Умственно отсталые дети способны приобрести самые простые
трудовые
навыки.
Уборка,
стирка,
мытье
посуды
и
даже
освоить
простейшие
производственные
процессы
благодаря
тренировке
подражательных действий.
В работе они могут быть старательны, но работают медленно и
непродуктивно. Главный принцип в работе с глубоко умственно отсталыми
воспитанниками
–
это
практическая
направленность
всего
обучения.
Содержание
учебно-воспитательной
работы
с
воспитанниками
–
необходимо выявление положительных возможностей
в подготовке к
доступным
для
них
видам
труда.
Поэтому,
вся
коррекционно-
воспитательная деятельность с умственно отсталыми воспитанниками 13-
18
лет
должна
базироваться
на
таких
видах
занятий,
ка к
самообслуживание,
хозяйственно-бытовой,
производительный
и
ручной
труд. Центральным звеном в системе работы являются занятия, готовящие
воспитанников к трудовой деятельности.
Обучение должно строиться таким образом, чтобы воспитанникам
приходилось преодолевать определенные трудности и уметь справляться с
работой,
требующей
от
них
пусть
небольшого,
но
постепенного
увеличения степени самостоятельности. Для данных воспитанников труд
является
основным
способом
адаптации
к
жизни.
В
ходе
обучения
воспитанники
овладевают
элементарными
умениями
и
навыками,
необходимыми
для
выполнения
несложных
работ
в
особо
созданных
условиях.
Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного
воспитания глубоко умственно отсталых воспитанников. В ходе трудовой
подготовки
у
них
формируются
такие
личностные
качества,
как
трудолюбие,
ответственность,
чувство
коллективизма,
взаимопомощи…
Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить
воспитанника
выполнять
определенную
работу,
чем
воспитать
у
него
необходимые
для
систематического
труда
организационные
навыки,
которые
должны
стать
чертами
его
характера,
о п р е д е л я т ь
взаимоотношения с товарищами по работе.
Приступив к работе в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»,
я выбрала
следующую
тему
по
самообразованию
«Формирование
элементарных
трудовых
навыков
и
умений
у
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
среднего
школьного
возраста».
В
работе
с
воспитанниками начала использовать все возможности детей, развивая у
них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они смогли
самостоятельно себя обслуживать: выполнять в быту и в производственных
условиях
несложные
трудовые
операции,
имели
возможность
ориентироваться в окружающем мире.
Уроки развития трудовых навыков и умений являются ведущими на
старших годах обучения. В процессе работы я стараюсь воспитать у детей
трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность,
аккуратность. Дети данной группы отличаются следующими основными
чертами:
повышенная
истощаемость,
и
естественно,
низ кая
работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений,
бедный словарь, низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в
процессе трудовой деятельности. Эти дети не способны к самостоятельной
адаптации, осознанному включению во взрослую жизнь.
В
ГКУ
ЦССВ
«Южное
Бутово»
проводится
большая
работа
по
формированию
у
воспитанников
первоначальных
трудовых
навыков
и
умений. Для организации трудовой деятельности в группе мы оборудовали
тумбочку для чистки обуви и одежды, имеется инвентарь по уходу за
цветами, на полочке поместили материалы для ручного труда( картон,
клей, шишки, желуди, кору, нитки). Индивидуальные поручения , в которые
входят разные виды труда, организуем в течение всего дня. Утром, а также
после прогулок воспитанники убирают за собой одежду под контролем
воспитателя. На прогулке выполняют работу по уборке участка, уходу за
растениями, выносят и убирают выносной игровой материал. После обеда
воспитанники принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после
сна
убирают
их.
Таким
образом,
мы
предусмотрели
участие
всех
воспитанников
в
трудовой
деятельности,
создали
в
центре
обстановку
постоянной занятости.
Хозяйственно-бытовой труд является наиболее
распространенным
и
доступным,
связан
с
самообслуживанием,
соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в группе и на улице.
У воспитанников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде,
сформировано
бережное
отношение
к
вещам,
аккуратность,
желание
поддерживать
чистоту
и
порядок.
