Автор: Ворожцов Михаил Юрьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Перспектива"
Населённый пункт: город Переславль-Залесский, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Давайте играть в шахматы!"
Раздел: дополнительное образование
Давайте играть в шахматы!
Клетчатую доску со стройными фигур видел хоть раз в жизни каждый
из
нас.
Наверное,
нет
более
распространённой,
наиболее
доступной,
захватывающей
и
увлекательной
игры,
чем
шахматы.
О
её
древнем
происхождении сложены легенды. Но сегодня я хочу поговорить о шахматной
игре,
как
о
ресурсе,
который
предоставляет
возможность
для
разностороннего развития детей и подростков.
На
базе
образовательного
учреждения,
где
я
работаю,
создана
шахматная школа. Занятие шахматами, как вид внеурочных занятий, является
одним
из
самых
востребованных,
и
это
понятно,
ведь
шахматы
для
человеческого интеллекта значат столько же, сколько и спорт для физического
развития человека.
Что же
меняется в маленьком человеке, занимающемся шахматами?
Какие процессы развития стимулирует шахматная игра,
и как наиболее
эффективно использовать этот образовательный ресурс для формирования
положительных качеств человеческой личности?
Прежде всего, шахматы требуют хорошей памяти. Человеку с плохой
памятью
трудно
мыслить,
соображать.
Шахматы
стимулируют
развитие
памяти, помогают укрепить её, обогатить новыми понятиями. Но не на одно
только буквальное запоминание опирается шахматист. Каждый игрок обязан,
прежде всего, предвидеть возможный ход развития событий на своей доске.
Приобретя на начальном этапе подготовки определённые знания и навыки,
шахматист должен развить в себе умение выбрать верное решение в ходе
игры.
Любое
решение,
любая
комбинация
требуют
определённой,
продуманной подготовки.
Неверное
планирование,
несвоевременность
действий,
запоздалая
реакция не принесут желаемого результата. Когда от тебя требуется принять
единственно верное решение, нет времени на фантазии. Способность далеко
и точно предвидеть результат формирует у игрока навыки сравнительного
мыслительного
анализа,
здравый
смысл,
строгие
логические
формы
мышления. Но этим не исчерпывается влияние шахмат на формирование
интеллекта человека.
Шахматы можно рассматривать и в качестве тренажёра творческих
способностей
человека.
В
процессе
игры
возникают
комбинации,
не
позволяющие
выбрать
единственно
верное
решение.
Здесь
и
включается
механизм вероятностной оценки ситуации. Не имея, в силу ограниченности
во времени, возможности перебрать в уме все возможные ходы, шахматист
делает интуитивный выбор в пользу того, или иного варианта, стимулируя
тем самым процесс целенаправленного формирования и развития творческих
способностей.
Результаты многолетних научных исследований и данные из практики
обучения шахматам подтверждают, что активно занимающиеся шахматами
подростки, как правило, учатся успешнее своих одноклассников. Особенно
это заметно, если анализировать успеваемость по точным наукам.
В середине 80-х годов XX века в Венесуэле Национальным институтом
спорта было проведено исследование, точнее эксперимент, целью которого
была пропаганда шахмат среди молодёжи. Для эксперимента были отобраны
две группы детей, проходившие обучение в обычной школе. В одной из этих
групп дети совмещали учёбу с активными занятиями шахматами.
Анализ
результатов эксперимента показал, что скорость интеллектуальной реакции у
детей, игравших в шахматы, повысилась почти на 40 %.
Хочу
привести
пару
цитат,
авторы
цитат
–
два
великих
человека.
Несмотря на различия в сферах их деятельности, оба они говорят об одном:
важности и нужности шахмат для подрастающего поколения.
А.Е.Карпов,
чемпион
Мира
по
шахматам:
«…шахматы
дают
детям
очень
много
и
в
психологическом,
и
в
интеллектуальном
плане.
Это
самоконтроль, дисциплина, умение составить план действий
в трудной
ситуации, и наконец, чувство уважения к товарищам, соперникам».
В.А.
Сухомлинский,
выдающийся
педагог:
«Шахматная
игра
в
абсолютной
тишине,
при
полной
сосредоточенности
–
замечательное
средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль».
Единственное, что остаётся мне добавить к вышесказанному: давайте
играть в шахматы!
Ворожцов Михаил Юрьевич,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Перспектива», г. Переславль-Залесский