Поэтому,
в
своей
работе
мы
позаботилась
о
том,
чтобы
для
работы
был
необходимый
материал
-
организовали
в
группах
уголки
природы,
растения
расположены
на
доступной
детям
высоте,
чтобы
легче
было
за
ними
ухаживать.
Расположение уголка природы удобно и тем, что позволяет одновременно
работать нескольким детям, не мешая друг другу. Участвуя в трудовой
деятельности
по
уходу
за
животными
и
растениями,
воспитанники
приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками
ухода, проявляют заботу, бережливость. Составная , органическая часть
трудового воспитания в центре- ручной труд. Работа в центре организована
таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками работы с тканью в
том объеме, который предусмотрен программой. Для шитья приобретены
иглы средней длины и толщины, с широким ушком и нитки, лоскутки
тканей: ситец, сатин, фланель. С первых занятий дети приучены соблюдать
правила пользования ножницами и иголкой. Занятия ручным трудом всегда
радуют
детей
своими
результатами,
а
мы
стараемся
сделать
их
деятельность
общественно-
полезной
-
пришиваем
пуговицы,
петли
к
полотенцам.
Даем
возможность
самостоятельно
подобрать
пуговицы,
нитки. Воспитанники стараются сделать свою работу аккуратно.
Весной в ящиках сеем овес, сажаем лук, ухаживаем за посадками очень
старательно, и с гордостью отмечаем, что овес, лук выросли в ящиках, что
они посажены их руками.
Много
поделок
изготовляют
воспитанники
своими
руками
из
различного
материала,
как
сувениры
и
подарки
взрослым
и
гостям.
Систематическая
самостоятельная
работа
в
уголке
ручного
труда,
о р г а н и з о в а н н а я
в о с п и т а т е л я м и ,
с п о с о б с т ву е т
р а з в и т и ю
сообразительности, ловкости, ручных умений.
В апреле проводится осмотр цветников, клумб, готовим к весеннему
севу, очищаем территорию от прошлогоднего мусора.
Мы серьезно относимся к оценке трудовой деятельности воспитанников,
чтобы все поощрялись в силу их возможностей. Слаженный ритм работы,
атмосфера
творческого
труда,
доброжелательное
отношение
стали
необходимым и признанным условием воспитания детей в ГКУ ЦССВ
«Южное Бутово».
Результаты работы показали, что
- при серьезном
нарушении речи и мышления, речь воспитателя не
является
регулятором
поведения
воспитанников,
поэтому
любая
тема
дается предметно-практическим способом.
-развитие крупной и мелкой моторики – это средство коррекции, так как
активизируются определенные зоны головного мозга, которые могут дать
основание для компенсации дефекта.
-через предметно-практические и продуктивные виды, через ручной труд,
лепку, конструирование у воспитанников с глубокой и тяжелой умственной
отсталостью можно сформировать систему представлений об окружающем
мире и обучить практическим действиям.
В
процессе
трудовой
деятельности
у
воспитанников
появляется
некоторая
способность
к
самооценке,
выражающаяся
в
определенной
критичности своих возможностей в учебной и трудовой деятельности.
Поэтому,
я
в
своей
работе
главное
внимание
уделяю
решению
следующих задач:
-трудовое обучение и подготовка посильным видам труда
-обучение обслуживающему, ручному труду
Основной целью моей работы с воспитанниками 13-18 лет является
обучение
их
элементарным
навыкам
хозяйственно-бытового,
ручного
труда,
общепринятых
правил
и
норм
поведения.
Соответствующая
трудовая
подготовка
воспитанников
должна
дать
возможность
после
окончания обучения, в некоторой степени, материально обеспечивать себя,
жить в коллективе, по возможности адаптироваться в обществе. Трудовое
обучение занимает ведущее место в моей работе.
Литература:
[ 1. Х.С. Замский « Умственно отсталые дети: История их изучения,
воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство : ИЦ
Академия , 2008 года, 2 издание. 2. Л.М. Шипицына «Необучаемый
ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением
интеллекта. – СПБ: Речь, 2005 г. 3. А.Р. Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и
обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М, 2003г. ]